Понедельник, 19.08.2019, 00:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Родительские собрания

Родительское собрание отцов
[ · Скачать удаленно (395.97 Kb) ] 12.01.2012, 10:08
МОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40» при Ульяновском государственном университете

Собрание отцов учащихся 2 классов
«Роль отца в воспитании счастливого человека».

Подготовили классные руководители 2 классов
Христофорова Н.Е.
Фирсова Н.Н.
Грицишина А.А.




Ульяновск 2011 год


«Роль отца в воспитании счастливого человека».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Разослать уважительные приглашения на собрание.
2. Провести сочинение учащихся на тему "Мой папа”.
3. Анкетирование учащихся с использованием метода незаконченных предложений
Цели и задачи:

Усиление роли отца в воспитании ребенка.
Развитие отношений доверия и сотрудничества в коллективе детей и родителей, содействие оптимизации психоэмоционального состояния детей и взрослых.
Профилактика конфликтных отношений в детско-родительских отношениях.
Вовлечение родителей в жизнь образовательного учреждения, создание условий для эффективного педагогического взаимодействия с кл. руководителями,
ПЛАН СОБРАНИЯ:
1. Вступительное слово .
2. Анализ анкет.
3. Тесты для родителей.
4. Заключительное слово.
6. Рефлексия. Памятки родителям.
Ход собрания:
Уважаемые папы! Спасибо Вам за то, что вы смогли найти в своем напряженном графике работы время для общения по очень важной теме «Роль отца в воспитании счастливого человека». Сегодня наш разговор именно об этом. Эпиграфом его пусть станут слова русской пословицы: «Твое счастье заключено в их счастье». Судя по тому, что вы с радостью откликнулись на мое приглашение и согласились на эту встречу, вопрос счастья детей важен для вас. А в начале, я прошу Вас по кругу, предавая игрушку, закончить фразу « Быть папой - это здорово! Папой быть непросто!».
Чтобы быть настоящим отцом ребенку, необходимо всего-навсего хотеть и уметь им быть. Причем роль мужчины в развитии способностей ребенка не сводится к каким-то определенным занятиям или упражнениям. Пользу приносит сам факт мужского общения. Ребенку не нужны нотации и уроки. Ему просто нужно быть рядом с папой, который всегда рад ему. А чему надо, он и сам научится. Был бы только пример хорошим.
Игры с отцом в отличие от игр с матерью, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным ' условием интеллектуального развития ребенка.
Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитании детей. Дети так называемых «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, их самоуважение и уровень притязаний выше. Дети, отцы которых принимали активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми и успешными в социальном плане.
1. Вступительное слово .
Нашу встречу хочу начать с небольшого педагогического наблюдения.
 Кто пришел в школу на родительское собрание? (Мама, папа).
 Кто чаще приходит в школу из родителей? (мамы).
 Кто стоит в очереди за покупками? (Мамы).
 Сколько выдается бюллетеней по уходу за ребенком в течение месяца? (100 мамам – 1 папе)
 Сколько педагогов мужчин в нашей школе? (4 педагога).

Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.
1. Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.
2. В сознании ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто, должен оберегать женщину.
3. Ребенок лишен возможности видеть, как общаются взрослые мужчина и женщина (его родители), как проявляют друг о друге заботу, как принимают решения, как умеют понять друг друга с полуслова (а это уже закладывает образ будущей семьи ребенка).
4. Очень трудно привлечь сына к домашним делам – перед глазами пример мужчины в «белых перчатках».
Сама мама – издерганная, уставшая – далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна бы быть для детей и мужа. В стрессовой ситуации ее обычная реакция – апатия и слезы.
ОТЕЦ! Это центральная фигура истории! Хозяин, начальник, педагог, судья, это он ведет семью со ступеньки на ступеньку!
Отцы стоят на страже мира в прямом смысле этого слова. Они охраняют рубежи нашей страны, стоят на боевых постах, дежурят у штурвалов кораблей и подводных лодок. Словом, защита Родины в основном лежит на выносливых плечах мужчины. Но это только часть мужской миссии. Важнейшая и очень ответственная! Еще очень многое, сложное и тяжелое лежит на мужских плечах.
Не удивительно: принять на себя роль отца, научиться быть отцом и чувствовать себя отцом – трудно, это не приходит в одно мгновение, в один день и в один год. Мы учимся быть отцами всю жизнь. Постепенно и не без труда овладеваем мы этим искусством быть отцом, в том числе на школьной скамье и в качестве родителя учащегося на различных мероприятиях проводимых школой. Дети оказывают сильное влияние на формирование отцовского чувства, многих качеств мужчины. Но, тем не менее, отцом мужчину делает отец. Труд отца, его общественное лицо, уровень культуры, выполнение домашних обязанностей, неустанная воспитательная деятельность, отношение к матери, к другим лицам, его образ жизни в целом – вот далеко не полный перечень слагаемых его истинного авторитета, той почвы, на которой возникает уважение к нему детей. Для этого отцу также необходимо быть естественным, уметь общаться с детьми и воспитывать их, уметь быть им другом. Отец и сын могут быть друзьями, должны быть друзьями.
Отце и сын строят вместе дом из кубиков, возводят крепость из песка, снега, чинят сломавшуюся игрушку, собирают подъемный кран из пластинок конструктора, соединяют проводки радиосхемы, разыгрывают на полу Бородинское сражение, гоняют по двору футбольный мяч, читают по очереди вслух газету, обсуждают последние новости, и каждый раз, даже не отдавая себе в этом отчета, отец внушает ребенку ощущение уверенности в себе, защищенности.
Какую великую нужду испытывают дети в том, чтобы можно было прийти в дом с каким угодно неприятностями, от порванных новеньких штанов и промокших ботинок до самой серьезной беды, и знать, что тебя выслушают, не перебивая, не падая в обморок, реакция будет взвешенной, неспешной, а решения и советы осмысленными и выполнимыми.
Нашему мальчику так не хватает мужской руки! – вздыхает бабушка тринадцатилетнего внука. Речь идет не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться. Само представление о мужском воспитании, прежде всего, приводит на ум мысль о строгости, режиме, неукоснительном порядке. Мужская требовательность тем хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности.
В доме растет – девочка. Будущая жена и мать. Важно, чтобы она знала, верила – быть женой и матерью прекрасно. Разве не отцу дано укрепить свою дочь в этом ощущении? Мать, укоряющая при детях отца, конечно, подрубает основы семейного благополучия. Но даже скрытое неуважение, которое носится в воздухе, наносит детям ничем невозместимый урон, лишая их самого большого счастья – считать, что им достались лучшие на свете родители.
"Брак – это многолетний труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей”. Бернард Шоу В.А. Сухомлинский, обращаясь к родителям, писал: "Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека”. Работа, которую можно охарактеризовать так: надо, трудно, прекрасно.
НАДО ... Еще как! Просто необходимо. Воспитать такие неотъемлемые качества, как трудолюбие, целеустремленность, упорство …
ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй самая трудная на свете душевная работа. Она требует от нас настойчивости, сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
ПРЕКРАСНО …Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута.
Каждый родитель гордится своими детьми, когда дети оправдывают многолетний труд отца и матери по воспитанию детей.
Но что же является важным условием правильного семейного воспитания ?
Прежде всего, сама семейная атмосфера. Воспитывает ребенка весь повседневный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношение к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребенка. Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом.
Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме дня школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.
Любовь к нему родителей… Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, остро переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь родителей предполагает участие ребенка в жизни семьи. Ребенок рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные, и он должен заботиться о других так же, как другие заботятся о нем. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Очень значимым в становлении авторитета является то, как относятся к родителям окружающие люди – уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием. Дети всегда хотят видеть в родителях высокие моральные качества: мужество и скромность, честность и справедливость, доброжелательность к людям, богатство знаний. Даже в малом они стремятся копировать своих родителей. Важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения.
Но когда говорят о влиянии семьи на ребенка, то обычно имеют в виду влияние матери. В школу, на родительские собрания приходят в основном женщины — матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают также чаще матерям — такова укоренившаяся практика Но не менее важное место в воспитание ребёнка занимает отцовское влияние — это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.
Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрик Фромм выделяет два типа любви: отцовский и материнский. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует. Успешный и неудачник, ласковый или грубый, ленивый или трудолюбивый - все в равной степени достойны материнской любви. Отцовская же любовь требовательна, стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Это побуждает ребенка к «правильным» поступкам, к желанию развиваться и достигать каких-то целей, а не просто «жить, как цветочек, мамочке на радость».
Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги.
Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть.
По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви, любой крен в одну сторону ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения
Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии, — огромная беда.
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом .

Мальчику необходимы дружба и одобрение отца
И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету или посмотреть телевизор. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. И найти 15 минут на общение с ребёнком.
Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он "свой парень". Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.
Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом
Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако многие люди не понимают, что в развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.

Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

2. Анализ анкет.

В нашей школе обучаются 67 учащихся. 90 % учащихся воспитываются в полных семьях, где есть и папа и мама. Однако и наших детей коснулась та же проблема, что проблема страны в целом. Не всегда отцовское воспитание отражает желаемые результаты.
Накануне собрания детям было предложено закончить предложения:
1. Я люблю, когда мой папа …
2. Я хочу, чтобы мой папа всегда …
3. Мне не нравится, когда папа …
4. Когда я буду отцом, я никогда …
Послушайте, что у них получилось. (Анализ анкет)
Тест - "Какой вы отец?”.
Издавна повелось, что отец – это добытчик, а мать – хранительница очага и воспитатель детей. А как, уважаемые папы, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? (Ответы родителей).
А сейчас мы частично попытаемся ответить на вопрос: "Какой вы отец?”

Тест
1. Помогаете ли вы собственным родителям?
2. Внимательны ли вы к жене и ее родственникам?
3. Умеет ли ваша семья распределять финансовые средства так, чтобы дети имели самое необходимое?
4. Пытаетесь ли вы избежать семейных ссор с супругой в присутствии детей?
5. Занимаетесь ли вы собственным ребенком, развивая его физически и интеллектуально?
6. Всегда ли вам удается выполнить обещание?
7. Имеет ли ваш ребенок обязанности по дому?
8. Знаете ли вы с кем дружат ваши дети?
9. Доверяет ли ребенок вам свои тайны?
10. Считаете ли вы себя хорошим отцом?
Если на все вопросы вы ответили положительно, значит, вы хороший отец.
Если вы ответили "да” на 4-6 вопросов – вам надо серьезно заняться семьей и полностью пересмотреть отношение к детям.
Если у вас 1-3 очка – вы все прекрасно поняли, и пересмотрите свое отношение к семье и детям.
Тест самопроверки: «Какой вы родитель?»
1.Сколько раз тебе повторять? -2б
2.Посоветуй мне, пожалуйста.-0б
3.Не знаю, что бы я без тебя делал-1б
4.И в кого ты только уродился?-2б
5.Какие у тебя замечательные друзья! -1б
6.Нк на кого ты похож(а)-2б
7.Я в твое время…-2б
8.Ты моя опора и помощник(ца)-1б
9.Ну, что за друзья у тебя?! -2б
10. О чем ты только думаешь?! -2б
11.Какая ты у меня умница!-1б
12. А как ты считаешь, сынок(доченька)?-1б
13. У всех дети как дети, а ты?-0б
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)-1б
7-8 баллов Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас.
9-10 баллов Вы непоследовательны в общении с ребенком.
Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11-12 баллов Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, авторитет не заменит любви.
Развитие Вашего ребенка в большой степени зависит от случая, чем от вас.
13-14 баллов Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания.
Заключительное слово .
Учитывая большую роль отца в воспитании детей, поставьте себе цель создание необходимых условий для воспитания ребенка в семье. А это:
• Атмосфера семейного благополучия.
• Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье.
• Любовь к своему ребенку.
• Уважение личности ребенка.
• Авторитет родителей.
• Единые согласованные требования к детям всех членов семьи, а также семьи и школы.

Рефлексия.
Закончите предложения:
- Для меня было неожиданным, новым …
- Я задумался сегодня о …
- Я бы провел собрание …
Воспитать трудолюбивого и духовно богатого, социально адаптированного человека надо! Воспитать детей такими, чтобы они были счастьем и гордостью семьи, школы, страны, трудно! Но преодолеть эту трудность и воспитать настоящего человека прекрасно!
Успехов вам в воспитании ваших детей.
Заповеди дружной семьи
1.Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
2.Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3.Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
4.Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
5.Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
6.Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.
7.Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

Памятка. "Заповеди для отцов”
1. Не унижайте ребенка.
2. Не морализируйте.
3. Будьте во всем ему авторитетом.
4. Всегда чутко слушайте ребенка.
5. Избегайте в общении с ним выражений, которые вызывают у него неприятие, ненависть.
6. Не вымогайте обещаний.
7. Не потакайте.
8. Относитесь к ребенку как к личности.
9. Будьте строгими и добрыми, ибо "Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”.
Категория: Родительские собрания | Добавил: virsova
Просмотров: 1462 | Загрузок: 318 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]