Воскресенье, 11.12.2016, 03:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Родительские собрания

Как выполнить задачи ФГОС по работе с родителями.
[ · Скачать удаленно (77кб) ] 07.05.2016, 17:24
Родительское собрание на основе технологии АМО

Организационная информация
Тема Родительского Собрания /образовательного мероприятия
«Будем знакомы!»
Автор образовательного мероприятия
Мамаева Людмила Лиуановна
Группа, количество человек
21
Продолжительность мероприятия
- общая продолжительность родительского собрания (часов) До 1,5 часов.
Методическая информация
Характеристика группы Родители 2-ой младшей группы МБДОУ группы № 4 «Муравьишки» в возрасте от 26 до 43 лет
Цели мероприятия
- создать условия для знакомства родителей с работниками ДОУ, друг с другом и с воспитателями, для возникновения доброжелательных взаимоотношений;
- расширить представления родителей о «кризисе 3-х лет» и его проявлении
- определение перспектив дальнейшего взаимодействия.
Задачи мероприятия
1. Создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, добиться перехода к открытым, доверительным отношениям.
2. Познакомить родителей с работниками ДОУ.
3. Дать понятие о «Кризисе 3-х лет» и советов о её преодолении.
4. Познакомить родителей с режимом, требованиями и пожеланиями.
5. Выборы родительского комитета.
6. Провести экскурсию по группе и детскому саду.
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия В результате участия в родительском собрании «Будем знакомы» участники:
- Овладеют знаниями о проживаемом детьми периоде «кризиса 3-х лет» , о режиме в ДОУ, о пожеланиях и требованиях в ДОУ.
- Приобретут умения общаться со своими детками в этот период.
- Получат ответы на «непонятные» изменения в поведении ребенка и, что важнее всего, получат необходимые знания из педагогического опыта как правильно реагировать на эти изменения.
- Будут иметь возможность пообщаться с узкими специалистами и задать волнующие их вопросы.
Возможность познакомиться друг с другом, с воспитателями, с группой и детским садом.
- Получат советы о преодолении «кризиса3-х лет».
- Информацию о режиме дня в ДОУ.
- Пожелания о правильном поведении в ДОУ.
- Информацию о требованиях в ДОУ.
- Кроме того выберут родительский комитет и определятся с дальнейшим взаимодействием друг с другом, с воспитателями и ДОУ в целом.
А ещё поиграют, отдохнут, зарядятся бодростью и энтузиазмом.
Получат памятки с рекомендациями о преодолении «кризиса3- лет», о режиме в ДОУ, о пожеланиях и требованиях в ДОУ.
Кратко познакомятся с программой, расписанием НОД.
Получат и памятку «Что должен знать ребенок к концу учебного года».
Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
«Кризис 3- лет»- раздел из педагогики.

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
Этап мероприятия Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная
- Познавательная
- Коммуникативная
- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Приветствие/знакомство/
инициация 20 мин

«Будем знакомы!» Авторский Цели задачи использования метода: (Обручение)
Создание комфортных условий для знакомства родителей с работниками ДОУ, друг с другом и с воспитателями, для возникновения доброжелательных взаимоотношений.

Необходимые материалы: Включить негромко тихую спокойную музыку, бейджики ,перед началом родительского собрания для разряжения натянутой обстановки и создания более комфортной ситуации можно устроить чайный стол(15-20мин пока ждем опаздавших)

Предварительная подготовка: Продумать, что необходимо рассказать родителям о себе.

Подробная технология проведения: Необходимые материалы: бейджики с Ф.И.О. и медальки отображающие настроение, обручи с надписями
Проведение: Все участники собрания ,заходя в группу вешают бейджик с Ф.И.О. и одевают медаль с «настроением». Воспитатели здороваются, представляюся ,и представляют все руководство детсада и присудствующих узких специалистов ,предлагают совершить небольшую экскурсию по группе ,а затем провести небольшую игру «обручение». На полу разложить обручи , в них надписи --люблю танцевать
-люблю ходить в кино, театр, на концерты
-люблю заниматься спортом
-люблю проводить время с детьми
- люблю путешествовать
-люблю готовить
-люблю дачу
-люблю мастерить (рукодельничать)
- Ищу друзей…
Все выбирают что ему ближе и становиться туда . Каждый увидит кто близок ему по «пристрастиям»
А теперь мы видим с кем мы можем «обручиться», объединиться и создать дополнительно группы по интересам (Дать им время познакомиться и немного поговорить). Но скажите ,пожалуйста ,какая у нас создана группа большая, объединяющая нас всех ? подчеркнув, что мы, то есть родители, воспитатели, а также весь коллектив детского сада останемся «связанными» крепкими узами взаимного сотрудничества на 3 или 4 года пока Ваши детки будут ходить в наш детский сад. И высказать надежду, что родители активно будут участвовать в жизни своих детей, в жизни группы и сада, как того требует ФГОС.

Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода): Заранее предупредить узких специалистов о регламентируемом времени в выступлении (например 5-6 минут), чтобы это выступление не затянулось, а было краткое и четкое.
Поблагодарить администрацию и всех узких специалистов за то, что ониприняли приглашение нашли время и зашли к нам на «огонёк» и всех вместе одновременно отпустить (или по мере выступления).

Варианты проведения метода: Вместо клубочка можно взять кубик, флажок, мячик и т. д. Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО: - Но вначале, не зря же наша встреча называется «Будем знакомы!», давайте познакомимся.
С детьми мы играем в игру ,когда каждый кто не сможет найти в себе силы улыбнуться и сказать ласковые и добрые слова друг другу будет съеден драконом ,который каждую ночь заглядывает в окна . Так давайте улыбнемся и скажем друг другу доброе . А в свою очередь мы хотим сказать ,что мы очень сильно любим ваших детей и мы приложим огромное усилие чтобы вырастить здоровых ,умных ,воспитанных ,достойных детей .
Итак, сначала представимся мы (включить совсем тихо спокойную музыку), воспитатели группы «Муравьишки»: Нина Ивановна (рассказ о себе) и Людмила Лиуановна (рассказ о себе), помощница воспитателей Лиана Георгиевна, заведующая Вера Владимировна, методист Ольга Николаевна и все специалисты (музыкальный руководитель, тренер, художник, логопед, психолог, хореограф), которые будут работать с детьми 4 года. А теперь слово вам, дорогие родители (Идёт представление родителей).
Ну, вот мы и познакомились. Надеемся, что мы останемся «Обрученными» связанными крепкими узами взаимного сотрудничества на всё время, пока Ваши детки будут ходить в наш детский сад. И что ВЫ, активно будете участвовать в жизни своих детей, в жизни группы и сада, как того требует ФГОС. Коммуникативные: развитие позитивных навыков общения и умения выступать на публике.
Целеполагание или погружение в тему 3-5 минут

«Подумай и отгадай!» Авторский Цели задачи использования метода: Обеспечить концентрацию на начало собрания, повысить интерес к нему.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Воспитатель задаёт задание Родителям в сиквейне отобразить свои рассуждения и чего они идя на собрание желали в конце получить. В конце зачитывается сиквейн в котором видно ,что цель-желание взаимодействовать на основе сотрудничества для решения задач ФГОС
- позитив исходящий от них
-огромное желание сотрудничать .
Предварительная подготовка (если требуется): Надо найти подходящие слова

Подробная технология проведения: разъяснить как пишется сиквейн

Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода):
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:
- Тема сиквейна «для чего я сюда пришел и что хочу взамен получить» . Алгоритм написания сиквейна дается в примечании1.
В результате написания каждый для себя определит, чтобы он хотел получить от собрания с таким названием . Информационные: умение работать с различными видами информации.

Познавательные: организация анализа и самооценки своих целей,
умение ставить цель и пояснить ее,

Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе, выслушивать и принимать взгляды других людей.

Социальные:
осознание собственных потребностей и целей.

Формирование ожиданий/образовательных эффектов 15 мин. «Яблонька» Авторский Цели задачи использования метода: Участники самостоятельно формулируют свои ожидания и опасения от собрания, узнают об ожиданиях и опасениях других участников.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Фломастеры, плакат, двухсторонний скотч, шаблон яблони из фанеры

Предварительная подготовка (если требуется): Из цветной бумаги шаблон муравья, муравьиной кучи и пшеничных зёрен (по 2 на каждого родителя) размером с кулак.

Подробная технология проведения: Ведущий заранее готовит большую фанеру с изображением яблони . В начале собрания участникам раздаются заранее заготовленные шаблоны яблок. На них участники пишут (можно перед этим обсудить)свои ожидания от семинара и по очереди помещают их на яблоню и до следующего собрания яблоня будет находиться в приемной ,чтобы родители каждый раз приводя детей в сад видели свои надписи и старались не терять тот настрой что был у них до конца года .А при желании еще и дополняли «яблок» -пожеланий и видели ,что их опасения не оправдались .Дерево можно даже оставить до конца года и каждый раз писать на нем о своих планах пожеланиях и искать там соратников, помощников
.

Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода): По мере работы отработанные опасения и пожелания убрать с яблоньки, тем самым убедиться, обоснованы ли опасения и пожелания или нет. Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:
- Дорогие наши родители! Наши дети – это наша старость, правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Быстро летит время. Проходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым, должна быть опорой родителям. Счастливы те дети и родители, кто прошли вместе этот путь... Но как мы знаем из жизни, удается это не всем. Не так уж редки случаи, когда, едва повзрослев, дети спешат покинуть родительский дом, навсегда теряют связь с теми, кто дал им жизнь и кто их вырастил. Почему, по каким законам произошло это отдаление, где началось расхождение близких людей, почему родительская любовь не создала, не вызвала ответного чувства? Глубоко уважая родительский труд, понимая, что в воспитании ребенка каждый родитель – творец, что ваши раздумья глубоки и неповторимы, хотелось бы построить наши встречи, родительские собрания так, чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей.
Мы с вами за все в ответе,
За смех, за улыбки эти.
Какими вырастут дети –
Такою и станет Земля.
Прав, наверное, известный педагог В.А. Сухомлинский, сказав: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом»
Поэтому нам с Вами нужно работать сообща, в одном направлении, придерживаясь одних и тех же методов в воспитании. Чтоб не получилось у нас разногласий, как у, всем известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука».
Может быть, это на первый взгляд покажется необычно, но, так как наш детсад называется «Яблонька» мы выбрали для нашей работы яблоньку и сейчас на яблоках –плодах этого дерева , которые мы вам раздали, напишите свои ожидания и опасения от нашего собрания! А когда закончите свою работу – подойдите к доске и прикрепите соответственно – свои ожидания – наверху , а опасения – внизу. Познавательные:
организация рефлексии,
умение владеть письменной речевой деятельностью.

Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивна я лекция 15 – 25 минут. «Я знаю своего ребёнка в 3-4 года?» Авторский Цели задачи использования метода: Поэтапное сообщение и проработка новой информации.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода :
Магниты, доска, листы, фломастеры.
Предварительная подготовка (если требуется): Определение на листах, что такое «кризис 3-х лет» и признаки
Размножить советы психолога для каждой семьи!
Подробная технология проведения: Сначала дать информацию коротко о главном, а затем остановиться поподробнее на каждом намеченном пункте.
А после рассказа психолога провести с родителями АМО «Я знаю своего ребёнка в 3-4 года?» анкетирование.
Все родители сидят за столами. Спросить у родителей: «Знают ли они своих деток в данном периоде?» Провести анкетирование родителей
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода): Советы психолога размножить и раздать каждой семье в конце встречи со специалистом (приложение3) Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Уважаемые родители! Сейчас наш психолог (ФИО) расскажет вам про «кризис 3-х лет» и с какими трудностями встречаются не только ребятишки, но и родители!
« Кризис 3-х лет» Рассказ психолога. (Смотри приложение 2)
А после рассказа психолога провести с родителями АМО «Я наблюдаю за своим ребёнком в 3-4 года» Информационные: умение ориентироваться в информационных потоках,
уметь осознанно воспринимать информацию.

Познавательные: связывать воедино и использовать отдельные части полученных знаний.

Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе.

Социальные: способность к сотрудничеству, способность критически рассматривать отдельные аспекты новой информации.
Проработка содержания темы обучающимися 10-15 минут

Кризис 3-хлет авторский Цели задачи использования метода: Усвоение родителями полученного материала, проработка новой информации.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: магниты, доска ,ручки, анкеты готовые –распечатанные на каждого родителя..

Предварительная подготовка (если требуется) : Подготовить вопросы для анкеты.( анкеты не подписываются)
Подробная технология проведения: Все родители сидят за столами. Когда с понятиями по теме будет всё понятно, предложить родителям жизненные ситуации «Что делать, если ..,или я поступаю так...» . Дать на обсуждение 3 минуты. Когда взрослые справились с заданием, предложить всем внимательно выслушать саму ситуацию (или вопросы), а потом ответ на неё. . Если будут ошибки, то предложить их исправить всем сообща (а потом озвучить, что рекомендуют специалисты в этих случаях).
Каждый исправленный ответ прикрепить на доску для всеобщего обозрения (печатать большими буквами, чтобы было хорошо видно с доски). Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО: Уважаемые мамы и папы! (бабушки и дедушки!) (1воспитатель говорит, а другой раздает вопросы каждой группе родителей)
Сейчас мы хотим предложить Вашему вниманию несколько ситуаций по теме «поведение ребенка в период кризиса 3- лет» из области «Что делать, если...» у ребенка проявляеся один из 7-ми признаков кризиса
1. Негативизм-когда ребенок стремиться сделать все наоборот
2. Упрямство-когда он орет и пытается криком заставить сделать по своему
3. Строптив когда он отрицает все устоявшиеся нормы поведения.
4. своеволие-когда он стремиться быть похожим на взрослых
5.Протест –бунт –когда он находиться в состоянии войны со сверсниками и взрослыми.
6. Симптомы обезценивания –когда ребенок обзывает , ругается с родителями.
7.Деспотизм –когда ребенок заставляет делать то, что хочет он.
По каждому из перечисенных вариантов привести жизненые примеры.
Ваша задача – прочитать внимательно, найти неправильные тезисы и исправить их. А также запомнить эти тезисы и применять их в повседневной жизни при необходимости! Задание понятно? Тогда приступаем!

Перечень вопросов (правильных!!!) (смотри в Приложении 3)


Информационные: умение извлекать систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения поставленных задач;
ориентироваться в информационных потоках,
уметь выделять в них главное и необходимое;
умение представлять полученную и обработанную информацию.

Познавательные: связывать воедино и использовать отдельные части полученных знаний.

Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе.

Социальные: способность к сотрудничеству, способность принимать собственные решения на основе полученной информации.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 10 – 15 минут «танцуют все» Авторский Цели задачи использования метода: встряхнуться, весело и активно расслабиться, почувствовать себя одной командой.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: картотека артикуляционной гимнастики ,веселая музыка, заметки (записи)

Предварительная подготовка (если требуется): Записать на флешку песню про старого жука ,и ритмичную танцевальную музыку .арт картотека(приложение)

Подробная технология проведения: Родители встают и как их дети делают физразминку, Затем звучит подборка ритмичных танцевальных мелодийи «Танцуют Все!!!» в конце раздается картотека (на память красочно оформленая )с артикуляционной гимнастикой Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО: Необходимо постараться расслабиться и перевоплотиться!
- Чаще танцуйте. Любые ритмичные движения отлично справляются со стрессом ,помогают расслабиться. Наше подсознание воспринимает танцы как развлечение, а значит, позволит организму расслабиться. Это главное их отличие от каких-нибудь физических тренировок. Обычно приходится заставлять себя начать заниматься, а тут внутреннего сопротивления нет.
Становимся с родителями в круг под песенку из мульфильма «Золушка» про доброго жука Слова Е. Шварца,
музыка А. Спадавеккиа

Встаньте, дети, встаньте в круг
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, я твой друг,
Старый верный друг!..

Перед этим мы проведем расслабляющую физминутку ,
плавно и непринужденно переходим к ритмичному танцу
,а так же плавно перейдем еще и к небольшому мастер классу артикуляционной гимнастики ,чтобы родители могли проводить ее с детьми в свободное время ,но все это должно сопровождаться веселыми историями ,веселой музыкой ,и веселыми рассказами подмеченными воспитателями из жизни группы .
. Познавательные: владение креативными навыками.

Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе, владение навыками самовыражения.

Социальные: способность к сотрудничеству

Коммуникативные: развитие позитивных навыков общения и умения выступать на публике.
Подведение итогов 5 минут

« Шкала оценки» Авторский Цели задачи использования метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: мел и пол
Предварительная подготовка (если требуется):
Подробная технология проведения: В самом начале мы с родителями зачитываем каждое ожидание ,и проанализируем что сбылось из написанного. Отмечаем сбывшиеся. Далее на полу На полу нарисована полоса с 21делениями (по количеству участников собрания) - по горизонтали и вертикальной чертой вверх на 10 ( количество баллов ).
В зависимости от того, в каком месте встанет родитель на «шкале оценки» мы наглядно увидим оценку проведенного собрания.
Вы мелом прочерчиваем кривую и родители садятся на места, чтобы увидеть картину целиком.
Затем САМИ просматриваем опасения зачитываем записи и родители отмечают сбылось – не сбылось.
Отмечаем сбывшиеся и объясняем почему так произошло и что будет предпринято, чтобы такое не повторилось в будущем.
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода): Если родители пассивные и не очень хочется им подниматься, то для выполнения этого задания воспитателям придётся

Варианты проведения метода: Или- начертить не две линии ,а одну и для общей картины попросить встать их в том месте на линии , где они считают, что в таком соотношении от начала линии они увидели результат собрания и чем ближе к концу линии они встанут –тем выше оценят результат собрания.
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:
Уважаемые родители! На нашем первом собрании была проведена большая и разнообразная работа, которую мы просим сейчас оценить. Мы сейчас Вас попросим встать на линии на то место в сооветствии с оценкой которую в поставили нашему собранию и тем самым показать уровень результативности
Если всё понятно, тогда приступаем к оцениванию!!! Познавательные: умение анализировать, рефлексировать и давать самооценку своей деятельности..

Домашнее задание (если предполагается) 3-5 минут

«Я наблюдаю за ребёнком в 3-4 года»

Авторский Цели задачи использования метода: Родителям необходимо будет поделиться своими сведениями о собрании и памятками с супругом или супругой дома, перечитать наши памятки дома самостоятельно! (а в идеале ещё можно их дома и обсудить!), что вполне обоснованно, так как в памятках даны разные советы и пожелания!

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Памятки для родителей.

Предварительная подготовка (если требуется): Приготовить (то есть напечатать) необходимое количество памяток и пожеланий для каждой семьи.

Подробная технология проведения: Раздать памятки под веселый детский смех (фонограмма)

Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода): Важно, чтобы тот родитель, который присутствовал на собрании, поделился своими впечатлениями, знаниями и памятками со вторым родителем, а не выкинул их по дороге домой! Инструкции модератора обучающегося для реализации или в ходе проведения АМО:
Воспитатели, улыбаясь, (со словами, пожалуйста, Вам. или возьмите, пожалуйста!) раздадут памятки родителям! (Смотри Приложение4 ). В руках уходящих родителей должны быть

Воспитатель благодарит всех за работу и в заключение читает стихотворение:
Мы с вами за все в ответе,
За смех, за улыбки эти.
Какими вырастут дети –
Такою и станет Земля.

-Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим деткам и, конечно, нам в преодолении такого непростого периода –. До свидания! До новых встреч!  Социальные: способность к сотрудничеству

Аналитическая информация
Какие сложности могут встретиться при подготовке и проведении родительского собрания? 1. Участники собрания могут не осознать эффективность применения технологии АМО, не увидеть в чем новизна и технологичность.
2. Ярко выраженный неоднородный состав участников по возрасту.
Что будет сделано для предупреждения этих сложностей, и что будет делаться, если они реализуются? 1. На стадии рефлексии обратить внимание участников на то, что семинар проводился по технологии АМО и попросить их оценить качество процесса и результата деятельности.
2. Обратиться за помощью к методической службе управления образованием.
Какая мотивация будет использована для привлечения родителей и обеспечения их эффективного и качественного обучения на родительском собрании? 1. Возможность саморазвития и самореализации.
2. Новизна в работе.
Как будет поставлен мониторинг в течение всего родительского собрания, как будет проводиться контроль и оценка деятельности участников? 1. На этапе целеполагания воспитатели определяют мотивацию участия родителей в собрании.
2. На этапе формирования ожиданий и опасений, воспитатели оценивают степень открытости участников к восприятию нового.
3. На этапе интерактивной лекции воспитатели оценивают степень информированности участников семинара по теме инпута.
4. На этапе работы над темой, воспитатели оценивают готовность родителей к овладению технологией АМО.
5. На этапе рефлексии оцениваются результаты деятельности воспитателей и родителей, а также организуется самооценка деятельности участников семинара.
Дополнительная информация
Указание приложений к мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. Основное приложение – оформление вывешиваемых творческих наглядных пособий: Макетдерева-яблоньки, из фанеры ,шаблон яблочек, 2 на каждого родителя), записать на флешку песню про доброго жука ,танцевальные мелодии ,картотеки артикуляционные для вручения родителям
1. Приложение 1.
2. Приложение 2.
3. Приложение 3.
4. Приложение 4.
5. Приложение 5.
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). Теоретические материалы дистанционного курса подготовки методистов-модераторов системы дистанционного обучения образовательного портала «Мой университет», http://www.train2.ru/index/
Примечания авторов

Первое родительское собрание лучше всего проводить в группе, так как всем родителям хочется поближе посмотреть и изучить условия пребывания их детей в детском саду. А также для желающих - провести экскурсию по всему детскому саду.

______________________________________________
© АНО ДПО ПКП «Инновационный образовательный центр «Мой университет», 2014
© Образовательный портал «Мой университет», 2014
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2014

Приложение 1.
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Приложение 2.
Основные симптомы кризиса 3-х лет

1 Негативизм. Его надо отличать от обычного непослуания. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т.е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый). Негативизм – это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых.

Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно по тому, что ему хочется погулять ещё).

Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет есть). Т.е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только по тому, что это просит взрослый.

Ещё пример негативизма: к девочке подходит взрослый и говорит, что у неё хорошее чёрное платье. На что девочка возражает: «Нет, оно не чёрное, а белое». Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя белое платье». Девочка отвечает: «моё платье чёрное!». Обратите внимание, девочка прекрасно умеет различать чёрный и белый цвет, она хочет сказать наперекор взрослому.

При негативизме на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. Т.е. негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят.

Также здесь проявляется новое отношение ребёнка к собственному аффекту. Если раньше можно было сказать, что аффект и деятельность у ребёнка едины, то теперь мы видим, что ребёнок может не действовать непосредственно под влиянием аффекта.

Таким образом, негативизм – это такое поведение, при котором мотив находится вне данной ситуации.

Итак, суть негативизма заключается в отказе от выполнения вашей просьбы лишь из-за желания делать наперекор взрослому.

2 Упрямство. Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.

Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой.

Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался).

3 Протест. Ребёнок бунтует против норм воспитания, установленных для ребёнка. Протест против текущего образа жизни. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.

4 Своенравие, стремление к самостоятельности.

5 Обесценивание. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали. Например, ребёнок может сказать своему дедушке, что он его сейчас побьёт или «превратит в мясо». Маме ребёнок может сказать, что она дура. По поводу игрушки, которой ещё недавно восхищался, может сказать, что она некрасивая и неинтересная.

6 Деспотизм (в семьях с одним ребёнком.) У ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Например, ребёнок может требовать, чтобы мама не ходила на улицу, а сидела дома, как он сказал.

7 Ревность (в семьях с несколькими детьми). Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму, что и в предыдущем пункте.

Приложение 3.
Суть кризиса 3-х лет
• Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая что он «вырос из них».
• Стремление к самостоятельности
• Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми
• Происходят изменения аффективно-волевой сферы
• Изменяется отношение ребёнка к себе и людям
• Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми
• Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету матери и отца.
• Ребёнок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка.
• С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Как усугубить ситуацию или вредные советы родителям

• Настаивайте на своём, вы же правы!
• Сломите детское упрямство (тогда у ребёнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)
• Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый)!
• Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт
• Постоянно ругайте
Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким).

Что делать при кризисе 3-х лет
Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами.

Разберём две ситуации:

1 Нужно одеваться и выходить на улицу в поликлинику. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама раздраженно отвечает: «Нет! Сейчас ты начнёшь копошиться, и мы опоздаем. Я сама тебя одену».

2 Нужно одеваться и выходить на улицу в поликлинику. Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама отвечает: «Хорошо, одевайся». Далее мама не мешает ребёнку одеваться самостоятельно. В конце она ему поможет.

В первом случае раздражается и мама и ребёнок. К тому же, ограничивая активность и самостоятельность ребёнка, мама усугубляет кризис трёх лет. Во втором случае и у мамы и у ребёнка сохраняется хорошее настроение. Учитывайте, что ребёнку на выполнение всех дел нужно больше времени, чем взрослому.

Родителям стоит научиться переключать внимание ребёнка. Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойдём гулять!».

Если ребёнок начал капризничать, отвлеките его.

Поощряйте инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно.

Почаще пересматривайте свои требования к ребёнку. Возможно, некоторые уже неактуальны.

Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое и не замечайте его истерик. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.

Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее. Плюс, это будет являться хорошим примером социального взаимодействия между людьми.

Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте в песок. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.

Режим дня полезен для структурирования жизни ребёнка. Он помогает формировать волю, которая так нужна для овладения своим поведением. Режим дня можно наглядно отразить на плакате в виде пиктограмм. Иногда родители поступают так: скручивают лист ватмана в трубочку. На этой трубочки в виде пиктограмм рисуют последовательность действий. Из другого листа бумаги делают кольцо большего диаметра. Его используют для отражения текущей позиции.

Ведите себя с малышом как с равным вам человеком. Благодарите его за помощь. Спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку. Относитесь к ребёнку не как начальник-подчинённый, а как к равному партнёру. Уважайте личность ребёнка. Ребёнок в этом возрасте хочет, чтобы родители знали, что рядом с ними находится не ребёнок, а взрослый человек.

Признайте право ребёнка на совершение ошибок. Если вы видите, что ребёнок что-то делает не правильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать, как правильно. На ошибках учатся.

Ингода родителям всё же нужно сказать резкое «нет». Это необходимо делать, когда действия ребёнка нарушают технику безопасности, например, если ребёнок засовывает ножницы в розетку или поворачивает ручки газовой плиты.

Не ждите, что ваши рациональные объяснения различных запретов ребёнок поймёт с первого раза.

Запаситесь терпением.

Желание ребёнка быть взрослым можно использовать в своих целях. Например, если нужно перейти дорогу, то можно попросить ребёнка вас перевести. Это намного лучше стандартного: «Так, дай сюда руку, сейчас будем переходить дорогу». В первом случае все останутся довольными, а во втором случае вы подпортите настроение ребёнку (а он вскоре вам).

Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику), то лучше всего его перенести в другое, менее людное место. Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю и стучит кулаками (в истерике), то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.

Следите за собой. Многие слова и поступки ребёнок копирует у своих родителей.
Используйте игровой момент. Например, если ребёнок не хочет есть, возьмите куклу. Кормите их по очереди. Или пусть кукла попросит ребёнка проверить, не горячий ли суп. Кстати, приблизительно в 3 года ролевые игры становятся ведущими у детей. Это значит, что ребёнок в рамках игры может вживаться в разные роли. Для родителей игра может быть хорошим способом заинтересовать ребёнка в выполнении какого-либо дела. Например, ребёнок может не хотеть идти гулять. Но пойти выгуливать любимого мишку он согласиться с удовольствием.

Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он упал, ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». И так далее. Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.

Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.

А как проявил себя ваш ребёнок во время кризиса трёх лет? Поделитесь своим опытом .

Приложение 4.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис 3х лет

• Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
• Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения,
станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
• Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь
(по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь,
пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь,
но малышка не оценит Вашего стремления, скорее сего
она будет громко сопротивляться.
• Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер,
проверяя по несколько раз в день – действительно ли то,
что было запрещено утром запретят и вечером. Проявите
твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на
улице от мамы, трогать горячую плиту, т.д.),их не должно
быть слишком много. Этой линии поведения должны
придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
• Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет
за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне
эмоциональна, привередлива – дочь будет такой же).
• При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша
на что – нибудь нейтральное.
• Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять,
что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш
успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в
спокойное безлюдное место.
• Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте,
посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит, но мишка
хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть
можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, т.д.
• Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать,
какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все
сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как
с человеком, мнение которого Вам интересно.
• Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже
заплаканный, упрямый, капризный.
Категория: Родительские собрания | Добавил: Luda190261
Просмотров: 304 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]