Воскресенье, 04.12.2016, 23:21
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся, обучающихся по программам 7 и 8 вида (2 - 9 классы)
[ · Скачать удаленно (45,2 КБ) ] 20.02.2014, 12:46
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шолоховская гимназия, станицы Вешенской

Программа коррекционно-развивающих занятий
для учащихся, обучающихся по программам
7 и 8 вида (2 - 9 классы)
на 2013-2014 учебный год.

Составил: педагог-психолог
Лимарева С.В.

2013-2014 учебный год

Содержание программы:

1. Паспорт программы

2. Обоснование программы

3. Цель и задачи программы

4. Этапы и сроки реализации программы

5. Участники программы

6. Содержание программы

7. Ожидаемый результат

8. Литература

9. Приложение

10. График занятий

Паспорт программы
Наименование программы Программа
Основание для разработки программы
Муниципальный заказчик программы Администрация МБОУ Шолоховской гимназии
Основные исполнители мероприятий программы Педагогический коллектив гимназии
Педагог-психолог, социальный педагог
Классный коллектив
Цель программы Оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе
Задачи программы 1. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
2. Предупреждение дезадаптации детей в школе.
3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.
4. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.
5. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.
6. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.
Сроки реализации 2013-2014 годы
Основные мероприятия программы Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 35 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Объем и источники финансирования программы Отсутствуют
Ожидаемые конечные результаты Формирование навыков конструктивного общения, развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, развитие памяти, логики, мышления
Контроль за исполнением программы Администрация гимназии

Обоснование программы
Психологическое сопровождение учащихся, обучающихся по программам 7 и 8 вида, является важным направлением деятельности педагога-психолога.
У довольно большого числа детей, поступающих в классы и обучающихся по программам 7 и 8 вида, имеются грубые первичные интеллектуальные нарушения. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися, данной категории, являются групповые занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению. Познавательные процессы учащихся в 8 классе уже практически не развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. Поэтому небольшой блок занятий отводится для этих целей.
Учащиеся средней школы – подростки. Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.
Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения.
Цель психологического сопровождения учащихся:
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
1. Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровье сберегающих технологий;
3. Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
4. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
5. Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
6. Основные направления психологического сопровождения учащихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей с ЗПР:

Ожидаемый результат:
1.Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
2.Реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-
медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса.
3.Рост уровня активности детей, желание взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.
4. Сотрудничество родителей. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
5. Значительное понижение уровня тревожности детей.
6. Реальная (адекватная) самооценка учащихся.
Участие во внеклассных мероприятиях (конкурсах, выступления на праздниках), доверительные отношения с учителем (психологом), высокая работоспособность, проявление творчества. Интерес родителей к специальной литературе по воспитанию детей, консультации у психолога по наболевшим проблемам, желание оказать помощь (психологическую) детям. Проведение необходимых лекций, консультаций, бесед. Умение применять адекватные способы психологической защиты детьми, например: перед ответом у доски ребенок учится сосредоточивать свое внимание на сообщении или заранее репетировать его перед зеркалом и т. д.
7. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.
8. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; адаптация к новым ситуациям, самостоятельность; умение выделить свои положительные и отрицательные стороны; жизнерадостность, оптимизм, отсутствие чувства неопределенности и грозящей неудачи. Выраженная познавательная активность ребенка на уроках и во внеурочное время (задает вопросы, читает литературу и т. д.). Реализация договоров социального партнерства школы с учреждениями дополнительного образования.
9.Создание специальных условий воспитания.
Специальная развивающая среда, оборудование и учебные пособия коррекционно-развивающей направленности.
Методические материалы, обеспечивающие задачи диагностики и реализации
основных направлений работы.
Основные нормативные документы школы, в которых отражается организация жизнедеятельности детей, их воспитание и обучение.
Специалисты коррекционно-развивающего обучения.
Наличие необходимого оборудования, учебных и развивающих пособий. Наличие программ, перспективных планов, учебно-методических
пособий, методик, рабочих и отчетной документации. Наличие необходимых для работы нормативных документов. Наличие профессионального психолога, социального педагога. Своевременное прохождение специальной курсовой переподготовки всех учителей, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Программа рассчитана на три года обучения (начальная школа) и состоит из четырех основных этапов.
Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Основное содержание работы первого этапа:
• совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
• развитие зрительной и слуховой памяти;
• развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
• развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;
• расширение общего кругозора;
• формирование положительного отношения к школе, к учебе.
Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основное содержание работы:
• развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;
• формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;
• развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;
• коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.

Третий этап – на развитие коммуникативных умений. Четвероклассники – это завтрашние подростки. Проблема общения становится (или станет в ближайшее время) актуальной и как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Поэтому работа, организуемая на занятиях третьего блока, поможет сделать переход к новой ведущей деятельности и возникающий кризис менее болезненным.
Содержание работы третьего года обучения:
• формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
• развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
• развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
• создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.
Четвертый этап – реализуется на протяжении трех лет обучения и направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Необходимость проведения работы в данном направлении обусловлена состоянием здоровья современных школьников.
Основное содержание работы:
• проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике;
• внедрение и использование современных здоровьесберегающих технологий: метода игрового биоуправления и саморегуляции “ИБИС”, программы “БОС – здоровье”. В ходе психофизиологического тренинга учащиеся обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров (дыхательная аритмия сердца), отражающих общее состояние организма.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
1. Системность и последовательность.
2. Индивидуально-дифференцированный подход.
3. Максимальное использование игровых методов обучения.
4. Психологическая безопасность.

Структура занятий:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой
2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
3. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
4. Рефлексия занятия – оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия

Диагностические процедуры в программе.
Важным аспектом реализации программы сопровождения является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.
Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами. Приложение 1.1
I Этап
Направление работы Содержание работы Кол-во часов
Раздел I
“Давайте поиграем!”
Цель: профилактики школьной дезадаптации, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива. Занятие 1. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Занятие 2-3. Обучение детей эффективным способам общения.
Занятие 4. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу.
Занятие 5. Сплочение классного коллектива. 5 часов
Раздел II
“Путешествие в Солнечный город”
Цель: формирование положительной учебной мотивации Занятие 6. Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.
Занятие 7-8. Формирование положительной учебной мотивации. 3 часа
Раздел III
“Поможем Незнайке”
Цель: развитие произвольного внимания и поведения. Занятие 9. Развитие произвольного внимания и произвольности движений.
Занятие 10-11. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.
Занятие 12. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.
Занятие 13. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.
Занятие 14. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Занятие 15. Тренировка распределения внимания. 7 часов
Раздел IV
“Письмо жителей Солнечного города”
Цель: развитие мнемических способностей детей. Занятие 16-17. Развитие объема кратковременной оперативной памяти
Занятие 18-19. Развитие механической зрительной и слуховой памяти.
Занятие 20. Развитие ассоциативной памяти.
Занятие 21-22. Обучение способам эффективного запоминания. 7 часов
Раздел V
“Знайкина олимпиада”
Цель: развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации Занятие 23. Развитие логического и понятийного мышления.
Занятие 24. Развитие логического мышления и сообразительности.
Занятие 25-26. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения.
Занятие 27-28. Развитие умения обобщать и находить противоположности.
Занятие 29-30. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. 8часов
Раздел VI
“Путешествие в Вообразилию”
Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей. Занятие 31. Упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.
Занятие 32. Развитие навыков совместной творческой деятельности.
Занятие 33-34. Развитие воображения учащихся. 4 часа
II Этап
Раздел I
“Удивительный мир эмоций и чувств”
Цель:
- знакомство с чувствами и эмоциями,
- развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами;
- формировать умение различать и принимать эмоции других людей;
- обучать приемам регуляции и саморегуляции. Занятие 1-2. “Мир эмоций”.
Занятие 3. “Радость”. Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.
Занятие 4. “Удивление”. Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов.
Занятие 5. “Грусть”. Познакомить детей с эмоцией; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.
Занятие 6. “Гордость”.
Занятие 7. “Страдание и печаль”. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое отношение.
Занятие 8. “Чувство обиды”. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.
Занятие 9. “Отвращение”.
Занятие 10. “Гнев”. Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность.
Занятие 11. “Вина и стыд”.
Занятие 12. “Страх”. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение
Занятие 13. “Интерес”. Продолжить знакомство детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.
Занятие 14-20. “Большое путешествие в страну сказок и приключений” Закрепить знания детей об основных эмоциях; способствовать осознанию своих эмоций; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; учить сопереживать героям, обучать приемам регуляции и саморегуляции. 20 часов
Раздел II
“Умею ли я владеть собой?”
Цель: обучение эффективной совместной деятельности детей в условиях различных модельных ситуаций. Занятие 20-25. Формирование умения переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации – в другую. 5 часов
Раздел III
“Веселое путешествие”
Цель: коррекция индивидуальных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы. Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей в соответствии с выявленными проблемами. 5 часов
III Этап
Раздел I
“Учимся сотрудничать” Занятие 1. “Как и почему начинаются ссоры?”. Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Занятие 2. “Качества, важные для общения”. Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения.
Занятие 3. “Какие мы в общении?”. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.
Занятие 4. “Я – общительный или замкнутый?”. Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов.
Занятие № 5. “Свои и чужие”. Развивать толерантное отношение к окружающим.
Занятие № 6. “Девчонки = мальчишки = …?”. Способствовать формированию у мальчиков и девочек позитивных установок друг к другу в ходе принятия совместного решения.
Занятие № 7 “Друзья и недруги”. Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развитие толерантного отношения к окружающим. 7 часов
Раздел II
“Тайны дружбы” Занятие 8. “Дружба – это…?”. Содействие осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развивать навыки совместной деятельности.
Занятие 9. “Правила дружбы”. Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Занятие 10-11. “Мы – дружная команда!”. Развивать у учащихся навыки взаимодействий в команде. Закрепить правила доброго и эффективного общения; содействовать осознанию учащимися состава круга ближайшего общения.
Занятие 12. “Как мы все похожи!”. Показать ценность сходных характеристик людей; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Занятие 13. “Какие мы все разные!”. Показать ценность различий между людьми, содействовать осознанию учащимися своих ценностей.
Занятие 14-15. “Скажи мне, кто твой друг…”. Помочь каждому ученику осознать себя как друга и отношение одноклассников к нему. 8 часов
Раздел III
“Поддержка в общении” Занятие 16. “Комплимент – это…”. Показать значение комплимента для поддержания комфортных взаимоотношений, способствовать актуализации чувства самоценности и самоуважения учащихся.
Занятие 17. “Что другие ценят во мне и, что я ценю в себе?”.Мотивировать учащихся на самораскрытие и содействовать осознанию ими собственных достоинств, способностей, достижений.
Занятие 18-19. “Давайте говорить друг другу комплименты!”.Обеспечить каждого учащегося минимумом психологической поддержки.
Занятие 20. “Ребята, давайте жить дружно!”. Заключительное занятие. 5 часов
Раздел IV
“Непредсказуемая мозаика”,
автор М.Р. Битянова Психологическая игра.
Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия. 3 часа

Приложение 1
Диагностические процедуры в программе.

Класс Диагностический инструментарий Цель
2 класс - методика Э.Ф.Замбицявичене (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”;
- методика “Таблицы Шульте”;

- методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии; - изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния;
- оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости;
- изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания.
3 класс - методика “Цветовой тест М.Люшера”;
- проективный тест “ДДЧ”;
- методика “Прогрессивные матрицы Равенна”;
- рисуночная проективная методика “Школьная тревожность” А.М.Прихожан; - оценка психо-эмоционального состояния учащихся;
- изучение личностных особенностей школьников;
- определение особенностей развития невербального интеллекта учащихся;
- диагностика уровня школьной тревожности учащихся;
4 класс - “Диагностика структуры интеллекта”. Тест Д.Векслера;
- методика “Личностный опросник Кеттелла” (модификация Л.А.Ясюковой);
- анкета “Эмоционально-психологический климат класса”;
- Социометрия классного коллектива. - определение уровня интеллектуального развития школьников;
- изучение личностных особенностей младших школьников;
- изучение эмоционально-психологического климата классного коллектива;

Литература:
1. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
2. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
4. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.
5. Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
6. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
7. Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
8. Ледина В.Ю.ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
9. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
10. Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
11. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
13. Токарева, С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
14. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.
Категория: Психологическая служба в образовании | Добавил: svetickl
Просмотров: 4180 | Загрузок: 441 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]