Среда, 07.12.2016, 21:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Информатика » Информатика

Конспект урока информатики по теме "Информация и её свойства", 7 класс по УМК Л.Л. Босовой (ФГОС)
[ · Скачать удаленно () ] 12.10.2014, 19:09
Конспект АМО-урока
Организационная информация
Автор урока: Игошева Анна Аркадьевна
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 7 класс (весь класс или подгруппа)
Продолжительность урока (занятия): 40 минут
Методическая информация
Тема урока: Информация и её свойства
Автор учебника: Босова Л.Л.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок в теме: "Информация и информационные процессы " из 8 уроков, запланированных на изучение данной темы., базовая модель обучения, 35 ч в год, 1ч в неделю).

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Психофизиологические особенности возраста учеников 7-8 классов таковы, что происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитие мотивационной сферы, развитие умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, через стремление разобраться в своих поступках и действиях, развитие чувства взрослости, формирование адекватных форм самоутверждения, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм и способов сопереживания и сочувствия другим людям.
Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 7-8 классах:
 формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
 формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга ус-тойчивых интересов;
 формирование интереса к другому человеку как к личности;
 развитие стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
 развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм ут-верждения самостоятельности, личной автономии;
 развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
 развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
 развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям;
 формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
 формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии;
 развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их,
 развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния;
 развитие воображения;
 развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности;
 формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
 формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека;
 развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Нововведение во взрослении:
продолжение активного самопознания, начало работы по самопринятию.
В данной параллели 7 классов есть сильные ученики (в 7-б классе 5 учеников с 1 по 6 класс успевали на «отлично», примерно половина класса могут успевать на «хорошо» и есть несколько учащихся очень слабых, а в 7-а классе наоборот большинство учащихся слабых, с очень низкой мотивацией к учебе, т.е. очень важно создать ситуацию успеха и помочь поверить в свои силы каждому ученику (особенно слабому), но в то же время не упустить, не расхолодить сильных учеников.

Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Образовательные: 1. Сформировать у учащихся понятие информации, представление о видах информации и её свойствах.
Развивающие: 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.
Воспитательные: 3. Отработать коммуникативные навыки.
Задачи урока/ занятия/ мероприятия
1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.
1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий "информация" и "сигналы (непрерывные и дискретные)", «виды информации», «свойства информации».
1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими связей, существующих между изучаемыми понятиями и их применением в реальной жизни.

2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.

3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
3.2. Организовать работу в парах.
3.3. Организовать работу в группах.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
Актуализируют - знания об информации, видах сигналов,
Приобретут - представления о видах информации, свойствах информации, навыки оценки и самооценки деятельности на уроке, умение анализировать жизненные ситуации с точки зрения информатики (т.е. применять полученные знания в жизни).
Закрепят - знания и представления об информации и её свойствах, навыки сотрудничества.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.
Сигналы могут быть:
• непрерывными - они принимают бесконечное множество значений из некоторого диапазона;
• дискретными – они принимают конечное число значений, которые можно пронумеровать.
По способу восприятия человеком выделяют визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую, тактильную информацию.
Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации.
Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.


Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие "Здравствуй, это я!"
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
3 мин
(Если весь класс на уроке, то ребята разбиты по вариантам (1 и 3 ряды – 1 вариант, 2 и 4 ряды - 2 вариант) или или стоят в два ряда, по принципу расстановки компьютеров).
– Ребята, давайте разобьемся на 2 группы (объяснить, как написано выше, кто группа №1, кто группа №2).
Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга.
Ребята первого варианта поприветствуйте ребят 2 варианта воздушным поцелуем, ребята 2 варианта помашите рукой ребятам 1 варианта (или можно пожать руку).
Затем разотрите ладошки, чтобы они согрелись, можно повернуться к соседу и соединить ладони, тем самым передать свое тепло, чтоб всем было хорошо. Вот так вы передали часть своей энергии друг другу.

Погружение в тему "Шифровка"
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
5 мин
Ребята, вам надо расшифровать несколько слов. Вам будет удобно работать в группах
(Учитель предлагает ученикам разбиться на группы (по 3-4 человека) и выдает задания (распечатанные на листах бумаги ребусы), каждой группе зашифрованы разные слова).
На разгадывание зашифрованных терминов вам отводится 1,5 – 2 минуты, затем представители каждой группы выходят и на магниты вывешивают расшифрованное их группой слово.
После выполнения работы каждой группой предлагается проверить правильность выполнения заданий (задания каждой группы по очереди выводятся на слайдах), ответы к которым уже вывешены на доске.
Группа 1: информация, свойства
Группа 2: сообщение, сигнал
Группа 3: виды, свойства
Посмотрите на расшифрованные слова, поставьте себе по 0,5 балла за верно решенный ребус. А теперь попробуйте сами сформулировать тему урока.

Другой вариант проведения данного этапа (если весь класс полностью пришел): просто вывести на слайде ребусы, расшифровав которые ребята получат тему урока (Информация и её свойства)
Правильно, именно об информации, её видах и свойствах сегодня пойдет разговор на нашем уроке. Давайте запишем тему урока: "Информация и её свойства".

Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут «Кластер»
Передача информации
10 минут
Ребята, перед Вами лежат макеты кластера «Информация и её свойства» (Приложение 2)
Заполните макет кластера, отражающего основные понятия темы «Информация и её свойства», либо под моим руководством в ходе нашей беседы или работая самостоятельно с учебником (п.1.1) или по презентации к уроку 7_1_1.
Затем полученный кластер сравним с эталоном.
Ребята выполняют работу.
Итак, кластер заполнен, осталось проверить правильность выполнения. На слайде вы видите ключевые слова и фразы, а те, кто работал самостоятельно, вы озвучите нам свои варианты.
Если ваш кластер совпал с образцом на данном слайде, то поставьте себе 1 балл, если у вас частичное совпадение, то – 0,5 балла.

Проработка темы "Калейдоскоп: 1. «Закончи фразу». 2. «Установи соответствие». 3. «Собери ромашку"
Проработка учебного материала
12 мин
Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить несколько заданий: сначала индивидуально, затем в парах, а для выполнения третьего задания вам придется поработать всей группой.
Итак, на карточке с заданием надо закончить фразу, отражающую рассмотренный нами материал, за каждую верно законченную фразу вы получаете 0,5 балла.
Учитель раздает каждому ученику карточки с заданиями "Закончи фразу" (на выполнение задания 2-3 минуты);
Затем выводит на слайды правильно сформулированные фразы (по усмотрению учителя здесь возможна как самопроверка, так и взаимопроверка).
Хорошо, теперь откройте в рабочей тетради задание №5 (с.6) и, поработайте в парах, установите соответствие свойств информации и их определений. Время выполнения работы 3-4 минуты.
Проверить правильность выполнения задания (эталон решения вывести на слайде, прокомментировать работу).
Если задание выполнено верно, каждый из вас прибавляет себе 1 балл, если частично верно -0,5 балла.
А теперь работаем в группах. Поделить учеников на 2 группы
Каждой группе надо ответить на один вопрос:
1 группа - откуда мы получаем информацию?
2 группа - как мы получаем информацию?
На работу в группах вам отводится 2-3 минуты, ответы вы записываете фломастерами на заготовленные листы (овальчики), а затем выходите к доске и прикрепляете на магниты варианты ответов. 2-3 человека от группы озвучивают и поясняют предложенные группой ответы.

Ребята оформляют свой результат на магнитной доске в виде двух ромашек и озвучивают варианты своих ответов.
Каждый, кто принял активное участие в работе группы, добавьте себе еще 0,5 балла.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка «Есть контакт!»
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
5 мин
1. Постройтесь в одну шеренгу-цепочку.
2. Получите свою половинку текста.
3. Как только зазвучит музыка, последний игрок в цепочке направляется к первому игроку и предъявляет ему свою половинку.
4. Если половинки совпали по смыслу, вы поднимаете руки вверх, хлопаете ими и произносите фразу: «Есть контакт». После этого вы переходите к доске и закрепляете на ней свое сообщение.
5. Оставшиеся игроки продолжают поиск, закручивая цепочку до тех пор, пока все пары не объединятся.
Таким образом, все восстановленные определения и ключевые фразы размещаются на доске.
Ребята уже с места зачитывают получившиеся определения, а учитель комментирует правильность выполнения задания. После этого каждый участник еще получает по 0,5 балла).

Рефлексия «Четыре Я»
Время 5 минут
Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку.
А теперь продолжите и запишите на стикерах продолжения следующих фраз:
1. Я узнал…
2. Я научился…
3. Я проявил себя …
4. Я смогу применить …
Затем разместите стикеры на круге в соответствующем секторе.
Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!
Далее учитель комментирует полученный результат.

Примерный вариант оценивания: Давайте подчитаем, сколько баллов в общей сумме вы набрали за сегодняшний урок, поставьте себе в тетрадь эту оценку.

Домашнее задание
Время 3 минуты
Ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо будет выполнить в рабочей тетради задания №№2, 4(1 столбец), 6, 7. Не забывайте, что материалы, с которыми мы работали на уроке, надо вклеить в тетрадь (или вставить в специальную папку), записи в тетради и материал параграфа 1.1 вам в помощь.
Дополнительно можно оформить на альбомном листе и принести синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.

Всем спасибо за активную работу на уроке.

Приложение 1

Описания активных методов обучения, применяемых на уроке
Описание активного метода обучения
1. Название метода
Здравствуй, это я!
2. Количество участников
Весь класс (или группа)
3. Цели задачи использования метода
Создание позитивного настроя на урок, приветствие
4. Продолжительность проведения
3 минуты
5. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
-
6. Предварительная подготовка (если требуется)
-
7. Подробная технология проведения
Ребята разбиты по вариантам (1 и 3 ряды – 1 вариант, 2 и 4 ряды - 2 вариант).
Учитель просит ребят первого варианта поприветствовать ребят 2 варианта воздушным поцелуем, ребята 2 варианта машут рукой ребятам 1 варианта (можно пожать руку).
Затем растереть ладошки, чтобы они согрелись, можно повернуться к соседу и соединить ладони, тем самым передать свое тепло, чтоб всем было хорошо.



Описание активного метода обучения
1. Название метода
Шифровка
2. Количество участников
Весь класс (или группа)
3. Цели задачи использования метода
Вхождение в тему урока (определение целей урока), обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения
4. Продолжительность проведения
5 минут
5. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Листы бумаги (половина или треть листа А4) для записи расшифрованного слова,
Фломастеры (по количеству групп),
Магниты,
Заранее распечатанные задания

6. Предварительная подготовка (если требуется)
Подобрать ребусы (или другие творческие задания), подготовить слайды с этими заданиями.
7. Подробная технология проведения
Учитель предлагает ученикам разбиться на группы (по 3-4 человека) и выдает задания (распечатанные на листах бумаги ребусы), каждой группе зашифрованы разные слова.
На разгадывание зашифрованных терминов отводится 1,5 – 2 минуты, затем ребята выходят и на магниты вывешивают расшифрованное их группой слово.
После выполнения работы каждой группой предлагается проверить правильность выполнения заданий (задания каждой группы по очереди выводятся на слайдах), ответы к которым уже вывешены на доске.
Группа 1: информация, свойства
Группа 2: сообщение, сигнал
Группа 3: виды, свойства
Далее учитель предлагает ученикам самим сформулировать тему урока.
Другой вариант проведения данного этапа (если весь класс полностью пришел): просто вывести на слайде ребусы, расшифровав которые ребята получат тему урока (Информация и её свойства)


Задания для группы 1:



Задания для группы 2:




Задания для группы 3:




Описание активного метода обучения
1. Название метода
Кластер
2. Количество участников
Весь класс (или группа)
3. Цели задачи использования метода
Сообщение нового материала
4. Продолжительность проведения
10 минут
5. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Макет кластера «Информация и её свойства»,
Ручки (или простые карандаши)

6. Предварительная подготовка (если требуется)
Распечатать макет кластера «Информация и её свойства»,
подготовить слайды с этими макетом и вариантом заполненного кластера (эталоном).
7. Подробная технология проведения
Для изучения новой темы учитель выдает каждому ученику макет кластера.
1 вариант: в ходе инпута учитель по мере объяснения материала на слайде по щелчку мыши добавляет основные мысли, ключевые слова, и таким образом заполняются соответствующие овалы кластера)
2 вариант: Учитель выдает с макетом кластера задание, в соответствии с которым, учащиеся по своему выбору или по рекомендации учителя могут выбрать вариант изучения новой темы (кто-то под руководством учителя, кто-то самостоятельно)
Задание: Заполните макет кластера, отражающего основные понятия темы «Информация и её свойства», пользуясь объяснениями учителя или учебником п.1.1 или презентацией к уроку 7_1_1 (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-1-1.ppt). Затем полученный кластер сравните с эталоном, ответьте на вопросы.


Кластер «Информация и её свойства»
(вариант готового кластера)

Вариант заготовки кластера в начале интерактивной лекции:

Макет кластера «Информация и её свойства»
Задание: Заполните макет кластера, отражающего основные понятия темы «Информация и её свойства», пользуясь объяснениями учителя или учебником п.1.1 или презентацией к уроку 7_1_1. Затем полученный кластер сравните с эталоном, ответьте на вопросы.

Описание активного метода обучения
1) Название метода Калейдоскоп
2) Количество участников Весь класс (или группа)
3) Цели задачи использования метода Проработка содержания темы
4) Продолжительность проведения 10 -12 минут
5) Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
1. Карточки для индивидуальной работы «Закончи фразу», ручки, слайды с этими заданиями для проверки правильности выполнения задания.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Босовой Л.Л. для 7 класса (ФГОС) (или распечатка соответствую-щего задания на бумаге по 1 экземпляру на па-ру), ручки или простые карандаши, слайд с за-данием и слайд с правильно выполненным этим заданием на установление соответствия.
3. Бумага (вырезанная в виде овалов по 5-7 штук), фломастеры, магниты
6) Предварительная подготовка (если требуется)
Подготовить задания в печатном виде и на слайдах,
Вырезать бумагу, приготовить магниты и фломастеры
7) Подробная технология проведения
Учитель предлагает ученикам закрепить полученные знания по теме «Информация и её свойства»:
1. Раздает каждому ученику карточки с заданиями "Закончи фразу" (на выполнение задания 2-3 минуты);
Затем выводит на слайды правильно сформулированные фразы (по усмотрению учителя здесь возможна как самопроверка, так и взаимопроверка), за каждую верно законченную фразу ученик получает 0,5 балла.
2. Откройте в рабочей тетради задание №5 (с.6) и, работая в парах, установите соответствие свойств информации и их определений. Время выполнения работы 3-4 минуты.
Проверить правильность выполнения задания (эталон решения вывести на слайде, прокомментировать работу).
Если задание выполнено верно, ученик прибавляет себе 1 балл, если частично верно -0,5 балла.
3. "Собери ромашку» (групповая работа).
Поделить учеников на 2 группы. Каждой группе надо ответить на один вопрос:
1 группа - откуда мы получаем информацию?
2 группа - как мы получаем информацию?
Работа в группах -2-3 минуты, ответы записывают фломастерами на заготовленные листы (овальчики), затем выходят к доске и прикрепляют на магниты варианты ответов. 2-3 человека от группы озвучивают и поясняют предложенные группой ответы.


1. Карточки для индивидуальной работы «Закончи фразу»:

1 вариант
Закончи фразу:
1) Информация для человека – это содержание сигналов (сообщения), которые он получает ….
2) Сигналы могут быть непрерывными и ….
3) По способу восприятия человеком выделяют визуальную, аудиальную, обоня-тельную, ….

2 вариант
Закончи фразу:

1) Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и по-нятность называют ….
2) Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает ….
3) Одна и та же информация может обладать разными свойствами для ….

Правильные ответы:
1 вариант
Закончи фразу:
4) Информация для человека – это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.
5) Сигналы могут быть непрерывными и дискретными.
6) По способу восприятия человеком выделяют визуальную, аудиальную, обоня-тельную, вкусовую, тактильную информацию.

2 вариант
Закончи фразу:

4) Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и по-нятность называют свойствами информации.
5) Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.
6) Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.

2. Работа в парах (задание №5 из рабочей тетради):



2. Работа в парах (задание №5 из рабочей тетради):
Правильно выполненное задание (эталон ответа – выводится на слайде)



Описание активного метода обучения
1. Название метода
Есть контакт!
2. Количество участников
Весь класс (или группа)
3. Цели задачи использования метода
Эмоциональная разрядка, снятие напряжения и усталости, восстановление энергии
4. Продолжительность проведения
5 минут
5. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Заранее распечатанные задания

6. Предварительная подготовка (если требуется)
Напечатать рассмотренные на уроке определения, саамы главные мысли, разрезать их на части, разложить в произвольном порядке, подготовить слайды с этими заданиями, а также слайд с правильно собранными фразами.
7. Подробная технология проведения
Ребята стоят в шеренге. У каждого в руках одна часть определения. Последний игрок перемещается вдоль шеренги в поисках второй половины определения. Как только нашел, игроки хлопают руками и произносят "есть контакт!"


Описание активного методы обучения
8. Название метода
Четыре Я

9. Количество участников
Вся группа (класс)
10. Цели задачи использования метода
Получение эмоциональной и содержательной оценки ОМ, подведение итогов ОМ
11. Продолжительность проведения
3-5 минут
12. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
• ватман с нарисованным кругом, который разделен на 4 сектора,
• стикеры,
• фломастеры (или ярко пишущие ручки)
13. Предварительная подготовка (если требуется)
Нарисовать на ватмане круг, разделив его на 4 сектора, подписать их (Я узнал…, Я научился…, Я проявил себя…, Я смогу применить…)

14. Подробная технология проведения
В конце ОМ модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:
5. Я узнал…
6. Я научился…
7. Я проявил себя …
8. Я смогу применить …
Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!
Категория: Информатика | Добавил: igosheva_anna
Просмотров: 3905 | Загрузок: 509 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]