Среда, 23.01.2019, 08:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Пед. деятельность в коррекционных ОУ » Предметы технологического цикла

"Приём гостей"
[ · Скачать удаленно (3) ] 06.12.2012, 21:54
Тема урока: Приём гостей.

Цель: актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;

Задачи:
• прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями русского гостеприимства;
• формировать навыки самообслуживания;
• воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.

Оборудование: компьютерная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, чайный сервиз, угощение для гостей, рабочие тетради.

Ход урока:

I. Организация класса и рабочих мест учащихся.

II. Объявление темы урока.
- Тема нашего урока «Приём гостей». (Слайд 1) И сегодня на уроке мы познакомимся с правилами для хозяина, научимся сервировать стол к чаю, а также поговорим о том, как нужно вести себя в гостях.

III. Повторение правил гостеприимства.
1. Вводная беседа:
Русский человек всегда считался и счи¬тается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают пословицы, придуманные народом.
пословица «Много гостей – много новостей» (Слайд 2)
• Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, значит, будет много новостей.

Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт. (Слайд 3)

• Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.

• В переднем углу избы находился духовный центр дома. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами.

• Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. (Слайд 4)
Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.

С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства. (Слайд 5)
• Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой, литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение передавали.
Виды самоваров. (Слайд 6)
• Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. (Слайд 7)

• На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные

Гостей и близких привечаем
Ароматным, сладким чаем.

Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён . Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как дол¬жен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.

– А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат):
1. Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.
2. Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным.
Учитель. А что значит быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным хозяином, воспитанным?
Дети: быть внимательным – значит видеть всех гостей, каждому уделять внимание.
Предупредительным – угадывать желание гостей, выполнять их по возможности, думать не только о том ,чем угостить, но и чем занять. Продумать, чтобы всем хватило места, не было поссорившихся людей.
Щедрым – не жалеть игрушек, угощения. Бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.
Тактичным – не замечать промахи гостей, не затевать неприятные разговоры.
Воспитанным – значит быть вежливым, чтобы не случилось, не показывать гостю плохого настроения.
– Молодцы.
IV. Правила хозяина.
СЦЕНКА.
Учитель.
Сначала посмотрите небольшой сюжет. События происходят в современной квартире.
(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка увлеченно занята своими делами( красит лаком ногти). К «двери» подходят гос¬ти и «звонят». Хозяйка отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)
X о з я и н. А, это вы!
Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиг¬рать в новую игру.
Х оз я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:
Не ходите по ковру -
Вы протрете в нем дыру.
Встаньте с этого дивана
А не то там будет яма.
И не трогайте кровать -
Простынь можете помять.
И не трогайте игрушки.
Не ложитесь на подушки.
И не надо книги брать -
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА.
Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозя¬ин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правиль¬но угостить. Он не должен жа¬леть для гостей книг, игрушек, угощенья.)
- Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опро¬кинет вазу или разобьет что-нибудь?
- А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?
- Должен ли щедрый хозяин угощать гостя?
- Если гостю не нравится телевизионная передача, как должен поступить хозяин?
- Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?
Учитель.
Прочитайте основные правила поведения для хозяина. (Слайд 8)
1.Встречай гостей в нарядной одежде.
2.Обязательно угости гостя.
3.Выключи телевизор, если кому- то из гостей не нравится передача.
4.Познакомь гостей друг с другом.
5.Предложи беседу или игру, интересную для всех.
6.Поблагодари гостей за визит.

V. Правила для гостей.

СЦЕНКА «В гостях».
Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.
Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе новые журналы покажу ... Музыку послу¬шаем.
Виктор. Ладно. Приду.
Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от¬пуская, нажимал кнопку звонка.
(Игорь, открывает дверь. На пороге — Виктор.)
Виктор. Привет, это я!
(Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.)
Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?
(Он хватает с полки часы.)
Игорь. Это подарили маме. На память.
Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смот¬рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берёт и рассматрива¬ет другие предметы.)
Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба¬рахло всякое в доме держите?
(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в это время наливает чай.)
Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!
Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.
Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да! Я у тебя диск с игрой взял: у меня такой нет. Отдам как-ни¬будь.
Автор. Вот и вся история!
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЯ.
Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гос¬тя? Каким должен быть гость?
Ответы учащихся.( Вежливым, тактичным, ненавязчивым.)
Правила поведения гостя (Слайд 9)
1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым.
2. Приходи точно в назначенное время.
3.Поддерживай общую беседу или игру.
4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.
5. В гостях долго не засиживайся.
6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.

VI. Сервировка стола.
– Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на доске).
Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю.
Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью. (Слайд 10)
К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты, печенье). (Слайд 11)
Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки. (Слайд 12)
На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.
– Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы)
Игра «Найди ошибку».
Девочки отворачиваются. Я что-то меняю в сервировке. Девочки поворачиваются, исправляют ошибку. Мальчики внимательно следят.
– А теперь отворачиваются мальчики, девочки исправляют ошибки.
– Молодцы!
Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Существует много способов складывания салфеток. И сейчас мы с вами потренируемся складывать салфетки. (Слайд 13)
VII. Повторение правил поведения за столом.
- Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?
- Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?
- Как сидим за столом?
- А кушаем как?
- Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать?
Вместе с учителем дети вспоминают правила поведения за столом:
• не разваливайся на стуле;
• не клади локти на стол;
• ешь аккуратно;
• не нависай над тарелкой;
• не тянись через весь стол за угощением, попроси передать;
• не ешь слишком быстро;
• не бери в рот сразу очень много еды;
• рот вытирай салфеткой;
• не разговаривай во время еды.

Затем дети вспоминают пословицу «Когда я ем, я глух и нем», Объясняют её смысл.
Если дети забывают правила поведения, учитель напоминает их или рассказывает сам.
Учитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными.

VIII. Закрепление
Вопросы: (Слайд 14 -16)
- Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?
- Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:
придешь пораньше, придешь вовремя или не¬много опоздаешь?
- Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?
- Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?
- Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?
- Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?
- Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?
- Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?
- Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином игры?
- Как должен выглядеть человек, идущий в гости?
- Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их?
- Как долго следует ждать опаздывающего гостя?
- Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за сто¬лом громко икнул:
начнешь хохотать, чтобы и другие по¬смеялись вместе с тобой;
постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

IX. Игры. (Слайд 17)
- Чем же могут заняться гости после того, как попили чай? (Теперь гости могут поиграть, послушать музыку, побеседовать, потанцевать и т. д.).
Учитель предлагает детям поиграть.
А теперь веселый конкурс: “Срежь приз”. (Завязываем глаза у играющего, даем в руки ножницы, направляем к ленте с привязанными к ней призами. Игрок должен срезать приз).
X. Уход гостей.
Гости прощаются с хозяйкой, благодарят за угощение и уходят за дверь.

XI. Подведение итогов.
Все дети возвращаются в класс.
- В какую игру мы играли?
- Что значит быть гостеприимным человеком?

XII. Оценка деятельности детей. (Слайд 18)
Чтобы легче нам жилось,
Часто плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет!

- Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем. Молодцы! Занятие окончено.
Категория: Предметы технологического цикла | Добавил: ludok79
Просмотров: 1115 | Загрузок: 506 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 kleo-55  
Работа не прошла тех экспертизу, отклонена. Ссылка идёт на сторонний сайт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]