Четверг, 08.12.2016, 21:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Пед. деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

Компьютерная программа «ЗВУКИ ВОКРУГ МЕНЯ»
[ · Скачать удаленно () ] 12.09.2013, 00:18

ОВЗ – это очень широкий спектр ограничений. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. Нельзя забывать о том, что дети с интеллектуальными нарушениями – это особая категория детей с ОВЗ. В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями. Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом. В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса: - Усложнение научно – технического прогресса; - Усложнение дефектов речи. Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности становится все больше, при этом роль его качественно меняется. Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка. Однако, специфика логопедической работы с детьми с ОВЗ обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта. У детей с ОВЗ дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени усложняет работу логопеда и ставит перед ним задачу поиска новых методических приемов работы. Введение информационных технологий в контекст отечественной традиции предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе, что способствует дальнейшей социализации ребенка с ограниченными возможностями. В последнее время разработкам и опыту применения компьютеров в обучении умственно отсталых детей уделяется пристальное внимание. Поэтому введение в традиционные коррекционно-логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает особую актуальность. Зачастую у умственно отсталых детей отсутствует активная (фразовая) речь, они долгое время могут общаться при помощи жестов, мимики. Такой стереотип общения может сохраняться вплоть до школы. Что в дальнейшем приводит к очень тяжелым речевым и языковым последствиям, а именно: • нарушению звукослоговой структуры слова; • нарушению фонематического восприятия; • нарушению звукопроизношения; • нарушению грамматического строя; • нарушению связного высказывания; • нарушению формирования письменной речи. Перед логопедом стоит задача: вызывания речи и формирование слухового внимания таких детей. Исходя из всего вышесказанного, для формирования речи детей дошкольного возраста с психо-физическими отклонениями нами была разработана и создана компьютерная программа, которая получила название «Звуки вокруг меня». Программа создана при участии профессиональных художников-аниматоров. К диску прилагаются подробное описание программы, рекомендации по использованию занятий и перечень игр, при помощи которых, ребенок сможет перенести компьютерные образы в реальный предметный мир. Компьютерная программа адресована родителям, которые с помощью этого диска смогут проводить в домашних условиях занятия по формированию слухового внимания и активизации речевых высказываний у своих детей. Также данный продукт может использоваться воспитателями, логопедами и дефектологами на занятиях с детьми, независимо от их реального возраста, по речевому развитию. ЦЕЛЬЮ нашей компьютерной программы является развитие предпосылок фонематического восприятия и активизации речевых высказываний у детей с психо-физическими отклонениями. Компьютерная игра позволяет: • формирование широкого диапазона неречевых звуковых сигналов с их фиксацией в памяти ребенка, • формирование слухового сосредоточения, • формирование зрительного и слухового внимания, • формирование понимания речи, • развитие пассивного словаря ребенка, • формирование активной речи ребенка, • формирование у ребенка положительного и эмоционального отношения к занятиям, • разработка методических рекомендаций для родителей. Описание программы Мы «оживили» предметные картинки, заменив их полноценными анимированными персонажами, сохранив при этом, их развивающую значимость. Все предметы и животные в нашей компьютерной программе нарисованы на белом фоне и носят собирательный образ, чтобы ребенку было легче устанавливать обобщенные связи в реальном мире. В основу нашей программы был положен методический прием - показ живых картинок с называнием. Длительность каждого ролика составляет в среднем до 10 секунд, что позволяет заинтересовать ребенка, вызвать у него ответную реакцию: улыбку, вокализацию. Ребенок, как бы смотрит короткий мультфильм, но мультфильм имеет коррекционную задачу. Программа «Звуки вокруг меня» включает в себя 2 части: «Развитие слухового внимания» и «Звукоподражание». Рекомендуем начинать с первой части, так как её основными задачами является: расширение рамок слухового восприятия; развитие слуховых функций, памяти. Часть «Развитие слухового внимания» содержит в себе 5 разделов: «Наш дом», «Веселая музыка», «Инструменты», «Транспорт», «Звуки природы», которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Эта серия представлена на главной странице в виде деревянной лестницы, на ступеньках которой, располагаются разделы. Взрослый, при помощи мыши, кликает на нужный раздел и на экране появляются объекты, кликая на нужный объект, появляется короткий анимированный ролик. После того, как ролик закончился, можно, просмотреть снова, нажав кнопку «плэй». Вторая часть программы «Звукоподражание» состоит из 2 разделов: «Живой мир» и «Предметы». В этой части мы усложнили задания, дополнив общепринятое название их звукоподражанием. На главной странице эта серия представлена в виде маленького деревянного домика на дереве. В этой части программы есть клавиша отключить/включить голос диктора, она предназначена для отключения звуковых инструкций диктора, для того чтобы ребенок после нескольких просмотров ролика, по вашей просьбе ответил «что это?» или «кто это?», «как говорит?» Развитие у детей речевых средств общения состоит в постепенном расширении пассивного и активного словаря (накопление его количества), раз¬витие лексических и грамматических значений слов. Тема, выбранная для изучения с детьми, располагалась в виде цепи последовательных занятий по нескольким лексическим темам: • Предметы: бытовые приборы, транспорт, инструменты, музыкальные инструменты. • Живой мир: животные, птицы. Планирование занятий осуществлялось по тематическому принципу. Занятия по каждой теме рассчитаны на одну-две недели. Рассмотрим этапы логопедического воздействия при помощи нашей компьютерной программы: на ПЕРВОМ этапе является развитие у детей голосовых реакций и понимание обращенной речи. В связи с этим работа на первом этапе основывается на внимании детей к звучащим предметам окружающей действительности. На ВТОРОМ основной задачей явилось - вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц). Работа с компьютером предполагает реальные угрозы для здоровья. Главным образом, является необходимость охраны зрения детей. В связи с этим, рекомендуем проконсультироваться с окулистом перед началом использования программы. Особое значение предается организации рабочего места, правильной посадки и освещению; временному ограничению работы за компьютером (не более 5 минут в день), уровню звука. Вместе с тем рекомендовано использование компьютера с высококачественной видеокартой и жидкокристаллическим монитором. Приложение №1 Методические рекомендации для родителей по использованию программы Компьютер даёт новую возможность родителям и их детям интереснее проводить время. Когда эта возможность используется мудро, то компьютеры могут предложить детям еще один мир для исследований, который поможет удовлетворить бесконечное любопытство и жажду знаний ребёнка. 1. Занятия с ребенком с психо-физическими нарушениями надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. 2. Рекомендуем использовать данную программу не более 3-5 минут в день, не чаще 3-х раз в неделю. 3. Рекомендуем начинать каждый следующий урок с повторения и закрепления (играми) предыдущего. 4. После каждого пройденного урока необходимо переносить компьютерные образы в предметный мир. Следует отводить большую часть времени на отработку умения отображать приобретенные навыки в бытовые ситуации. Так, если вы просматривали раздел о музыкальных инструментах, обязательно покажите и дайте поиграть с реальными предметами. 5. Если у вашего ребенка появились любимые видеоролики и он каждый раз просит Вас их показывать, используйте этот момент для того, чтобы ребенок проявил речевую активность. Поставьте перед малышом некоторые условия (позови, попроси, назови и так далее) и обязательно наградите его старания. 6. И, самое главное, не оставляйте ребенка наедине с компьютером. Используйте это время для увлекательных открытий вместе. Помните: как и любые занятия, компьютерная программа требует времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Не забывайте хвалить малыша, отмечайте его успехи. Используйте различные формы поддержки ребенка - улыбку, поглаживание, обнимание. Не огорчайтесь, если ребенок ошибся, повторите еще раз нужное слово или просьбу еще раз. 7. Уважаемые родители, как уже было выше сказано, очень многое в речевом развитии вашего ребенка зависит от Вас самих. Общайтесь, как можно больше с Вашим чадом! Следите, чтобы ваша речь была эмоциональной, произносите звуки и слова четко, мелодично, а предложения, обращенные к ребенку, не перегружайте очень сложными конструкциями, следите за выполнением режима дня, и тогда ваш ребенок, находящийся в бодром и радостном состоянии, будет в большем объеме проявлять речевые реакции!
Категория: Логопедические занятия | Добавил: kseniya-izum
Просмотров: 954 | Загрузок: 265 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемые коллеги!  Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию во ВТОРОМ Открытом ФЕСТИВАЛЕ «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» в связи с нарушением пунктов 1.6 и 3.3 Требований к фестивальным материалам, а именно:
занятие построено не по технологии модерации; нет психолого-педагогического обоснования.; конспект образовательного мероприятия выполнен в произвольной форме; отсутствует описание авторского АМО, что не соответствует п.1.6 Требований к Конкурсным материалам; в ММ компоненте
отсутствуют колонтитулы.
С уважением, Кутузова Е.Ю. технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]