Понедельник, 20.11.2017, 19:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

«Роль общения в работе педагога»
[ · Скачать удаленно (13.24 Kb) ] 14.01.2012, 19:42
Тренинг «Роль общения в работе педагога»

Тип мероприятия: Тренинг.
Цели: Отработка навыков эффективного взаимодействия с окружающими.
Задачи:
1. Активизация мыслительной деятельности.
2. Отработка навыков планирования.
3. Актуализация самосознания.
4. Рефлексия.
Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют обучающиеся в ходе мероприятия: навыки эффективного взаимодействия с окружающими.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: навыки планирования.
Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного мероприятия: самосознание.
Описание хода мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить вас с новой необычной формой получения знаний, которая называется «тренинг».
- Поднимите руки, кто из вас уже когда-либо участвовал в тренинге.
- Чем тренинг отличается от лекции? (Тем, кто поднял руки).

Действительно, тренинг, в отличие от лекции, направлен не просто на получение знаний, а на отработку определённых навыков, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Тема нашей встречи сегодня «Роль общения в работе педагога».
Общаться мы с вами будем приблизительно около полутора-двух часов (всё будет зависеть от вашей работоспособности). Но прежде чем мы начнём, предлагаю составить список правил, которых мы будем придерживаться во время нашего общения.
(Например, «говорить по одному», «уважать чужое мнение», «конфендициальность», «если нужно выйти, объяснять причину или, напротив, не отвлекать окружающих» и т.д.) Если кто-то захочет дополнить список правил, это можно сделать в любое время.

А теперь вернёмся к теме нашей встречи.
Думаю, все вы согласитесь, что умение общаться в нашей работе играет далеко не последнюю роль, т.к. в течение рабочего дня мы встречаемся с большим количеством людей (это и дети, и родители, и коллеги). От того, как мы выстроим взаимоотношения с ними, во многом зависят как наше эмоциональное самочувствие, так и профессиональная успешность в целом.
Что же такое общение? (Ответы).
Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (Психологический словарь).

Предлагаю вам при помощи мозгового штурма выяснить, что помогает и что мешает эффективному взаимодействию.

Упражнение «Мозговой штурм».
Ведущий записывает на ватмане ответы педагогов на вопрос «Что помогает нам общаться?»; затем на другом ватмане – «Что мешает общению?» (Не менее двадцати ответов на каждый вопрос).

Теперь необходимо найти ассоциативные связи между словами первого и второго списков (ведущий соединяет стрелками предложенные педагогами слова до тех пор, пока в каждом списке не останется по три неиспользованных слова).

Итак, чаще всего нам помогают при общении…(Слова первого списка, около которых больше всего стрелок).
Мы могли бы общаться более эффективно, если бы…(Неиспользованные слова первого списка).
В нашей группе эффективному взаимодействию с окружающими мешают…(Неиспользованные слова второго списка).

(Обсуждение упражнения).

Предлагаю вам упражнение «Часы». Оно поможет вам исследовать у себя сформированность некоторых коммуникативных навыков.

Упражнение «Часы».
(Раздать листы размером 15 на 20 см).
Инструкция: Схематично нарисуйте на листе часы любой формы, нанесите циферблат. Отметьте на своих часах начало (условно 8 часов) и конец рабочего дня (15 часов).
Представьте себе, что вам нужно распланировать свой рабочий день, а именно, назначить встречу на каждый час рабочего дня (Например, с 8 до 9 – Наталья Петровна; с 9 до 10 -…). Главное условие – нужно использовать все 7 часов. ( Педагоги встают и договариваются друг с другом о встречах).

Когда педагоги вернутся на свои места, ведущий продолжает инструкцию: По моему сигналу вы встречаетесь с первым человеком и беседуете на заданную тему (На каждую тему отводится по минуте).
Темы бесед: 1. Моё любимое блюдо.
2. Отпуск.
3.Спорт.
4. Мои воспитанники.
5. Вы не виделись 10 лет.
6. Как я пошла в 1 класс.
7. Положительные черты моего характера.

- Были ли у вас трудности при планировании?
- Все ли встречи состоялись?
- Легко ли вам общаться с таким количеством людей?
- На какие темы общаться было легко, на какие сложно?
- Вы больше говорили, слушали или то и другое примерно поровну?
- Как ваше поведение во время упражнения похоже на поведение в жизни?
(Обсуждение упражнения).

Следующее упражнение посвящено другим нашим партнёрам по общению – нашим воспитанникам.

Упражнение «Эссе о ребёнке»
(Раздать листы формата А–4).

Инструкция: Сейчас вам нужно в течение 10 минут составить небольшое эссе о детях, состоящее из 20 предложений.

(Спустя 10 минут).
Теперь слова «дети», «ребёнок» нужно заменить на слово «я»; слова «им», «ему» - на слово «мне» и т.д. (Педагоги читают то, что получилось. Желающие зачитывают вслух.)

Если даже кому то кажется, что всё это мало похоже на вас, дома перечитайте эссе несколько раз и вы, скорее всего, согласитесь с прочитанным. Дело в том, что в душе каждого из нас живёт маленький ребёнок, и это упражнение помогает осознать его самые сокровенные желания и потребности.

Игра «Слон, жираф, крокодил».
Участники тренинга встают в круг. Ведущий стоит внутри круга. Он указывает на кого-нибудь и говорит, например, слон (человек рукой показывает хобот, а стоящие справа и слева от него – уши). Если ведущий говорит жираф, выбранный показывает голову с длинной шеей, а стоящие рядом – пятна на шерсти. Если ведущий говорит крокодил, выбранный показывает руками зубастую пасть, а стоящие рядом - зубчики на спине.

Анкета для участников тренинга (анонимная).
(Раздать листы размером 15на 20 см).

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
- Что вам понравилось в тренинговой работе?
- Что не понравилось?
- Пожелания. Что хотелось бы изменить?
- Что хотелось бы обсудить в следующий раз?

Использованная литература:

Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007.
Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2007.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг – Дубна: ООО «Феникс+», 2002.
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: ksenijchepova
Просмотров: 807 | Загрузок: 293 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]