Понедельник, 23.10.2017, 16:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

"Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца"
[ · Скачать удаленно (1 200 кб) ] 04.02.2013, 08:44
«Художественно-эстетическое воспитание
дошкольников средствами танца»
Составители:
Хаценюк Т.А., директор
высшей квалификационной категории;
Удодина В.Е., педагог-организатор
высшей квалификационной категории
В последнее время возросло внимание к проблемам художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, формирования гармонично развитой и духовно богатой личности. Художественно-эстетическое воспитание ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребёнка. Не случайно выдающиеся писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский) отмечают, что формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, начиная с 3-6 лет. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность, закладываются основы всего будущего развития человечества.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и действительности, необходимость их решения определили тему инновационной работы:
«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами танцев».
Исходя из актуальности заявленной темы, определяется цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апробировать дидактическое обеспечение художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках образовательной программы «Азбука танца для дошкольника».
Объектом исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – образовательная про-грамма обучения танцевальному искусству.
Для реализации цели выдвигается следующая гипотеза:
процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет ус-пешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
 разработано программно-дидактическое обеспечение художественно-эстетического воспитания;
 создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей;
 разработана технология обучения детей танцам;
Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
 изучение психолого-педагогических, научно-методических и других литературных источников по проблеме исследования, практического опыта работы;
 создание вариативной образовательной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках образовательной программы «Имидж»);
 разработка технологии обучения детей танцам;
 определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
 теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
 экспериментальные (подготовка и проведение занятий);
 эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов).
Методологическую и теоретическую основу работы составили современ-ные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова, А.Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Р.А. Мирошкина и др.).
Новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале танцевального искусства, определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках реализации программы.
Степень теоретической разработанности проблемы Проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед образовательным учреждением. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.А. Мелик-Пашаев Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торошилова В.Н. Шацкая и другие. В психолого-педагогической литературе имеется множество различных подходов к определению понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки представлена следующая трактовка: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве». [Н. Варкки, 2003, 53].
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И.Д. Запорожец, 1985, 43]. В обозначенных определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
При множественности подходов к определению рассматриваемого понятия существуют основные положения, раскрывающие его сущность. Во-первых, ху-дожественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать музыкально-двигательный образ. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Наиболее удачно, на наш взгляд, цель эстетического воспитания определена
Т.Н. Фокиной – воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [Т. Н. Фокина, 1999, 36].
Особенности и условия организации художественно-эстетического вос-питания.
Понятие художественно-эстетического воспитания, его цель отражают осо-бенности данного явления, как части всего педагогического процесса.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка, которая включает:
 организацию повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
 общение с искусством, материальное обеспечение;
 учет индивидуальных особенностей ребенка;
 бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
 организацию атмосферы творчества и мотивация к активной деятельно-сти.
Формирование мотивов творческой деятельности является одной из важных задач обучения. Основой художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:
• личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
• развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство композиции);
• создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
• изменение структуры педагогического процесса и методов педагогиче-ского руководства.
Все вышеуказанные положения предполагают изменение роли педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.
Механизм реализации инновационной работы
по художественно-эстетическому воспитанию:
Процесс и механизмы реализации инновационной работы в образовательном учреждении целесообразно рассмотреть как этапы деятельности в логике построения рационального алгоритма действий.
Этапы:
1. Диагностический этап – анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме, выявление и формулировка противоречий. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности.
2. Прогностический этап – постановка цели, ее декомпозиция в совокупность задач, построение новой технологии, прогнозирование ожидаемых положительных результатов – Разработка развернутой программы.
3. Организационный этап – обеспечение условий для реализации программы, методическое обеспечение инновационной работы.
4. Практический этап – реализация и корректировка методики, отслеживание процесса, результатов.
5. Обобщающий этап – обработка результатов, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов. Оформление и описание хода и результатов работы.
При отборе методов, форм и приемов как механизмов реализации инновационной работы следует учитывать такие критерии, как:
• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
• целостное развитие личности ребенка;
• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
• игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;
• актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц.
Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств, следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.
Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: на-глядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход [Н.В. Агафонова, 2003, 58-61].
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей сис-теме учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных пред-ставлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, – все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Фундаментом являются предметы эстетического цикла, входящие в учебный план в рамках дополнительного образования. Одним из предметов этого цикла является хореография как синтез двух видов искусства – музыки и танца.
Занятия хореографией помогают разностороннему развитию детей. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Предмет хореографии способствует гармоничному развитию детей, формирует их.
Творческий потенциал дошкольника–танцора развивается равномерно средствами хореографии и музыки, способствует гармоничному развитию ребенка, независимо от наличия у них специальных физических, хореографических и музыкальных данных. Главное на занятиях создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей дошкольника. Поэтому, главная цель работы – это работа с детьми ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой опыт, формируя из него человека – личность, развитую всесторонне и гармонично.
Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных упражнений классической системы танцев.
Никогда не нужно спешить в начале обучения. С первых же шагов следует приучать воспитанников относиться к занятиям хореографии серьезно, сознательно воспринимать весь материал. На занятиях хореографии дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях пластике. И видно, что из детей подготовительного класса, которые приходят с порой с разной физической и хореографической подготовкой к концу года выравниваются. Они могут почти полностью управлять своими телом и способны координировать движения. Они умеют самостоятельно определять на слух характер музыки и передать его в движении. Для того чтобы успешно развивалось детское творчество, на занятиях используется соответствующий музыкальный материал. В нем присутствует контрастность темпа и динамики, определенные ритмические рисунки. Если ребенок будет чувствовать разнообразие музыки, то он сможет точнее передать движением свое отношение к ней, то есть у него будет развиваться творческое воображение. Так же развитию детского творчества способствуют разнообразные игры, хо-роводы, танцевальные этюды и композиции.
Для развития пластичности необходимо регулярно работать качеством движений. Дошкольник, хорошо владеющий своим телом, работает интенсивней, у него появляется уверенность в своих возможностях и он получает радость от движения.
Задача педагога разглядеть в каждом ребенке его природные данные, подобрать к нему свой «ключик». Занимаясь, на занятиях хореографии танец и музыка сближают детей, развивают сплоченность, коллективизм, организованность и уверенность в себе. Использование движения на занятиях хореографии оказывает положительное воздействие на здоровье детей. Через искусство хореографии, через душевные волнения им открывается красота жизни. Дети учатся красиво и выразительно танцевать, они радуют взрослых своими успехами, раскованностью и умением видеть и сознавать прекрасное. Танцуя, они выражают свое настроение, чувства и эмоции, учатся лучше понимать не только своих сверстников, окружающий мир, но и самих себя.
Дети любят фантазировать, сочинять свои движения. На занятиях танцами в объединении особо поощряются движения, идущие от сердца, из глубины души, выражающие индивидуальность. Так средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром, происходит вовлечение в действие всей личности целиком: тела, интеллекта и души.
Музыкально-ритмичные упражнения развивают память, внимание. Впечатления, полученные на занятиях танцами, обычно оставляют яркий след в психике детей и оказывают сильное воздействие на их отношение к другим занятиям и на поведение. Все занятия строим таким образом, чтобы воздействие на ребёнка средствами искусства было комплексным. У детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять те простые правила, которые необходимы на уроках хореографии: музыка - хозяйка на занятиях, без нее не может быть танца. На своих занятиях под музыку проводим ритмические игры, упражнения, учим одновременно с танцевальными движениями «беречь» музыку – во время звучания нельзя шуметь, разговаривать, смеяться; музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом звучания и прекращать движение с окончанием звучания.
Вместе с обучением танцу, навыкам красивого движения у детей формируется вкус, избирательное отношение к танцевальному и музыкальному репертуару. Практика показывает, что с помощью специальных занятий можно развивать чувство ритма, музыкальный слух, воображение, ощущения, образную память, фантазию, так необходимые во всех видах художественно-творческой деятельности.
В процессе работы с детьми приходится не только объяснять значение каждого движения, способ его исполнения но и доказать на примерах, что в искусстве танца нет «потолка», что каждое танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности, что в танце нет мелочей ни во время репетиционной, и тем более во время выступления.
Но как бы, ни важно было техническое совершенство танца – это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, дети не просто выполняют необходимые движения, но на каждом занятии познают своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получают представление об искусстве танце, где тесно переплетаются музыка и пластика.
Анализ результатов деятельности с детьми показывает, что занятия танцами не только приносят им эстетическое наслаждение, но и помогают развить их творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению.
Ценным в реализации задач художественно-эстетического воспитания является коллективное обсуждение с детьми содержания танцев, танцевального и музыкального репертуара, костюмов, что также способствует формированию художественного вкуса, а также и коммуникативных способностей, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллектив. Обучение детей нормам общения – ещё одна из важных задач занятий танцами. Это, прежде всего, взаимодействие педагога и детей, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на занятиях хореографии можно определить как совместную творческую деятельность ребенка и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания танца, опыта нравственных отношений заложенного в ней.
Умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, переживать, создавать музыкально-двигательный образ – всё это развивает творческую активность и воображение.
Те дети, которые долго занимаются танцами, говорят, что танец дарит во-одушевление и радость! «Душа обретает крылья» – это наиболее часто возни-кающее ощущение, получаемое от ритмичных, танцевальных движений. Существует прочная связь между движением и внутренним состоянием человека. Не случайно сегодня широкое распространение получает арт-терапия (лечение искусством), а в ней магическая сила танца.
В основе практической деятельности ЦВР «Лад» по реализации художест-венно-эстетического воспитания лежат принципы обучения как руководящие идеи, определяющие характер работы с детьми. Попытаемся соотнести с ними практику работы в рамках образовательной программы художественной направленности «Азбука танца для дошкольников».
Образовательная программа «Азбука танца»
Пояснительная записка
Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев. Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Помочь ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность, призван педагог в дополнительном образовательном учреждении.
Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без актив-ных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост развитие растущего организма, и в первую очередь мозга. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризует целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка – дошкольника. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Танец – это искусство, его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики.
Дополнительная образовательная программа «Азбука танца для дошкольников» танцевального объединения «Имидж» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить малыша воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Творческая деятельность детей в структуре танца позволяет формировать качество личности, которые оптимально развиваются в танце. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально-нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Новизна, актуальность и эффективность программы в разностороннем воз-действии на организм ребенка. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.
Цель программы: приобщение детей к искусству танца, развитие танцевальных и музыкальных способностей.
Обучающие задачи:
 формирование у детей специфических знаний, умений и навыков таких как: выработка правильной, красивой осанки;
 развитие мышечного чувства;
 умение красиво двигаться под музыку.
Воспитательные задачи:
 формировать у детей культуру поведения и общения;
 прививать детям навыки вежливости, умения вести себя в обществе;
 формирование у детей эстетического вкуса;
 воспитание в детях силы воли, трудолюбия и дисциплины.
Развивающие задачи:
 развитие музыкального слуха и чувства ритма;
 активизация и развитие творческих и созидательных способностей детей;
 развитие необходимых двигательных навыков, повышение функциональных возможностей внутренних органов и систем;
 совершенствование психомоторных способностей детей.
Программа «Азбука танца» построена на основе народно-сценического танца. Язык народного танцевального искусства яркий и выразительный. Для обучения дошкольников танцевальным движениям в программе использованы движения народного танца, которые понятны детям по выразительному содержанию и доступны по способам выполнения. Программа «Азбука танца» рассчитана на обучающихся 5-6 лет и предусматривает один год обучения. Все дети группы занимаются вместе, в связи с чем повышается плотность занятия и физиологическая нагрузка.
Результаты работы по данной программе показали, что дошкольники почти всегда и все (за некоторым исключением из-за природных данных) овладевают пройденным материалом.
Программный материал дает возможность осваивать сюжетно-тематические произведения; музыку – классическую, современную, народную.
Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся (5-6 лет).
Возрастные особенности дошкольников
Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс, который оп-ределяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой — многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Современные нейропсихологии доказали, что для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению, но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от социального окружения), необходимость постоянного наращивания зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если в окружении ребенка отсутствует эта востребованность, наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные нарушения на уровне мозга. Кроме того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная деривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Это относится и к развитию двигательных функций ребенка. Следовательно, стимулировать двигательную активность ребенка надо с первых же дней его жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определенных законов развития движений, обусловленных развитием мозга.
Дети, занимающиеся основами хореографии, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и, что не менее важно, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптиро-ваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».
Момент, с которого начинается осмысление собственных движений, у каж-дого ребенка свой. Исследователи анатомо-физиологических и психологических особенностей детей отмечают, что их рост и развитие идут непрерывно, но темпы этих процессов не совпадают, В некоторых возрастных периодах преобладает рост, в других — развитие. Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. При правильной физической нагрузке дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30—35 минут. Л. П. Толстой, вспоминая о своем детстве, писал: « ...От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние...» Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы:
Для достижения наибольшего результата, для решения поставленных целей и задач проводятся:
• ознакомление с учебной программой;
• родительские собрания;
• консультации;
• индивидуальные беседы;
• инструктаж;
• помощь родителей при изготовлении концертного костюма;
• посещение открытых занятий, выступлений;
• финансовая помощь родителей (приобретение репетиционной формы, балетной обуви).
Для выявления знаний, полученных на занятиях по хореографии, используются такие формы и методы контроля и диагностики:
• анкетирование дошкольников;
• анализ тестовых заданий для дошкольников в игровой форме;
• контрольные уроки, на которых проверяются теоретические знания и практические навыки. Оценка результатов знаний и навыков дошкольников не в сравнении их друг с другом, а индивидуальные достижения ребенка относительно предыдущих результатов;
• результатом качества исполнительского мастерства является допуск до-школьников к участию в концертном выступлении или его замена другим исполнителем с целью мотивации достижения более высоких результатов в танцевальной деятельности;
• теоретические знания оцениваются по результатам ответов на мини-конференциях, конкурсах, играх, беседах;
• проводится диагностика сохранности количества дошкольников в объе-динении;
• анализ достижений или спада результативности процесса обучения проводится по видеоматериалам концертных выступлений и прочих мероприятий. Каждый год объединение «Имидж» принимает участие в фестивалях и конкурсах разного уровня сложности;
• тщательный анализ результатов мероприятий и конкурсов, проведенных в МБОУ ДОД ЦВР «Лад». Оценка участия в подготовке и проведении мероприятия каждого из дошкольников в объединении;
• тестирование изменений психического состояния детей и их настроения: жизнерадостность, доброжелательность, активность, успешность;
• прогнозы перспективы повышения результативности танцевальной дея-тельности;
• оценка изменений межличностных отношений: открытость, коммуника-тивность. К сожалению, большинство дошкольников не желают самосовершенствоваться, самостоятельно работать над собой. Решению этой проблемы способствует постановка детских спектаклей. В них принимают участие абсолютно все дети: и способные, слабо подготовленные. Каждый ребенок выполняет свою роль, значимую для спектакля и, главное для него, поэтому все дети стремятся остаться работать в спектакле.
Модель выпускника образовательной программы «Азбука танца»:
Дошкольник должен
знать: основы музыкальной грамоты и теории хореографии;
уметь:
• слушать и понимать образный язык музыки;
• исполнять основы бальных танцев;
• ставить задачи и добиваться их выполнения.
иметь навыки: актёрского мастерства и сценического движения;
воспитательные моменты:
• обучающийся должен научиться уважать партнёра;
• чувствовать ответственность за коллектив;
• быть вежливым и терпимым;
• усвоить, что трудолюбие - основа мастерства.
Общение с детьми на занятии должно проходить в атмосфере радости, так как радость – наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств, радость лучше влияет на жизнь ребенка, на развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка.
Содержание изучаемого конкурса:
1. Введение. Общее знакомство детей с искусством танца. Беседа «Чтобы танец был красивым». Просмотр видеоматериалов с записью танцевальных номеров.
2. Азбука музыкального движения помогает дошкольникам научиться согласовывать свои действия с музыкой. Исполнять движения соответственно темпу, ритму и характеру музыкального сопровождения. В раздел входят музыкальные игры, упражнения, отражающие в движении характер, динамические оттенки музыки. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их исполнения.
3. Азбука танцевального движения является основой хореографической подготовки детей. В раздел входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в народном танце. Изучение лексики народного танца, доступной дошкольникам. Обучение детей движениям народного танца целесообразно начать с разновидностей качаний. Простейшее из них — упражнение «Баю-бай» (муз, Н. Римского-Корсакова). Выполняя качания из стороны в сторону (стоя в полный рост и поставив ноги на ширине плеча), дети убаюкивают кукол ко сну. Как самостоятельные движения используются повторяющиеся пружинные или одиночные полуприседания. В этом случае они могут сочетаться с разнообразной плясовой жестикуляцией рук, корпуса, головы. В таких упражнениях специальное внимание уделяется освоению детьми движений рук, корпуса, головы, принятых в народном танце. Знакомство с этими движениями идет «от простого к сложному». Например, пружинные полуприседания сначала выполняются с поставленными на пояс руками, «подбоченившись».
Полуприседания в качестве составного элемента могут включаться в различные движения, придавая им мягкость, упругость, плавность. Часто дополнение полуприседания к тому или иному движению является одним из приемов его варьирования, усложнения. Этот прием, в частности, широко используется в различных видах шага. Например, приставной шаг (в сторону) может выполняться без приседания и с приседанием.
Обучение дошкольников притопам, в соответствии с методикой, начинается с объяснения одного из присущих этому движению значений. Показывая притопы одной ногой, выражающие уверенность, утверждение, необходимо обращать внимание детей на способы выполнения движения: ногу следует приподнять над полом «перед собой» так, чтобы голень была перпендикулярна его поверхности, а стопу оттянуть носком «на себя», после чего ударить всей стопой в пол.
Знакомство дошкольников с различными положениями стопы позволяет расширить известный им спектр танцевальной выразительности. Среди них - «каблучки» и «носочки», которые в обучении можно давать параллельно. Сравнение этих движений, контрастных по значениям и способам выполне-ния, помогает детям успешно их осваивать.
«Каблучок» - элемент движения, выражающий задор. Главное в выполнении названного элемента - сокращение мышц голеностопа, при котором стопа оказывается под прямым углом к голени. Расслабленная, вялая стопа не позволяет передать в движении задорный характер. «Носочек» - элемент движения, выражающий изящество, легкость, который достигается благодаря вытянутому положению стопы, как бы удлиняющему линию ноги. «Носочек», или вытянутый, острый носочек, встречается в движениях, когда выставленная вперед (в сторону) нога касается пола кончиками пальцев или поднимается над ним («на воздух»). В выполнении этого элемента важно напряжение мышц стопы, при котором «носочек» выглядит «острым, упругим», а не вялым, расслабленным.
«Присядки» могут выражать ловкость, удаль, и очень любимы детьми, особенно мальчиками. Правильная техника выполнения «присядки»: прямая спина глубокое приседание с опорой на полупальцы обеих стоп и разведением колен в стороны (с последующим «вырастанием».
Смена «открытых» и «закрытых» положений ног в танце используется как прием, дополнительный элемент ко многим движениям, придающий им шутли-вый характер или оттенок ловкости, выдумки. Его использование в детском танце способствует обогащению палитры танцевальной выразительности дошкольников.
Другое движение - «ковырялочка». Ошибки при его выполнении связаны с тем, что дети «на носок» ставят ногу назад, а «на пятку» - вперед, причем колено не меняет своего «прямого» положения. Следует объяснить дошкольникам, что ногу на носок надо ставить точно в сторону, завернув ее полусогнутым коленом к опорной ноге («колени рядом»). При этом можно посмотреть через плечо на отставленную ногу: «полюбоваться на сапожок» (руки в положении «на пояс»). Затем ту же ногу надо приподнять над полом, развернуть ее в «открытое» положение и, прямую в колене, поставить на пятку точно в сторону. При этом можно склониться корпусом к ноге и открыть в стороны руки, как бы показывая: «вот какой сапожок!» После чего выполняется перетоп («три притопа») с прямым корпусом, и движение продолжается с другой ноги. Надо подчеркнуть, что с первых же попыток освоения желательно исполнять «ковырялочку» с участием корпуса, рук и головы, поскольку это делает движение более интересным и, главное, удобным для выразительного исполнения. В таком комплексе дети осваивают его бы-стрее.
Прыжки - это движения, несущие в себе большой эмоциональный заряд. В этом можно убедиться, понаблюдав за детьми. В их свободных плясовых импровизациях подавляющее большинство движений построено на прыжках, выражающих радостное, веселое настроение. В виде самостоятельных простых движений (доступных дошкольникам) известны прыжки на одной или двух ногах. Однако чаще прыжок является составным элементом сложного движения. Добавление этого элемента к тому или иному движению используется в качестве приема его варьирования, усложнения (следующего после «полуприседания»). Например, выставление ноги на носок в сторону, которое чередуется с полуприседанием, можно усложнить: прыгать то ноги вместе, то одна нога в сторону на носок. Еще более сложный вариант: «подбивание» ног из стороны в сторону (которое можно дать детям как подготовительное движение к «боковому галопу»).
Все эти танцевальные движения объединены в танцевальные комплексы: «Русский перепляс», «Матрешки», «Куклы», «Калинка», «Кадриль», «Ложкари».
4. Азбука ритмопластики является основой для развития чувства ритма, мышечного чувства, двигательных способностей детей. Включает в себя обще-развивающие упражнения, упражнения на растяжку мышц, развивающие эла-стичность суставов, дыхательные и на укрепление осанки. В раздел включены игры – миниатюры, игры – превращения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Веревочки», «Кошка выпускает коготки», «Надуй мяч», «Качели», «Любопытная варвара», «Кораблик» и другие.
5. Азбука жеста учит детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительности движений, который используется в танце для образного воплощения. Этюды, задания, игры, направлены на развитие творческой инициативы, благодаря чему развиваются созидательные способности детей, их познавательная активность, мышление, свободное самовыражение и раскрепощенность. В раздел включены игровые этюды: «Игра с куклой», «Поссорились – помирились», «Баю – бай», «Ветер – ветерок», «Игра с водой», «Перетягивание каната», «Платочек» и другие.
6. Детские танцы – это основной раздел программы. Включает в себя репетиционно–постановочную работу, подготовку законченных концертных номеров, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся.
7. Итоговые занятия. Учебный год заканчивается открытым занятием для родителей, где дети демонстрируют все, чему научились за это время. Кроме этого участники студии ежегодно принимают участие в фестивале детского творчества «Весенняя капель»…
Методическое обеспечение программы
Успешное решение поставленных задач на занятиях танцевального искусства возможно при использовании следующих принципов и методов обучения:
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения осуществляется в практике деятельности танцевального объединения «Имидж» через физическое и эмоциональное развитие личности ребёнка. Танец, как никакая другая деятельность, задействует эти сферы развития вместе – держит постоянно мышцы в тонусе а, значит, укрепляет здоровье и одновременно регулирует и гармонизирует чувства и эмоции человека. Танец как род деятельности предполагает не просто движение, а красивое движение. Ребёнок видит в зеркале как работает его тело, но, даже если не видит, – чувствует. В этом случае ориентация на домашнюю работу, которую проводит педагог (а достижение красоты и лёгкости движений предполагает практически ежедневный труд) воспринимается подростком не просто спокойно, а с желанием. Результаты, как правило, не заставляют себя долго ждать, и когда они видны ребенку визуально – это становится стимулом для его дальнейшей работы над собой. Требования педагога воспринимаются легко, эмоционально окрашенная деятельность очень привлекательна для детей. В таком случае развитие и воспитание ребёнка проходит более естественно – оно основано на том, что дано природой каждому – стремление постигать жизнь в движении. Танец помогает «увидеть» и понять себя. Тем более что в этом возрасте мышление становится критическим, рефлексивным; развивается способность анализировать, а значит делать выбор.
Принцип научности содержания и методов учебного процесса, преломляясь в данном виде деятельности, основан на развитии танца как искусства, что отражается в появлении новых стилей, интеграции нескольких стилей в один. Современный танец как раз и создан на основе интеграции. Существуют законы современного танца, и они действуют, несмотря на то, что танцевальное искусство – одно из самых динамичных и развивающихся; в нём новое органично «вписывается» в старое, при этом старое не становится историей, а по-прежнему востребовано. Танцевальные композиции строятся по определённой логике, и это обязательно учитывается в танцевальной практике. Методика тоже не стоит на месте – находки собственные и коллег – хореографов разных танцевальных школ оптимизируют образовательный процесс.
Принцип систематичности и последовательности в овладении знаниями заключается в наличии и совершенствовании собственной системы, касающейся обучения танцу, начиная с азов. Если говорить о модели выпускника, то им представляется человек, выражающий себя посредством танца на сцене и умеющий импровизировать, а самое главное – получающий удовольствие от самого танцевального процесса. Постижение данной области знаний возможно через изучение соответствующих движений рук, ног и корпуса, объединённых сначала в простейшие танцевальные связки, затем – более сложные. По такому же пути идёт и разучивание танцевальных композиций – сначала более простых, а потом и более сложных. Изучение нового материала сопровождается повторением пройденного; эти блоки логически взаимосвязаны. Учебный материал подразделяется нами на логически завершённые части, что помогает его лучше усваивать детям. Все от-дельные части образовательной программы связанны общей идеей, которая в процессе обучения должна быть реализована.
Индивидуальная работа с ребёнком важна в том случае, если усвоение учебного материала происходит нелегко; важно ориентировать такого обучающегося на отработку движений в домашних условиях. В том случае, если ребёнок продвигается быстрее сверстников, ориентирую его на более качественное выполнение движений; возможен, конечно, и перевод в более сильную группу.
Принцип наглядности заключается в том, что педагог и дети занимаются вместе – и во время разминки, и в процессе разучивания новых танцевальных движений. Педагог подкрепляет движения словесным сопровождением. Дети по разному воспринимают учебный материал – у кого-то тело более восприимчиво к приёму информации, а кто-то «пропускает» словесное объяснение через разум и через осознание «работает» с телом.
Принцип прочности результатов обучения основан на упражнениях раз-минки, повторяющихся от занятия к занятию; а также на регулярном повторении пройденного материала, если это касается разучивания танцевальных связок и композиций. Новый танец – дело творческое, это рождение того, чего ещё не существовало. Вариант отработанный и потому нужно, чтобы учебный материал у ребёнка на первых порах разучивания нового танца особое значение имеет домашняя работа, которая заключается в отработке изучаемых танцевальных движений и связок дома перед зеркалом.
Принцип связи обучения с жизнью. Танец как вид деятельности очень привлекателен; научиться танцевать, красиво двигаться под музыку – это значит интересно проводить время, повысить собственную самооценку, помочь самому себе избавиться от комплексов. Очень важно научить ребёнка адекватно оценивать самого себя.
Принцип сознательности и активности опирается на восприятие педагогом ребёнка как субъекта деятельности. Обучающийся может заменить педагога во время проведения разминки, в структуре которой имеется промежуток времени для самостоятельной работы. Работая над «канвой» нового танца, педагог выносит на «суд» детей определённые танцевальные связки и композиции, чтобы узнать их мнение; случается, что какое-то движение придумывается совместно. Сюжетный танец предполагает «распределение» ролей; мы стараемся учитывать желание каждого ребёнка. Если решение педагога не совпадает с мнением ребенка – а в этом случае необходимо сделать оптимальный выбор (дети выступают на различных сценических площадках города, представляя «лицо» студии), важно очень мягко, но настойчиво убедить ребёнка изменить своё мнение и довериться решению педагога. Активность обучающихся проявляется, наконец, в том, что они задают вопросы в конце занятия, если не смогли запомнить необходимые движения и отрабатывают, повторяют их дома. Эта работа всегда заметна и, конечно, словесно всегда поощряется.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы заключается в использовании различных способов взаимодействия обучающихся и педагога в образовательном процессе. Индивидуальная работа с ребенком может проводиться в конце занятия при возникновении трудностей или разучивании роли, работа в парах и малых группах характерна для соответствующей части разминки или при разучивании соответствующей части танцевальной композиции, коллективная работа, как правило, связана с разными этапами разучивания танца и во время выступлений.
Принцип доступности обучения основывается на знаниях возрастных особенностей детей, учёте физических возможностей каждого ребёнка, оптимального сочетания практической и теоретической частей занятия. Приоритетным направлением нашей программы являются обучающие задачи, и основная доля учебного материала посвящена технике танца. Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося единым. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи. Для того чтобы в работе сопутствовала удача, нужно, разобравшись в возрастных особенностях детей, с первых же дней наметить содержание занятий, найти соответствующие запросам и возможностям детей методические приемы. Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Педагог для каждого упражнения, иг-ры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
Метод показа. Разучивание нового движения педагог предваряет точным показом. Это необходимо потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Дети сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной, с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя. Для шести - семилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности. Творческая деятельность детей не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.
Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П.Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других - сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
Методические рекомендации по работе над репертуаром
Сочинение любого танца требует от педагога многого: и знаний, и трудолюбия, и умения работать с детьми, и, конечно же, таланта. Педагог не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, т.е. создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, стремится воплотить свой замысел в сценических образах, выразить определенные мысли и чувства. Он является идейно-творческим руководителем коллектива, создателем хореографического произведения.
С чего же начать постановку танцевального номера?
Приступая к созданию того или иного танца, педагог должен, прежде всего выбрать интересный сюжет. Если создаётся народный танец, необходимо сохранить его народный колорит и в то же время подобрать такие формы и элементы движений, которые были бы доступны для исполнения детьми. Народный танец рекомендуется создавать с элементами игры. Выбрав сюжет и определив характер танца, подбирают к нему музыкальное сопровождение. Замысел хореографического произведения, его содержание и настроение должны соответствовать музыке. Бывают случаи, когда неудачно подобранная музыка снижает качество хорошо задуманного танца.
Лучше всего подбирать для постановки законченное музыкальное произведение. При этом не рекомендуется увлекаться большим количеством разнообразных мелодий, так как это лишает музыкальное сопровождение единого содержания, необходимого для танца.
Каждая постановка должна строится по основным законам драматургии, иметь экспозицию, завязку, развитие танцевального действия. кульминацию и развязку. После подготовительной работы постановщик приступает к созданию композиции танца его рисунка и подбора движений. При этом нужно следить за тем, чтобы начало музыкальной фразы совпадало с началом нового построения. Это не значит, что построения должны меняться на каждую музыкальную фразу. Их смена зависит от замысла руководителя.
Работая над подбором соответствующего музыкального сопровождения, над общей композицией, нужно представить себе будущий танец во всех его деталях: характер, развитие действия, отдельные построения, переходы, движения.
Каждый танец имеет определённую продолжительность. Так танец одного - двух исполнителей длится около 2-х минут, четырёх-шести - 3-5 минут; массовый танец - 5-6 минут. Это нужно помнить в процессе работы над созданием танца, так как «затянутый» танец утомляет зрителей и исполнителей, становится однообразным и неинтересным. Танец должен исполняться и смотреться на «одном дыхании», как интересный фильм
Детское творчество условно можно разделить на два вида «исполнительское» и «композиционное».
Детским исполнительским творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально - пластических, танцевальных образов.
Детским «композиционным» творчеством в танце может называться - создание новых (т.е. неизвестных детям по обучению) музыкально - пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа. Своеобразие сочетаний, комбинирование известных движений, оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики, самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.
Обучение языку движений может быть эффективным только на основе пол-ноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творчеству, движению, обладать оптимальной временной протяженностью (не слишком затянутой).
В процессе обучения в качестве основных мы используем несколько мето-дов:
 Выразительный показ движений задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
 Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.
 Образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии воображения.
 Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особен-ностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения. На этой основе развивать воображение, побуждать к поиску выразительных дополнительных танцевальных средств.
Формирование творчества в танце - очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, как мы считаем, при использовании всех методов обучения необходимыми являются так же следующие условия:
 Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
 В процессе обучения, мы используем игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движения.
 На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым малейшим успехам своих воспитанников, поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений, осторожность и мягкость в исправлении ошибок.
Чрезвычайно важно на занятиях воспитывать такое же внимательное отно-шение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой не возможно становление и развитие творчества. Работая над постановкой танца, мы стараемся подбирать такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения, как по своему содержанию, так и по характеру. Подбирая репертуар для коллектива, мы руководствуемся качеством музыкального сопровождения и обязательно возрастными особенностями и творческими возможностями детей. Главное, чтобы заложенные в танце мысли, воссозданные танцем реальные события жизни, волновали ребят, были близки их душевному миру.
Еще одним непреложным условием при обучении детей хореографии, является соответствие исполняемых танцев возрасту исполнителей. Подобранный материал должен соответствовать детской тематике. Немецкий филосов-идеалист Эммануил Кант предостерегал: «Предметы, которым обучают детей, должны подходить к их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие». В конечном итоге, по большому счету, занятия хореографией направлены, прежде всего, на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, эстетического вкуса, на воспитание гармонично развитой личности.
Список литературы
Литература для педагога
1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» М. «Айрис – пресс» 2005 г.
2. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и вне школьных заведениях» Киев 1985 г.
3. Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду» М. «Просвещение» 1985 г.
4. Захаров Р. «Сочинение танца» М. «Искусство» 1983 г.
5. Климов А. « Основы русского народного танца» М. 1994 г.
6. Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
7. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» М. «Линка – пресс» 2006 г.
8. Ткаченко Т. «Народный танец» М. «Искусство» 1975 г.
9. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» СП. «Детство – пресс» 2001 г.
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: e-l-j-l-b-y-f31
Просмотров: 866 | Загрузок: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]