Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании |
Интегрированное пихопрофилактическое мероприятие по адаптации детей к условиям детского сада "Осенняя пора"
[ · Скачать удаленно () ] | 11.10.2013, 14:18 |
Подробный конспект урока/занятия/образовательного мероприятия Организационная информация Авторы мероприятия (ФИО) Романовская Наталья Валентиновна Орлова Ольга Николаевна Должность Педагог-психолог, музыкальный руководитель (соответственно) Образовательное учреждение Муниципальное автономное образовательное учреждение № 1 «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Северок» Республика/край Красноярский край Город/поселение Норильск Предмет Психологическая служба в образовании Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек Дети дошкольного возраста 3-5 лет Продолжительность урока/мероприятия 20 – 25 мин Методическая информация Тема урока /занятия/мероприятия «Осенняя пора» Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) Психопрофилактическое мероприятие по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива) Дети, с которыми проводится мероприятие (цикл занятий состоит из 25 занятий) находятся в периоде адаптации к дошкольному учреждении, ранее не посещали детский сад, остро переживают разлуку с близкими людьми, не имеют навыка общения со сверстниками Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия (ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия Цели: создание условий облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение Задачи: снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, повышенной двигательной активности, развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей, умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух – и трехчастной формой В ходе данного мероприятия у детей развиваются познавательная сфера, расширяется представление об окружающей действительности (сезонной сменяемости), слуховое восприятие, произвольность, активная речь, воображение, коммуникативные качества, положительное отношение к взрослым и сверстникам Процесс направлен на формирование адаптивных качеств личности и развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности. В результате цикла занятий у воспитанников формируется социальная компетентность, дружеские взаимоотношения внутри группы, развиваются адаптивные возможности . Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия Большой зонт, произведение «Дождик» музыка и слова Н.Френкель, произведение медленной спокойной музыки «Сицилиана» А.Вивальди, «Мазурка» Ф.Шопена (opus 7 №2), два кленовых листочка на каждого ребенка, желтая, красная, зеленая гуашь, лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка на каждого ребенка. Подробный конспект мероприятия Фаза мероприятия Этап мероприятия Продолжительность этапа Подробное АМО Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап - инициация (приветствие, знакомство) 2-3 мин Игра «Дружба начинается с улыбки» (М.Сигимова) Цель: развитие коммуникативных качеств личности, развитие положительного самоотношения, позитивного отношения к членам группы, групповой сплоченности Дети, стоя в кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча, улыбаются друг другу. Примечание: при проведении данной игры нужно учитывать, что дети находятся в стадии формирования коммуникативных навыков и для эффективности метода нужно на начальном этапе назвать каждого ребенка по имени, утрированно, мимикой показать позитивное отношение к члену группы Варианты: в зависимости от продвинутости группы можно передавать осенний листочек друг другу (ходит по кругу) и каждый называет свое имя и имя соседа, дети слушают и аплодируют каждому представившемуся участнику Этап - вхождение или погружение в тему (целеполагание) 5мин Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном, обращает внимание на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо). Спрашивает, какое настроение чаще всего у людей в это время года. Грустное или веселое? (выслушивает ответы каждого ребенка). Приглашает детей присесть на ковер из осенних листьев. Задача: развитие восприятия у детей, обратить внимание детей на эмоциональную окраску пейзажа, умение вслушиваться в собственные ощущения, развитие речевой активности. Фаза 2 «Работа над темой» Этап - проработка содержания темы 12мин Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте произведение и скажите, какая музыка подходит больше к осеннему пейзажу за окном. Игра на фортепьяно произведений «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского (Детский альбом), «Маленький вальс» В.Кессельман Музыкальный руководитель предлагает детям осуществить движения в соответствии с музыкой. Музыкальный руководитель: - Ребята, как вы назовете эту мелодию? Какое произведение подходит для настроения осени? Задача: развитие слухового восприятия, эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение, умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух – и трехчастной формой. Музыкальный руководитель: А эта музыка подходит для бодрой прогулки? Играет «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского (Детский альбом) Психолог предлагает детям в колонне двигаться в соответствии со словами. Зашагали ножки: топ-топ, (Дети идут друг за другом) Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем топ-топ-топ. Побежали ножки (Бегут, стараясь показать пяточки) По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают. (Игра повторяется 2-3 раза) Цель: снятие эмоционального напряжения, снижение импульсивности, повышенной двигательной активности Игра «Дождик и солнышко». Музыкальное сопровождение «В октябре» (серия Allegro) Дети ходят под музыку по комнате, изображая, что собирают листья. Как только начинает звучать музыка «Дождик» музыка и слова Н.Френкель - дети бегут под большой зонт, который держит психолог, и прячутся так, чтобы всем хватило места (обнимают друг друга). Психолог барабанит пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. Шум дождя прекращается - дети выбегают из-под зонта. Игра повторяется 2-3 раза. Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока), 3- 5 мин Звучит произведение «Мазурка» Ф.Шопена (opus 7 №2). Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог: - Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как «танцуют» листочки на ветру. Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку. Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним. Листопад, листопад, (Дети кружатся , изображая листочки) Листья желтые летят, (Подбрасывают листочки вверх) Под ногой шуршат, шуршат, (Ходят по листочкам) Скоро станет голый сад. (Ложатся на пол и слушают музыку) Задача: развитие воображения, умение двигаться в соответствии с текстом, слухового восприятия и эмоциональной отзывчивости. Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточки к листу бумаги. Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу. Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Ритуал окончания занятия. Игра «Солнечные лучики» Психолог: - Ребята, протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постоим, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком. Скажем друг другу «До свиданья!» Задачи: развитие групповой сплоченности, позитивного отношения к членам группы, формирование рефлексии (умение понимать чувства свои и других людей). Аналитическая информация Обоснование целесообразности использования технологии АМО для данного урока/занятия/мероприятия: Адаптивные возможности ребенка дошкольника ограничены, и резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедленному темпу психофизического развития. Для создания условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в ДОУ нами составлены и проводятся мероприятия с детьми. Технологии АМО позволяют педагогу (учитывая непроизвольность психических процессов дошкольников) в игровой форме формировать необходимые для адаптации ребенка навыки Дополнительная информация Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). Серия Allegro, Детский альбом П.И, О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина «Тропинка к своему Я» М.: Генезис, 2005. – 175с, И.В. Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад»- Волгоград: Учитель, 2010 – 127, Т.А. Данилина, Н.М. Степина «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей» , Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Практикум для детского психолога». Ростов н/Д «Феникс», 2004 – 320 с. Примечания авторов | |
Просмотров: 1008 | Загрузок: 332 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||