Суббота, 10.12.2016, 15:41
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » Интегрированные уроки

методическая разработка урока
[ · Скачать удаленно (4,4 MB) ] 23.10.2014, 17:22
Тема: Электрические цепи постоянного тока
Тема урока Электрооборудование автомобиля
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели:
• Применить знания темы «Электрические цепи постоянного тока» при решении практических задач;
• Показать значимость предмета «Электротехника» для профессии «Автомеханик»
Отрабатываемые ПК:
 ПК01.01 Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы
Должны знать:
 основные положения электротехники;
 методы расчёта простых электрических цепей;
 принципы работы типовых электрических устройств;
 меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами.

Задачи урока:
 Выяснить составляющие электрической цепи автомобиля
 Систематизировать основные физические величины и единицы их измерения по теме
 Выяснить виды и назначение источников и потребителей тока в автомобиле
 Выяснить способы включения элементов системы электроосвещения в автомобиле
 Решить задачи на закон Ома при расчете сопротивления дополнительного резистора в системе освещения и силы тока через тело человека при электротравме
 Определить способы защиты от поражения электрическим током
 Выяснить способы защиты электрооборудования автомобиля от токов короткого замыкания
Средства обучения:
 Мультимедийный комплекс: интерактивная доска, проектор, персональный компьютер.
 Презентация урока
 Натуральные образцы: автомобильный генератор, фара, плавкие предохранители
Раздаточный материал:
 Опросный лист

Подготовительная часть
Обучающиеся самостоятельно готовят сообщения на темы:
 Электрооборудование автомобиля
 Генератор автомобильный
 Система электроосвещения автомобиля
 Ксеноновый свет
 Меры безопасности при работе с электрифицированным электроинструментом
 Плавкий предохранитель.

Ход урока:
В качестве заставки звучит песня про шофера в исполнении Л.Агутина.
Преподаватель:
«Чтобы не пришлось любимой плакать…» необходимо не только крепче дер-жаться за баранку шоферу, но и хорошо поработать автомеханику при выполнении ремонта и технического обслуживания автомобиля.
Слайд 1
Вопрос: Для чего автомеханику необходимо изучать электротехнику?
Вероятные ответы:
 Для того, чтобы знать устройство и принцип работы электрооборудования автомобиля.
 Для того, чтобы диагностировать, контролировать электрические параметры электрооборудования.
 Для того, чтобы безопасно эксплуатировать автомобиль и использовать электрифицированный инструмент при выполнении работ по ремонту и ТО автомобиля.
Преподаватель:
Сегодня на уроке вы примените знания темы «Электрические цепи постоянного тока» при решении практических заданий автомехаников и еще раз покажите важность предмета «Электротехника» для автомеханика.

Электрооборудование – это мозговой цент автомобиля, координирующий работу всех механизмов автомобиля, поэтому от исправной работы электрооборудования зависит комфортная езда и безопасность автомобиля.

Слайд 3
Вопрос: Каковы основные составляющие электрической цепи?
Ответ: источник, потребитель, защитные и коммутационные аппараты, провода.

Вопрос: Каковы составляющие электрической цепи автомобиля?
Ответ: сообщение 1 «Электрооборудование автомобиля». Учащийся называет основное электрооборудование автомобиля, основные электрические параметры автомобиля.
Слайды 4 - 7
Преподаватель:
Давайте познакомимся с некоторыми видами электрооборудования автомобиля. Определите название первого устройства, решив кроссворд.
Задание 1 «Азы электротехники» Обучающиеся решают кроссворд на определение единиц измерения электрических величин и элементов электрической цепи.
Слайды 8 - 17
Найдите ответ, запишите в клетку букву (указанную цифрой) и получите ключевое слово.
1. Способность тела производить работу.
2. Единица измерения силы тока.
3. Единица измерения заряда
4. Единица измерения электропроводности
5. Электротехническое устройство, служащее для создания сопротивления в электрической цепи
6. Разность потенциалов между двумя точками электрического поля
7. Расход энергии в единицу времени
8. Резистор, величину сопротивления которого можно изменять
9. Свойство материала противодействовать прохождению электрического тока
5 4 5 4 1 2 7 3 4

Решением кроссворда будет слово – один из источников тока в автомобиле (генератор).
Решение кроссворда записывается в опросном листе. Критерий оценивания: каждая правильная буква слова-ответа оценивается в 1 балл. Максимальный бал – 9 баллов.

Преподаватель:
Вы решили и проверили свое решение самостоятельно Слайды (можно писать на слайде слова). Получилось слово «Генератор» - источник тока в автомобиле.

Сообщение 2 «Устройство и принцип работы автомобильного генератора».
Слайды 18 - 21

Преподаватель:
Энергия, вырабатываемая источником, передается в электрической цепи потребителям.
Слайд 22
Одним из потребителей тока в автомобиле является система освещения.

Сообщение 3 «Система электроосвещения автомобиля».
Слайды 23, 24

Преподаватель:
Вопрос: Какими способами могут быть соединены потребители? Вспомните, решив задание № 2
Ответ: Последовательно, параллельно.
Задание 2 «Электрическая цепь».
Вопросы:
Обозначьте фазный и нулевой провода на схеме включения ламп фары.
Каким способом соединены лампы фары? (Отвечают устно)
Слайд 25

Обучающиеся выполняют задание на способы соединения ламп на опросном листе. Слайд 27
Рис.1
1. Какими будут показания амперметров в трех разных схемах (рис.1)?
а) разными; б) одинаковыми
2. Изменятся ли показания амперметров, если она из ламп перегорит?
а) не изменятся; б) изменятся
Слайд 28
Рис.2
3. На какой из ламп показывает напряжение вольтметр при замкнутом ключе (рис.2)?
а) HL1; б) HL2; в) на обеих
4. Что произойдет, если одна из ламп перегорит?
а) вторая лампа будет гореть, вольтметр будет показывать напряжение на лампе;
б) вторая лампа потухнет, вольтметр будет показывать напряжение на источнике;
в) вторая лампа потухнет, вольтметр показаний давать не будет
Слайд 29
5. Установите соответствие между столбцами:
А. В какой цепи можно изменять силу тока? 1
Б. Где можно измерить силу тока? 2
В. В какой цепи лампу можно включить из двух разных мест? 3
Г. Какая цепь застрахована от короткого замыкания? 4

Критерий оценивания задания 2: Правильный ответ на вопросы 1-4 оценивается в 1 балл, вопрос 5 - правильно установленное соответствие – 4 балла.
Максимально за задание 2 - 8 баллов

Преподаватель:
Существуют различные виды источников света в системе электроосвещения автомобиля.
Классическая фара объединяет источник света, отражатель и рассеиватель. В передних фарах применяются следующие источники света: лампа накаливания, галогенная лампа, газоразрядная лампа, светодиоды.
Основные характеристики источников света для сети 12 В приведены в таблице Слайд 30
Вопрос: Из данных таблицы определите, какие источники света обладают луч-шими световыми характеристиками?
Ответ: ксеноновая лампа и светодиоды.

Сообщение 4 «Ксеноновый свет» - новые производственные технологии - о достоинствах и недостатках ксеноновых ламп.
Слайд 31
Флэш-презентация, видеосюжет
Преподаватель:
Если в автомобиле установить в качестве источника света светодиод можно рассчитать сопротивление последовательно с ним включенного резистора, используя известные законы постоянного тока.
Задание 3 на расчет сопротивления резистора Слайд 32
• Рассчитайте сопротивление гасящего резистора для включения светодиода в автомобиле, если максимально допустимый ток светодиода 20 мА, падение напряжения на светодиоде составляет 2 В, а напряжение бортовой сети автомобиля не превышает 15 В.
Желающий решить задачу обучающийся оформляет ее на слайде 33.

Преподаватель:
При выполнении работ с электрооборудованием и при использовании электрифицированного инструмента необходимо соблюдать меры безопасности, ведь электрический ток опасен! Слайд 34.
Задание 4: Давайте рассчитаем, какой величины ток может пройти через тело человека, если он будет использовать неисправный электроинструмент. И каковы последствия этого воздействия?
Слайд 35
Преподаватель:
0,6 – 1,5 мА – ощутимый ток;
10 – 15 мА – неотпускающий ток;
100 мА и выше – фибрилляционный ток.
При самом неблагоприятном случае, когда человек стоит на сыром грунте или токопроводящем (металлическом) полу в сырой обуви величина тока в 220 мА безусловно опасна для жизни.
Решение задачи слайд 36
Вопрос: Как обезопасить себя от действия электрического тока?
Ответы:
 Применение исправного электроинструмента с изолированными токоведущими частями.
 Использование малого напряжения.
 Недоступность токоведущих частей.
 Использование средств защиты.
Сообщение 5 «Меры безопасности при работе с электрифицированным инструментом»
Слайд 37

Преподаватель:
Электрический ток может быть опасен и для оборудования автомобиля, например, при коротком замыкании.
Вопрос: Как защитить электрооборудование автомобиля от короткого замыкания?
Ответ: использовать плавкие и термобиметаллические предохранители
Преподаватель:
В работе предохранителей используется тепловое действие тока.
Сообщение 6 «Предохранители»
Преподаватель:
Очень часто встречается ситуация, когда вместо старого предохранителя уста-навливается новый на меньшее значение силы тока, в последующем такой предохранитель придется заменять на необходимый номинал. Предлагаю вам ре-шить практическую задачу.
Задание 5: номинальный ток перегоревшего предохранителя составлял 10 А. У вас есть предохранители на 5 А и на 15 А. Можно ли на место сгоревшего предохранителя установить какой-либо из них? Обоснуйте ответ.
Ответ: Допустимо установить предохранитель на 5 А, но он будет срабатывать уже при меньшем значении тока, при этом сможет защитить цепь от перегрузки, что значительно обезопасит ваш автомобиль. Если же вместо сгоревшего предохранителя устанавливать предохранитель большего номинала, например, вместо 10А установить 15А, то потребитель, рассчитанный на силу тока в 5 ампер может просто перегореть, а вот предохранитель сможет такую нагрузку выдержать.
Во время урока обучающиеся заполняют опросный лист. По ходу выполнения контролирующих заданий каждый обучающийся проводит самооценку согласно критериям.
Заключительная часть
1. Результаты урока:
 Определили важность для автомеханика изучения электротехники.
 Применили знания по теме «Электрические цепи постоянного тока» при решении практических задач: закон Ома, условия прохождения электрического тока, способы соединения элементов электрической цепи, тепловое действие тока, меры безопасности при работе с электрифицированным инструментом.
 Все задачи, поставленные на урок выполнены
2. Оценки за урок
3. Рефлексия
Урок Я на уроке Итог
1.интересно 1.работал 1.понял материал
2.скучно 2.отдыхал 2.узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: gomozkova_marina
Просмотров: 532 | Загрузок: 160 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]