Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Работа с трудными детьми и подростками |
Программа коррекционной работы с трудными детьми и подростками ГБОУ ЦДК г.о. Сызрань «Помоги мне»
[ · Скачать удаленно () ] | 24.09.2013, 18:23 |
1. Актуальность и концептуальные идеи программы. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска. Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту. В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: 1. пьянство одного или обоих родителей; 2. асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); 3. устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; 4. сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; 5. убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; 6. отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); 7. оставление малолетних детей одних без пищи и воды; 8. отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; 9. побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д. Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. А именно со стороны врача психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога, учителя начальных классов. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог. Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей. Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования. В нашей школе обучается 146 учащихся, из которых 17 детей из асоциальных семей. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Проблемы: 1. Ухудшение социального положения семей в школе. 2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей. 3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы. 4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка. 5. Высокий уровень подавления и насилия. 6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей. 7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности. 8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. 2. Цель программы 1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме. 2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни. 3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся. 4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для Развития ребёнка, соблюдение прав. 3.Задачи программы 1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом. 2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни. 3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей. 4. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. 5. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных. 6. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры. 7. Обеспечение мотивации: • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе; родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы). 8. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим. 9. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения. 10. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе. 11. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов. 12. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения. 4. Отличительные особенности программы 1.Тесное взаимодействие с семьёй. 2.Сотворчество педагогов и детей. 3.Развитие детской инициативы. 4.Способность педагогов к неформальному общению. 5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. 6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни. 7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей. 5. Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклонением в поведении 10 - 16 лет. Курс рассчитан на 34 занятия, по 1 часу в неделю. 6. Сроки реализации Программа рассчитана на 1 год, в течение 2013 года. 7. Планируемые результаты и способы их оценки Программа находится в стадии разработки. Для апробации программы планируется выбрать учащихся 4-9 классов компенсирующего обучения из асоциальных семей. Разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение сентября-октября, будет проводиться диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования будут выявлены отклонения в поведении, установлен тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного будет проводится информационно - просветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа планируется проводиться и дома, и при посещении на дому. Будут проводиться обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних, комплексная коррекционная работа: беседы (8 бесед с участием родителей), диспут (с участием 10 учащихся), спортивные игры с участием учащихся и родителей, а также тренинги. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. 1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками. 2. Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. 3. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками. 4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время. 8. Ожидаемые результаты и способы оценки 1. Выявление основных причин появления детей «группы риска». 2. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения. 3. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска». 4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни. 5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска». 6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы. 7. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей. 8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях. 9. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения. | |
Просмотров: 3096 | Загрузок: 530 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||