Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании |
Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе
[ · Скачать удаленно (537 КБ) ] | 20.02.2014, 12:59 |
Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается как повышение уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепления здоровья. Комплексные занятия направлены на решение целого ряда задач: развивать: • представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть, слушать и услышать); • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке; • деловые отношения в совместной деятельности; • позитивное отношения к себе; • умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении; • психические процессы (памяти, внимания, мышления, речи); • благоприятные условия для самовыражения и самоанализа посредством процесса творчества; формировать: • мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; • навыки толерантного взаимодействия; • эмоциональное и физическое состояние учащихся средствами художественной деятельности; • представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; • сознательное отношение к своему здоровью, стиму¬лировать жела¬ния совершенство¬вать его и вести здоровый образ жизни. Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать: - основные школьные правила, - позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.); - факторы роста (рациональное питание, двигательная активность и др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.); - формы обращения, слова-комплименты; - невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения; - некоторые положительные и отрицательные черты характера; - значение ощущений и восприятия в познании мира; - правила дружбы, честной игры; - приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов; - приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения. уметь: - подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя; - общаться со сверстниками и старшими; - преодолевать негативные эмоциональные состояния; - применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности; - решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в практической жизни и при необходимости разрешения собственных проблем; - планировать свое время; - вести дискуссию, выслушивать различные мнения, доказывать свою точку зрения; - анализировать собственный жизненный опыт; - останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях. Новизна программы заключается в том, что впервые в практике начального общего образования разработан материал, который рассчитан на учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья. Программа рассчитана на 71 час.Занятия проводятся в 1 четверти 5 раз в неделю (по 20-25 минут), начиная со 2 четверти и до конца учебного года 1 раз в неделю. Они строятся в доступных и интересных для детей формах: • ролевые игры • психогимнастика • рисование • групповые обсуждения • освоение приемов саморегуляции • направленное воображение В работе используются группы методов: метод убеждения (разъяснение и внушение, рассказ и беседа), метод стимулирования, метод самовоспитания, метод психологической саморегуляции, метод игровой терапии. Примерная структура занятия: 1. Упражнения на расслабление; упражнения на развитие эмоциональных состояний; 2. Игры и упражнения на закрепление знаний об окружающем; пантомимические, театрализованные представления, арт-терапия; 3. Упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку; ритмические упражнения. Занятия могут быть объединены сюжетной линией. Они строятся таким образом, чтобы в процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям детей. Особенно сложно, но и наиболее интересно проводить занятия с детьми, имеющими различные уровни интеллектуального развития. На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения. Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения. | |
Просмотров: 918 | Загрузок: 369 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |