Суббота, 17.08.2019, 20:43
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » МХК

МХК, 10 класс. Исламский восток
[ · Скачать удаленно (16Kb) ] 22.01.2012, 18:36
Предмет Мировая художественная культура Класс 10
Тема урока: "Художественная культура исламского Востока".
Характеристика класса: в классе 10 учащихся. Качество знаний учащихся по предметам составляет -50%, успеваемость-100%. Таким образом, можно сделать вывод, что данный класс обладает среднем уровнем учебных возможностей.
Средства, обеспечивающие учебный процесс:
мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация,
сообщения учащихся
индивидуальный раздаточный материал.
Цель урока:
Создать условия для знакомства учащихся с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи.
Задачи:
• Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус.
• Продолжить воспитание в духе толерантности, что способствует формированию у учащихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

1. Организационный момент.
Цель: формировать позитивную мотивацию учащихся на предстоящую учебную деятельность
Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
(методы работы на уроке)
Учащиеся приветствуют учителя стоя. После приветствия, садятся. Дежурный ученик информирует учителя об отсутствующих в классе.

Учащиеся работают в парах, высказывают свои версии, суждения.
Заполняют таблицу
(первые две колонки):
Знаю Хочу узнать Узнал(а)
*** ***

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся предлагают варианты ответов. Например:
1. Что узнаем о художественной культуре исламского Востока
2. чему будем учиться
2. Как и каким образом будем учиться
3. Зачем нам это надо
Учитель заходит в класс и приветствует учащихся: «Добрый день. Садитесь».
Учитель отмечает в журнале отсутствующих на уроке.
Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.
Я знаю, что Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! А, что вы знаете о Востоке? А что бы вы хотели узнать?
Заполните первые две колонки таблицы.

Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и найти ответы на интересующие вас вопросы.
Учитель показывает первый слайд, на котором записана тема урока
«Художественная культура исламского Востока» (слайд № 2).
Ребята, определите, какие задачи поставим сегодня на уроке.

фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

словесный

Словесный
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель: Закрепить знания полученные ранее
Задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание ( методы работы на уроке)
Учащиеся работают по заданному материалу на дом.

Устно отвечают на блиц – опрос.

Каждый ученик получает карточку, на которой имеется задание (работа по индивидуальным карточкам, задание №2). Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.
Учитель проверяет домашнее задание.
Задание №1. (приложение № 1, задание 1)

Задание №2. (приложение № 1, задание 2)

Ребята, проверим ваши знания. Обменяйтесь работами друг с другом, поставьте оценки в соответствии со шкалой.
Учитель опрашивает по данной работе двух учеников, для того, чтобы другие учащиеся проверили свои работы.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа по карточкам.
Актуализация опорных знаний и умений.
Педагогическое оценивание

3. Изучение нового учебного материала
Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале, развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус.
Задачи:
• Актуализировать прежние знания, умения, навыки.
• Формировать новые учебные понятия.ого урока.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание (методы работы на уроке)

Учащиеся слушают учителя, работают по электронной презентации.

Учащиеся работают по тексту и отвечают на вопросы к нему устно, показывая элементы мечети на экране.

Ученики, подготовившие индивидуальные выступления, выступают с сообщениями перед классом.
По ходу выступления учащиеся фиксируют в тетради основные моменты.

Учащиеся слушают текст.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, предлагают варианты ответов.

Двое учащихся класса рассказывают биографию Омара Хайяма, другие учащиеся в это время записывают информацию по алгоритму, слайд №:9 Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры. Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Изучите предложенные тексты и ответьте на вопросы устно (Приложение №2) Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране. (слайд № 3)
Хорошо, с этим заданием вы справились.
Учитель: о жемчужинах исламской архитектуры Вам расскажут ребята, которые дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения Выступления детей:
«Тадж - Махал» (слайд №4); «Биби - ханым» (слайд № 5); «Кааба» (слайд №6)
Спасибо ребята за хорошую исчерпывающую информацию.
На экране высвечивается рубаи (слайд №7) Омара Хайяма, учитель читает: -
Мы цель создания, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.
Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?( ответы детей)
Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.
(Учитель читает стихотворение):
Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту подтверждает слово.
Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с биографией Омара Хайяма.
( слайд №8) Давайте послушаем , кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма».
Биография Омара Хайяма.
(Идёт выступления учащихся )
Учитель:
Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

Работа по электронной презентации.

Усвоение новых знаний


Исследовательская работа учащихся. Поиск ответов на поставленные вопросы.
Наглядный метод
Работа по электронной презентации

словесный
4. Закрепление учебного материала
Цель: установить степень усвоения нового материала.
Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, устранить обнаруженные пробелы в знаниях
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
( методы работы на уроке)
Учащиеся выполняют самостоятельную работу для закрепления материала

Учащиеся подводят итог урока, высказывая свои суждения Учитель для закрепления изученного материала предлагает детям выполнить задание.
Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.
«Спор с богом»
«Злая эпиграмма»
«Застольный куплет»
«Любовная зарисовка».
После выполнения задания, учитель подводит итог урока:
Ребята давайте подведем итог урока, ответив на вопрос: Какое значение для человечества имеет культура Востока?

рефлексивная деятельность

дискуссионная
5. Задание на дом
Цель: правильное выполнение домашнего задания
Задача: сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, подвести итоги урока
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание ( методы работы на уроке)
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание:
выставляются оценки в дневник за свою работу
Прощаются с учителем. Учитель задает домашнее задание.
1. Заполнить таблицу (третью колонку):
Знаю Хочу узнать Узнал(а)
***
2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:
• Попробуйте сочинить рубаи в стиле Омара Хайями.
• Напишите рассказ или создайте презентацию от имени путешественника побывавшего в одном из городов Востока
• Напишите эссе рассуждение на рубаи Омара Хайями:"Лучше быть голодным, чем есть, что попало, лучше быть одному, чем с кем попало"
Заключительное слово учителя о работе класса, выставление оценок. Прощание учителя с детьми.


Словесный, эвристический, поисковый

Приложение 1

Задание 1

Блиц – опрос.
-назовите самую молодую религию мира (Ислам)
когда она появилась? (В VII в. н. э. )
-где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
-главные центры ислама? (Мекка и Медина)
-священная книга мусульман (Коран)
-назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
-священный для мусульман день (пятница)

Шкала оценивания
7-8 правильных ответов – оценка «5»
5-6 правильных ответов – оценка «4»
Менее 5 правильных ответов – оценка «3»

Задание 2:

На выполнение 4 мин.
Каждый правильный ответ-1 балл.
14-15 баллов-оценка «5»
11-13 баллов – оценка «4»
8-10 баллов - оценка «3»
1) Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)
Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру . Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком.
2) Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. Напишите их.

Приложение 2
Текст
Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.
Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.
Вопросы к тексту:
Где проходила молитва у мусульман?
Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
Как называется алтарная ниша?
В какую сторону обращена алтарная ниша?
Как оформлялся главный фасад с улицы?
Чем дополнялась мечеть?
Кто созывал на молитву?
Категория: МХК | Добавил: lfhmz7
Просмотров: 3444 | Загрузок: 655 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ИринаЛар  
Дарья Ивановна, материал не допущен к участию в конкурсе. Работа загружена не на официальный файлообменник. cry Работа представлена не по форме, критически неполный комплект документов. Обратите внимание на Положение Конкурса.
С уважением, тех.эксперт Ларионова Ирина Юрьевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]