Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Работа с трудными детьми и подростками |
Новая жизнь коммунарской методики. Реальность и перспективы.
[ · Скачать удаленно (46 Kb) ] | 27.01.2012, 12:37 |
Деловая игра «Ребячья эскадра «Алые паруса» Пояснительная записка Программа игры составлена с учетом особенностей психического развития детей детского дома. Нацелена на формирование навыков, необходимых для безболезненной адаптации воспитанников в социуме, стремлению к самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов детей, защиту их прав и потребностей. Игра – прекрасная возможность общения, обсуждения, принятия ответственных решений. Длительность игры «Ребячья эскадра «Алые паруса» (РЭАП) рассчитана на весь учебный год. Состоит из 3-х этапов: 1-ый этап: сентябрь – декабрь 2-ой этап: январь - апрель 3-ий этап: май – август На каждом из которых отряды (корабли, крейсеры, яхты, шхуны) ведут судовые журналы (где отмечаются все результаты путешествия). В конце каждого этапа подводятся итоги работы команды. Игра включает следующие формы работы – обыгрывание жизненных ситуаций, введение новой терминологии, чередование творческих поручений , проведение соревнований, проведение коллективных творческих дел. ЗАДАЧИ ИГРЫ: 1. Формирование детских коллективов; 2. Личностное развитие каждого ребенка; 3. Представление интересов воспитанников и педагогов в процессе управления учреждением; 4. Воспитание ответственного отношения к поручениям; 5. Отработка навыков ведения деловой документации. В игре участвуют воспитанники, педагоги и другие сотрудники детского дома. Каждому участнику заводится сберегательная книжка, медицинский страховой полис, трудовая книжка, оформляется бэйдж (у каждой команды свой образец). Детский дом (ДД) получает название – эскадра, группы – корабль (крейсер, яхта, шхуна), дети выполняющие длительные поручения – штурманы. Совместно с кураторами (педагогом-организатором) эскадры управляет адмирал, который выбирается в начале учебного года тайным голосованием из числа детей от 14 лет. Каждым кораблем управляет свой капитан, совместно со штурманом возглавляющими: • Каюту здравоохранения; • Каюту хорошего настроения (культура); • Рекламное агентство (пресс-центр); • Каюту по спорту; • Каюту – права; • Каюту образования; • ЦБ (центральный банк); • Налоговая инспекция; • Универсальная биржа труда (детская биржа труда); • Детская адвокатура Остальные дети – участники кругосветного путешествия Ребячьей эскадры «Алые паруса». Администрация детского дома тоже участвует в игре и называется ЦУКП, т.е. Центр управления кругосветным путешествием. Капитан каждого корабля с штурманом составляют и заключают договор с ЦУКП о сохранении имущества и вещей, которые даны им в пользование. С каждого корабля ежемесячно взымаются налоги за пользование столовой, прачечной, за коммунальные услуги, жилье, электроэнергию. В свою очередь каждый участник эскадры имеет право получать: стипендию (размер которой зависит от четвертных оценок), медицинскую страховку (ежемесячно, если не болеет), премии за участие в коммерческих конкурсах, заработную плату за выполненные работы по детскому дому, не связанные с самообслуживанием и учебой. Капитанам и штурманам устанавливается ежемесячная заработная плата, которая утверждается на собрании каждого корабля и колеблется от 100 до 250 рэпиков в месяц, в зависимости от качества и объема выполняемой работы. Организуется работа по девяти направлениям, которые курируют педагоги-кураторы, они помогают капитанам разбираться в организационных и теоретических вопросах. Члены каюты хорошего настроения и каюты образования входят в состав детского художественного совета, который занимается организацией и проведением ИЗО, литературных и творческих конкурсов. Так же создаются следующие комитеты (каюты): • Универсальная биржа труда (занимается профильным обучением и трудоустройством граждан; начислением рэпиков за проделанную работу); • Центральный банк (начисление премий на счета, перевод рэпиков, безналичный расчет); • Каюта налоговой инспекции (взымание налогов); • Детская адвокатура (контроль за соблюдением законов и правил, введенных в РЭАП). Для координации отношений и разрешения спорных вопросов, организуется работа Совета актива (капитаны команд) и общего сбора (все участники игры – взрослые и дети). Выпуск газеты (1раз в две недели) «Ребячья эскадра «Алые паруса» помогает оперативно доносить информацию до всех участников эскадры, опубликовать воспитательные статьи, объявления, поздравления. Основные организационно – координационные мероприятия включают в себя: - проведение общих сборов; - проведение заседаний Совета актива; - проведение заседаний Совета ДД; - проведение выборов (адмирала; в Совет ДД) Раздел «Развитие детского самоуправления и личности каждого ребенка» - - управление командой - организация работы комитетов (кают) - организация работы международных организаций - выпуск газеты «Ребячья эскадра «Алые паруса» - работа киоска «100 мелочей» 1. Организационно-координационные мероприятия Проведение общих сборов Общие сборы собираются один раз в две недели по понедельникам в 19.00 часов в музыкальном зале. Сбор ведет председатель – адмирал РЭАП, протоколы сборов ведет – секретарь, выбранный на полгода и еще один для подведения итогов соревнования «Добрые дела», им в помощь – воспитатель, продежурившей команды. Секретари фиксируют выступления , опоздания на сборы, замечания, отсутствующих. Право высказаться на сборе имеет каждый из присутствующих, заявивший об этом до начала (запись секретарем) или непосредственно во время сбора. В обязательном порядке выступают – отчитываются на сборе, по делам за прошедшие две недели, капитаны или лица их заменяющие, продежурившая команда по итогам дежурства, члены каюты здравоохранения, образования, по необходимости – адмирал, воспитатели, педагог-организатор, члены кают: спорта, права, культуры. Необходимо соблюдать правила поведения на общем сборе: - приходить необходимо без опозданий, опрятно одетым, с бэйджем - в случае опоздания, не входить в зал, пока не закончит говорить выступающий - во время сбора недопустимо заниматься посторонними делами, громко переговариваться, ходить по залу; - в ходе любого выступления необходимо соблюдать тишину; - участвовать в голосовании, так как все решения принимаются путем общего голосования. ПРОВЕДЕНИЕ СОВЕТА АКТИВА Совет собирается по мере необходимости, но не менее девяти раз в год. Решает текущие вопросы по организации, планированию и ходу игры. Выносит решения на обсуждение общего сбора и для исполнения участниками игры. Участвует в подборе материалов для газеты, поздравлений друзьям РЭАП, берет на себя инициативу по участию в различных акциях ДД. Состав совета – адмирал, капитаны, куратор – педагог-организатор. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ АДМИРАЛА Адмиралом ребячьей эскадры «Алые паруса» может стать любой участник, достигший 14 лет, активно участвующий в общих делах, пользующий всеобщим положительным авторитетом и не имеющий вредных привычек. Выборы проходят в четыре тура: 1 тур – с 1 по 7 сентября Каждая команда может выдвинуть своего кандидата, который составляет программу развития эскадры. Если команда затрудняется в выборе, то кандидатура берется из числа лучших штурманов прошлого года. Начинается проведение предвыборной агитации. 2 тур – с 7 по 21 сентября На общих сборах в течении двух недель заслушиваются программы кандидатов. Вносятся предложения, поправки. 3 тур – третий сбор сентября Проводится тайное голосование: каждый, пришедший на голосование, заполняет бюллетень. Подсчет голосов ведет – специально созданная комиссия. 4 тур – последний сбор сентября Оглашение итогов выборов, инногурация адмирала с вручением переходящей ленты и произнесением клятвы. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДОЙ Для координации и руководства всей деятельности команды, избирается капитан и штурманы. Закрепляются должностные обязанности. Капитан команды – контролирует работу всех министров своей команды, участие в мероприятиях, конкурсах, добрых делах, в деловой игре. Знает об успеваемости в школе и поведении каждого участника (жителя) своей команды. Готовит отчеты на общие сборы, участвует в работе Совета актива РЭАП. При необходимости выполняет работу любого штурмана своей команды. Штурман финансов – несет ответственность за наличие денег в командной казне, держит под контролем заполнение личных сберегательных книжек, поступление премий и штрафов. Ежемесячно перечисляет репики в налоговую инспекцию, вписывает в книжки зарплату штурманам и кураторам (воспитателям), каждому участнику стипендию в конце четверти. Штурман культуры – участвует в работе детского художественного совета при подведении итогов ИЗО-конкурсов, выставках ДПИ. Организует поздравления С Днем рождения, проведение КТД в своей команде, следит за посещением команды библиотеки. Штурман здравоохранения – участвует в работе сан.тройки, отвечает за соблюдение чистоты в команде, отмечает состояние здоровья граждан; составляет программу здоровья на каждого, следит за своевременной выплатой медицинских страховок. Штурман физкультуры – организует утреннюю гимнастику, участие в соревнованиях, конкурсах рисунков о спорте, газет по ЗОЖ. Составляет программу спортивных достижений, ведет учет результатов участия в Президентских состязаниях каждого жителя. Штурман образования – каждую четверть составляет образовательную программу на каждого жителя, ведет учет успеваемости, отчитывается о ней на сборах, насчитывает стипендию. Штурман по праву – отвечает за соблюдение правил, законов и порядка в команде, за организацию дежурств, участвует в работе детской адвокатуры, комитета права (на выбор). Каждая каюта штурманов может быть дополнена введением других творческих поручений. В этом случае должностные инструкции составляются по усмотрению актива самой команды. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИТЕТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В состав комитета входит штурман здравоохранения от каждой команды. Куратор – дежурный воспитатель. Члены комитета организуют работу сан.тройки и два, три раза в неделю проверяют соблюдение чистоты в командах, итоги фиксируют в экране чистоты. Комитет организует дни здоровья, коммерческие конкурсы по своей теме, еженедельно подводит итоги по соблюдению чистоты командами, доводит их до сведения всех жителей на общем сборе. КОМИТЕТ КУЛЬТУРЫ В состав комитета входят штурман культуры от каждой команды. Куратор – музыкальный руководитель. Комитет организует проведение разнообразных культурных мероприятий, в т.ч. дней культуры, коммерческих конкурсов, традиционных КТД ( Новый год, 8 Марта, День защиты детей). Организуют и проводят ИЗО-конкурсы, выставки, подводят итоги, назначают премии лучшим. Члены комитета ведут учет посещения жителями библиотек, входят в состав детского художественного совета. КОМИТЕТ ФИЗКУЛЬТУРЫ В состав комитета входят штурманы физкультуры. Куратор – руководитель физ.воспитания. Комитет организует Президентские состязания, коммерческие конкурсы по своей теме, соревнования, конкурсы плакатов и газет по ЗОЖ, публикует в газете РЭАП викторины о здоровье, контролирует выполнение программ спортивных достижений. КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ В состав комитета входят штурманы образования от каждой команды. Куратор – педагог-организатор. Комитет проводит рейды по проверке выполнения образовательных программ, ведет контроль за успеваемостью в школе жителей эскадры, составляет списки прогульщиков школы и «двоечников» понедельно. Члены комитета проводят коммерческие конкурсы, праздники для ударников и имеющих успехи в обучении (каждую четверть), конкурсы по сохранению школьных принадлежностей и учебников. КОМИТЕТ ПРАВА В состав комитета входят штурманы права от команд. Куратор – социальный педагог. Комитет рассматривает вопросы, связанные с поведением и правонарушениями жителей. Выносит порицания и наказания за проступки, контролирует их исполнение. Члены комитета изучают законы, учатся принимать решения, брать на себя ответственность. РАБОТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УНИВЕРСАЛЬНАЯ БИРЖА Имеет управляющего и штатных сотрудников. Предоставляет работу всем желающим заработать. Начисляет репики за проделанную работу и вписывает их в сберегательные книжки. Раз в четверть подводит итоги и объявляет лучших в труде, назначает им премии. Организует экскурсии в городской Центр занятости населения. БАНК Имеет управляющего и сотрудников из числа штурманов образования и финансов, кураторов комитетов образования и финансов. Банк проводит денежные операции (с безналичным расчетом): открывает и закрывает счета на сбер.книжках, переводит, снимает и начисляет репики. Выпускает акции, облигации, чеки, лотереи. НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ Является отделом комитета права. Имеет руководителя, главного инспектора – куратора (социальный педагог), сотрудников которые занимаются ведением деловой документации. Инспекция регулирует все вопросы, связанные с налогами: ежемесячно взымаются налоги с команд за жилье, электроэнергию, коммунальные услуги, пользование прачечной и столовой и т.п. ВЫПУСК ГАЗЕТЫ «РЕБЯЧЬЯ ЭСКАДРА «АЛЫЕ ПАРУСА» Газета выпускается Советом актива. Штат редакции – юные корреспонденты от команды, журналисты, главный редактор – куратор (педагог-организатор). Материалы собираются со всех команд и используются дополнительные из других изданий и справочников литературы. Допускается выпуск номера по чьей-то идее или по материалам, подготовленным полностью одним журналистом, командой. Газета продается в каждую команду, возможно оформление годовой подписки. Каждый номер выходит тиражем в семь экземпляров. РАБОТА КИОСКА (МАГАЗИНА) «100 МЕЛОЧЕЙ» Организуется в выделенном помещении (музыкальный зал). Сотрудники киоска (магазина) – жители эскадры, временно принятые (из дежурной команды). Работает киоск (магазин) два раза в неделю по два часа утром и вечером. В ассортименте киоска: канцелярские товары, художественная литература, одежда. На изготовление некоторых канцелярских товаров принимаются временные и постоянные работники, которые получают зарплату через биржу. Киоск (магазин) имеет отдел «Лидер» с «элитными» товарами, посещение которого разрешено только жителям, не имеющим двоек и пропусков уроков в школе. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Безболезненная адаптация воспитанников в социуме. 2. Знание экономических терминов. 3. Умение распределять денежные ресурсы, проводить простейшие финансовые операции. 4. Знание и соблюдение правил и законов поведения, общежития, общества, умения справляться с жизненными трудностями. 5. Умение добросовестно выполнять поручения и возложенные обязанности, доводить начатое дело до конца. Данная программа может быть использована как в детском доме, так и в школе. Считаем, что может быть эффективна в течении пяти лет. Составитель программы: А.Р.Зайцева Педагог-организатор 1 кв.к. Режевской детский дом. | |
Просмотров: 1288 | Загрузок: 529 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||