Главная » Файлы » Пед. деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия |
"Путешествие на остров"
[ Скачать с сервера (188.5 Kb) ] | 05.02.2013, 13:39 |
Конспект подгруппового логопедического итогового занятия в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Посуда» "Путешествие на остров" Цель: формирование лексико-грамматического строя и развитие связной речи через исследовательскую деятельность. Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи. Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, связной речи. Коррекционно-воспитательные задачи: формирование интереса к исследовательской деятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, социализации. Оборудование: -предметные картинки, посуда (чайная: чашки, блюдце, чайник, сахарница, сливочник, конфетница; кухонная: кастрюля, сковорода, половник, терка, поднос, кружка; столовая: тарелки мелкие и глубокие, вилки, ложки, масленка, салфетница); -разрезные картинки: чайник, чашка, ковшик, терка, ложка, блюдце; -кокосы, тыква, ракушки, стаканы, кастрюля, ложка, яичные скорлупки, тазики, колбы с жидкостью, молоток (для проведения исследования); -фуражка, бинокль, бескозырки, гюйсы; «волшебный» платок; - магнитофон; телевизор. Предварительная работа: рассматривание предметов посуды; дидактические игры – «Назови правильно», «Из чего сделана?», «Хозяйка»; сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «На корабле»; опыты с пластиком, водой, землей. Ход занятия: I. Оргмомент. Логопед: Дети, какое у вас сегодня настроение? Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Вы спокойны и добры, Вы приветливы и ласковы, Вы здоровы и бодры (делаем глубокий вдох через нос – вдохнем свежесть дня, а выдохнем через ротик – все обиды, огорчения). Глубоко подышим. II. Основная часть занятия. Логопед: (Звучит фонограмма - шум волн). Дети, прислушайтесь к этим звукам. Что вы услышали? Дети: (ответы детей). Логопед: Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в морское путешествие на остров? (Предполагаемые ответы детей). Логопед: А на чем мы с вами поплывем? Дети: На корабле. Логопед: Давайте с вами внимательно посмотрим, как на корабле все устроено. (Демонстрация слайдов экране телевизора.) Вы запомнили, как называется пол на корабле? Дети: Палуба. Логопед: А отдельные комнаты с иллюминаторами? Дети: Каюты. Логопед: А как называлось место, где управляют кораблем? Дети: Рубка. Логопед: А кто будет управлять кораблем? Дети: Капитан. Логопед: А кто будет помогать капитану корабля? Дети: Юнги. Логопед: Кто знает из вас, как называют кухню на корабле? Дети: Камбуз. Логопед: А как называют повара на корабле? Дети: Кок. Логопед: Смотрите, у причала нас ждет корабль, но каких-то деталей, по-моему, в нем не хватает. Давайте достроим корабль. (Дети из заранее приготовленных модулей мастерят корму, рубку). Логопед: А теперь подготовимся к плаванию. (Одевание детей. Выбор капитана корабля с помощью детской считалки, надеваем ему фуражку и гюйс, бинокль. Остальные дети – юнги, они в бескозырках и гюйсах). Как вы думаете, что необходимо взять с собой на корабль в дальнее путешествие? Дети: Продукты, посуду, вещи…. Логопед: Заносим на борт корабля все необходимое и отправляемся в плавание. Капитан корабля рад приветствовать нас на борту корабля? (Обращается к ребенку – капитану корабля). Капитан корабля, отдавайте команду. Капитан корабля - кто-то из детей: Прошу занять свои места. Наш корабль отчаливает. (Звучит фонограмма – гудок парохода, шум моря, плеск волн, крики чаек). Логопед: Скажите, какая посуда нам пригодится, если мы захотим попить чай? Дети: Чайная посуда. Логопед: Перечислите чайную посуду. Дети: Это чашки, чайник, блюдца, сахарница и т.д. Логопед: А какая посуда нам понадобится, если мы захотим пообедать? Дети: Столовая посуда. Логопед: Что мы возьмем с собой из столовой посуды. Дети: Тарелки мелкие и глубокие, ложки, вилки, солонку, салфетницу и т.д. Логопед: А теперь, назовите посуду, на которой мы можем приготовить еду для нас? Дети: Кастрюля, сковорода, дуршлаг, миска, поварешка, терка и т.д. Логопед: Какая это посуда? Дети: Кухонная. Логопед: Прежде, чем расставить посуду, давайте ее сначала «перемоем». (Дети под слова стихотворения «Помощники» выполняют гимнастику для пальчиков). Раз, два, три, четыре, Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши повторить. Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу. Чайник, чашку, ковшик, Загибают пальчики по одному, начиная с ложку большого. И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой. Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному, начиная с Ковшик тоже развалился, большого. Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; Логопед: Нет, так дело не пойдет. Коль мы с вами немного перестарались, и некоторые предметы посуды разбились и развалились, давайте склеим детали. (Каждому из детей выдаются разрезные картинки – какого-то предмета посуды: чашка, блюдце, ковшик, ложка, чайник, терка, тарелка, поварешка. Дети собирают из разрезных частей целый предмет.) Логопед: А теперь расставьте посуду на полках. На верхней – чайная, на средней – столовая, на нижней – кухонная. Настя, поставь чайник рядом с чашками, а справа от них поставь сахарницу. Даша, возьми блюдца и поставь их под чашками. Максим на вторую полку поставь тарелки, справа от них – ложки, а слева от них - вилки. Артем, возьми салфетницу и поставь ее рядом с тарелками, а салатницу поставь посередине. Оля, на нижнюю полку поставь кастрюлю, справа от нее сковороду, а поварешку положи в кастрюлю. Степа, возьми железные миски и поставь их слева от кастрюли, а терку – за сковороду. Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. Чайная посуда сделана из фарфора, значит, она какая? (Фарфоровая.) Из какого материала сделаны графин и стакан? (Из стекла). Значит, они какие? (Стеклянные). А поднос? (Из пластмассы). Значит, он какой? (Пластмассовый). А кухонная из металла, значит, она какая? (Металлическая). Кастрюля по размеру какая? (Большая). А ложка? (Маленькая). Блюдце какое? (Мелкое). А миска? (Глубокая). Графин какой? (Высокий). Дети, посмотрите, у меня в руках платочек. Он совсем непростой, а волшебный. Платочком я сейчас взмахну и вас в посуду превращу! (Дети в соответствии с текстом стихотворения «Посуда» выполняют разные движения). Вот большой стеклянный чайник: Дети надувают животик. Очень важный, как начальник! Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик. Вот фарфоровые чашки: Приседают, одна рука на поясе. Очень хрупкие бедняжки! Вот фарфоровые блюдца: Кружатся, «рисуя» руками круг. Только стукни – разобьются! Вот серебряные ложки: Потягиваются, руки вверху смыкают Голова на тонкой ножке. над головой. Вот пластмассовый поднос: Наклоняются вперед, руки, как с подносом, Он посуду нам принес! тоже вытягивают вперед. Логопед: Капитан корабля, прямо по курсу какой – то остров. Капитан, отдавай команду. Капитан корабля: Спускать якоря! Причаливаем! Логопед: Посмотрите, ребята, нас кто-то приветствует на острове… Появляется островитянин Пятница, приветствует детей: Привет, ребята! Как я рад вас всех видеть! Давайте знакомиться! Меня зовут Пятница! Я живу на этом острове уже очень давно! Логопед: Дети, давайте пригласим Пятницу на борт корабля и угостим его. Дети вместе с островитянином проходят на борт корабля и подходят к столику, на котором разложены разные продукты и посуда. А Пятница с недоумением разглядывает все это. Пятница: Ой, а что это за белый песок? (Берет пакетик с сахарным песком). Дети: Это сахар. Перед подачей на стол его насыпают в сахарницу. Попробуй, он вкусный и сладкий. Пятница: А это что за странные черные сухие листочки? (Берет в руки пакетик с чаем). Дети: Это чай. Его кладут в чайник и заваривают, заливая горячим кипятком. Пятница: А что это такое? Дети: Это масло. Перед тем, как подать его на стол, его кладут в масленку. Подобным образом Пятница узнает у детей о других продуктах и названиях специальной посуды. Сухари – (в сухарницу); Конфеты – (в конфетницу); Сливки – (в сливочник); Салфетки – в (салфетницу). Пятница: Какие красивые и интересные предметы, да еще и словами какими-то странными все это называется. Логопед: Дети, а вам не хотелось бы узнать, какими предметами пользуется Пятница, когда он хочет перекусить или чего-нибудь попить? Дети: Конечно, хотим. Пятница достает кокосы, тыкву, яичную скорлупу и ракушки. Логопед: Дети, как вы думаете, как можно использовать эти предметы? (Ответы детей). Может, мы с вами сравним, какая же посуда лучше, надежнее и удобнее? Методика проведения эксперимента: Дети подходят к столу с заранее приготовленными предметами, колбой с водой, молотком, тазиками, тарелками. Логопед: Давайте сравним кокос и металлическую кружку. Дети делятся на две команды и по инструкции логопеда осуществляют следующие действия: - Возьмите в руки предмет (кокос, железную кружку) и попробуйте налить в него воду. - Слейте воду в тазик. - Теперь поставьте свои предметы на стол (устойчивость). -А теперь уроните их. Высказывания детей: - У железной кружки есть ручка; ее удобно держать в руке; она устойчива; она прочная; - Кокос неудобно держать; неустойчивый, падает, все содержимое выливается, но крепкий и прочный. Логопед: Теперь давайте сравним тыкву с кастрюлей. - Возьмите обеими руками свой предмет. - Как вы думаете, в тыкве можно готовить пищу? (Ответы детей). -Переверните свой предмет (кастрюлю, тыкву) и ударьте по нему молотком. Какой из этих предметов прочнее? Высказывания детей: - У кастрюли две удобные ручки, ее можно переносить; в ней можно готовить; ее можно долго использовать в быту; она очень прочная; - Тыкву надо держать обеими руками, но она может выпасть из рук; непрочная, может разбиться; в ней нельзя готовить, использовать можно только один раз; Логопед: Теперь сравните яичную скорлупу и стакан (пластиковый). -Возьмите каждый свой предмет и налейте туда воду. -Вылейте воду. -Поставьте свой предмет (скорлупу, стакан) на стол. -Сожмите в руке предмет. Высказывания детей: -Пластиковый стакан очень легкий, устойчивый, красивый (м.б. разноцветным), если его уронить, может треснуть; -В яичную скорлупу нелегко наливать воду из-за узкого отверстия, не поставить на стол, скорлупа очень хрупкая; Логопед: А теперь сравним ракушку и ложку. - Попробуйте зачерпнуть из тарелки воды. -Поднесите ко рту. Высказывания детей: -Ложку легко и удобно держать в руке, она прочная, можно есть горячее, легче использовать; - Ракушку приходиться держать всеми пальцами, это не практично, ее можно разбить или сломать. Логопед: Давайте сравним еще листья растений и тарелку. -Возьмите по очереди свои предметы обеими руками. - Встаньте возле тазиков и налейте туда жидкость. Высказывания детей: - В тарелку очень удобно наливать воду (жидкую пищу); ее можно помыть и использовать много раз, она устойчива; - Листья салата очень тонкие, ломаются под тяжестью воды (пищи), использовать можно только один раз; Логопед: Какой можно сделать общий вывод? Высказывания детей: Удобнее, надежнее и практичнее предметы посуды. Но такие предметы, как кокос, тыква, ракушка и скорлупа могут заменить посуду, если вы оказались на природе или вот как сейчас, на острове. Пятница: Ой, какие вы ребята умные. Как много я от вас узнал! Логопед: Пятница, а как ты думаешь, у каких предметов есть ручка, горлышко и носик? Пятница: У меня есть рука правая и левая, есть нос и горло. (Показывает на себе). А у каких еще предметов, я не знаю. Дети демонстрируют на предметах посуды: у которых есть ручка (чашка, чайник, кастрюля и т.д.); носик (у чайника, сливочника, кувшина); горлышко (у бутылки). Как вы думаете, без чего не бывает чайников и чашек? Без чего не бывает кастрюль? Подумайте и скажите, у каких еще предметов бывает ручка? Горлышко? Дно? Носик? (Предполагаемые ответы детей с демонстрацией предметных картинок, лежащих на столе.) Пятница: Как интересно, никогда не думал, что у одного слова много значений. Я столько всего запомнил, ну вот, послушайте: - пейте чай из тарелки, варите суп в тыкве, насыпайте сахар в масленку! (Дети смеются и исправляют неправильные высказывания островитянина). Логопед: Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться обратно. Давайте оставим для Пятницы посуду. Пятница: Ой, спасибо ребята, вы такие щедрые. У меня тоже для вас есть угощение. Догадайтесь, какое. Его очень любят мартышки и дети, угадайте, что это за слово: первый звук [б], последний -[н]. Дети: Это банан! (Пятница вручает детям сладкие бананы). Логопед: Дети, давайте поблагодарим островитянина Пятницу, нам пора собираться в путь и возвращаться обратно в детский сад. Прощаются. Уплывают. | |
Просмотров: 1811 | Загрузок: 267 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |