Среда, 07.12.2016, 00:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Работа с одаренными детьми

ТОК ШОУ "Ох уж эта орфография!"
[ · Скачать удаленно () ] 21.03.2014, 14:30
Подробный конспект образовательного мероприятия
(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) Кодынева Людмила Юрьевна
Должность Учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение МАОУ СОШ №7
Республика/край Россия, Новгородская область
Город/поселение Г. Боровичи
Предмет Русский язык
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек Группа учащихся 7-8 классов – члены кружка «Знатоки русского языка»
Продолжительность урока/мероприятия 45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия
Реформа русской орфографии 1918 года. ТОК-ШОУ «Ох уж эта орфография!»
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) Тип занятия: Формирование новых знаний по истории русского языка. Занятие проводится для успешного участия в олимпиадах одарённых учащихся. Взаимосвязь осуществляется по содержанию олимпиадных заданий предыдущих состязаний. Занятие проводится в рамках подготовки к ежегодным предметным олимпиадам и конкурсу «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). Одарённые дети – это самообучающиеся ученики, они обладают высоким уровнем познавательной активности. Задача педагога в индивидуальных и групповых занятиях постоянно стимулировать их познавательную активность и познавательную мотивацию. Развитие креативности мышления также является важной особенностью одарённых детей, для которых важно организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план. Учащиеся актуализируют сложные виды деятельности, владеют абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня, они обладают большой мыслительной гибкостью в проблемно-диалоговом общении.
Общие черты интеллектуальной активности одарённых детей:
- конкретность мышления и способность к абстракциям;
- быстрота и точность выполнения умственных операций;
- устойчивость внимания
- прекрасная оперативная память;
- сформированность навыков логического мышления;
- стремление к рассуждению;
- умение обобщать, выделять главное и классифицировать;
- богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
Планируемое занятие направлено на всестороннее развитие одарённых учеников, а также на более успешное решение заданий, не входящих в стандартный курс русского языка.
Цели урока/ занятия/ мероприятия
1. Формирование новых знаний по истории языка.
2. Активизация познавательной деятельности
учащихся.
3. Воспитание чувства коллективизма и
сотрудничества в коллективном диалоге.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия
1. Воспитание духовно богатой и нравственно ориентированной личности, знающей и уважающей родной язык.
2. Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
3. Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их речевой культуры в процессе выполнения олимпиадных заданий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
1. Знание из истории русского языка о реформе орфографии 1918 года.
2. Умение осваивать информацию повышенной сложности.
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми языковыми явлениями.
4. Умение строить гипотезы и вырабатывать алгоритм решений.
5. Навыки построения доказательств и рассуждений.
6. Качество коллективного диалога и лидерства в группе.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Новая информация о реформе орфографии 1918 года систематизируется, обрабатывается, подлежит усвоению, актуализируется навык орфографического анализа слов и закрепляется сформированное знание в решении практических задач.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Интерактивная доска, листы 4А, фломастеры, карточки с буквами для АМО, магниты.


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5)
Этап урока
/занятия/мероприятия Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме :

- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Инициация

5мин.

«Игра
со словом
Заимствованный из технологии творческой мастерской. Цели и задачи:- Активизировать учащихся.
-Дать положительный эмоциональный настрой на работу.
- Вызвать интерес к новому знанию.
Материалы и подготовка: -Возможно написание слов на листах формата А4, карточки с буквами данных слов.
- На доске написаны слова: РЕФОРМА, АЛФАВИТ.
Технология проведения:
- Работа выполняется в мини-группах, которые предварительно выбирают эти слова как жребий из карточек (их 6 штук). Слово РЕФОРМА – из букв синего цвета, АЛФАВИТ – из букв красного цвета
Таким образом, формируются две мини-группы.
Примечание: Педагогу важно учитывать, чтобы на этапе инициации активен был каждый учащийся, каждый составлял и произносил слова, записывал их на доске.
Варианты проведения:
- Как вариант этого метода можно предложить обратиться к этимологии данных слов. Одарённые дети способны к продуктивной самостоятельной деятельности, поэтому им стоит самостоятельно обратиться к поиску этимологии слов в заранее приготовленной справочной литературе.

Инструкция: - Выберите карточку с буквой и в соответствии с цветом составьте два слова и сформируйте две команды для проведения занятия.
Задание: составьте как можно больше слов из букв данных слов.
Подведение итогов: - Какая команда составила больше слов?
- Кто является победителем? Регулятивные действия в выборе и определении букв и мини-команды
Познавательные действия на протяжении всей работы
Знаково-символические действия в работе над составлением слов и распределением их по колонкам на доске.
Коммуникативные действия формируются в процессе общения и анализа выполненных заданий. Учебно-познавательная компетентности формируется в выполнении учебного задания.
Коммуникативная компетенция формируется в речевой деятельности, в готовности к осмысленному изменению собственного речевого поведения: говорения, слушания, чтения и письма.
Информационная формируется в умении осмысливать новую информацию и представлять её слушателю.
Социальная компетенция формируется в осознании своей роли в мини-группе, в стремлении одарённых детей к лидерству и постоянной интеллектуальной активности.
Вхождение или погружение в тему 5 минут

«Ярмарка желаний» Авторский Цели и задачи: - Определить свои интересы и желания согласно теме занятия.
- Задать вопросы по теме ТОК-ШОУ «Ох уж эта орфография!»
«Реформа русской орфографии 1918 года».
- Построить гипотезы по данной теме.
- Выработать алгоритм построения гипотезы.
Материалы: слайд-шоу текстов до реформы 1918 года.
Примечания: Возможно обращение к современным изданиям, в которых используются буквы дореформенного алфавита. Например «Мiръ имёнъ и названiй” (Российская научно-популярная газета)
Инструкция: Образуйте пары в группах и сформулируйте вопросы по теме занятия.
Напишите вопросы на листах.
Предложите группе свои вопросы и обсудите ответы.
Предложите свои гипотезы по теме занятия. Личностные действия участники проявляют в понимании темы и производят погружение в неё на основе гипотез.
Познавательные действия развиваются в обращении к долговременной памяти, в сравнительном анализе.
Регулятивные действия формируются в осмыслении известной и новой информации.
Информационная компетентность формируется в работе с новой информацией, в её преобразовании и применении.
Коммуникативная компетентность предполагает речевые навыки в активизации познавательной деятельности.
Формирование ожиданий обучающихся Технология проведения:
Учащиеся ассоциируют буквы, формулируют вопросы и выражают свои ожидания от изучения новой темы.
Вы получили карты с тремя незнакомыми буквами…
- Какие у вас ассоциации, ожидания, комментарии?
- Где вы могли раньше видеть эти буквы? Познавательные действия направлены на обработку новой информации.
Саморегулятивные действия формируются на сравнение нового и старого алфавитов.
Личностные формируются в интеллектуальной зоркости, гипотетичности мышления.
Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивная лекция «Интеллект-поиск»

10 минут Авторский Цели и задачи: - Ознакомиться с новой информацией
- Подготовить сообщения по теме занятия.
Предварительно следует данную объёмную информацию распечатать и распределить по темам для каждой интеллект-пары.
Технология проведения: Учащиеся должны обработать информацию по вопросам:
- Что новое вы узнали о реформе?
- Каковы особенности найденной информации?
- Чем интересна данная информация для современников?
- В какой форме вы представите свою информацию о старой русской орфографии?
Педагог должен в работе с одарёнными учащимися ориентироваться на возможность самообучения и умение делать выводы самостоятельно.
Варианты проведения данного метода: можно предложить учащимся выписать из текста слова со старой орфографией и проанализировать их, провести визуализацию новых знаний, написать слова с образцами старой орфографии и сравнить их с современным написанием.

Инструкция: Знакомство с новой информацией- это всегда и гипотезы, и проблемы, и вопросы, и размышления. Приготовьте для обсуждения в группах новые сведения, сформируйте новое знание. На данном этапе актуальны все виды универсальных учебных действий, описанные ранее .

Познавательная компетентность
• Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
• Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения
проблем.
Коммуникативная компетентность
• Владение навыками взаимодействия с окружающими людьми.
• Умение работать в группе.
• Знакомство с различными социальными ролями.
Социальная компетентность
• Способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила.

Проработка содержания темы обучающимися 15 минут «Визит ные карточки» Авторский Цель: Совершить путешествие во времени и решить задачи русской орфографии столетней давности.
Научиться читать тексты старой русской орфографии и анализировать их.
Приобрести навык выполнения олимпиадных заданий повышенной трудности.
Материалы: дидактический материал предварительно распечатанный с ответами для самопроверки на отдельных листах.
Технология: Учащиеся получают индивидуальные задания повышенной трудности в форме визитных карточек. Письменно оформляют свои решения, а затем вступают в коллективный диалог по проблемам русской орфографии 1918 года.
При использовании данного метода педагогу важно не торопиться с предоставлением информации о правильных ответах, дать возможность детям самостоятельного интеллектуального поиска.

Проработка содержания темы обучающимися.

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.
1. Ученики дореволюционной школы заучивали на уроках русского языка этот стишок, чтобы запомнить правописание какой-то буквы. 2. Запишите эту букву. Какая современная буква заменяет ее? 3. Какой фразеологизм связан с этой буквой?
«Бело-серый бледный бес
Убежал поспешно в лес.
Белкой по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал
И за бедный сей обед
Дал обет не делать бед».
Ответ.
1.Ять 2.ѣ, сейчас - е. 3.Знать на ять
Оценка.
Максимально – 6 баллов (по 2 балла за каждую позицию).
Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.
Прочитайте отрывок из письма А. Чехова брату от 18 января 1887 г. 1. Назовите буквы русского алфавита, которые упоминает автор. 2. Когда они были упразднены. 2. Какие сейчас буквы используются вместо них. Если б от меня зависело, я упразднил бы и Ѳ, и ѣ, и i. Эти буквы мешают только школьному делу, вводят в конфуз деловых людей, которым нет

времени учиться грамматическим тонкостям, и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики. Ответ.
1. Фита, Ѳ, сейчас используется буква ф.
2. Ять, ѣ, сейчас используется буква е.
3. Десятеричное и, i, сейчас используется буква и.
4.Буквы были упразднены реформой русской орфографии 1917-18 гг.
Оценка.
По 1 баллу за каждую позицию. Итого - 4 балла.

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.
Познакомьтесь с берестяной грамотой 12 века из Старой Руссы. 1. Выпишите, как зовут людей, которые переписываются. 2. Выпишите слова, которые указывают на жителей Старой Руссы и Городища. Последнее предложение переводится так: Пожалуйста, «ополош» дворян, чтобы они не пакостили. 3. Что обозначает слово ополош? 4. Есть ли в современном языке родственные слова?
Сь грамота Ѿ Ѧриль ко Онаниє. Въ волости твоє и толико вода пити в городищѧнє а рушань скорбϪ про городищѧнь. Аже хоцьши ополош дворѧн абыша нь пакостили.
Ответ:
1. Грамота от Ярила к Онанию.
2. Рушане и городищане
3. Ополош – напугай.
4. Всполошиться, переполошиться, переполох, всполох
Оценка: По каждой позиции – 2 балла. Итого – 8 баллов.

Для обозначения звука “и” до реформы орфографии использовались три буквы: “И”, “І” и “ижица” (v). Слово “мир” обозначало состояние без войны, “мір” - вселенную, землю, а слово “мvро” (церковное масло для таинств, приготовляемое с особой торжественностью раз в несколько лет) писалось с ижицей. “І” писалось, кроме слова “мір”, перед гласными и “й” (к примеру, “Идіотъ”, “Чайковскій”). Знаменитый разговор о многозначности названия романа Льва Толстого “Война и мир” теряет всякий смысл, стоит только раз взглянуть на название, напечатанное на дореволюционном издании романа. Оно выглядело как “Война и миръ”, т.е. война и невойна. И все

Инструкция: Представьте, что вы на олимпиаде по русскому языку и вам нужно выполнить последнее самое сложное задание.
Вспомните интерактивную лекцию, вернитесь к её положениям и постарайтесь решить столь сложные задания.
Выступите в роли экспертов, проверяющих, произведите самопроверку заданий. На данном этапе совершенствуются все УУД, описанные ранее, т.к. это основная часть ТОК-ШОУ. К ранее сформированным компетенциям присоединяется социальная, когда учащийся становится проверяющим заданий (возможна взаимопроверка). Она разнообразит и делает объёмнее информацию по истории русской орфографии.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 5 минут «Сад роз» Авторский. Цель и задачи: встряхнуться, расслабиться после длительной работы, почувствовать себя единой командой.
Материалы: иллюстрации с изображением роз или презентация «Сад роз», музыкальное сопровождение для релаксации, можно листы формата 4А для рисования роз художественно одарёнными детьми.
Технология проведения: Учащиеся совершают релаксирующие движения по команде учителя.
Примечание: педагогу важно сменить интонацию, тембр речи на плавный, нежный, задушевный.
Варианты проведения метода: Можно покинуть помещение, выйти в рекреацию и провести релаксацию в другой обстановке. Инструкция: Представьте сад роз и повторяйте движения и слова за мной:
-Вот прекрасная роза!
Складывает ладони чашей.
- Какой чудный аромат!
Подносит чашу к лицу.
- Кругом розы!
Поднимает чашу над головой.
-Море роз! Сад роз!
Делает круговые движения руками над головой.
Миллион, миллион, миллион алых роз! (разминка повторяется несколько раз, инструктором может быть каждый учащийся) Регулятивные: контролировать своё настроение и внимание.
Коммуникативные: формируется коллективный согласованный стиль общения в группе, активная релаксация.
Личностные: формируется индивидуальное ассоциативное, эмоциональное поведение, переживание прекрасного как эстетической ценности. Социальная: формируется в совместном отдыхе как осознание новой социальной роли в мини-группе.
Подведение итогов

10 минут «Речь об активности» Авторский. Цель. Подведение итогов работы, качественная оценка результатов обучения.
Задачи.
1. Выяснить впечатления участников от прошедшего семинара.
2. Наглядно представить и обсудить результаты.
Необходимые материалы:
Ватман или магнитная доска, скотч или магнитики, картинки с позами для команд.
Предварительная подготовка:
Распечатать картинки с различными позами человека. Разделить доску на пять частей-этапов занятия:
1. Знакомство. Определение ожиданий.
2. Представление материала.
3. Релаксация.
4. Работа над темой.
5. Подведение итогов.
Технология проведения:

1. В группах обсуждаются впечатления, состояния, настроения, соответствующие каждому этапу занятия. В результате обсуждения, команда решает, какая картинка с позой человека (задумчивость, активность, безразличие…) наиболее ярко отражает состояние участников команды на каждом этапе.
2. Выступления команд. Участники команды описывают свои впечатления, прикрепляя выбранную позу на доску.
Каждый участник группы начинает свою речь со слов: «Хочется мне Вам сказать, товарищи»… и далее даёт характеристику, оценку какому-либо этапу образовательного мероприятия.

Примечание:
На основании полученной картины, учитель подводит общий итог занятия, обобщая результаты работы всех команд.
Варианты проведения:
В зависимости от состава группы, можно во время выступлений «разыграть» выбранную позу, передать настроение голосом, мимикой, жестами.
Инструкция: Уважаемые члены кружка «Знатоки русского языка»! Для подведения итогов работы, качественной оценки результатов обучения, вам предлагается:
1. В группах (командах) обсудите впечатления, состояния, настроения, соответствующие каждому этапу занятия. В результате обсуждения, решите, какая картинка с позой человека (задумчивость, активность, безразличие…) наиболее ярко отражает состояние участников команды на каждом этапе.
2. Команда представляет свои впечатления, прикрепляя выбранную позу на доску.
Личностные: действия формируются в необходимости выразить своё понимание этапов занятия, в самопознании и самосовершенствовании.
Коммуникативные: устанавливают взаимопонимание в коллективном диалоге.
Регулятивные: действия формируются в установлении соответствия картинки «Поза настроений» и своих впечатлений и оценок этапов занятия. Информационная: умение преобразовывать и применять новую информацию.
Познавательная: формируется в логическом осмыслении значения каждого этапа занятия.
Коммуникативная: формируется в речевом общении, в умении соотнести текст и иллюстрацию.
Социальная: формируется в освоении роли жюри.

Познавательная компетентность
• Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
• Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения
проблем.
Коммуникативная компетентность
• Владение навыками взаимодействия с окружающими людьми.
• Умение работать в группе.
• Знакомство с различными социальными ролями.
Социальная компетентность
• Способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила.

Домашнее задание
(если имеется)







Аналитическая информация
Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: - интеракции участников группового процесса и их коммуникации,
- визуализации хода и результатов образовательного процесса, - мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики),
- мотивации всех участников образовательного процесса, - рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,
- анализа и оценки деятельности обучающихся.

Интеракция – это взаимодействие обучающихся друг с другом и педаго Это эффективное сотрудничество в групповой работе. Как ключевой процесс модерации она направленв на качественное формирование новых знаний, умений, качеств, активное развитиесоциальных навыков обучающихся. На ней построены все этапы занятия Визуализация обеспечивает качественное усвоение информации, её представление, сравнение. Она обеспечивает реализацию такого принципа модерации как прозрачность, которая помогает и учителю, и ученикам видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты.
Мониторинг в процессе осуществления модерации контролирует выполнение двух процессов: выполнение плана урока и групповой динамики. Мониторинг необходтим как завершение каждой фазы модерации. Мотивация всех участников образовательного мероприятия выступает как влечение к активной интеллектуальной деятельности, интерес к истории русского языка, желание строить коммуникацию на основе владения новым сложным материалом
Рефлексия в данном занятии представлена как его заключительный этап, а также она представлена в формировании УУД: осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, самооценка себя, своего поведения и потребностей группы. Анализ и оценка деятельности обучающихся на занятии кружка представлена в устной форме в процессе групповой и индивидуальной работы по формированию нового знания.
Обоснование целесообразности использования технологии АМО и модерации для: а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);
b. выполнения ФГОС (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)
- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая технология Технология АМО как управляемая система взаимосвязанных целенаправленных действий, осуществляемых всеми участниками занятия кружка «Знатоки русского языка» направлена на формирование новых знаний, умений, качеств и навыков и на плодотворное взаимодействие всех участников модерации. Модерация как эффективная технология активизирует интеллектуальную и коммуникативную деятельность учащихся за счёт применения авторских АМО, построенных в соответствии с новой технологией модерации, активизирующей познавательную деятельность, аналитическую и рефлексивную деятельность.
Цели и задачи урока достигнуты и успешно выполнены. Выполнение ФГОС: в ходе занятия поэтапно осуществлялось взаимодействие всех участников модерации, формируются УУД и компетенции, которые наиболее ярко представлены в технологии АМОиМ.
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося
анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся
(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). Предметные результаты занятия:
-усвоение основ научных знаний о родном языке; - понимание исторических процессов в языке;
- овладение научно-публицистическим стилем речи; - сравнительно-исторический анализ орфографии;
Метапредметные результаты занятия: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников и справочной литературы;
- самостоятельный анализ и отбор информации; умение производить целеполагание;
- свободное и правильное изложение своих мыслей; совершенствование навыков групповой коммуникации;
Образовательные цели и задачи реализовывались согласно эффективной технологии АМО и М. Каждая фаза занятия представляет законченный этап формирования УУД и компетентностей, подробно описанных в конспекте занятия.
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).
В ходе занятия реализованы принципы современного образования: духовно-нравственное развитие в обращении к вопросам истории языка как общечеловеческой ценности;
-компетентности (лингвистическая, коммуникативная, информационная и др.) формируются на протяжении всего занятия; - занятие реализуется на основе сочетания индивидуального и деятельностного подходов в образовании и воспитании;
- принцип здоровьесбережения реализуется в сочетании визуализации новой информации, в поддержании атмосферы игрообучения на основе технологии АМОиМ. Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации (если апробация состоялась)
(Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты за счет использования технологии АМО и модерации). За счёт технологии АМО была достигнута активность всех участников занятия, их заинтересованность в успехе группы, изменение социальных ролей и умение вести самоанализ деятельности.
Методическая ценность урока/занятия/мероприятия Методическая ценность занятия заключается в применении эффективной технологии АМОиМ как способа реализации ФГОС, в разработке и применении авторских методов, в обращении к сложным вопросам истории языка для ведения индивидуальной работы с одарёнными учащимися.
Дополнительная информация (обязательна для заполнения, включается в общую оценку конкурсного материала)
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. ru.wikipedia.org›wiki/Реформа…орфографии_1918_года
«Реформа орфографии...» в картинках
http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html ссылка «Времена года» П.И.Чайковский – музыка для релаксации АМО «Сад роз»

Позы настроений (слайды).doc
http://moi-uni.ru/pluginfile.php/1447/mod_forum/attachment/35990/%D0%9F%D0%BE%D0

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Гайдай Н. П.
«Активные методы обучения в образовательном процессе» Статья опубликована на Первой Всероссийской научно-методической конференции "Интерактивные технологии в образовании"
http://moi-amour.ru/publ/137-1-0-9 http://moi-amour.ru/publ/137-1-0-10
Лазарев Т.В.
«Технологии для ФГОС. Часть первая: Технология АМО», Петрозаводск, 2012 г.
http://moi-uni.ru/mod/page/view.php?id=918
Примечания автора/ов: задания для практической работы над темой частично представлены в конспекте занятия из-за формы таблицы. Здесь выкладывается весь дидактический материал олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 7-11 классов, разработанный методистами НовГУ в 2012 году.

Проработка содержания темы обучающимися. Фаза 2 «Работа над темой»

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.
2. Ученики дореволюционной школы заучивали на уроках русского языка этот стишок, чтобы запомнить правописание какой-то буквы. 2. Запишите эту букву. Какая современная буква заменяет ее? 3. Какой фразеологизм связан с этой буквой?
«Бело-серый бледный бес
Убежал поспешно в лес.
Белкой по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал
И за бедный сей обед
Дал обет не делать бед».
Ответ.
1.Ять 2.ѣ, сейчас - е. 3.Знать на ять
Оценка.
Максимально – 6 баллов (по 2 балла за каждую позицию).

Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.
Прочитайте отрывок из письма А. Чехова брату от 18 января 1887 г. 1. Назовите буквы русского алфавита, которые упоминает автор. 2. Когда они были упразднены. 2. Какие сейчас буквы используются вместо них.
Если б от меня зависело, я упразднил бы и Ѳ, и ѣ, и i. Эти буквы мешают только школьному делу, вводят в конфуз деловых людей, которым нет времени учиться грамматическим тонкостям, и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики. Ответ.
4. Фита, Ѳ, сейчас используется буква ф.
5. Ять, ѣ, сейчас используется буква е.
6. Десятеричное и, i, сейчас используется буква и.
4.Буквы были упразднены реформой русской орфографии 1917-18 гг.
Оценка.
По 1 баллу за каждую позицию. Итого - 4 балла.

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.
Познакомьтесь с берестяной грамотой 12 века из Старой Руссы. 1. Выпишите, как зовут людей, которые переписываются. 2. Выпишите слова, которые указывают на жителей Старой Руссы и Городища. Последнее предложение переводится так: Пожалуйста, «ополош» дворян, чтобы они не пакостили. 3. Что обозначает слово ополош? 4. Есть ли в современном языке родственные слова?
Сь грамота Ѿ Ѧриль ко Онаниє. Въ волости твоє и толико вода пити в городищѧнє а рушань скорбϪ про городищѧнь. Аже хоцьши ополош дворѧн абыша нь пакостили.
Ответ:
5. Грамота от Ярила к Онанию.
6. Рушане и городищане
7. Ополош – напугай.
8. Всполошиться, переполошиться, переполох, всполох
Оценка: По каждой позиции – 2 балла. Итого – 8 баллов.

Для обозначения звука “и” до реформы орфографии использовались три буквы: “И”, “І” и “ижица” (v). Слово “мир” обозначало состояние без войны, “мір” - вселенную, землю, а слово “мvро” (церковное масло для таинств, приготовляемое с особой торжественностью раз в несколько лет) писалось с ижицей. “І” писалось, кроме слова “мір”, перед гласными и “й” (к примеру, “Идіотъ”, “Чайковскій”). Знаменитый разговор о многозначности названия романа Льва Толстого “Война и мир” теряет всякий смысл, стоит только раз взглянуть на название, напечатанное на дореволюционном издании романа. Оно выглядело как “Война и миръ”, т.е. война и невойна. И все

Материалы для интерактивной лекции
Реформа русской орфографии 1918
Орфографическая реформа 1917—1918 годов состояла в изменении ряда правил русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита.
История реформы
Реформа обсуждалась и готовилась задолго до её практического проведения. Впервые она оформилась в виде «Предварительного сообщения» Орфографической подкомиссии при Императорской Академии наук под председательством А. А. Шахматова (1904). В 1911 году особое совещание при Академии наук в общем виде одобрило работы предварительной комиссии и вынесло по этому поводу свою резолюцию: детально разработать основные части реформы; соответствующее постановление было опубликовано в 1912 году. С этого времени появляются единичные издания, напечатанные по новой орфографии[1]. Официально реформа была объявлена 11 (24) мая 1917 года в виде «Постановлений совещания по вопросу об упрощении русского правописания», а 17 (30) мая на основании указанных материалов Министерство народного просвещения Временного правительства предписало попечителям округов немедленно провести реформу русского правописания; ещё один циркуляр вышел 22 июня (5 июля).

Декретом за подписью советского Народного комиссара по просвещению А.В. Луначарского, опубликованном (без даты) 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года), «всем правительственным и государственным изданиям» (среди прочих) предписывалось с 1 января (ст. ст.) 1918 года «печататься согласно новому правописанию»[2]. С нового года (по ст. ст.), первый номер официального органа печати СНК газеты «Газета Временнаго Рабочаго и Крестьянскаго Правительства»[3] вышел (равно как и последующие) в реформированной орфографии, в точном соответствии с изменениями, предусмотренными в Декрете (в частности, с использованием буквы «ъ» в разделительной функции). Однако, прочая периодическая печать на территории, контролируемой большевиками, продолжала выходить, в основном, в дореформенном исполнении; в частности, официальный орган ВЦИК «Известия» ограничился лишь неиспользованием «ъ», включая и в разделительной функции (заменяя букву апострофом)[4]; так же печатался партийный орган газета «Правда». «Декрет о введении новой орфографии» (с 15 октября того же года) за подписью Луначарского от 10 октября 1918 года, опубликованный в «Известиях» 13 октября[5], возымел фактическое действие, хотя и с опозданием: «Известия» перешли на новое правописание с 19 октября того же года, в заглавии газеты — после 25 октября; «Правда» также перешла на новую орфографию с 19 октября (№ 226 — не все материалы).
Содержание реформы
В соответствии с реформой:
• из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И;
• исключался твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант);
• изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступиться → разбить, разораться, но расступиться);
• в родительном и винительном падежах прилагательных, и причастий окончания -аго, -яго заменялось на -ого, -его (например, новаго → нового, лучшаго → лучшего, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія — на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые);
• словоформы женского рода множественного числа онѣ, однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними;
• словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) — на её (неё).

В документах орфографической реформы 1917—1918 гг. не упомянута ижица, но фактически она была окончательно отменена в то же время.

В последних пунктах реформа, вообще говоря, затрагивала не только орфографию, но и орфоэпию и грамматику, так как написания онѣ, однѣ, ея (воспроизводившие церковнославянскую орфографию) в некоторой степени успели войти в русское произношение, особенно в поэзию (там, где участвовали в рифме: онѣ/женѣ у Пушкина, моя/нея у Тютчева и т. п.).

Реформа ничего не говорила о судьбе редкой и выходящей из практического употребления ещё до 1917 года буквы Ѵ (ижицы); на практике после реформы она также окончательно исчезла из алфавита.
Практическая реализация

Согласно декрету, «все правительственные издания, периодические (газеты и журналы) и непериодические (научные труды, сборники и т. п.), все документы и бумаги должны с 15 октября 1918 г. печататься согласно при сем прилагаемому новому правописанию».

Таким образом, частные издания формально могли печататься по старой (или вообще какой угодно) орфографии. Переучивание ранее обученных старой норме согласно декрету не допускалось. Ошибками считались только общие для старой и новой орфографии нарушения норм.

На практике же государственная власть достаточно скоро установила монополию на печатную продукцию и весьма строго следила за исполнением декрета. Частой практикой было изъятие из типографских касс не только букв I, фиты и ятя, но и Ъ. Из-за этого получило широкое распространение написание апострофа как разделительного знака на месте Ъ (под’ём, ад’ютант), которое стало восприниматься как часть реформы (хотя на самом деле, с точки зрения буквы декрета Совнаркома, такие написания являлись ошибочными). Тем не менее, некоторые научные издания (связанные с публикацией старых произведений и документов; издания, набор которых начался ещё до революции) выходили по старой орфографии (кроме титульного листа и, часто, предисловий) вплоть до 1929 года.

Примечательно, что на российских, а позже советских железных дорогах эксплуатировались паровозы с обозначениями серий І, Ѵ и Ѳ. Несмотря на реформу орфографии, наименования серий оставались неизменными вплоть до списания этих паровозов (1950-е).
Положительные стороны реформы

Реформа сократила количество орфографических правил, не имевших опоры в произношении, например, различие родов во множественном числе или необходимость заучивания длинного списка слов, пишущихся через «ять» (причём относительно состава этого списка среди лингвистов велись споры, а различные орфографические руководства местами противоречили друг другу).

Реформа привела к некоторой экономии при письме и типографском наборе, исключив Ъ на конце слов (по оценкам Л. В. Успенского, текст в новой орфографии становится примерно на 1/30 короче).

Реформа устранила из русского алфавита пары полностью омофоничных графем (ять и Е, фита и Ф, И и I), приблизив алфавит к реальной фонологической системе русского языка.
Критика реформы.

Пока реформа обсуждалась, относительно неё высказывались различные возражения[6]:
• никто не имѣетъ права насильственно производить измѣненія въ системѣ установившейся орѳографіи… допустимы только такія измѣненія, которыя происходятъ незамѣтно, подъ вліяніемъ живаго примѣра образцовыхъ писателей;
• въ реформѣ нѣтъ никакой настоятельной надобности: усвоеніе правописанія затрудняется не столько самимъ правописаніемъ, сколько плохими методами обученія…;
• реформа совершенно неосуществима…:
o нужно, чтобы одновременно съ проведеніемъ реформы орѳографіи въ школѣ были перепечатаны по новому всѣ школьные учебники…
o далѣе нужно перепечатать всѣхъ классическихъ авторовъ, Карамзина, Островского, Тургенева и др.;
o а десятки и даже сотни тысячъ домашнихъ библіотекъ… составленныхъ нерѣдко на послѣдніе гроши въ наслѣдство дѣтямъ? Вѣдь Пушкинъ и Гончаровъ оказались бы этимъ дѣтямъ тѣмъ же, что нынѣшнимъ читателямъ допетровскія печати;
o необходимо, чтобы весь преподавательскій персоналъ, сразу, съ полной готовностью и съ полной убѣжденностью въ правотѣ дѣла принялъ единогласно новое правописаніе и держался его…;
o нужно… чтобы бонны, гувернантки, матери, отцы и всѣ лица, дающія дѣтямъ первоначальное обученіе, занялись изученіемъ новаго правописанія и съ готовностью и убѣжденностью обучали ему…;
o нужно наконецъ, чтобы все образованное общество встрѣтило реформу орѳографіи съ полнымъ сочувствіемъ. Иначе рознь между обществомъ и школой окончательно дискредитируетъ авторитетъ послѣдней, и школьная орѳографія покажется самимъ учащимся коверканіемъ письма…

Отсюда делался вывод: «Все это заставляетъ предполагать, что намѣченное упрощеніе правописанія цѣликомъ, съ исключеніемъ изъ алфавита четырехъ буквъ, въ ближайшемъ будущемъ въ жизнь не войдетъ»[7]. Ждать, однако, оставалось только пять лет.
После осуществления

Несмотря на то, что реформа была разработана задолго до революции без каких-либо политических целей профессиональными лингвистами (более того, среди её разработчиков был член крайне правого Союза русского народа академик Алексей Иванович Соболевский, предложивший, в частности, исключить ять и окончания -ыя/-ія), первые шаги к её практической реализации произошли после революции, а реально принята и внедрена она была большевиками. Это определило резко критическое отношение к ней со стороны политических противников большевизма (данное отношение афористично выразил И. А. Бунин: «По приказу самого Архангела Михаила никогда не приму большевистского правописания. Уж хотя бы по одному тому, что никогда человеческая рука не писала ничего подобного тому, что пишется теперь по этому правописанию»). Она не использовалась в большинстве изданий, печатавшихся на контролируемых белыми территориях, а затем и в эмиграции. Издания русского зарубежья в массе своей перешли на новую орфографию только в 1940-е — 1950-е годы, хотя некоторые издаются по-старому до сих пор.

Реформа встретила также лингвистическую критику: её обвиняли в недостаточном устранении непоследовательности старой орфографии (Н. С. Трубецкой):

По-моему, покойный Шахматов большой грех на душу взял, что освятил своим авторитетом новую орфографию. Особенно с апострофами («под’ем» при «дьячек») трудно согласиться, да и вообще не многим выходит лучше, чем до реформы: основная проблема состояла в том, что в кириллице нет буквы для обозначения «о после смягченной согласной», а эта проблема и в новой орфографии осталась неразрешенной.

(Письмо к Р. О. Якобсону от 1 февраля 1921)

Как видно, Трубецкой был не совсем точен, считая, что широко применявшийся на практике апостроф требовался реформой (в действительности официально сохранившей в этой функции твёрдый знак).

Известна критика орфографической реформы Ивана Александровича Ильина, содержащая элементы как лингвистические (в частности, Ильин упрекал новую орфографию в увеличении количества омографов после исчезновения различий вроде есть/ѣсть, миръ/міръ[8]), так и общественно-политические[9]:

Зачѣмъ всѣ эти искаженія? Для чего это умопомрачающее сниженіе? Кому нужна эта смута въ мысли и въ языковомъ творчествѣ??
Отвѣтъ можетъ быть только одинъ: все это нужно врагамъ національной Россіи. Имъ; именно имъ, и только имъ.
...
Помню, какъ я въ 1921 году въ упоръ поставилъ Мануйлову вопросъ, зачѣмъ онъ ввелъ это уродство; помню, какъ онъ, не думая защищать содѣянное, безпомощно сослался на настойчивое требованіе Герасимова. Помню, какъ я въ 1919 году поставилъ тотъ же вопросъ Герасимову и какъ онъ, сославшись на Академію Наукъ, разразился такою грубою вспышкою гнѣва, что я повернулся и ушелъ изъ комнаты, не желая спускать моему гостю такія выходки. Лишь позднѣе узналъ я, членомъ какой международной организаціи былъ Герасимовъ.

Поэт-символист Вячеслав Иванович Иванов критиковал реформу с эстетических позиций:

Язык наш запечатлевается в благолепных письменах: измышляют новое, на вид упрощённое, на деле же более затруднительное,— ибо менее отчётливое, как стёртая монета,— правописание, которым нарушается преемственно сложившаяся соразмерность и законченность его начертательных форм, отражающая верным зеркалом его морфологическое строение. Но чувство формы нам претит: разнообразие форм противно началу все изглаживающего равенства. А преемственностью может ли дорожить умонастроение, почитающее единственным мерилом действенной мощи — ненависть, первым условием творчества — разрыв? [10]
Список литературы:
1. Например, переводы П. Е. Стояна.
2. Декретъ о введеніи новаго правописанія. // «Газета Временнаго Рабочаго и Крестьянскаго Правительства». 23 декабря (5 января) декабря 1917, № 40, стр. 1.
3. «Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства». 3 (16) января 1918, № 1 (46).
4. В начале января 1918 года вышло несколько номеров петроградских «Известий» в новой орфографии, но с 9 января (ст. ст.) газета вернулась к дореформенному написанию.
5. «Извѣстія Всероссійскаго Центральнаго Исполнительнаго Комитета Совѣтов Крестьянских, Рабочих, Солдатских и Казачьих Депутатов и Московскаго Совѣта Рабочих и Красноармейских Депутатов». 13 октября 1918, № 223, стр. 4.
6. Цит. по «Методикѣ русскаго языка» Н. Кульмана, Спб., изданіе Я. Башмакова и К°, 1912, стр. 207—208.
7. Там же.
8. Относительно последнего слова опасения И. А. Ильина вполне подтвердились: в оригинале написание названия романа Л. Н. Толстого «Война и миръ» имело однозначный смысл (миръ «покой, перемирие», а не міръ «общество, свет, космос, Вселенная») — но теперь по этому поводу часты споры, тем более что на титульном листе одного из томов издания 1913 года (далеко не первого!) название было набрано с опечаткой (подробности см. в статье «Война и мир»).
9. И. А. Ильинъ. О русскомъ правописаніи // Проф. И. А. Ильинъ, «Наши задачи». Т. 2. Парижъ, 1956. Стр. 434—437.
10. Иванов Вяч. Наш язык//Из глубины. Сборник статей о русской революции
Категория: Работа с одаренными детьми | Добавил: kodinyewalyda1966
Просмотров: 688 | Загрузок: 151 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Конкурсные материалы не загружены на файлообменник, работа к участию в конкурсе не допускается.

1  
biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]