Воскресенье, 04.12.2016, 09:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

Роль и место психолога в условиях реализации ФГОС
[ · Скачать удаленно (18,6 КБ) ] 25.09.2013, 15:58
1. Игра «Бинго».
Материалы: «Бинго»-формуляры по числу участников. «Бинго»-формуляр представляет собой таблицу (5 x 5), в которой записаны разные аббревиатуры, из них 5 – на тему «ФГОС».
Правила проведения игры: Каждый участник получает копию «Бинго»-формуляра.
Игрок находит участника, который знает расшифровку какой-либо аббревиатуры. Если такой найден, он пишет расшифровку в соответствующей клетке и ставит там свою подпись. Первый, кто соберет пять разных определений по горизонтали, вертикали или диагонали, должен крикнуть: «Бинго!». Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.
2. Просмотр видеофрагментов из фильмов «Общество мертвых поэтов» и «Саммерхилл».
Задание: запишите в глаголах действия героев видеофрагментов: педагогов и обучающихся.
Рефлексия: в какой школе вы бы хотели учиться? А работать?
Игра «Пессимисты и оптимисты»
это просто назвать плюсы и минусы ФГОС
типа - работы становится больше, но она становится интереснее...

Елена набирает сообщение..
3. Лекция «ФГОС».
С 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации были введены ФГОС. Непонятная и пугающая, на первый взгляд, аббревиатура расшифровывается так: Федеральный государственный образовательный стандарт. Что же это такое?
Это совокупность требований, которые обязательно должна выполнять каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания. Почему же возникла необходимость разработки новых стандартов?
В современной социальной жизни произошли изменения.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
• происходит постепенное замещение дошкольных видов деятельности их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития.
• тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.
• резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
• современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; трудностью логического мышления и воображения;
• для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
• категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
В чем же плюсы новых ФГОС?
Первый плюс нового ФГОС – это сохранение научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
Зачем нужны стандарты?
- Они проясняют то, чему надо учить и чему надо научиться.
- Они устанавливают и описывают уровень ожиданий.
- Они являются руководством и опорой персонала образовательных учреждений.
Как будут учиться наши дети? Не так, как учились мы, не так, как учились предыдущие поколения школьников. А как?
Как пояснил министр образования Дмитрий Ливанов, главное в новом стандарте – гораздо большая возможность индивидуализации обучения. Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования.
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, разреши принять участие, и я пойму». Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Еще одно новшество – стандарты закрепляют нормы внеклассной деятельности в объеме 10 часов. Это всевозможные экскурсии, конференции, классные часы и выезды на пленер. Для детей будет организована вторая половина дня по четырем направлениям внеклассной деятельности на выбор: оздоровительная, социальная, духовно-нравственная и общеинтеллектуальная.
4. Просмотр видеоролика о ФГОС.

Новые образовательные стандарты предполагают, что главным содержанием образования становится развитие личности, которое обеспечивает, прежде всего, формирование универсальных учебных действий. Учащиеся должны научиться использовать на практике полученные знания и навыки. Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, способность человека к развитию.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные УУД
Ребенок должен принимать нормы поведения в обществе, учиться правильно оценивать себя и свои поступки. У него надо развивать чувство патриотизма. Мы живем рядом с другими людьми. Для того, чтоб научиться сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким, ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.
Регулятивные УУД
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Коммуникативные УУД
В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить детей выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь.
Познавательные УУД
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).
Интерес к учебе стимулируют занятия научно-исследовательской, проектной деятельностью, а также создание собственного портфолио, где отражаются его достижения.
В ФГОС прописано, чему должен научиться ребенок на каждом этапе обучения. Стандарт устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Предметными занимается учитель, личностными и метапредметными – психолог.
5. Деловая игра «Запросы психологу».
Какие вопросы ставит новый стандарт перед психологами? К настоящему времени нет готовых рецептов действий психолога! А быть первопроходцем всегда непросто! Давайте вместе сделаем несколько шагов и попытаемся понять новую роль!
Ведущий. Каждый из нас много делает, осуществляя свои профессиональные функции. Мы вправе считать себя неплохими специалистами. Сегодня я предлагаю вам выйти за рамки привычных позиций. А для этого необходимо хотя бы на короткое время взять на себя необычную роль.
Участники вслепую вытягивают из коробочки одну из карточек, на которых написана их роль (педагог, родитель или член администрации) и дана краткая характеристика роли. Затем участники разделяются на подгруппы в соответствии с доставшимися карточками. Каждая из подгрупп будет располагаться вокруг отдельного стола, на котором уже лежат несколько листов бумаги формата А4, лист ватмана и маркеры.
Ведущий. Вам необходимо как можно ярче представить себе того человека, роль которого вам предстоит сыграть. Вы должны найти ответы на вопрос: «Какие запросы вы бы сделали психологу с позиции вашей новой роли?» Каждой группе нужно обсудить этот вопрос и предложить не менее пяти совершенно конкретных запросов, которые вы должны отразить на листе ватмана. Время для обсуждения — 10 минут.
По завершении отведенного времени представители подгрупп вывешивают листы ватмана на стене и дают комментарии к принятым решениям.
Ведущий. Вы снова стали самими собой — психологами. Прошу вас еще раз внимательно просмотреть и проанализировать запросы, предложенные вашими коллегами, взглянув на проблему с вашей профессиональной позиции. Подумайте, какие из предложенных запросов вы бы стали выполнять в первую очередь, а какие, может быть, наоборот – не стали выполнять совсем.

6. Лекция «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС».
До введения ФГОС деятельность педагога-психолога строилась по следующим направлениям: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.
Теперь же основным предметом деятельности психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы.
Работы для психолога с введением ФГОС становится больше, но она становится более конкретной.
1. Взаимодействие с администрацией.
Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС.
Виды деятельности:
- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);
- участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;
- участие в разработке ООП;
- рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;
- разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;
- выработка рекомендаций по организации предметно-развивающей среды в ОУ.

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС.
Виды деятельности:
- формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;
- создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом;
- разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС;
- разработка игр и тренингов по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;
- осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ОПП.

3. Взаимодействие с детьми.
Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО.
Виды деятельности:
- развитие и формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных);
- разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;
- предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе введения ФГОС;
- составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;
- элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;
- обеспечение преемственности ООП.

4. Взаимодействие с родителями.
Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС.
Виды деятельности:
- психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;
- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;
- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;
- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.

Психологическое сопровождение начальной образовательной программы
1. В сентябре проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов.
2. После диагностики проводится индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам диагностики. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации обучения ребенка, ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и испытывают трудности в адаптации к школе.
3. В октябре – проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является составление психолого-педагогических рекомендаций по обучению ребенка
4. Промежуточная диагностика проводится в апреле месяце.
5. Участие в работе ПМПК, составление психолого-педагогических рекомендаций по обучению ребенка в следующем классе, а также аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников – в конце учебного года.
Как я уже сказала, в школе появляется психологический мониторинг – это абсолютно новая задача, для нее НЕ существует готового инструментария. Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо будет разрабатывать СВОЮ программу сопровождения всего учебного процесса.
Разработка плана педагога-психолога.
Рефлексия занятия.

Приложение
Бинго

ИОП КПСС ДОСААФ ООН СВ
ГЭС УУД ГИБДД ТАСС МТС
ТЭЦ ДСК ФГОС НОО ВЛКСМ ЛЭП
НОТ ЛФК ТЮЗ ИОМ КГБ
РСФСР ЦСКА РОСТО ЕГЭ ИОТ

Запишите в глаголах действия героев видеофрагментов.
Видеофрагмент из фильма «Общество мертвых поэтов»
Педагоги Обучающиеся


Видеофрагмент из фильма «Саммерхилл»
Педагоги Обучающиеся
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: pahasd
Просмотров: 1348 | Загрузок: 230 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемый участник фестиваля. Ваша работа отклонена., так как оформлена не по Положению фестиваля. С уважением, С.Н.Малых, руководитель комиссии "Другие направления педагогической деятельности"

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]