Вторник, 06.12.2016, 11:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Пед. деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

Третий профессиональный конкурс "АМО на логопедических занятиях как требование современного ФГОС"
[ Скачать с сервера (217.5Kb) ] 05.02.2013, 20:49
Третий профессиональный конкурс АМО
АМО НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ КАК ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ФГОС

Дудкина Наталья Алексеевна
учитель-логопед
Казённое учреждение Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида.

Свою работу я хотела бы начать со слов, что каждый метод обучения делает активным тот, кто его применяет.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, которые позволяют выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, самоценность всех ступеней образования как фундамента всего последующего образования.
Стандарт учитывает образовательные потребности всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, и в целом направлен на сохранение и развитие культурно-нравственного воспитания через разнообразие языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям и задачам построения общества на основе толерантности, уважения многонационального состава российского общества;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
• гарантированность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Какие бы мы не выбирали технологии, какие бы не использовали приёмы и методы, на логопедических занятиях мы должны выполнять требования к результатам, которые заложены в ФГОС:
• личностным результатам;
• метапредметным результатам;
• предметным результатам.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время, отводимое на коррекционные занятия, в том числе и логопедические. Коррекционная работа, по требованиям ФГОС, направлена на обеспечение коррекции недостатков речевого развития детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми я работаю, и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Существует множество разнообразных технологий, но самое важное для логопеда – правильно выбрать необходимую, подходящую для определённой категории учащихся. Зная особенности своих логопатов, я выбрала для обучения на фронтальных логопедических занятиях технологию Активных методов обучения.
АМО наиболее стимулируют познавательную деятельность логопатов. Они строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах.
Возможности активных методов различны:
• АМО реализуют потребности личности в активности;
• АМО формируют самое главное – трудовые навыки, умения и вырабатывают привычку активно, творчески, рационально мыслить и действовать;
• АМО вырабатывают умение решать проблемы;
• АМО – это ожившая ситуация со всеми взаимодействиями между людьми;
• АМО может быть столько, сколько преподавателей занимаются этой проблемой.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьёзной психологической и методологической базе. Для каждого этапа занятия используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
В самой технологии методов очень много. Сегодня я бы хотела поделиться теми методами, которые для моей работы оказались наиболее продуктивными.
Пример Активного метода начала образовательного мероприятия (начало фронтального логопедического занятия):
Метод «Поздоровайся локтями».
Цель – встреча друг с другом, приветствие, создание непринуждённой обстановки.
Время- 3 минуты
Проведение-дети встают в круг, расчитываются на 1-2-3.
1-ставит руки на плечи;
2-ставит руки на пояс;
3-ставит руки на колени.
Здороваются друг с другом локтями, называя ласково имя напарника. (фото 1)

АМО рефлексии
Метод «Что у меня на сердце»
Цель - научить логопатов давать оценку своему внутреннему состоянию и отслеживать его изменение в процессе действия.
Время- по 2 минуты в начале и в конце занятия.
Проведение - логопед просит в начале занятия каждому логопату на силуэте сердечка нарисовать своё настроение. По окончанию занятия логопаты со второй стороны сердечка рисуют своё новое состояние и определяют, как изменилось настроение в процессе занятия.

Пример Активного метода выяснения целей, ожиданий и опасений:
Метод «Цветочная поляна».
Цель - выявить ожидания обучающихся на занятии.
Время- в ходе занятия.
Проведение – логопаты в центре белых бумажных цветков пишут свои имена, прикрепляют цветы на доску-поляну. По мере выполнения заданий логопаты закрашивают лепесточки, подбирая цвет в зависимости от степени усвоения материала. По окончанию занятия делают вывод, что необходимо ещё повторить. (фото 2-3)


Пример Активного метода презентации учебного материала:
Метод «Инфо-угадайка».
Цель - представление нового материала, его структурирование, оживление внимания логопатов.
Время- зависит от объёма нового материала и структуры занятия.
Проведение- логопаты через загадку выходят на новый изучаемый звук, а характеристику ему определяют самостоятельно, выставляя данные звука на планшет. (фото 4)

Пример Активных методов релаксации:
Метод «Земля, воздух, огонь, вода».
Цель - повысить уровень энергии на занятии.
Время-5 минут
Проведение - по команде логопеда дети изображают одно из названных состояний. (фото 5-6)

Пример Активного метода организации самостоятельной работы:
Метод «Автобусная остановка».
Цель - научиться слышать звуки в потоке посторонней речи, обсуждать и анализировать данный звук группой.
Время- 10-15 минут
Проведение - логопаты разбиваются на группы, каждая группа встаёт у своего столика с заданием. Дружно выполняют его, выслушивая версии каждого участника. После выполнения задания группы передвигаются на место соперников и проверяют выполнение их заданий.
И так через все «автобусные остановки».
В заключении общее доказательство каждого задания. (фото 7-8)

АМО закрепления изученного
Метод «Пантомима»
Цель - проверить восприятие темы «Живые и неживые предметы»
Время- 5-7 минут.
Проведение - логопаты встают в круг. Один ученик без слов изображает предмет, а остальные отгадывают его и с помощью вопроса определяют живой предмет или неживой. (фото 9)

Приведённые активные методы обучения – малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения. АМО обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности логопатов, приводя к полноценному освоению и отработке необходимого материала, эффективному и качественному овладению знаниями и умениями, что помогает в итоге обучения выполнить требования ФГОС.
Категория: Логопедические занятия | Добавил: Наталья_Дудкина
Просмотров: 716 | Загрузок: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]