Воскресенье, 25.08.2019, 08:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Информатика » Информатика

Урок по теме "Основы логики", 9 класс.
[ · Скачать удаленно (14,69 Мб) ] 31.01.2012, 01:00
Основы логики.

Цели:
Образовательные:
• сформировать представления о высказывании как одной из форм мышления,
• рассмотреть основные логические операции;
• рассмотреть связь логических операций и теории множеств;
• применить полученные знания при решении задач различной направленности;
• познакомить с тремя способами решения логических задач.

Развивающие:
• способствовать развитию логического мышления;
• способствовать развитию памяти, внимания;
• учить правильно рассуждать, уметь давать ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные:
• способствовать воспитанию аккуратности, терпению;
• способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, опорные конспекты.
Краткое описание:
1. Организационный момент - 1 мин.
2. Погружение в тему и постановка целей урока - 2 мин.
3. Изучение нового материала - 10 мин.
4. Динамическая пауза – 2 мин.
5. Решение задач - 16 мин.
6.Закрепление изученного материала.
Тестирование на компьютерах – 5 мин.
7. Подведение итогов урока — 2 мин.
8. Домашнее задание — 1 мин.
9. Рефлексия – 1 мин.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учащихся
Тема представлена в виде ребуса, который предлагается учащимся разгадать.
II. Погружение в тему и совместная постановка целей урока.
Исторический экскурс:
В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.
Логика — это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны.
Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения.

III. Объяснение нового материала
1. Прочитайте предложения, как вы могли бы их назвать?

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
Аристотель - (384 -322 гг. до н. э.) - философ и ученый.
Учился у Платона в Афинах, основал Ликей.
Воспитатель Александра Македонского

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит - (около 460 до н.э.-.- около 360 до н.э.) - древнегреческий философ.
Правильно, это высказывания. Высказывание – это одна из форм мышления, о которой мы будем говорить на уроке.
Дадим определение высказыванию.
Высказывание - это предложение, в котором что-либо __________ или _______________________________________
2. Высказывания бывают истинными или ложными.
Определить, какие из следующих предложений являются высказываниями,
а какие нет. Какие из высказываний истинные, а какие ложные?
а) 2 *2 = 5
б) Внимание!
в) Переводчик должен знать хотя бы два языка.
г) Ты играешь в хоккей?
д) Два больше трех.
е) Земля - планета Солнечной системы.
ж) Каждый параллелограмм является квадратом.
з) Почему солнце светит?
и) Волга впадает в Каспийское море.
к) Каждый квадрат - параллелограмм.
л) В феврале 30 дней.
м) Все девочки любят играть в куклы.
3. Высказывания бывают:
а) общие (все, всякий, каждый, ни один, …);
б) частные (некоторые, большинство, многие, …);
в) единичные (я, он, это предмет, …).
Определите вид высказывания:
А - каждый переводчик должен знать хотя бы два языка.
В - Земля - планета Солнечной системы.
С - Каждый параллелограмм является квадратом.
D - Волга впадает в Каспийское море.
E - Некоторые медведи - белые.
F - Этот медведь - бурый.
H - Все девочки любят играть в куклы.
K - Многие люди любят лето.
4. Употребляемые в обычной речи слова и словосочетания «не», «и», «или», «если …, то», «тогда и только тогда» и другие позволяют из простых высказываний строить сложные высказывания. Такие слова и словосочетания называются логическими связками (операциями).
1) Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания.
2) Объединение высказываний в одно с помощью союза «и» называется операцией логического умножения.
3) Объединение высказываний в одно с помощью союза «или» называется операцией логического сложения.

Любое высказывание на диаграмме изображается кругом, а его отрицание – частью плоскости, находящейся вне круга. Логическое умножение – это пересечение кругов, а логическое сложение изображается как объединение кругов.
IV. Динамическая пауза
Разминка.
1. На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана один стакан вишни съела. Сколько стаканов осталось?
2. Разгадайте ребусы:

V.Решение задач
Решение логических задач с помощью рассуждений.
Задача 1. Перед началом соревнований болельщики высказали предположения по поводу итогов соревнования четырёх спортсменов:
А) Макс победит, Антон - второй;
В) Антон - третий, Ник - первый;
D) Макс - последний, а первый - Иван.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на турнире заняли ребята?
Решение.
А) Макс - 1, Антон - 2;
В) Антон - 3, Ник -1;
D) Макс - 4, Иван - 1.

Ответ: Макс - , Антон - , Ник - , Иван - .

Решение логических задач табличным способом.
При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.
Задача 2.
На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь, фрезеровщик.
Их фамилии Борисов, Иванов, Аристов. У слесаря нет ни братьев, ни сестёр, он самый младший из друзей. Аристов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии друзей.
слесарь токарь фрезеровщик
Борисов
Иванов
Аристов.

Решение логических задач, используя диаграммы Эйлера - Венна.

Задание 3: Даны несколько областей и логическое выражение, заштрихуйте области удовлетворяющие логическому выражению.

Задача 4: В классе английский язык изучают 25 человек, а немецкий язык -27 человек, причем 18 изучают одновременно оба языка. Сколько человек изучают только английский и только немецкий язык? Сколько всего человек изучают эти иностранные языки?


Задача 5.
В школе много умных, красивых и спортивных ребят. Для ответа на запрос составили списки:
а) умных и красивых;
б) красивых или спортивных;
в) и умных, и красивых, и спортивных ;
г) или умных, или красивых, или спортивных;
Расположите списки в порядке возрастания количества учащихся.

VI. Закрепление изученного материала.
Тестирование на компьютерах.
7 заданий с выбором ответа по новой теме.

VII. Подведение итога урока.
Фронтальная беседа с учащимися по теме урока.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
№1. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?
№2. Пятеро одноклассников: Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере;
Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
Тимур всегда побаивался физики;
Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике;
Ирена cожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
№ 3. Решите задачу, используя круги Эйлера. В летнем лагере отдыхало 86 детей. 8 из них не любят компьютерные игры, 54 – предпочитают «стратегии», 62 – «виртуальные тренажёры». Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в «стратегии» и «виртуальные тренажёры»?

IX. Рефлексия
В конце урока давайте проанализируем урок, ваше состояние в конце урока.
Я предлагаю выразить с помощью смайликов свое отношение к уроку и к приобретенным знаниям.
Если на уроке вы чувствовали себя хорошо, комфортно, то поставьте смайлик в синий (правый круг). Если на уроке вы были активны, то поставьте смайлик в зелёный круг.
Если и то, и другое, то на пересечении кругов.


Используемая литература
1. Ивин А.А. Практическая логика. М.; Просвещение, 1996.
2. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Логика в информатике. М.:Информатика и образование, 1999.
3. Соколова Н.И. Поурочные разработки по информатике 10 класс, М.: Вако, 2005
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
5. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. Семакина. М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2005
Категория: Информатика | Добавил: sangelnik
Просмотров: 2200 | Загрузок: 574 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 alenka_ul  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]