Воскресенье, 11.12.2016, 08:59
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » ИЗО

АМО в преподавании образовательной области Искусство. ИЗО 7 класс. "Пропорции и строение фигуры человека
[ · Скачать удаленно (43КБ) ] 09.12.2015, 16:05
Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация
Автор занятия/мероприятия (ФИО) Безгласная С.Ю.
Должность, категория Учитель ИЗО высшей категории.
Мероприятие, область применения. Мастер- класс для учителей ИЗО общеобразовательной школы.
Возрастная группа Учащиеся 7 класса. (По возможности модератор для показа слайдов).
Продолжительность мероприятия академический час.

Методическая информация
Тема занятия/мероприятия и место в учебно-воспитательном процессе. «Пропорции и строение фигуры человека» урок №3 по Программе «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.
Классификация занятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное) Обучающее

Цели занятия/ мероприятия
1. Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства.
2. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».
3. Научить рисовать человека в движении несколькими способами, совмещать несколько способов и приемов в одном изображении.
4. Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
5. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут)закрепят дети в ходе занятия ( мероприятия)
Овладевают знаниями о пропорциях тела человека.
Приобретут умения рисовать движущегося человека
Будут иметь возможность попробовать несколько различных способов для рисования человека.

Характеристика видов деятельности учащихся, УУД
Личностные – уметь изображать человека в движении несколькими способами, совмещать несколько способов и приемов в одном изображении.
Регулятивные - уметь объяснять смыслы и необходимость использования пропорций при изображении человека в истории искусства.
Познавательные - сравнивать, сопоставлять, анализировать композиционные и стилизованные решения изображения человека в разные эпохи
Коммуникативные - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе об особенностях изображения человека и личном участии в занятии.

Предварительная работа
Заранее вывесить объявление о проводимом мастер – классе на стенде для объявлений. «Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер – класс ««Пропорции и строение фигуры человека» В процессе проведения дарим возможность: получить новый опыт и знания по рисованию фигуры человека традиционным и не традиционным способами; увидеть учащихся 7-В класса в роли художников».

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
1. Учебник - Джек Хамм. "Как рисовать голову и фигуру человека".
2. АМО kopilochka.zip - ZIP архив
3. Интернет ресурс - ru.wikihow.com› Как рисовать людей
4. Программа «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия
1.Мольберт, мел, губка.
2.Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
3. Стикеры «яблоки» - 40 шт (двух цветов: зелёные и красные, по количеству учащихся и приглашённых) , на начальный и завершающий этап.
4. Запись мелодии для разминки и приветствия.
5. Распечатка слов- действий: зашли, аплодировали, махали, прыгали, присели.
6.Листы бумаги для рисования – 20 шт, с запасом.
7. Нарисованные на листах ватмана дерево и корзина (можно заменить идентичными рисунками на створках доски мелом)
8. Работы учащихся предыдущих лет обучения (можно заменить набросками учителя с показом ожидаемого результата)
8. Фломастеры. Карандаши простые, ластики для работы учащихся.

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал).
1. Подготовить презентацию на тему «Человек в движении»
2.Фонограмма весёлой музыки для выполнения разминки.

ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Инициация «Рады вас видеть»
3. Выяснение темы.
4. Формирование ожиданий и опасений обучающихся
5. Интерактивная лекция о пропорциях фигуры человека в различные периоды развития искусства.
6. Закрепление понятий «пропорции» и «канон»
7. Постановка художественной задачи
8. Практическое выполнение задания
9. Подведение итогов. Рефлексия «В подарок организатору»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока Время Подробное описание АМО
по установленной схеме Действия учителя Действия учащихся УУД и ЗУНы
1.Орг. мом.
1 мин
Под подвижную музыку ученики и приглашённые входят в класс и разбирают «яблоки- кружочки» зелёных и красных цветов
- Предлагает взять цветной стикер, глазами проводит учащихся к их рабочим местам, проверяет наличие рабочих принадлежностей на местах учащихся. Заходят в кабинет рассматривают подготовленное оборудование
Умение рационально расположить принадлежности к уроку
2.Инициация
5 мин АМО «Рады вас видеть».
Цель. Создание позитивной и комфортной атмосферы.
Материалы. Стикеры «яблоки-кружки» - 40 шт (двух цветов: зелёные и красные, по количеству учащихся и приглашённых)
Технология проведения.
В начале занятия участники при входе в аудиторию разбирают кружочки двух цветов и становятся к своему рабочему месту. По опросу детей выясняется форма активного приветствия и выбранные движения выполняются поочерёдно каждой командой, затем под музыку одновременно. Например, «зелёные» - делают активные взмахи одной рукой, «красные» –аплодируют.
Примечание: Модератор и приглашённые тоже могут участвовать в процессе, это снимет настороженность учащихся от присутствия гостей. - Для начала я предлагаю вам выразить радость встречи. Не произнося приветствие, какими движениями можно показать, что мы рады видеть друг друга?

- Разбиваемся на команды по цвету «яблока-кружочка»: покажите мне только зелёные стикеры…, красные….

Проводится АМО « Рады вас видеть»

Стоя у своих рабочих мест, ученики показывают варианты подвижного приветствия: аплодисменты, активные взмахи одной рукой, прыжки на месте с поднятыми руками.
Демонстрируют свой стикер.

Выполняют движения своей команды.


Формируется доброжелательное отношение друг к другу. Создается настрой на рабочий лад. Активизируется внимание.
3. Выяснение темы.
2 мин
АМО «Тема?»
Цель: Стимулировать познавательную межпредметную активность.
Материалы. Распечатка слов- действий: зашли, аплодировали, махали, прыгали, присели.
Технология проведения. Учитель крепит к доске таблички слов- действий комментарием подводит детей к формулировке темы. - Чтобы определить тему нашего занятия нам необходимо проанализировать наши действия. Мы активно начали сегодняшнее занятие. Мы зашли в класс, аплодировали, активно махали рукой, прыгали на месте с поднятыми руками, присели на место. Попробуйте объединить все эти слова с точки зрения членов предложения (глаголы)
- Что обозначают глаголы в предложении? (действие предмета)
- Что мы с вами делали постоянно в начали урока? (двигались)
- Сегодня мы говорим о способах изображения человека в движении в истории искусства. Тема: «Пропорции и строение фигуры человека» Вступают в диалог с учителем. Анализируют ответ одноклассника. Формулируют своё мнение. Погружение в тему занятия, активизирование внимание.
Анализирование и сопоставление раневыполняемых действий. Развитие мыслительных операций.
4. Формирование ожиданий и опасений обучающихся
5 мин
АМО «Дерево ожиданий и опасений»
Цель: Определить ожидания и опасения участников от предстоящей встречи. Подвести учеников к осмыслению серьёзности темы
Материалы: ватман с нарисованным деревом или два рисунка мелом на разворотах доски, стикеры – яблоко, фломастеры по количеству участников.
Технология проведения: Учитель предлагает каждому участнику написать на красном яблоке, что он ожидает, а на зелёном яблоке чего опасается от сегодняшнего мастер – класса и повесить яблоко на соответствующее дерево.
Примечание: Модератор и приглашённые тоже могут участвовать в процессе. Учителю следует подождать, когда на «дереве» будут закреплены несколько «фруктов», чтоб при чтении не констатировать мнение отдельно взятого ученика (это вызывает сильное смущение детей), а озвучить общее мнение на объявленную тему. - Сегодня мы говорим о новых не известных нам раннее способах и приемах в рисовании. Возможно, сейчас у вас возник вопрос, а смогу ли я научиться изображать движение человека или наоборот вы считаете, что легко справитесь или сумеете легко научиться этому приёму. Постарайтесь коротко сформулировать ваши личные опасения и ожидания, написать их на «яблоке» и закрепись на соответствующее «дерево». В конце нашего занятия мы сможем узнать подтвердились ли наши опасения и ожидания
Читает закреплённые опасения и ожидания. Записывают фломастером на стикере свои ожидания и опасения.

Проходят к доске и соответственно закрепляют «яблоко-кружочек» Участие в индивидуальной форме деятельности, связанной с выражением собственного мнения.
5.Интерактивная лекция 10 мин.
АМО Презентация
Цель: Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства
Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран.
Технология проведения: Учитель на основе презентации рассказывает о способах рисования фигуры человека в движении. Модератор (если есть возможность) демонстрирует слайды
Слайд №1.Давайте обратимся к истории. Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолических Венер».
– Почему древний художник изобразил женскую фигуру таким образом?
Слайды №2-3 В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21,25 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2,5 части приходились на изображение традиционного головного убора.
Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.
Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами,
Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка.
Слайд №3-6 Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.
–Вспомните уроки истории: «Какими принципами руководствовались художники при изображении человека?» Скульптура древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол».

Учащиеся высказывают свое мнение. (Женщина – вождь племени, продолжительница рода, добытчица наравне с мужчиной)

Учащиеся высказывают свое мнение.(Древнеегипетские художники изображали обобщённый образ с неестественным расположением головы – профиль, ступней – боком, туловища – прямо)

Сравнивание, сопоставление, анализирование композиционных и стилизованныех решенияй изображения человека в разные эпохи

Участие в учебном диалоге с учителем, одноклассниками Участие в комментариях к слайдам в общей беседе
5.Интерактивная лекция 10 мин.
АМО Презентация
Цель: Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека в истории искусства
Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран.
Технология проведения: Учитель на основе презентации рассказывает о способах рисования фигуры человека в движении. Модератор (если есть возможность) демонстрирует слайды
. В Древней Греции систему идеальных пропорций создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Слово пропорция в переводе с латыни обозначает, «соотношение», «соразмерность».
Слайды №7-11. Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человека, пытался на основе литературных сведений восстановить «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.
Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть. Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, т. е. длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечо руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.

Учащиеся высказывают свое мнение (Мирон развивает мотив движения.… Человеческое тело принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена. Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку).

Фотографическая
похожесть,
пластичность,
грация,
красота тела,
красота лица

Сравнивание, сопоставление, анализирование композиционных и стилизованныех решенияй изображения человека в разные эпохи

Участие в учебном диалоге с учителем, одноклассниками Участие в комментариях к слайдам в общей беседе

6. Закрепление понятий. 2 мин.
АМО «Своими словами»
Цель: Закрепить смысл теоретического понятия
Материалы: мультимедиа установка, ноутбук, экран.
Технология проведения: Учитель на основе возвращения к слайдам, на которых написана формулировка термина в презентации просит учеников, сформулировать смысл понятия своими словами. - Попробуем сформулировать ещё раз понятие «канон»

- Попробуем сформулировать ещё раз понятие «пропорции» Учащиеся высказывают свое мнение (Рисование по закону, правилу)

(Соотношение частей, сравнивание деталей между собой) Формулирование теоретических понятий искусства своими словами, запоминание смысла термина.
7. Постановка художествен.
задачи. 2 мин.



АМО «Подарок потомкам»
Цель: Закрепить смысл практического задания
Материалы: работы учащихся предыдущих лет обучения.
Технология проведения Учитель проговаривает практическое задание для учащихся, демонстрируя работы предыдущих лет, комментируя возможные ошибки.
Примечание: В случае, когда опыт работ отсутствует, несложные зарисовки могут быть приготовлены учителем самостоятельно. -Сегодня мы пробуем изобразить человека в движении с опорой на исторический опыт. Необходима композиция из 2-3 фигур различными способами.
Слайды №12-14 Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры.
Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.
Слайда № 15-19. Три простейших способа рисования человека: схематичное изображение (через скелет), рисование овалами, дугообразное изображение

-Посмотрите как с этой задачей справились ваши ровесники в предыдущие годы. Просматривают слайды. Задают возникшие вопросы по конкретизации художественной задачи.

Просматривают работы учащихся предыдущих лет. Оценивание деятельности своих сверстников с точки зрения поставленной художественной задачи.

Распознавание и систематизиро-вание зрительного материал по методике изображения.

8.Проработка содержания темы.
15 мин.
АМО «Жажда творчества…» (практика)
Цель: Выполнить с присутствующими, на практике, изображение фигуры движущегося человека, несколькими способами. Закрепить на практике теоретическую часть.
Материалы: Слайд презентации (возможно распечатка поэтапного рисования), где изображена схемы рисования человека через скелет, овалами. Листы бумаги для каждого, карандаш, ластик. Учителю: мольберт, мел, губка.
Проведение: Учитель рисует на мольберте поэтапно, вместе с участниками, фигуры движущихся людей. Сначала первым способом, затем вторым, потом третьим и если будет желание участников, можно предложить нарисовать фигуру человека, используя несколько способов рисования одновременно, в одном изображении. При показе акцентируется внимание на возможные изменения (разные типы движений), которые учащиеся захотят внести, чтоб их работа отличалась индивидуальным замыслом.
Модератор, при необходимости помогает индивидуально.

ПОКАЗ НА МОЛЬБЕРТЕ. Освоение пропорций и основных особенностей формы фигуры человека удобнее начать со схематических рисунков.
Изображение фигуры человека начинают с определения всей ее высоты – единичный отрезок и в нём – высоты головы. Для взрослого голова – 1\7,1\8
№1 В верхней части овалом рисуем голову. Делим единичный отрезок пополам и отмечаем линию тазобедренных костей. От штриха тазобедренных костей (его длина равна ширине овала головы) опускаем отрезки ног. Голень и бедро у человека примерно равны, отметим точкой линии колен. От овала головы отступаем некоторое расстояние и прорисовываем горизонтальный отрезок-линия костей ключицы (его длина равна двум ширинам овала головы). От плечей опускаем линии к отрезку «тазабедренных костей» получим трапецию, в которой отметим линию пупа. От плечей опустим отрезки рук (длинной до середины бедра) Предплечье и плечо примерно равны - отметим линию локтя. Наделяем отрезки объёмом.
№2Способ дублирует первый с единственным изменением – изображаемые отрезки сразу прорисовываются овалами, показывающими объём мышечной массы.
№3 Способ совмещает №1 и №2 Торс и голова прорисовываются сразу овалами, а отрезки наг и рук – дугообразными линиями. Получают представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела, выполняя поэтапно изображение с опорой на показ учителя.

Передают в плос-костном рисунке простые движения фигуры человека Приобретение опыта каркасного видения реальности в процессе работы над учебным этюдом.

Приобретение представления о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей.

9.Подведение итогов (рефлексия)
2 мин.
Метод «Корзина»
Цель: выяснить впечатления участников.
Материалы: Нарисованная на ватмане корзина, кружки – стикеры в форме яблока, маркеры для каждого.
Проведение: Участникам пишут на «яблоке» остались ли опасения бывшие в начале встречи и оправдались ожидания участников от мероприятия.
Модератор зачитывает написанное и подводит итог встречи.
Пришла пора собирать урожай с нашего дерева ожиданий и опасений. Посмотрите, какую корзину вам предстоит наполнить яблоками ваших впечатлений, это поможет оценить наш мастер класс по его значимости для вас. Если ваши опасения не оправдались и вы зря переживали – снимите ваше яблоко в корзину. Ели ваши ожидания не оправдались так же необходимо их сложить в корзину

Пока вы пишите, я выставлю ваши рисунки на магнитную доску, что бы посмотреть, как удалась практическая часть мастер – класса.

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.

Нравственно-эстетическая оценка коллективной и личной практической деятельности
Категория: ИЗО | Добавил: SU4816822
Просмотров: 481 | Загрузок: 109 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Светлана Валерьевна, ваш материал допущен к участию в Фестивале.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]