Вторник, 06.12.2016, 11:15
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Информатика » Информатика

Урок информатики "Как образуются понятия", 6 класс (ФГОС)
[ · Скачать удаленно (9.9Мб) ] 15.03.2014, 08:18
1.Тип урока: урок усвоения новых знаний.
2.Цели урока:
-для учителя: создание условий для формирования представления о понятии как одной из форм мышления, об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;
-для обучающихся: овладеть понятиями «анализ», «синтез», «сравнение», «абстрагирование» и «обобщение»; узнать принципы формирования понятий.
3.Задачи урока.
-рассмотреть понятие как форму мышления через работу с источником, решение задач;
-познакомить школьников с логическими операциями, приемами формирования понятий через выполнение заданий на цветных листах и рабочей тетради;
-рассмотреть примеры решения задач, требующих использования логических операций;
-использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.
4.Краткое описание хода урока:
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Здравствуйте! Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? Для чего нам нужны эти знания? (Темы предыдущих уроков «Как мы познаем окружающий мир», «Понятие как форма мышления»)
Приём «Шаг за шагом»: вызываются два ученика, по желанию или назначенные учителем, делают шаги к доске, называя термины и понятия по теме предыдущего урока
Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке.
У вас на столах есть оценочные листы. Те из вас, кто отвечал, оцените себя, поставьте 1 бал за каждый ответ.
Ответьте на вопросы:
1)С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков).
2)Какие признаки объекта считаются существенными? (свойства, действия, поведение, состояния) Приведите пример. (Свойство: голубоглазый человек; действие: переименовать файл; поведение: птицы и воздушный шар летают; состояние: хорошее погода, т.е. тепло, солнечно, тихо).
3)Что такое понятие? (Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки объекта или множества объектов) Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием (компьютер, стол, ручка)
Вывод: словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем.
Оцените свои ответы в оценочных листах (1 балл за каждый ответ).
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей. Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): стол (состоит из: ножек, столешницы, шурупов, на нем можно писать, обедать, играть..), машина (состоит из: колес, двигателя руля, можно ездить, рулить, ремонтировать).
Сформулируйте, пожалуйста, как образуются понятия? Мы можем сразу назвать все способы образования понятий?
Как вы думаете, какая тема урока, сформулируйте ее («Как образуются понятия»).
Метод «Я хочу научиться!». Пока течет песок в песочных часах, ответьте на вопрос «Чему вы хотите научиться в ходе урока? Это и будет целью урока для каждого из вас.
На доске представлен план работы на уроке.
Работа в малых группах (3-4 чел.). Метод «Ульи». У вас на столах есть задания, на цветных листах: 1 группа - зеленый; 2 группа - красный; 3 группа - синий; 4 группа - желтый. Объединитесь в группы по цвету и выполните задания.
Фаза 2 «Работа над темой»
Для полного представления того, как образуются понятия, самостоятельно поработаем с текстом учебника раздел «Как образуются понятия» §8 стр.48, используя специальные значки, (метод «Инсерт»)
(Ученики работают с текстом и ставят на полях учебника специальные значки)
Давайте обсудим: что вы определил в графу «Я уже знал»; что вы определили в графу «Узнал новое»;что вы определили в графу «Не понял, есть вопросы».
Обобщим, что мы узнали о способах образования понятий на примере презентации «Понятие как форма мышления», закрепим прочитанный материал. Приведите примеры анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения (учитель показывает презентацию, а ученики приводят свои примеры).
Объединитесь в группы по цвету. Работа в группе по цвету (3-4 чел.): какие логические приемы, вы применяли при выполнении предыдущего задания? Обсудите, как можно одним словом назвать действия, которые вы выполняли при решении зданий? (обсуждение в группе: анализировали, сравнивали, обобщали, синтезировали).
Какое действие выделила 1 группа? Какое действие выделила 2 группа, 3 и 4 группы?
Совпали ваши определения действий или нет? (1 группа. - анализ, 2группа. – синтез, абстрагирование, 3 группа. – анализ, сравнение, 4 группа - обобщение).
Работа в рабочих тетрадях. Откройте рабочие тетради стр.88. 1 вариант выполняет задание №93; 2 вариант - выполняет задание №94
Выполните только 3 пункта задания! (для экономии времени)
Работа в парах. Проверьте и обсудите правильность выполнения задания в паре, поставьте друг другу баллы в оценочных листах. Какие логические приемы вы использовали для решения этих задач?
Работа за компьютером. Переходим работать за компьютеры. Практическая работа №7 (учебник стр.162) «Конструируем и исследуем графические объекты». Оцените свою работу в оценочных листах.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Д/з §8 прочитать. РТ: №89, №91. Дополнительное задание: №92
Метод «Ромашка вопросов». На лепестках ромашки написаны вопросы (вопросы повторяются по количеству участников группы). Ученики отрывают лепесток и отвечают на вопросы: какую цель вы ставили в начале урока? Чему вы научились? Вы достигли поставленной цели? Что сегодня нового вы узнали? Что вам помогло в получении новых знаний? Где эти данные термины вам помогут?
Кто доволен собой? Поднимите руки.
Молодцы!
Посчитайте баллы в оценочных листах. Поставьте себе оценку. Сдайте оценочные листы, я посмотрю, как вы себя оценили, и выставлю оценки в журнал.
Спасибо за активную работу!

5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Предметные:
-научиться образовывать понятия с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, классификации;
-научиться давать понятиям определения;
-закрепить навыки формирования извлечения необходимой информации;
-закрепить навыки постановки и формулирования проблемы;
-закрепить навыки осознанного и произвольного построения речевого высказывания;
-использование знаково-символических средств;
-закрепить навыки установления причинно-следственных связей;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-закрепить навыки построения логической цепи рассуждений.
Личностные:
-способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека;
-смыслообразование, самоопределение;
-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания– навыки сотрудничества в разных ситуациях;
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные:
целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу;
общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь.
Категория: Информатика | Добавил: zara-tan
Просмотров: 858 | Загрузок: 289 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Уважаемая Татьяна Михайловна!

Организаторы конкурса рады сообщить Вам,что экспертная комиссия направления "Информатика" оценила вашу конкурсную работу в 90,24 баллов из 110 возможных. 

Мы благодарим Вас за интересную разработку, которая займет достойное место в методической копилке материалов факультета интерактивных технологий и будет рекомендована для 
использования педагогическому сообществу учителей (воспитателей, педагогов дополнительного образования и т.д.). 

Желаем Вам дальнейшего творческого роста и будем рады видеть Вас на мероприятиях, проводимых порталом "Мой Университет" http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/competitions/#.U0k0E8GzWqI. 

Официальное экспертное заключение Вы можете заказать, оформив заявку по 
адресу  http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/KonkursAMO/KonkursAMOexpert/#.U0hncvl_uSo

1  
Работа прошла техническую экспертизу и допущена для участия к конкурсу
Тех. эксперт Трифонова Татьяна Викторовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]