Среда, 12.12.2018, 15:58
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Работа с одаренными детьми

Интернет-ресурсы как средство саморазвития и самореализации подростков
[ · Скачать удаленно (24 Кб) ] 15.01.2012, 17:15
Интернет-ресурсы как средство саморазвития и самореализации подростков.
Сегодня всемирная компьютерная сеть Интернет стала самым крупным средством информации. Интернет – средство общения и гласности, огромный мультимедиа архив, глобальная игровая площадка. Однако приходится в очередной раз говорить о том, что развитие цивилизации сопровождается не только улучшением жизни людей, но порождает новые проблемы.
Сеть, к сожалению, стала зеркалом реального мира, и в ней существует своя киберпреступность, хулиганство, вредительство. Для подростков в Сети существует еще одна угроза – интернет-зависимость, которая включает в себя следующие формы зависимого поведения: зависимость от общения в Интернете, компьютерные игры, киберсекс, непрерывные путешествия по чатам. Основной группой риска для развития этой патологии в нашей стране являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет, проживающие в крупных городах. Этому способствует широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к сети Интернет, компьютеризация школьных программ обучения, доступность информации, интерактивных зон, анонимность передаваемой информации. Школа не может и не должна стоять в стороне от негативного влияния Интернета на детей. На наш взгляд, одной из задач школы является разработка такой педагогической системы, которая позволила бы устранить негативное влияние Интернета и научила подростков жить в информационной среде, использовать ее блага и противостоять опасностям.
Второй год в нашей школе ведется работа по исследованию возможности использования Интернет-ресурсов в учебном процессе, а также в процессе саморазвития и самореализации учащихся. В рамках этой работы можно выделить следующие основные направления нашей деятельности:
- анализ возможностей, предоставляемых пользователям Интернета в целях реализации своих познавательных интересов и запросов;
- поиск и отбор детских и молодежных конкурсов, олимпиад и турниров, организуемых в сети Интернет;
- поиск возможности активного использования Интернет-ресурсов для проведения различных школьных мероприятий.
Решая поставленные задачи, мы пришли к выводу, что хороший толчок саморазвитию учащихся дает участие в заочных конкурсах, проводимых в рамках Национального проекта «Познание и творчество», так как, во-первых, в процессе работы над заданиями конкурса у школьников формируются навыки самостоятельной работы и активизируется познавательная деятельность, во-вторых, поиск ответов на многие вопросы конкурсных заданий осуществляется с помощью поисковых систем Яндекс и Гугол, что позволяет формировать умение собирать и анализировать информацию. К положительным моментам проекта «Познание и творчество» следует также отнести и то, что участниками конкурса могут стать учащиеся с первого по одиннадцатый классы. Проект предусматривает широкий диапазон предметных областей - от математики до филологии. 72 ученика нашей школы стали лауреатами конкурса, а трое старшеклассников- призерами в предметных областях математика, физика и астрономия.
Мощным стимулом для самореализации учеников и средством обновления образовательного процесса являются и Всероссийские дистанционные олимпиады, которые организует Центр дистанционного образования «Эйдос». Участие в этих олимпиадах способствуют не только реализации и развитию творческие способности учащихся, но и позволяют им осваивать различные компьютерные технологии.
Задания олимпиады «Эйдос» дают полет мысли и фантазии, развивают и совершенствуют учащихся. Например, учащиеся политехнического класса проводили эксперимент, позволяющий определить факторы, которые оказывают влияние на число капелек, образующихся при разбиении падающей капли, в другом задании составляли формулу для расчёта степени комфорта, который испытывает человек, находящийся в любом помещении. Филологи искали самую «русскую» букву родного алфавита, а лингвисты придумывали просьбы, с которыми могли бы обратиться к золотой рыбке англичанин, канадец, американец, австралиец, шотландец и ирландец.
В 2008 году наша школа стала победителем в командном зачете олимпиад по математике, литературе, физике (дважды), английскому языку, обществоведению и информатике. 16 учеников стали лауреатами, 6 учащихся призерами олимпиады. В прошлом году трое учащихся политехнического класса заняли весь «пьедестал почета» олимпиады «физические исследования». Сейчас все они являются студентами престижных вузов С-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга.
Большие возможности предоставляет Интернет и для организации общения в познавательных целях. В последнее время внимание очень многих людей в мире завоевывают возможности общения в чатах, форумах и блогах. Это нравится и школьникам, ведь такое общение позволяет делиться идеями, спорить, находить друзей и единомышленников. По нашему мнению, организовать общение с целью познания нового, с возможностью высказать свое мнение и получить оценку своей деятельности помогают обучающие дистанционные олимпиады.
Особенностью этих олимпиад является то, что, выполняя задания, учащиеся работают в команде. Совместная деятельность приводит к децентрации ребенка в сфере межличностных отношений, обеспечивает его ответственность за благополучие сверстников. Общение ведет к столкновению различных точек зрения на способ разрешения проблемы. Возникающий при этом социокогнитивный конфликт ведет к интеллектуальному и нравственному развитию личности.
Работая в составе группы, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы в рамках обучающих дистанционных олимпиад, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.
Разрабатывая программу дистанционных обучающих олимпиад на учебный год, мы стараемся привлечь различные возрастные группы детей. Кроме того, мы стараемся учесть их интересы и потребности. Так школьники 5-8 классов принимают участие в проектах «Наблюдай и исследуй» и «Глобальные исследовании», которые охватывают такие предметные области как физика, химия, биология и география. Работа в проекте «Оригами и геометрия», позволяет реализовать учащимся свои интересы в математике. Старшеклассники участвуют в Интернет-проектах по химии и физике.
Работа в таких проектах позволяет ученикам не только расширить и углубить знания в той или иной предметной области, но и позволяет реализовать свои творческие способности, так как программа дистанционных обучающих олимпиад предусматривает этапы «Приветствие», «Визитка команды», «Творческий тур», «Экспериментальное задание», «Творческий проект». Так, например, ребята команды «Кваркинята» определили с помощью изготовленной ими модели секстанта угол возвышения Полярной звезды над горизонтом и вычислили широту местности наблюдения, выполняя проектное задание, они мысленно прошли путем Филеаса Фогга, героя романа Жюль Верна, и подтвердили возможность путешествия вокруг света за 80 дней.
Интернет-ресурсы, на наш взгляд, можно эффективно использовать и для проведения различных школьных мероприятий. Планируя школьные мероприятия, мы, обратили внимание на то, что очень многие школьники увлечены компьютерными играми. Некоторые из них становятся психологически зависимыми от компьютерных игр, перестают интересоваться всем, что не имеет отношение к игре. Появился даже такой термин как «геймер», который характеризует человека, который часами, а иногда и сутками может сидеть за компьютером, играя в игры. Как шутливо написано в Интернете: «Большую часть своей жизни геймер играет, если геймер не играет, значит он читает геймерский журнал, если он не читает гемеровский журнал, значит он лазит по игровым сайтам, если геймер не лазит по сайтам, значит он либо спит, либо впал в кому».
Это, конечно, шутка. Но, к сожалению, она недалека от истины. Поэтому в прошлом году мы решили использовать интерес детей к компьютерным играм и организовали школьный компьютерный турнир. Задачами турнира стали развитие логического мышления и пространственного воображения учащихся, формирование стратегических умений, совершенствование коммуникативных навыков. В турнире участвовало 6 команд старших классов, которые в течение двух месяцев боролись за призовые места. В этом году мы хотим увеличить количество команд за счет привлечения учащихся 7-8 классов.
В школе складывается еще одна традиция: проводить конкурс «Компьютерная графика и анимация». Целью конкурса является совершенствование умений и навыков работы в графических редакторах, развитие и поощрение творческих способностей школьников. Практика показывает, что дети с удовольствием принимают участие в этом конкурсе. Учащиеся 5-8 классов предпочитают номинацию «Компьютерная живопись», старшеклассников привлекают номинации «Графический дизайн» и «Компьютерная анимация».
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, возможности использования Интернета в организации познавательной деятельности учащихся достаточно широки. Задача педагога научиться использовать компьютерные технологии для совершенствования процессов обучения и воспитания.
Категория: Работа с одаренными детьми | Добавил: Nata2126
Просмотров: 1340 | Загрузок: 307 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 nfnmzyf  
Работа не допущена к участию в конкурсе: ссылка ведет на сторонний файлообменник.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]