Суббота, 16.12.2017, 00:38
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Пед. деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

Развитие моторики детей дошкольного возраста в игре
[ · Скачать удаленно (нет) ] 13.01.2013, 20:31
В своей работе я широко использую игры и пособия для развития общей и мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитию пространственных представлений, тактильных ощущений, координации речи и движения. При подборе и изготовлении игр и пособий я постаралась добиться следующих целей:
* посильность, доступность, безопасность;
* возможность дозировать время, варьируя объемом деятельности;
* вызывать эмоциональный отклик у ребенка;
* активизировать речь детей;
* задействовать и активизировать все анализаторы;
* возможность закреплять грамматические конструкции и развивать связную речь, в процессе выполнения движений.

Игры и пособия
1. Кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти руки широко используются в логопедической работе, но, к сожалению далеко не всегда можно проконтролировать силу нажима и качество выполнения упражнения. В своей работе, особенно с детьми, имеющими ДЦП и стертую дизартрию, я использую маленькие пищащие игрушки. Они изготовлены из резины, хорошо помещаются в детской руке, а главное они – пищат! Это позволяет контролировать нажим самим ребенком, перебирая игрушку в руке, он ищет позу и захват, чувствует и контролирует нажим.
Методика проведения
* Ребенку предлагается сжать игрушку, чтобы она запищала. Он может делать это и двумя руками, главное, чтобы появился звук.
* Сжимать игрушку ведущей рукой. Сжимать игрушку другой рукой.
* Сжимать игрушки двумя руками.
* По мере развития и тренировки кистей рук можно усложнить задачу. «Пропищать» определенное количество раз, ритмично «пищать» одной рукой или двумя руками сразу.

2. Мячи и мячики, «массажеры» для рук, пластиковые бигуди, - способствуют пальцевому осязанию, стимулируют сенсорную активность, развивают кинестетическую основу движений пальцев рук. Игрушки «Моталки» развивают моторику кисти руки, развивают координацию движений, пространственную ориентацию.
Изготовлены из разных материалов, разные по весу, размеру и форме, яркие и многоцветные. Они обеспечивают разнообразие зрительных впечатлений, способствуют развитию зрительно – моторных координаций, различению основных цветов и оттенков.

3. «Веселая гусеница», «Большие бусы», «Бусы – четки». Данные пособия способствуют развитию различных пальцевых захватов, тренируют кисть руки, развивают двигательную и пространственную координации. Перебирая бусы – четки можно разнообразить процесс автоматизации звуков. Передвигая бусину называть слово.

4.«Волшебная коробочка» - способствует узнаванию предметов по мышечно – суставному чувству.
Нарушение узнавания предмета по мышечно – суставному чувству без зрительного контроля (астериогноз) тесно связано с недостаточностью кинестетической (чувственной) основы движений или расстройством ощущения двигательного акта. На основе кинестезий (глубокого мышечно – суставного чувства) в нервной системе регулируется точность, сила, плавность мышечных сокращений в каждом двигательном акте. На основе двигательно – кинестетического восприятия формируются и многие высшие корковые функции и в первую очередь пространственные восприятия и функция счета.
Пособие изготовлено из прямоугольной коробки с прорезями для рук и крышкой сверху.
Сначала, ребенка знакомят с коробочкой, предлагают самостоятельно положить предмет и вытащить его, чтобы не было страха и скованности движений.
Прорези позволяют доставать как мелкие, так и небольшие предметы (например, муляжи фруктов). Объем коробочки позволяет манипулировать с предметом в пространстве, ощупывая его. Локти ребенка могут лежать на столе, а кисти рук на весу, что особенно важно для детей с ДЦП.
Предмет можно доставать правой или левой рукой, можно одновременно доставать одинаковые предметы обеими руками.
Опыт показал, что работу лучше начинать с задания «Найди такой же», когда ребенку предлагается сначала ощупать «познакомиться» с предметом вне коробочки, а затем выбрать его из нескольких внутри коробочки. Включая зрительный анализатор, найти такой же предмет, только смотря на него (например, разные шишки, большой и маленький мяч, геометрические фигуры).
Усложняя задание можно попросить ребенка: «Посчитай пуговицы руками». Предлагаются кусочки ткани с разным количеством пришитых пуговиц (чем мельче пуговицы, тем труднее задание).
В процессе игры педагог и ребенок общаются. Логопед задает вопросы, активизируя речь. Дети узнают о свойствах предметов через ощущения и выражают их в речи, идет закрепление употребления прилагательных и согласование их с другими частями речи.

5. «Веселые прищепки»
Большое количество прищепок разных по цвету и форме, упругости, позволяет развивать чувство цвета, творческие способности, закреплять грамматические конструкции, способствует развитию связной речи.
Дети прикрепляют прищепки на плоскостные фигуры. В процессе деятельности ребенка, побуждая его к высказыванию, можно познакомить или закрепить в речи знание предлогов, различных грамматических конструкций (зайчик спрятался за кустиком, разноцветный петух, проплывающая рыбка). Объединяя фигуры можно придумать сюжет для небольшого рассказа.

6. «Собери бусы»
Я предлагаю детям собирать бусы на мягкие резиновые веревочки, они достаточно пластичны, упруги. Бусины подобраны разных размеров и материалов, разные на ощупь и разные по весу, некоторые из них сделаны своими руками (большие пластиковые шарики, обвязанные крючком, украшенные бусинами, обклеенные стеклярусом, пластиковой крошкой). Такое разнообразие позволяет развивать 2-3-4-5 - ти пальцевый захват, способствует развитию зрительно – моторных координаций.
7. Всем хорошо известна игра «Поможем Золушки», когда дети перебираю различные крупы. Я предлагаю перебирать стеклянные камушки разного размера, формы и веса.
Перебирая камушки,, у детей могут быть задействованы разные руки или две руки сразу.
8. «Волшебные проволочки»
При выполнении заданий дети выполняют сложные двигательные акты, требующие работы различных мышечных групп, правильной пространственно – временной организации движений.
Детям предлагается сделать геометрическую фигуру, воздушные шарики разной форм, накрутить пружинку на палец или карандаш, фрукты, цветы, человечка из мягких проволочек с ворсом различных цветов.
9. Скручивание, скатывание и смятие бумаги, оригами. Эти приемы работы с детьми способствуют развитию тонких дифференцированных движений рук, пространственному расположению предметов.
В работе с детьми я использую бумажные салфетки и цветную бумагу. Дети скручивают кусочки бумаги в шарики. Для маленьких детей мягкие салфетки для старших цветная бумага. Эти приемы работы не занимают много времени, они используются как часть занятия. Тематика может совпадать с лексическими темами. Ребенок украшает один или несколько элементов предмета. Подбирается посильный объем работы для каждого ребенка. Скрученный шарик ребенок приклеивает на каплю клея, которую наносит педагог. Дети сразу видят результат работы, что создает дополнительный эмоциональный подъем, ситуацию успеха.



10. Так же в своей работе с детьми я использую готовые мозаики и аппликации. Они изготовлены из разных материалов: войлока, мягкого пенопласта, картона. С их помощью развивается точность и координация движений, аккуратность, усидчивость.

11. Игры с мячом, игры малой подвижности и физкультминутки можно проводить с использованием оборудования для развития опорно – двигательного аппарата. Дорожки с разными наполнителями, кочки, капельки, цветы, пруд, тучку с помощью которых развивается вестибулярный аппарат, координация движений, осуществляется массаж стоп, развиваются зрительно – моторные координации. Такое оборудование позволяет внести в занятие положительные эмоции, сюрпризный момент, игровую ситуацию. Движения могут сопровождаться уже заученной речевой, чистоговоркой, текстом физкультминутки. Стоя на ковриках можно играть в мяч, одновременно массируя стопы.

12. Игры с песком способствуют развитию моторики рук и тонких тактильных ощущений. Развивают пространственную ориентацию, речь, память, мышление.

Используя в своей работе представленные игры и пособия, мне удалось повысить двигательную активность детей при проведении логопедических занятий, перенести различные виды деятельности в вертикальную динамическую плоскость. Дети стали более активны, меньше утомляться, снизилась нагрузка на опорно – двигательный аппарат. Игры внесли в занятия дополнительный позитивный настрой, а эмоции детей активизируют речь.
Категория: Логопедические занятия | Добавил: 0307zrjdktdf
Просмотров: 796 | Загрузок: 259 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла техническую экспертизу, отклонена. Материал не скачивается, не указана ссылка. Кроме того: отсутствует аннотация работы

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]