Четверг, 22.08.2019, 21:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании

Родительский клуб "Наши дети - какие они?.."
[ · Скачать удаленно (10.83 Mb) ] 20.01.2012, 10:41
Аннотация урока/занятия/мероприятия для размещения на сайте

1. Название Конкурса «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»
2. Тема урока/занятия/мероприятия«Наши дети – кто они?..»
3. Предмет родительский клуб
4. Класс/группа/коллектив родители детей 5 – го года жизни
5. Автор урока/руководитель творческого коллектива (ФИО, должность):
Трубачева Надежда Васильевна, воспитатель,
Мерзлякова Инна Геннадьевна, воспитатель,
Толмачева Юлия Валерьевна, педагог - психолог
6. Образовательное учреждение: МБДОУ «ЦРР – детский сад №45»
7. Республика / край Россия, Томская область
8. Город / поселение Северск

Возраст четырех лет не является кризисным (согласно периодизациям психического развития Л.С.Выготского и Эльконина). Однако родители задают педагогам (воспитателям и специалистам ДОУ) множество вопросов, касающихся физического и психического развития своих детей.
С целью оказания помощи родителям понять своих детей, наладить с ними контакт, было проведено анкетирование, направленное на выявление трудностей, с которыми сталкиваются дети (Приложение 1).
Виды трудных ситуаций (по мнению родителей):
- общение со сверстниками (вхождение в новый коллектив, умение делиться игрушками и т.п.);
- проявление отрицательных эмоций и переживаний (разлука с мамой по утрам, капризы, упрямство, обида);
- недостаточно развиты навыки самообслуживания (застегнуть сандалии и т.п.);
- не подчиняются требованиям взрослого (убрать игрушки, ложиться спать и т.п.).
Результаты проведенного анкетирования показали, что родители нуждаются в специально организованных занятиях по вопросам воспитания физически и психически здорового ребенка.
Педагогами ДОУ была разработана тематика занятий, направленная на формирование социальной грамотности семьи. Одной из эффективных форм поддержки семье стала организация родительского клуба.

Цель родительского клуба - способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком.

Задачи:
• Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
• Формировать навыки сотрудничества родителей с детьми.
• Обучить родителей приемам совладания с трудными ситуациями.

1. «Связующая нить». Родители сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передавая клубок, каждый взрослый называет свое имя и имя предыдущего человека. Таким образом, когда нить дойдет до последнего участника, он назовет всех участников по кругу и свое имя.
«Вот мы с вами и познакомились. Посмотрите, что у нас получилось? Правильно, круг, который всех нас объединяет. Мы надеемся, что здесь будет царить атмосфера доверия и взаимопонимания. Здесь можно говорить все, что думаешь и чувствуешь. Все останется в этом кругу».

2. Кукольный театр «Два упрямых козлика» (по сказке Ушинского). Ведущие показывают инсценировку сказки.
Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Одновременно перейти ручей невозможно; приходилось кому - нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать.
- Уступи мне дорогу, - сказал один.
- Вот еще! Поди - ка ты, какой важный барин, - отвечает другой, - пяться назад, я первый вошел на мост.
- Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!...
Ведущий: Давайте отойдем от привычного окончания сказки. Какие варианты можете предложить вы?
Участники предлагают и проигрывают свои варианты.
Например: - кто умнее, тот пропустит;
- посчитаться;
- пропускает тот, кто младше (согласно этикету);
- кто вежливей, тот уступит дорогу.
Ведущий: Вам не кажется знакомой ситуация, которая произошла с козликами? Бывает у нас подобное на работе с начальником или коллегами, дома с супругом, с ребенком?
Как вы думаете, почему мы со своим ребенком ведем себя, как упрямые козлики, почему никто не хочет и не может друг другу уступить? Может быть, потому что мы разные? Может быть, потому что не всегда наши ожидания совпадают с реальным поведением ребенка?

3. Игра «Что мне нравится – не нравится в моем ребенке» (участники называют, а ведущие записывают на доске в две колонки).

Нравится Не нравится
Послушание
Доброта

Активность
Щедрость
Честность
Гибкость
Легкость в общении с другими
Умение сочувствовать другим
Компромисс
Ласковость
Трудолюбие
Уважение
Лидерство Истерики, капризы
Агрессия по отношению к другим людям
Пассивность
Жадность
Лживость
Упрямство
Трудности в общении с другими
Эгоизм
Обидчивость
Холодность
Лень – хитрость
Неуважение
Лидерство

4. Существует два разных мира: мир взрослых и мир детей. Особенности детского мира, в сравнении с миром взрослых (участники называют, а ведущий записывает на доске):
- эмоциональность;
- открытость;
- импульсивность;
- наивность;
- оптимизм;
- откровенность;
- незлопамятность;
- обостренное чувство справедливости;
- ранимость;
- жизнь настоящими (происходящими сейчас) событиями;
- отсутствие сложившихся взглядов;
- необремененность бытовыми заботами.
Графически взаимодействие двух миров можно представить так:

1)


р

2 мира – взрослых и детей. Взрослый «прокладывает» путь к ребенку. Эта «дорожка» может быть узкой и широкой, устойчивой и зыбкой. Ребенок, в свою очередь, тоже помогает взрослому «строить» этот путь.




2)

Часто встречаемый вариант. Ребенок – центр Вселенной, вокруг которого вращаются планеты (родственники), все подчинено интересам ребенка.

3)

У родителей свои интересы, они живут своей жизнью, ребенок – сам по себе. Главное – сыт, одет, не мешает.

4)

Этот вариант чаще всего встречается в диаде мать – ребенок. Мать полностью поглотила жизнь ребенка, подчинила своим интересам. У ребенка нет личного пространства, своей жизни.

5)

А этот вариант – противоположный предыдущему.

6)

Это – самый благополучный вариант взаимодействия. У каждого (родитель, ребенок) есть свое пространство, и есть зона взаимодействия. Каждый может при желании быть в своем мире и, одновременно, активно принимать участие в жизни семьи.

5. Часто родителям кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает не всегда.
4 причины негативного поведения ребенка:
• Требование внимания или комфорта;
• Желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
• Месть, возмездие;
• Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

6. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
- Расширяется кругозор ребенка, его представления о мире.
Поэтому важно заботиться о том, чтобы опыт ребенка был как можно разнообразнее. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии и т.п.
- Развивается связная речь.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте им читать не только художественную, но и познавательную литературу.
- Становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего, причинно - следственные отношения (развиваются процессы мышления).
Дети часто задают вопрос «почему?». Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим.
- Появляются попытки самостоятельно делать выводы.
Вы должны внимательно выслушать ребенка и не торопиться вносить свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.
- При организации и планировании своей деятельности ребенок проговаривает свои действия вслух.
Это помогает ребенку организовать и планировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
- Активно начинает развиваться воображение.
Игры должны быть на бытовой и волшебный сюжеты. Это требует от ребенка активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не пытайтесь показывать иллюстрации к ним, пусть ребенок все это представляет.
- Эмоциональные реакции становятся более стабильными, уравновешенными.
Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив. В целом четырехлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
- Возрастает физическая выносливость.
- Сверстник становится интересен как партнер по игре.
Ребенок страдает, если с ним никто не хочет играть. Начинают появляться устойчивые игровые объединения.
- Недостатки воспитания оформляются в устойчивые неприятные черты характера.
Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступки ребенка, а не его личность в целом.
7) В конце нашей встречи мы хотели вам предложить «Памятку родителю от ребенка». Мы надеемся, что она поможет вам по - новому взглянуть на привычные вещи и, может быть, изменить свое отношение и поведение (Приложение 2).

Приложение 1.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Что такое «трудная ситуация»?

2. Укажите встречающиеся в жизни Вашего ребенка ситуации, трудные для него.

Приложение 2.
Памятка родителю от ребенка.
Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют то, насколько гармоничной будет жизнь вашего ребенка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями.
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас. Не бойтесь быть твердыми со мной. Это позволит мне определить свои границы в окружающем мире.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной, это приучит меня к тому, что считать нужно только с силой.
• Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я вас больше не люблю и прочее». Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что обидели меня.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле, ведь из-за этого я могу стать «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не отчитывайте и не ругайте меня в присутствии посторонних людей. Ваше замечание, если вы мне скажете все спокойно «с глазу на глаз», у меня вызовет больше внимания.
• Не сравнивайте меня с другими детьми, это сделает меня неуверенным в себе.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь мне читать наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, ведь только так приобретается жизненный опыт.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите не меня. Если вы будете это делать, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори, ведь болезни – это тоже язык, с помощью которого дети общаются со взрослыми. Постарайтесь правильно понять меня и уделить мне больше внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, если я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию другим способом, не всегда приемлемым.
• Никогда даже не намекайте мне, что вы совершенны и непогрешимы, ведь это стимулирует комплекс неполноценности.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас лишнего беспокойства. В противном случае я буду бояться еще больше.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения.
• Относитесь ко мне как к своему другу, и я отвечу вам взаимностью.
• И, кроме того, я вас так сильно люблю. Пожалуйста, не забывайте проявлять свою любовь почаще.

Список литературы:

1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. – 150 с., ил.
2. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/ Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.:ВАКО, 2011.- 256 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Ушинский К. Два упрямых козлика // Читаем детям. Книга для чтения в национальных детских садах РСФСР: Пособие для воспитателя/ Авт. – сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; Под ред. З.Г.Сахиповой. – Ил. худож. А.М. Гусарова. – Л.: Просвещение. Ленингр. Отд – ние, 1987. – 239 с.: ил.
Категория: Психологическая служба в образовании | Добавил: Detsad45
Просмотров: 1048 | Загрузок: 309 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 nfnmzyf  
Работа не допущена к участию в конкурсе: оформление подробного конспекта не соответствует требованиям.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]