Суббота, 10.12.2016, 23:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Пед. деятельность в коррекционных ОУ » Предметы гуманитарного цикла

СЕРВИСЫ WEB 2.0 КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
[ · Скачать удаленно () ] 15.03.2014, 13:46
И.В. Башкович, Е.С. Маркелова
ГБОУ СО ЦПМСС «Ресурс», г. Екатеринбург

СЕРВИСЫ WEB 2.0 КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Современное содержание образования предполагает активное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения. Подобные технологии применяются в качестве нового средства и в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации национального проекта «Образование» детям с ОВЗ предоставлено право получать образование с использованием дистанционных образовательных технологий дополнительно к образовательной программе.
Преимущество дистанционной формы обучения прежде всего в индивидуализации образовательного процесса. Педагог, с учётом психофизических особенностей ученика, выбирает формы, методы и средства обучения. Кроме того, что дистанционный урок включает все этапы традиционного урока, он, безусловно, направлен на развитие компьютерной грамотности ученика. Перед педагогом, работающим дистанционно с детьми с ОВЗ стоит интереснейшая задача: быть в курсе новых технологий и адаптировать их к образовательному процессу с учётом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей каждого ученика.
При работе с детьми с ОВЗ, особенно со слабослышащими, важно воздействовать на сохранный анализатор, а именно — зрительный. Использование сервисов web 2.0 позволяет педагогу структурировать, визуализировать изучаемый материал. Одно из умений, которое формирует учитель у учеников — умение представлять информацию в виде таблиц, схем опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.
Систематизация и структурирование информации - важнейшие психологические механизмы, благодаря которым человеческий мозг может эффективно обрабатывать большие потоки информации. Стремление к целостному охвату объекта изучения, к систематизации знаний свойственно любому процессу познания. Если овладеть системным подходом и развить свое умение систематизировать и структурировать информацию, можно помочь мозгу работать эффективнее в процессе учебы и при решении профессиональных задач.
В педагогической практике для формирования данного умения активно применяем один из приёмов критического мышления — кластер (автор этого приёма Гудлат). Данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Наглядная информация, графическое выделение различных значимых языковых единиц на уроках русского языка, иностранного языка помогают учителю сосредоточить внимание ученика на ключевых, важных моментах урока и активно задействовать зрительную память ученика.
Средством реализации данного приёма служат сервисы web 2.0:
 bubbl.us
 MindMeister (интеллект-карты)
Термин «интеллектуальная карта», «карта знаний» был предложен Т. Бьюзеном, который сделал многое для продвижения технологии использования таких карт в образовании.
Карты знаний — диаграммы, схемы, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединённые общей идеей. Карта позволяет:
- удерживать одновременно в сознании большое количество информациии;
- структурировать её;
- находить связи между отдельными участками, недостающие элементы;
- запомнить информацию и воспроизвести её спустя длительный промежуток времени.
Представление материала с помощью сервисов web 2.0 особенно значимо при работе с детьми с нарушением слуха. Известно, что интеллектуальные возможности глухих детей те же, что и у слышащих. Нарушение функций слухового анализатора у глухих и слабослышащих детей приводит к тому, что зрительный анализатор начинает выполнять компенсаторную роль, становясь основным каналом познания окружающего мира. Особенность детей с нарушением слуха в том, что запоминают они менее 5% услышанного и произнесённого, и более 40% увиденного. Одновременное же использование аудио- и видеоинформации, наглядного материала повышает запоминаемость до 60-70%. Учитывая такую особенность восприятия учебного материала детьми с нарушением слуха, педагог ставит главную задачу при подготовке к уроку: максимально использовать наглядный материал, аудио- и видеоинформацию.
Такому способу восприятия соответствуют программные обеспечения (ПО) RealtimeBoard, OpenMeetings - ресурсы для создания видеоконференций, обмена мгновенными сообщениями, совместного редактирования документов в условиях удалённого взаимодействия.
OpenMeetings обладает большим спектром возможностей, но в образовательном процессе особенно значимой является «Белая доска», расположенная в центральной части ПО. «Белая доска» позволяет:
- создавать, хранить, накапливать собственный дидактический материал в разделе «Документы»; в дальнейшем применять его с учётом психофизических особенностей и возможностей ученика;
- демонстрировать презентации, и другой наглядный материал;
- использовать возможности панели инструментов, которая позволяет активно вовлечь в учебный процесс ученика;
- кроме основного набора инструментов применять дополнительные функции, благодаря которым возможно редактирование совместного документа (шрифт, цвет текста, цвет заливки начертание);
- использовать чат.
RealtimeBoard оснащён подобными возможностями, но данное ПО в сравнении с OpenMeetings (где одновременно взаимодействуют только 2 участника), позволяет редактировать документ одновременно нескольким участникам образовательного процесса.
Применение наглядности на индивидуальных занятиях помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Нередко на уроках русского и иностранного языков детям с нарушением слуха трудно объяснить те или иные языковые принципы, законы, но как только педагог структурирует, систематизирует теоретический материал в виде схемы, таблицы на «Белой доске» или даёт образец выполнения упражнения, ученик без труда справляется с практическим заданием. Наглядная информация, графическое выделение различных значимых языковых единиц на уроках русского и иностранного языка помогают учителю сосредоточить внимание ученика на ключевых, важных моментах урока и активно задействовать зрительную память ученика. Демонстрация иллюстраций известных художников, изображений литературных героев, портретов поэтов и писателей на уроках литературы и русского языка способствует формированию речевых навыков. Следовательно, устойчивое зрительное внимание и память способствуют компенсации не только слухового дефекта, но и развитию речи. Используя панель инструментов «Белой доски», RealtimeBoard на уроках русского и иностранного языка, становится возможным выполнение разнообразных заданий с последующей или текущей проверкой на уроках русского и иностранного языка:
1) вставить пропущенные слова/буквы в текст/слово;
2) распределить слова или предметы по группам;
3) произвести синтаксический разбор предложения и т. д.;
4) познакомиться с лексикой, используя: изображение, звуковой файл, видеофайл;
5) выполнить групповые проектные работы (возможность оставлять комментарии, оценки как учителя, так и учащихся)
Совместная работа учителя и ученика в едином учебном пространстве RealtimeBoard и OpenMeetings придаёт уверенность ученику; формирует компьютерную грамотность, что способствует созданию ситуации успеха; повышает интерес к изучаемой дисциплине, уровень понимания учебного материала по предмету. Использование сервисов web 2.0 на уроках с детьми с ОВЗ позволяет побуждает ученика к выполнению элементарных, а затем более сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) с последующим их усвоением.

Литература
1 Миронова, А.А. Специализированные информационные технологии в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru
2 Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. - М.: Школа-пресс, 1994. - 112с.
Категория: Предметы гуманитарного цикла | Добавил: evgmarkelova
Просмотров: 587 | Загрузок: 169 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа  не прошла  тех экспертизу.  Занятие  построено  не  по  технологии  модерации.   Конспект  образовательного  мероприятия  выполнен в  произвольной  форме;   отсутствует технологическая  карта  урока, аннотация работы.
С  уважением,  Кутузова  Е. Ю.  технический  эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]