Понедельник, 25.09.2017, 12:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

"Игровые методы работы в детском саду"
[ · Скачать удаленно (543 КБ) ] 22.01.2012, 16:42
«Игра – путь детей к познанию мира в котором они живут и который призваны изменить»
А.М. Горький

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Воспитательное и обучающее значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений». И он же утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В основу своей работы я положила личностно – ориентированный подход. Учебно-воспитательный процесс я стараюсь строить таким образом, чтобы обеспечить детям чувство психологической защищенности, радости познания, развития индивидуальности. В своей педагогической деятельности я использую пальчиковые игры. В процессе выполнения пальчиковых игр дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится выполнять действия, считать, сравнивать. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всей жизни. Именно это открывает педагогам широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игр в целях оптимизации процесса образования - утверждают психологи Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский.
В своей работе я использую следующие пальчиковые игры и упражнения.
1.Игры с элементами самомассажа
Чтобы массаж и гимнастика не стали необходимой, но скучной процедурой, их можно превратить в игру. Игры с элементами самомассажа провожу следующим образом. Я читаю детям стихотворение, сопровождая слова движениями рук. Дети с удовольствием включаются в такие игры.
Веселые ладошки
Дети и педагог сидят напротив друг друга на ковер, ноги широко расставлены.
Хлоп (хлопаем в ладоши)!
Раз (легко ударяем себя по коленям)!
Еще (хлопаем в ладоши)!
Раз (легко ударяем себя по коленям)!
Мы похлопаем сейчас (хлопаем в ладоши)!
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей!
Наклонившись вперед, быстро, в такт, шлепают ладонями по ковру перед собой.
2.Потешки на ладошке
Пальчиковые игры – потешки всегда были любимы детьми. Появившись в далекой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока - белобока», «Коза рогатая»? некоторые из них проводятся в неизменном виде – именно так их напевали наши далекие предки. Песенки и потешки можно сопровождать движениями, которые придуманы с учетом традиций данного жанра.
Ладушки
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)!
Где были?
У бабушки.
Спали на подушке (руки положим под щеку),
Ели колобушки (хлопаем ладошками по коленям).
При проведении таких игр ритм движений должен совпадать с ритмом стихотворения.

3. Игры с предметами
Неизменной любовью у детей дошкольного возраста пользуется мозаика, шнуровка и нанизывание бисера.
Благодаря таким забавным играм с предметами различной величины ручки ребенка будут становиться более умелыми, ловкими, а движения более точными и координированными.
4. Пальчиковые игры
Эти забавные игры научат детей движения пальцев взрослых, а также повторять и запоминать слова, обыгрывающие эти действия. Такие упражнения помогают дошколятам совладать со своими не всегда послушными пальчиками, развить координацию и точность движений рук, а значит, подготовится к предстоящему обучению письму. Складывая фигурки из пальчиков, ребенок будет с удовольствием отгадывать загадки, запоминать веселые стихи и повторять их. Играя со своими пальчиками, узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором, и конечно же, расширяют свой словарный запас. Все игры и упражнения можно тематически объединить.
• Мы рисуем
Предложить детям занятие: «А теперь наши пальчики будут учиться рисовать – они станут художниками. Что им для этого нужно?»
Карандаш (загадка)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мой альбом.
(Во время чтения загадки «рисуем» указательным на столе).
Затем в воздухе нарисовать треугольник, говоря при этом:
Раз, два, три: треугольник начерти.
Затем можно дать ребенку зрительную загадку: молча нарисовать пальцем круг и спросить: «Какую фигуру нарисовал мой карандаш?».
• Пилим и строгаем папе помогаем
Надо рассказать ребенку, что дома иногда может сломаться мебель и тогда папы достают столярные инструменты: молоток, пилу, клещи и принимаются за ремонт. Без них в доме не обойтись.
Пила (загадка)
Поставит ладонь ребром на стол и начать пилить, двигая ею вперед – назад.
Едет, едет взад – вперед,
На две части разоймет.
С ней работать я привык,
Вжик – вжик, вжик – вжик.
Попросить ребенка, самого изобразить пилу и повторить ее песенку: «Вжик – вжик, вжик – вжик…»
• В мире животных
Бегемот
Положим ладони одна на другую, слегка скруглив их. Раскроем ладони – это «бегемот разинул пасть».
Бегемот разинул рот –
Булки просит бегемот.

Собака(загадка)
Средний, безымянный и большой пальцы вытянуть, соединить подушечки – это «морда собачки». Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «уши».
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.

5.Внимательные пальчики (пальчиковые игры на внимание)
Решили пальчики посоревноваться, кто из них самый внимательный, самый старательный и никогда не ошибается. И придумали они для этого такие игры.
Кулак, ладонь, ребро
Покажите ребенку положение, которые должны занимать руки по команде:
«Кулак» - лежит на столе;
«Ладонь» - ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх;
«Ребро» - ладонь стоит ребром на столе.
Сначала играйте одной рукой:
• Команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»
• Команды вразнобой, например: «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»
6. Пальчики строят (развитие конструктивных навыков)
Конструирование не только способствует развитию подвижности и ловкости пальцев рук. Во время игры развиваются творческие и мыслительные способности, малыш учится планировать свои действия.
• Игры с вкладышами
Развитие первых конструктивных навыков маленьких детей происходит во время игр с обучающими игрушками – вкладышами. Это стаканчики, вставляющиеся один в другой; коробки с отверстиями для вкладывания в них предметов определенной формы и т.д. Цель всех этих умных игрушек – развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений, зрительного внимания и глазомера маленького человека.

• Конструирование из строительного материала
В таких играх, ребенок, выполняя инструкции взрослого, учится ориентироваться в пространстве, определяя направления (вверху – внизу, спереди – сзади, слева - справа).
Начиная с 4-5 лет детям можно предложить не только по образцу, но и по схеме или по рисунку (предмет может быть изображен с той стороны, с какой лучше видны его составные части: спереди, сбоку или сверху).
• Конструирование из бумаги
На таких занятиях у детей дошкольного возраста следующие знания, умения и навыки. Умение соотносить образы, умение использовать средства выразительности (цветовой ритм), создавать образы из бумаги. Формируется пространственное образное мышление, становление координации руки и глаза. Навыки использования карандаша, кисти, клея, ножниц.
• Конструирование из счетных палочек
Для детей начиная с 3-летнего возраста можно рекомендовать еще один вид конструирования – выкладывание изображения с помощью счетных палочек. Задания могут быть заданны по образцу или по собственному замыслу. Ребенок дошкольного возраста сможет создать с помощью счетных палочек не только отдельные предметы, но целые композиции. Также можно предложить детям выложить из счетных палочек геометрические фигуры, цифры, буквы и даже короткие слова.
7. Пальчики занимаются нитками (использование элементов ниткографии)
Ниткография - это выкладывание с помощью толстой нити контурного изображения предмета, т.е. «рисование» с помощью нити. Этот вид изобразительной деятельности – эффективный прием для развития мелкой моторики. Ребенок может работать по образцу или по собственному замыслу, развивая творческие способности: воображение, фантазию.
Для этого понадобятся следующие материалы: толстая хлопчатобумажная или шерстяная нить (не менее 2 мм толщиной и 25 – 30 см длиной) и основа – «поле» для выкладывания. В качестве основы для выкладывания можно использовать какую – либо шероховатую поверхность: лист бархатной бумаги, фланелевую ткань или однотонный ковролин. Размеры поля – не менее чем 20х20 см. С помощью нити можно выложить: мяч, шарик, сливу, червячок, цыпленка, грибок, бабочку, рыбку, мышку, лодочку, листок, снеговика и буквы, и цифры т.д.
8.Пальчики лепят (пластилинография, предметная и сюжетная лепка)
Лепка способствует развитию мелких мышц кисти рук, учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Стараясь как можно точнее передать нужную форму, юный скульптор начинает работать всеми десятью пальцами. Из пластилина можно лепить: колечки, колбаски, людей, животных, буквы, цифры. А получившиеся произведения, созданные своими руками, вызывают у детей чувство радости и гордости.
Я считаю, пальчиковые игры способствуют развитию речи, познавательных процессов. Конечно нет точного рецепта, где, когда и на какое время включать игру в учебно – воспитательный процесс. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение на весь день. В результате систематического использования пальчиковых игр в учебно – воспитательном процессе у детей развивается речь, мелкая моторика, подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ.
За период работы над темой с 2009 по 2012 годы у воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов.

Список используемой литературы:
1. О.А.Новиковская «Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр» У. 2006г.
2. Т.А.Ткаченко «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» М. 2008г.
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: a-zA-ЯО-9_-
Просмотров: 1160 | Загрузок: 280 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Работа не допущена к участию в конкурсе: работа не скачивается (неверно указана ссылка -)

2  
что мне делать? как правильно указать ссылку? помогите пожалуйста!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]