Среда, 07.12.2016, 21:18
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Пед. деятельность в коррекционных ОУ » Предметы точных дисциплин

Урок по математике Тема: «Площадь. Формула площади прямоугольника»
[ · Скачать удаленно () ] 01.03.2014, 18:14
Урок математики в 5 классе
Тема: «Площадь. Формула площади прямоугольника»
Цель: коррекция и актуализация знаний учащихся о площади, полученные в начальной школе, продолжить работу над текстовыми задачами.
• Образовательные: сформировать понятия квадратного сантиметра, площади фигуры; научить находить площадь прямоугольника, научить определять равные фигуры.
• Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать логическое мышление, вычислительные навыки.
• Воспитательные: воспитывать любознательность и интерес к предмету, учить работать коллективно, самостоятельно.

Тип урока: объяснение нового материала.
Структура урока:
1. Инструктаж учащихся с организацией работы на уроке.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений; сообщение темы, целей и задач урока.
4. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях.
5. Элементы здоровье сберегающих технологий.
6. Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях, с целью формирования умений.
7. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
8. Подведение итогов урока.
Оборудование:
1. Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин и др. - М.: Мнемозина, 2007.
2. Презентация в PowerPoint.
3. Конверты у каждого из учащихся с набором различных фигур для практической работы (приложение 3)
4. Тест у каждого из учащихся для проверки знаний, умений и навыков.
5. Чертёжные инструменты.

План урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Проверка домашнего задания. 1 мин.
3. Математический диктант. 4 мин.
4. Сообщение темы, целей и задач урока. 1 мин.
5. Работа по теме урока. 10 мин.
6. Физкультурная пауза. 3мин.
7. Закрепление изученного материала. 10 мин.
8. Выполнение теста. 5 мин.
9. Рефлексия. 1 мин.
10. Постановка домашнего задания. 2 мин.
11. Выставление оценок за урок. 1 мин.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (слайд 2)
Упражнения по коррекции памяти и внимания.
Учитель называет геометрические фигуры, ученики рисуют эти фигуры руками в воздухе.

II. Проверка домашнего задания. (слайд 3)

На доске записаны ответы к домашним упражнениям. Учитель показывает ответ, ученики, к какому он заданию.


III. Устный счет.
Так как память обучаемых неустойчива, то важное место отводится организации повторения изученного материала.
Математический диктант.
Учитель сам диктует вопросы, а учащиеся записывают краткие ответы на них.
1. Найдите сумму чисел 180 и 170.
2. Найдите разность чисел 600 и 340.
3. Число 190 уменьшить в 19 раз.
4. Турист прошел 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути?
5. Чему равен квадрат числа 3?

Взаимопроверка.(слайд 4)
После завершения математического диктанта, учащиеся обмениваются карточками с ответами. Учитель читает правильные ответы, ученики проверяют, выставляют друг другу оценки.
Если у кого-то из учащихся возникли вопросы при решении заданий, учитель объясняет правильное решение.
IV. Сообщение темы урока.
Развитие древнего человека заставило его измерять не только длину, ширину, но и площадь. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием площадь, научимся выводить формулу и решать задачи на нахождение площади.
V. Работа по теме урока. Изложение нового материала. (слайд 5-10)
Мы уже умеем сравнивать отрезки, но в жизни возникают и более сложные задачи сравнения: какая из комнат в квартире больше, какой из двух земельных участков больше и др. Сегодня мы научимся сравнивать фигуры.

Вопрос. Мне необходимо сравнить два отрезка. Как это можно сделать

Ответ. Сравнить можно с помощью наложения или измерить длину каждого отрезка и сравнить их длины.

А как быть, если необходимо сравнить две фигуру? Можно ли с помощью наложения сравнить, например, два прямоугольника?

Ответ. Не всегда. Вот пример таких прямоугольников



Исходя из этого можно сделать вывод, что для сравнения прямоугольников и любой другой фигуры, необходимо что-то другое и это можно сделать с помощью сравнения площадей фигур.

Чтобы найти площадь какой-нибудь фигуры, нужно выбрать единицу измерения площади. За единицу измерения площади берут квадрат со стороной, равной единичному отрезку.

Возникает вопрос, а как найти площадь? Я прочитаю вам стихотворение, а вы мне хором скажите: как найти площадь фигуры.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда
Стали мерки в два ряда,
Будто бы солдатики –
Ровные квадратики.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их … пересчитать!

 Уточнение понятия площади с помощью накладывания.
У каждого из вас на столе квадраты со стороной 1 см и фигура прямоугольника.
Покажите рукой площадь этого прямоугольника.
Давайте попробуем найти, чему равна площадь ваших прямоугольников при помощи квадратов. Каким образом будете делать? (накладыванием)
Сколько получилось квадратов? (6 квадратов)
Какими единицами измеряли площадь? (квадратами.)
Площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром. Записывают это так - 1 см2.
Значит, площадь этой фигуры чему равна? (6 см2)
Представьте себе, что нам нужно определить площадь класса, где стоят тяжелые шкафы, столы ит.д. Чтобы измерить эту площадь наложением квадратных метров, надо все вынести из помещения. Это потребует много сил и времени.
Этот способ рациональный? (нет)
А как можно еще определить площадь класса?
 Уточнение понятия площади с помощью чертежа.
Попробуем другой способ. Чертим прямоугольник сторонами 3 см и 2 см. Разбиваем при помощи линейки на квадратные см. Посчитайте, какая же площадь получилась? (6см2)
Каким образом считали? (разные ответы: слева – направо, сверху - вниз; считал по полоски, потом столбики )
Вывод делают учащиеся: для удобства нахождения площади прямоугольника необходимо знать длину и ширину.
- Вывод формулы
• Проблемная ситуация.
 Кто может написать формулу площади прямоугольника, если S – это площадь, а - длина, в – ширина. (У доски - S = а*в).
Сформулируйте правило нахождения площади прямоугольника, опираясь на формулу. (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину)
Работа с учебником: правило стр. 108, отработка правила с рис. 62, 63.
Используя рис. 63 (стр. 108) вывести правило нахождения площади прямоугольника, в тетради записать формулу:
Сделать вывод о равных фигурах: правило на стр. 108.
В тетради:
Свойства площадей:
1. Площади равных фигур равны.
2. Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
3. Площадь прямоугольника равна

V. Динамическая пауза. (слайд11)
VI. Закрепление изученного материала.
1. Практическая работа.
 Зная формулу площади, давайте найдём площадь нашего класса.
(Измерение идёт при помощи рулетки, результаты записываются на доске. Вычисляется площадь класса в тетрадях самостоятельно. Ответы сверяются)
2. Выполнение упражнений (слайд 12)
1) стр. 109, № 709 (устно).
2) стр. 110, № 711 (устно).
3) стр.110, № 715.
3. Решение задач по теме.
Стр. 110, №717
Т.к. у учащихся различный вид памяти, учитель раздает каждому ученику памятку к задаче. (приложение 1)
У таких учащихся, как Гущина Н., Иванов В., преобладает логический вид памяти, учитель предлагает следующую памятку:
Задача №717, стр. 110.
- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?
- Что известно, что не известно?
- Запишите формулу площади прямоугольника.
- Что нам нужно знать, чтобы вычислить площадь?
- Что сказано про ширину?
- Можно ли ее найти? Как?
- Решите задачу.
У Протопоповой А., Матвеевой А., Копылова А., преобладает механический вид памяти, им предлагается следующая памятка к задаче.

Задача №717, стр. 110.

ABCD – прямоугольник,
AB=BC – длина прямоугольника,
AB=DC – ширина прямоугольника.
- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?
- Что известно, что не известно?
- Запишите формулу площади прямоугольника.
- Что нам нужно знать, чтобы вычислить площадь?
- Что сказано про ширину?
- Можно ли ее найти? Как?
- Решите задачу.
У Мочаловой И., Барышева М., все виды памяти находятся на низком уровне, им учитель предлагает следующую памятку:
Задача №717, стр. 110.

ABCD – прямоугольник,
AB=BC – длина прямоугольника,
AB=DC – ширина прямоугольника.
- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?
- Что известно, что не известно?

Длина - a Ширина - b Площадь - S
28 см
в 7 раз < S=a*b
- Что нам нужно знать, чтобы вычислить площадь?
- Что сказано про ширину?
- Можно ли ее найти? Как?
- Решите задачу.
VII. Выполнение теста. (слайд 13, приложение My Test)

Равны ли фигуры А и В по площади?
1. Да
2. Нет


Длина прямоугольника 20 см, а ширина 15 см. Чему равна площадь прямоугольника?
1. 30 дм.кв
2. 30 см.кв
3. 300 см.кв
4. 70 см

Площадь кухни 12 м.кв. Зал в 2 раза больше кухни. На сколько квадратных метров площадь кухни меньше площади зала?
1. 24 м.кв
2. 12 м.кв
3. 12 м
4. 6 м.кв

Равны ли фигуры А и В по площади?
1. Да
2. Нет


Длина прямоугольника 40 см, а ширина 30 см. Чему равна площадь прямоугольника?
1. 120 см.кв
2. 120 дм.кв
3. 14 дм
4. 12 дм.кв

VIII. Рефлексия деятельности на уроке. (слайд 14)
«Лестница успеха» (приложение 2)
Каждому ученику выдается рефлексивный листок, где изображена лестница, ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: знаю, понимаю, умею.

IX. Домашнее задание. (слайд 15)
Стр.112, №737, 738; стр. 113, № 745. Выучить формулу площади прямоугольника.
Список литературы

1. Виленкин, Н.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений. М34 дней/ [Н.Я. Виленкин и др.] – 24-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2008. – 280 с.:ил.
2. Виноградова, Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
3. Егорова, Л. И. Создание ситуации успеха на уроке// Математика в школе. 1996. №6.
4. Ерина, Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 5класс/ Т.М. Ерина. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 127, [1] с.
5. Карпушина, Н. М. Считать скучно, а играть интересно// Математика в школе. 2006. №9.
6. Кордина, Н. Е. Учение с увлечением// Математика в школе. 2004. №2.
7. Маркова, В. А. Что такое исследовательская деятельность школьников// Математика/ Приложение к газете «Первое сентября». 2007.№12
8. Панишева, О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/ авт.-сост. О.В. Панишева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 219 с.
9. Попов, М.А. Дидактический материал по математике: 5 класс к учебнику Н.Я.Виленкин и др. «Математика. 5 класс»/М.А. Попов. – М.:Издательство «Экзамен»,2013. – 143, [1] с.
10. Рудницкая, В.Н. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкин и др. «Математика. 5 класс»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 2-е изд., перераб. И доп. – 126, [2] с.
11. Щербакова, Ю.В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы/ авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.Ю. Гераськина, 2010. – 240 с.
Категория: Предметы точных дисциплин | Добавил: matematika
Просмотров: 720 | Загрузок: 188 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Работа отклонена  от  участия  в  конкурсе.  Конспект мероприятия   представлен  не  по  форме  и  не соответствует  Положению  конкурса.  Отсутствуют колонтитулы.  Нарушен  закон  об  авторском  праве - уникальность работы  54%.
С  уважением,  Кутузова  Е. Ю. технический  эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]