Суббота, 18.11.2017, 16:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Пед. деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

"Путешествие на остров"
[ Скачать с сервера (188.5Kb) ] 05.02.2013, 13:39
Конспект подгруппового логопедического итогового занятия в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Посуда» "Путешествие на остров"

Цель: формирование лексико-грамматического строя и развитие связной речи через исследовательскую деятельность.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, связной речи.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование интереса к исследовательской деятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, социализации.

Оборудование:
-предметные картинки, посуда (чайная: чашки, блюдце, чайник, сахарница, сливочник, конфетница; кухонная: кастрюля, сковорода, половник, терка, поднос, кружка; столовая: тарелки мелкие и глубокие, вилки, ложки, масленка, салфетница);
-разрезные картинки: чайник, чашка, ковшик, терка, ложка, блюдце;
-кокосы, тыква, ракушки, стаканы, кастрюля, ложка, яичные скорлупки, тазики, колбы с жидкостью, молоток (для проведения исследования);
-фуражка, бинокль, бескозырки, гюйсы; «волшебный» платок;
- магнитофон; телевизор.

Предварительная работа: рассматривание предметов посуды; дидактические игры – «Назови правильно», «Из чего сделана?», «Хозяйка»; сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «На корабле»; опыты с пластиком, водой, землей.

Ход занятия:
I. Оргмомент.
Логопед: Дети, какое у вас сегодня настроение?
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу.
Вы спокойны и добры,
Вы приветливы и ласковы,
Вы здоровы и бодры (делаем глубокий вдох через нос – вдохнем свежесть дня, а выдохнем через ротик – все обиды, огорчения).
Глубоко подышим.
II. Основная часть занятия.
Логопед: (Звучит фонограмма - шум волн). Дети, прислушайтесь к этим звукам. Что вы услышали?
Дети: (ответы детей).
Логопед: Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в морское путешествие на остров?
(Предполагаемые ответы детей).
Логопед: А на чем мы с вами поплывем?
Дети: На корабле.
Логопед: Давайте с вами внимательно посмотрим, как на корабле все устроено. (Демонстрация слайдов экране телевизора.)
Вы запомнили, как называется пол на корабле?
Дети: Палуба.
Логопед: А отдельные комнаты с иллюминаторами?
Дети: Каюты.
Логопед: А как называлось место, где управляют кораблем?
Дети: Рубка.
Логопед: А кто будет управлять кораблем?
Дети: Капитан.
Логопед: А кто будет помогать капитану корабля?
Дети: Юнги.
Логопед: Кто знает из вас, как называют кухню на корабле?
Дети: Камбуз.
Логопед: А как называют повара на корабле?
Дети: Кок.
Логопед: Смотрите, у причала нас ждет корабль, но каких-то деталей, по-моему, в нем не хватает. Давайте достроим корабль. (Дети из заранее приготовленных модулей мастерят корму, рубку).
Логопед: А теперь подготовимся к плаванию.
(Одевание детей. Выбор капитана корабля с помощью детской считалки, надеваем ему фуражку и гюйс, бинокль. Остальные дети – юнги, они в бескозырках и гюйсах).
Как вы думаете, что необходимо взять с собой на корабль в дальнее путешествие?
Дети: Продукты, посуду, вещи….
Логопед: Заносим на борт корабля все необходимое и отправляемся в плавание. Капитан корабля рад приветствовать нас на борту корабля? (Обращается к ребенку – капитану корабля). Капитан корабля, отдавайте команду.
Капитан корабля - кто-то из детей: Прошу занять свои места. Наш корабль отчаливает.
(Звучит фонограмма – гудок парохода, шум моря, плеск волн, крики чаек).
Логопед: Скажите, какая посуда нам пригодится, если мы захотим попить чай?
Дети: Чайная посуда.
Логопед: Перечислите чайную посуду.
Дети: Это чашки, чайник, блюдца, сахарница и т.д.
Логопед: А какая посуда нам понадобится, если мы захотим пообедать?
Дети: Столовая посуда.
Логопед: Что мы возьмем с собой из столовой посуды.
Дети: Тарелки мелкие и глубокие, ложки, вилки, солонку, салфетницу и т.д.
Логопед: А теперь, назовите посуду, на которой мы можем приготовить еду для нас?
Дети: Кастрюля, сковорода, дуршлаг, миска, поварешка, терка и т.д.
Логопед: Какая это посуда?
Дети: Кухонная.
Логопед: Прежде, чем расставить посуду, давайте ее сначала «перемоем».
(Дети под слова стихотворения «Помощники» выполняют гимнастику для пальчиков).
Раз, два, три, четыре, Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
повторить.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Чайник, чашку, ковшик, Загибают пальчики по одному, начиная с
ложку большого.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному, начиная с
Ковшик тоже развалился, большого.
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши;

Логопед: Нет, так дело не пойдет. Коль мы с вами немного перестарались, и некоторые предметы посуды разбились и развалились, давайте склеим детали.
(Каждому из детей выдаются разрезные картинки – какого-то предмета посуды: чашка, блюдце, ковшик, ложка, чайник, терка, тарелка, поварешка. Дети собирают из разрезных частей целый предмет.)
Логопед: А теперь расставьте посуду на полках. На верхней – чайная, на средней – столовая, на нижней – кухонная. Настя, поставь чайник рядом с чашками, а справа от них поставь сахарницу. Даша, возьми блюдца и поставь их под чашками. Максим на вторую полку поставь тарелки, справа от них – ложки, а слева от них - вилки. Артем, возьми салфетницу и поставь ее рядом с тарелками, а салатницу поставь посередине. Оля, на нижнюю полку поставь кастрюлю, справа от нее сковороду, а поварешку положи в кастрюлю. Степа, возьми железные миски и поставь их слева от кастрюли, а терку – за сковороду.
Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. Чайная посуда сделана из фарфора, значит, она какая? (Фарфоровая.) Из какого материала сделаны графин и стакан? (Из стекла). Значит, они какие? (Стеклянные). А поднос? (Из пластмассы). Значит, он какой? (Пластмассовый). А кухонная из металла, значит, она какая? (Металлическая). Кастрюля по размеру какая? (Большая). А ложка? (Маленькая). Блюдце какое? (Мелкое). А миска? (Глубокая). Графин какой? (Высокий).
Дети, посмотрите, у меня в руках платочек. Он совсем непростой, а волшебный. Платочком я сейчас взмахну и вас в посуду превращу!
(Дети в соответствии с текстом стихотворения «Посуда» выполняют разные движения).
Вот большой стеклянный чайник: Дети надувают животик.
Очень важный, как начальник! Ставят одну руку на пояс, другую изгибают,
как носик.
Вот фарфоровые чашки: Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие бедняжки!
Вот фарфоровые блюдца: Кружатся, «рисуя» руками круг.
Только стукни – разобьются!
Вот серебряные ложки: Потягиваются, руки вверху смыкают
Голова на тонкой ножке. над головой.
Вот пластмассовый поднос: Наклоняются вперед, руки, как с подносом,
Он посуду нам принес! тоже вытягивают вперед.

Логопед: Капитан корабля, прямо по курсу какой – то остров. Капитан, отдавай команду.
Капитан корабля: Спускать якоря! Причаливаем!
Логопед: Посмотрите, ребята, нас кто-то приветствует на острове…
Появляется островитянин Пятница, приветствует детей: Привет, ребята! Как я рад вас всех видеть! Давайте знакомиться! Меня зовут Пятница! Я живу на этом острове уже очень давно!
Логопед: Дети, давайте пригласим Пятницу на борт корабля и угостим его.
Дети вместе с островитянином проходят на борт корабля и подходят к столику, на котором разложены разные продукты и посуда. А Пятница с недоумением разглядывает все это.
Пятница: Ой, а что это за белый песок? (Берет пакетик с сахарным песком).
Дети: Это сахар. Перед подачей на стол его насыпают в сахарницу. Попробуй, он вкусный и сладкий.
Пятница: А это что за странные черные сухие листочки? (Берет в руки пакетик с чаем).
Дети: Это чай. Его кладут в чайник и заваривают, заливая горячим кипятком.
Пятница: А что это такое?
Дети: Это масло. Перед тем, как подать его на стол, его кладут в масленку.
Подобным образом Пятница узнает у детей о других продуктах и названиях специальной посуды.
Сухари – (в сухарницу);
Конфеты – (в конфетницу);
Сливки – (в сливочник);
Салфетки – в (салфетницу).
Пятница: Какие красивые и интересные предметы, да еще и словами какими-то странными все это называется.
Логопед: Дети, а вам не хотелось бы узнать, какими предметами пользуется Пятница, когда он хочет перекусить или чего-нибудь попить?
Дети: Конечно, хотим.
Пятница достает кокосы, тыкву, яичную скорлупу и ракушки.
Логопед: Дети, как вы думаете, как можно использовать эти предметы?
(Ответы детей).
Может, мы с вами сравним, какая же посуда лучше, надежнее и удобнее?
Методика проведения эксперимента: Дети подходят к столу с заранее приготовленными предметами, колбой с водой, молотком, тазиками, тарелками.
Логопед: Давайте сравним кокос и металлическую кружку.
Дети делятся на две команды и по инструкции логопеда осуществляют следующие действия:
- Возьмите в руки предмет (кокос, железную кружку) и попробуйте налить в него воду.
- Слейте воду в тазик.
- Теперь поставьте свои предметы на стол (устойчивость).
-А теперь уроните их.
Высказывания детей:
- У железной кружки есть ручка; ее удобно держать в руке; она устойчива; она прочная;
- Кокос неудобно держать; неустойчивый, падает, все содержимое выливается, но крепкий и прочный.
Логопед: Теперь давайте сравним тыкву с кастрюлей.
- Возьмите обеими руками свой предмет.
- Как вы думаете, в тыкве можно готовить пищу?
(Ответы детей).
-Переверните свой предмет (кастрюлю, тыкву) и ударьте по нему молотком. Какой из этих предметов прочнее?
Высказывания детей:
- У кастрюли две удобные ручки, ее можно переносить; в ней можно готовить; ее можно долго использовать в быту; она очень прочная;
- Тыкву надо держать обеими руками, но она может выпасть из рук; непрочная, может разбиться; в ней нельзя готовить, использовать можно только один раз;
Логопед: Теперь сравните яичную скорлупу и стакан (пластиковый).
-Возьмите каждый свой предмет и налейте туда воду.
-Вылейте воду.
-Поставьте свой предмет (скорлупу, стакан) на стол.
-Сожмите в руке предмет.
Высказывания детей:
-Пластиковый стакан очень легкий, устойчивый, красивый (м.б. разноцветным), если его уронить, может треснуть;
-В яичную скорлупу нелегко наливать воду из-за узкого отверстия, не поставить на стол, скорлупа очень хрупкая;
Логопед: А теперь сравним ракушку и ложку.
- Попробуйте зачерпнуть из тарелки воды.
-Поднесите ко рту.
Высказывания детей:
-Ложку легко и удобно держать в руке, она прочная, можно есть горячее, легче использовать;
- Ракушку приходиться держать всеми пальцами, это не практично, ее можно разбить или сломать.
Логопед: Давайте сравним еще листья растений и тарелку.
-Возьмите по очереди свои предметы обеими руками.
- Встаньте возле тазиков и налейте туда жидкость.
Высказывания детей:
- В тарелку очень удобно наливать воду (жидкую пищу); ее можно помыть и использовать много раз, она устойчива;
- Листья салата очень тонкие, ломаются под тяжестью воды (пищи), использовать можно только один раз;
Логопед: Какой можно сделать общий вывод?
Высказывания детей:
Удобнее, надежнее и практичнее предметы посуды. Но такие предметы, как кокос, тыква, ракушка и скорлупа могут заменить посуду, если вы оказались на природе или вот как сейчас, на острове.
Пятница: Ой, какие вы ребята умные. Как много я от вас узнал!
Логопед: Пятница, а как ты думаешь, у каких предметов есть ручка, горлышко и носик?
Пятница: У меня есть рука правая и левая, есть нос и горло. (Показывает на себе). А у каких еще предметов, я не знаю.
Дети демонстрируют на предметах посуды: у которых есть ручка (чашка, чайник, кастрюля и т.д.); носик (у чайника, сливочника, кувшина); горлышко (у бутылки).
Как вы думаете, без чего не бывает чайников и чашек? Без чего не бывает кастрюль? Подумайте и скажите, у каких еще предметов бывает ручка? Горлышко? Дно? Носик?
(Предполагаемые ответы детей с демонстрацией предметных картинок, лежащих на столе.)
Пятница: Как интересно, никогда не думал, что у одного слова много значений. Я столько всего запомнил, ну вот, послушайте:
- пейте чай из тарелки, варите суп в тыкве, насыпайте сахар в масленку!
(Дети смеются и исправляют неправильные высказывания островитянина).
Логопед: Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться обратно. Давайте оставим для Пятницы посуду.
Пятница: Ой, спасибо ребята, вы такие щедрые. У меня тоже для вас есть угощение. Догадайтесь, какое. Его очень любят мартышки и дети, угадайте, что это за слово: первый звук [б], последний -[н].
Дети: Это банан!
(Пятница вручает детям сладкие бананы).
Логопед: Дети, давайте поблагодарим островитянина Пятницу, нам пора собираться в путь и возвращаться обратно в детский сад.
Прощаются. Уплывают.
Категория: Логопедические занятия | Добавил: ИринаЧернецкая
Просмотров: 1018 | Загрузок: 254 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа прошла тех. экспертизу, допущена к участию в конкурсе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]