Понедельник, 23.10.2017, 16:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании

«Медиация – разрешение конфликтов без насилия»
[ · Скачать удаленно (16кб) ] 01.02.2013, 16:02
педагог-психолог.
Час общения с психологом
«Медиация – разрешение конфликтов без насилия»
(7-8 класс)
Цели: сформировать у обучающихся, понятие о медиации, как разрешение конфликта без насилия.
Задачи:
1. Образовательные:
способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их видах и причинах;
создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
2. Воспитательные:
создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.
3. Развивающие:
содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.

Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Тип урока: комбинированный.
Ход занятия
Эпиграф: «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость
Организационный момент
I. Приветствие.
Психолог: Добрый день, ребята. У нас сегодня с вами необычное занятие, к нам
пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей и начнем занятие.
II. Изучение нового материала.
Волонтеры (обучающиеся) садятся в круг.
Психолог: Объявляется тема: «Медиация – разрешение конфликтов без насилия».
(Конечно, мы будем говорить о конфликтах)
1. Что такое конфликт?
2.Какие ассоциации возникают со словом «конфликт»? (ссора, драка, обида, проблема…)
3. Что приводит к конфликту?
4. Какие способы разрешения конфликта вы знаете и используете?
Конфликт может быть разрешён с позиции силы, права и интересов.
Психолог: Ребята, давайте начнем наше занятие с приветствия друг друга и ожиданий.
(Что вы ждете от занятия?)
- Предлагаем вам в качестве разминки:

Упражнение «Инопланетяне».
Цели: помочь учащимся налаживать партнерские отношения.
Материалы: Стулья поставлены в малый круг

Инструкция: Ребята разбиты на две группы: «земляне» (меньшая группа) и «инопланетяне» (большая группа). Группам отдельно дается инструкция. «Земляне» занимают места в кругу за стульями, а «инопланетяне» пытаются наладить контакт, но «земляне» не поддаются, не обращают внимание и эмоционально выражают нежелание общаться. По условленному сигналу учителя они вдруг начинают активно контактировать с «инопланетянами». Затем ведущий предлагает всем сесть в большой круг, выразить свои чувства, что ребята ощущали в ходе игры в роли «землянина» и роли «инопланетянина».
Обсуждается вопрос: - Что мешает общению?
- Почему люди не всегда понимают друг друга?

Психолог: (Если люди не умеют общаться, не понимают друг друга, не слышат и не слушают, тогда возникает КОНФЛИКТ).
Конфликт – столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов.
Психолог: А могут ли люди общаться без конфликтов?
Почему?
Итак, конфликты являются постоянными спутниками в нашей жизни. В конфликте проявляется характер, культура человека. Его цивилизованное разрешение позволяет сохранить партнерские отношения и права участников конфликта.
Конфликт формирует определенную модель поведения. Навыки разрешения конфликтов позволят нам как самим, так и другим соответствовать тем нормам, в основе которых лежит уважение достоинства личности – нормы морали и права.
Психолог:
- Сколь людей требуется для того, чтобы возник конфликт? (1, 2 и более) В зависимости от количества участников различают 4 типа конфликта:

Типы конфликтов

Внутриличностный Межличностный Между отдельной личностью и группой межгрупповой
Задание: к волонтерам (ребятам)
Разыграйте сценки (по группам). О каком типе конфликта идет речь?

Конфликт №1.
Роли: Грегорио (Капулетти), Самсон (Капулетти), Абрам (Монтекки), Балтазар (Монтекки).
Грегорио (Капулетти).
Самсон, скорее!
Где твой меч?
Вон, двое из Монтекки
Самсон (Капулетти).
Готово, меч вынут.
Задери этих Монтекки.
Выведем их из себя.
Если они начнут драку первыми,
закон будет на нашей стороне.
Грегорио (Капулетти).
Я скорчу злое лицо,
когда они пройдут мимо.
Посмотрим, что они сделают.
Входят Абрам и Балтазар
(представители клана Монтекки).
Грегорио с ухмылкой смотрит в сторону Абрама.
Абрам (Монтекки).
Не про нас ли сейчас вели вы разговор.
Самсон (Капулетти).
Отнюдь, не про вас.
Балтазар (Монтекки).
Вы набиваетесь на драку, сэр?
Самсон (Капулетти).
Я, сэр? Нет.
Балтазар (Монтекки).
Если набиваетесь,
я к вашим услугам.
Я проживаю у господ
ничуть не хуже ваших.
Самсон (Капулетти).
Но и не у лучших!
Вопрос к эпизоду: О каком типе конфликта идет речь?

Конфликт №2.
Роли: Кормилица Джульетты, Джульетта
Кормилица Джульетты.
Тибальт, Тибальт!
Сердечный друг Тибальт!
Брат твой убит!
Ромео заколол его
и сам в изгнанье.
Джульетта.
Ромео пролил кровь Тибальта?
Кормилица.
Да. Хоть верь, хотя не верь,
а пролил, пролил!
Джульетта.
Ромео - куст цветов с таящейся змеей!
Дракон в обворожительном обличье!
Исчадье ада с ангельским лицом!
Поддельный голубь! Волк в овечьей шкуре!
Ничтожество с чертами божества!
Пустая видимость! Противоречье!
Святой и негодяй в одной плоти!
Чем занята природа в преисподней,
Когда она вселяет сатану
В такую покоряющую внешность?
Вопрос к эпизоду: О каком типе конфликта идет речь?
Конфликт № 3
Леди Капулетти (мать Джульетты).
Отец твой полон о тебе заботы.
Чтобы развлечь тебя,
он выбрал день для праздника.
Нам и во сне не снилось
нежданное такое торжество.
Джульетта.
Что ж, в добрый час.
Когда назначен праздник?
Леди Капулетти.
В четверг, моя хорошая.
В четверг прекрасный граф Парис,
твой нареченный,
С утра нас приглашает в храм Петра,
Чтобы с тобою сочетаться браком.
Джульетта.
Клянусь Петровым храмом и Петром,
Ничем с Парисом я не сочетаюсь!
Какая спешка! Гонят под венец,
Когда жених еще не показался.
Благодарю! Уведомьте отца,
Что замуж рано мне, а если надо,
Скорее за Ромео я пойду,
Чем выйду за Париса. Вот так радость!
Леди Капулетти.
Вот и идет отец твой.
Скажи ему сама.
Посмотрим, как он примет эти речи. Капулетти(отец Джульетты).
Что? Что? Не слышу.
Не хочет дочь моя венчаться с женихом?
Она не поняла всей этой чести?
Похоже, ей не очевидно,
во сколько раз жених знатнее нас?
Она находкой нашей не гордиться?
Джульетта.
Должна благодарить, но не горжусь.
Какая гордость в том,
что ненавистно мне венчанье с Парисом?
Капулетти.
Вот логика! Прости, не понимаю.
А вот в четверг, пожалуйста,
изволь пойти венчаться в храм с Парисом,
или тебя я на веревке притащу.
Разважничалась!

Вопрос к эпизоду: О каком типе конфликта идет речь?

III. Способы разрешения конфликтов.
Психолог:
- Ребята, существует несколько способов разрешения конфликта (плакат)

ПЕРЕГОВОРЫ МЕДИАЦИЯ АРБИТРАЖ

Большинство межличностных конфликтов решаются с помощью одного из трех процессов.
Обсуждение:
Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон – как сам процесс, так и его результат.

При медиации в процесс, вступает третья сторона – посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «Выигрыш-Выигрыш».

В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители. Преподавателям часто кажется, что в спорах между школьниками они выступают как медиаторы (посредники), хотя на самом деле они выступают арбитрами.
Преимущества медиации.
 Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
 Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
 Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).
 Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
 Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

Психолог: Сейчас мы с вами проиграем сценку и остановимся на практических советах ведения медиации.
Сценка:
1. У: Здравствуйте, Екатерина Семеновна, садитесь, пожалуйста.
М: Ну, здравствуйте. Я крайне возмущена вашим поведением! Почему мой сын Миша постоянно получает у вас двойки? Он - прекрасный мальчик, вы просто несправедливы к нему. Он должен получать только пятерки, иногда – четверки. И не меньше.
У: Я вижу, вы крайне взволнованы и даже возмущены. Если я вас правильно поняла, вас беспокоит плохие оценки вашего сына?

(выступление стороны, вентилирование эмоций, активное слушание)
Комментирует Волонтер
Первый этап.
Выступления сторон.
Идите на переговоры с желанием понять другого человека и сразу предложите: «Давайте выскажемся, в чем каждый из нас видит проблему».
Когда говорит другая сторона, используйте волшебный метод — активное слушание: повторяйте, как бы «возвращайте» Вашему собеседнику его слова, но не добавляя ничего от себя по содержанию и, по возможности, смягчая ост¬рые углы. Это позволит Вам показать собеседнику, что Вы его внимательно слушаете.
Кроме того, вы оба сможете убедиться, что точно понимаете все, что было сказано. Ведь иногда бывает так, что собеседник не может сформулировать то, что сам име¬ет в виду!
Еще один, более рискованный, но очень полезный волшебный метод - вентилирование эмоций: на минутку оста¬новитесь и посмотрите, какие чувства переполняют Вас и Ва¬шего собеседника. Если Вы заметили злость, волнение, раздра¬жение, скажите, например: «Я сейчас очень волнуюсь и нервни¬чаю! А Вы?» Открытое обсуждение своих чувств и эмоций дей¬ствует как «вентилятор», который «проветривает» душную накаленную атмосферу взаимного недовольства, что дает воз-можность спокойного, разумного обсуждения проблемы.
Активное слушание и вентилирование эмоций - это первый шаг навстречу друг другу.
___________________________________________________________________
У: Скажите, пожалуйста, почему вас беспокоят его оценки? Хотите, я выставлю ему пятерки до конца года?
М: Да, нет же. Я хочу, чтобы мой сын получал заслуженные оценки. Я считаю, он достаточно умный и способный и может хорошо учиться.
У: Тогда, наверное, проблема не столько в оценках, сколько в учебе? Вы бы хотели, что бы он получал заслуженные пятерки. То есть хорошо учился, получал новые знания и соответствующие оценки?
(прояснение интересов, «зачем? Почему? Для чего?)
Комментирует Волонтер
Второй этап.
Прояснение интересов
После того, как все стороны высказались, выясните глубин¬ные интересы друг друга. Для этого используйте третий вол¬шебный прием - задайте себе и другой стороне вопросы: за¬чем, почему, для чего вы имеете эти мнения и желания. Будь¬те искренни! Спрашивайте себя и другую сторону снова и снова, пока не обнаружите сходные или совместимые интересы. Может оказаться, что для обеих сторон важнее всего сохранить хорошие отношения. Или Вы обнаружите, что в Вас говорит обида и что Вы желаете просто услышать извинения. Вам мо¬гут открыться новые варианты решения проблемы.
Порой выяснения интересов бывает достаточно для решения проблемы.
___________________________________________________________________
3. М: Да, конечно. Я хочу, чтобы мой сын хорошо учился. Чтобы он рос образованным, воспитанным мальчиком.
У: Тогда, может быть, мы с вами обсудим, как помочь вашему сыну лучше учиться. И как вы сможете узнавать, заслуженно ли он получает свои оценки?
М: Да, именно это я и хотела обсудить.

(повестка дня, т.е. список вопросов для обсуждения)
Комментирует Волонтер
Третий этап.
Формулирование повестки дня
Чаще, конечно, для решения проблемы требуются дополни¬тельные усилия. Обычно бывает нужно на основе выясненных интересов составить список вопросов, которые вы будете обсуж¬дать, чтобы удовлетворить эти интересы, нарушенные конф¬ликтом.
Формулировка вопросов должна быть такой, чтобы обе стороны согласились их обсуждать. Этот список вопросов для обсуждения и есть ваша повестка дня.
Важно убедиться, что в повестку дня входят вопросы, кото¬рые охватывают все перечисленные или имеющиеся у сторон интересы, затронутые конфликтом!
________________________________________________________________________

4. У: Давайте представим, что в нашей ситуации оказались совсем другие люди, например Лена Морозова. Чтобы вы могли посоветовать ее родителям? Давайте попробуем набросать все возможные решения, даже самые невероятные?
М: Это немного странно, но можно попробовать. Например, я бы предложила родителям спрашивать не только об оценках, но и о том, что Лена узнала на уроке. Потом – готовить вместе уроки. Чаще встречаться с учителем – обсуждать, как Лена учится, в чем ей нужна помощь. Еще можно нанять репетитора. Можно приходить и сидеть на уроках.

(выдвижение предложений, «вне игры», мозговой штурм)
Комментирует Волонтер
Четвертый этап.
Выдвижение предложений
Когда записана повестка дня и ясно, какие вопросы вам надо обсудить, предложите своему собеседнику четвертый волшеб¬ный прием - «вне игры»» или отделение проблемы от личностей: «Давайте представим, что в этой ситуации оказались дру¬гие люди, а наша задача - найти наилучшее решение этой про¬блемы!» Вам может также помочь пятый волшебный прием - мозговой штурм: предложите набросать много разных идей - чем больше, тем лучше. Причем надо условиться, что идеи-пред¬ложения не будут «официальными предложениями»: даже са¬мые безумные идеи будут записываться без критики, так как стороны находятся «вне игры». Можно даже предложить друг другу поменяться местами и представить, что бы Вы сделали, будь Вы на месте своего собеседника.
Это совместное творчество «вне игры» поможет улучшить и ваши отношения.
___________________________________________________________________________

5. У: Теперь давайте посмотрим, какое из этих предложений подходит вам, может быть вами реализовано.
М: Ну, на репетитора у меня денег точно нет, на уроки приходить я тоже не могу – работаю целый день. А вот с вами почаще встречаться я могла бы. И спрашивать, я, пожалуй, Мишу буду не только об оценках – пусть рассказывает, что вы тут проходите. И домашнее задания посмотрю. Но и вы будьте к нему справедливы – я теперь сама за его знаниями следить буду.
У: Вот и хорошо, раз вы так серьезно настроены, то и Мише придется учится и мне – быть внимательной. А следующую встречу давайте назначим через две недели в тоже время.
М: Хорошо.
(выбор решения и формулирование соглашения)
Комментирует Волонтер
Пятый этап.
Выбор решения и формулировка соглашения
Когда несколько идей-предложений выдвинуто, примените шестой волшебный прием - тест на реальность: какое из этих предложений может быть реально принято и исполнено обеи¬ми сторонами. Здесь есть свои волшебные вопросы: «А что бу¬дет, если...», «Это именно то, чего Вы хотите?» и другие.
На этом этапе, как и на протяжении всех переговоров, не забы¬вайте про активное слушание и волшебные вопросы «Зачем?» и «Почему?». После того как вы нашли взаимоприемлемое ре¬шение, постарайтесь записать его в виде пунктов соглашения. Проверьте, одинаково ли понимаете его Вы и Ваши партнеры по переговорам и действительно ли ваше соглашение отражает и Ваши и их интересы. Особенно это нужно, если проблема слож¬ная.
Поздравляю вас! Вы достигли соглашения!
___________________________________________________________________
Шестой этап– выполнение соглашения
Комментирует Волонтер
После окончания переговоров наступает следующий, навер¬ное, самый важный этап - это выполнение соглашения. Невы¬полнение часто ведет к новому конфликту, еще более тяжело¬му, чем первоначальный.
Но не падайте духом: ведь если соглашение почему-то не вы¬полняется, то можно снова вернуться к переговорам и попы¬таться найти более реальное решение!
Психолог:
IV . Подведение итогов.
Рефлексия.
-Ребята, скажите, пожалуйста, что сегодня нового вы узнали на занятии?
-Нужна ли медиация в школе?
- Что дает подростку участие в программе ВП?
(-подростку, совершившему правонарушение;
-потерпевшему;
-родителям.)
Что дает участие в программе?
1. Подростку, совершившему правонарушение
1.1. Осознать причины своего поступка и их последствия;
1.2. Принести извинения и получить прощение
1.3. Загладить причиненный вред
1.4. Вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения (в том числе в семье), которые возможно, были нарушены в результате случившегося.
2. Потерпевшему
2.1. Избавиться от негативных переживаний и желания отомстить
2.2. Убедиться в том, что справедливость существует.
3. Родителям
3.1. Помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.
Категория: Психологическая служба в образовании | Добавил: fillimonova_AV
Просмотров: 940 | Загрузок: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]