Главная » Файлы » Информатика » Информатика |
Урок по теме "Основы логики", 9 класс.
[ · Скачать удаленно (14,69 Мб) ] | 31.01.2012, 01:00 |
Основы логики. Цели: Образовательные: • сформировать представления о высказывании как одной из форм мышления, • рассмотреть основные логические операции; • рассмотреть связь логических операций и теории множеств; • применить полученные знания при решении задач различной направленности; • познакомить с тремя способами решения логических задач. Развивающие: • способствовать развитию логического мышления; • способствовать развитию памяти, внимания; • учить правильно рассуждать, уметь давать ответы на поставленные вопросы. Воспитательные: • способствовать воспитанию аккуратности, терпению; • способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: интерактивная доска, плакаты, опорные конспекты. Краткое описание: 1. Организационный момент - 1 мин. 2. Погружение в тему и постановка целей урока - 2 мин. 3. Изучение нового материала - 10 мин. 4. Динамическая пауза – 2 мин. 5. Решение задач - 16 мин. 6.Закрепление изученного материала. Тестирование на компьютерах – 5 мин. 7. Подведение итогов урока — 2 мин. 8. Домашнее задание — 1 мин. 9. Рефлексия – 1 мин. ХОД УРОКА I. Мотивация учащихся Тема представлена в виде ребуса, который предлагается учащимся разгадать. II. Погружение в тему и совместная постановка целей урока. Исторический экскурс: В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания. Логика — это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны. Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения. III. Объяснение нового материала 1. Прочитайте предложения, как вы могли бы их назвать? Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке. Аристотель - (384 -322 гг. до н. э.) - философ и ученый. Учился у Платона в Афинах, основал Ликей. Воспитатель Александра Македонского Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит - (около 460 до н.э.-.- около 360 до н.э.) - древнегреческий философ. Правильно, это высказывания. Высказывание – это одна из форм мышления, о которой мы будем говорить на уроке. Дадим определение высказыванию. Высказывание - это предложение, в котором что-либо __________ или _______________________________________ 2. Высказывания бывают истинными или ложными. Определить, какие из следующих предложений являются высказываниями, а какие нет. Какие из высказываний истинные, а какие ложные? а) 2 *2 = 5 б) Внимание! в) Переводчик должен знать хотя бы два языка. г) Ты играешь в хоккей? д) Два больше трех. е) Земля - планета Солнечной системы. ж) Каждый параллелограмм является квадратом. з) Почему солнце светит? и) Волга впадает в Каспийское море. к) Каждый квадрат - параллелограмм. л) В феврале 30 дней. м) Все девочки любят играть в куклы. 3. Высказывания бывают: а) общие (все, всякий, каждый, ни один, …); б) частные (некоторые, большинство, многие, …); в) единичные (я, он, это предмет, …). Определите вид высказывания: А - каждый переводчик должен знать хотя бы два языка. В - Земля - планета Солнечной системы. С - Каждый параллелограмм является квадратом. D - Волга впадает в Каспийское море. E - Некоторые медведи - белые. F - Этот медведь - бурый. H - Все девочки любят играть в куклы. K - Многие люди любят лето. 4. Употребляемые в обычной речи слова и словосочетания «не», «и», «или», «если …, то», «тогда и только тогда» и другие позволяют из простых высказываний строить сложные высказывания. Такие слова и словосочетания называются логическими связками (операциями). 1) Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания. 2) Объединение высказываний в одно с помощью союза «и» называется операцией логического умножения. 3) Объединение высказываний в одно с помощью союза «или» называется операцией логического сложения. Любое высказывание на диаграмме изображается кругом, а его отрицание – частью плоскости, находящейся вне круга. Логическое умножение – это пересечение кругов, а логическое сложение изображается как объединение кругов. IV. Динамическая пауза Разминка. 1. На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана один стакан вишни съела. Сколько стаканов осталось? 2. Разгадайте ребусы: V.Решение задач Решение логических задач с помощью рассуждений. Задача 1. Перед началом соревнований болельщики высказали предположения по поводу итогов соревнования четырёх спортсменов: А) Макс победит, Антон - второй; В) Антон - третий, Ник - первый; D) Макс - последний, а первый - Иван. Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на турнире заняли ребята? Решение. А) Макс - 1, Антон - 2; В) Антон - 3, Ник -1; D) Макс - 4, Иван - 1. Ответ: Макс - , Антон - , Ник - , Иван - . Решение логических задач табличным способом. При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц. Задача 2. На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь, фрезеровщик. Их фамилии Борисов, Иванов, Аристов. У слесаря нет ни братьев, ни сестёр, он самый младший из друзей. Аристов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии друзей. слесарь токарь фрезеровщик Борисов Иванов Аристов. Решение логических задач, используя диаграммы Эйлера - Венна. Задание 3: Даны несколько областей и логическое выражение, заштрихуйте области удовлетворяющие логическому выражению. Задача 4: В классе английский язык изучают 25 человек, а немецкий язык -27 человек, причем 18 изучают одновременно оба языка. Сколько человек изучают только английский и только немецкий язык? Сколько всего человек изучают эти иностранные языки? Задача 5. В школе много умных, красивых и спортивных ребят. Для ответа на запрос составили списки: а) умных и красивых; б) красивых или спортивных; в) и умных, и красивых, и спортивных ; г) или умных, или красивых, или спортивных; Расположите списки в порядке возрастания количества учащихся. VI. Закрепление изученного материала. Тестирование на компьютерах. 7 заданий с выбором ответа по новой теме. VII. Подведение итога урока. Фронтальная беседа с учащимися по теме урока. Выставление оценок. VIII. Домашнее задание №1. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей? №2. Пятеро одноклассников: Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере; Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался физики; Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике; Ирена cожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят? № 3. Решите задачу, используя круги Эйлера. В летнем лагере отдыхало 86 детей. 8 из них не любят компьютерные игры, 54 – предпочитают «стратегии», 62 – «виртуальные тренажёры». Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в «стратегии» и «виртуальные тренажёры»? IX. Рефлексия В конце урока давайте проанализируем урок, ваше состояние в конце урока. Я предлагаю выразить с помощью смайликов свое отношение к уроку и к приобретенным знаниям. Если на уроке вы чувствовали себя хорошо, комфортно, то поставьте смайлик в синий (правый круг). Если на уроке вы были активны, то поставьте смайлик в зелёный круг. Если и то, и другое, то на пересечении кругов. Используемая литература 1. Ивин А.А. Практическая логика. М.; Просвещение, 1996. 2. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Логика в информатике. М.:Информатика и образование, 1999. 3. Соколова Н.И. Поурочные разработки по информатике 10 класс, М.: Вако, 2005 4. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 5. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. Семакина. М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2005 | |
Просмотров: 2577 | Загрузок: 744 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||