Понедельник, 05.12.2016, 15:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

Педагогическая технология по формированию сюжетно-ролевых игр детей 2-7 лет.
[ · Скачать удаленно (24КБ) ] 12.10.2013, 15:34
Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)
Сметнёва Юлия Леонидовна
Должность
Старший воспитатель
Образовательное учреждение
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад
Республика/край
Башкортостан
Город/поселение
Белорецк
Предмет
Семинар для воспитателей
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек
12 человек
Продолжительность урока/мероприятия
60 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия
Педагогическая технология по формированию сюжетно-ролевых игр детей 2-7 лет.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
Солнцева О.В. «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей» «Речь» ,СПб,2010.
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)
Конспект занятия №1 в серии занятий семинара «Социализация детей в процессе развития игровой деятельности дошкольников»
Занятие №1
Введение в тему «Сюжетные игры детей – один из показателей социализации детей дошкольного возраста»
Педагогическая технология по формированию сюжетно-ролевых игр детей 2-7 лет.
Состязания среди воспитателей по типу телевизионной игры «Умники и умницы»
Занятие №2
Алгоритм проектирования сюжетно-ролевых игр. Матрица проекта.
Практическое задание для воспитателей: составить проект сюжетно-ролевых игр. Воспитатели делятся на подгруппы, совместно составляют проекты игр ( «Торгово-развлекательный центр», « Праздник в семье», «Кафе»

Занятие №3
Проведение диагностики по определению уровня развития сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста.
Разработка критериев конкурса среди воспитателей по созданию предметно-развивающей среды в группах «Играй-город»

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива)
Коллектив воспитателей 50% - опытные педагоги со стажем работы от 10 до 23 лет.
50 % - молодые специалисты.
1 человек имеет высшую квалификационную категорию.
7 человек имеют 1 квалификационную категорию
4 человека не имеют категории.

Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия
(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия
Цель : Повышение профессиональной компетентности воспитателей в сфере социализации детей дошкольного возраста.
Задачи: Уточнить и систематизировать знания воспитателей о педагогической технологии развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста (автор Солнцева О.В.)
Закрепить знания о педагогическом сопровождении игр детей на каждом возрастном этапе детей дошкольного возраста. Формировать умение педагогов работать самостоятельно в группах.
Повысить эффективность процесса и результатов повышения компетентности педагогов посредством применения активных методов обучения.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия
Просторное помещение ( музыкальный или физкультурный зал) , подготовка мольбертов с плакатами и других материалов.

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Фаза урока/занятия/
мероприятия

Этап урока/занятия/
мероприятия


Продол-жительность
этапа


Подробное описание АМО по установленной схеме

- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Фаза 2 «Работа над темой»

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»



Этапы
- инициация (приветствие, знакомство)

Вхождение
в тему
занятия

Формирование
ожиданий
обучающихся

Проработка
содержания
темы

Подведение
итогов
(рефлексия,
оценка занятия)

Эмоциональ-
ная
разрядка

5 минут

10 минут

7 минут

25 минут

15 минут

6 минут

10 минут

Всего: 1 час
18 минут

Метод «Приглашение»
Цель: создание рабочего настроя и хорошей атмосферы на семинарском занятии.
Задача: упражнения в использовании игрушек-заменителей, развитие умения входить в образ персонажа.
Материалы: разнообразные предметы-заместители и элементы стилизованных костюмов к сюжетным играм детей (микрофон, сотовый телефон, телевизор и т.п.)

Технология проведения:
Старший воспитатель предлагает рассмотреть разнообразные предметы-заместители и элементы стилизованных костюмов к сюжетным играм детей (микрофон, сотовый телефон, телевизор и т.п.)
Задание: от лица персонажа, выбранного каждым воспитателем, пригласить коллегу в педагогическую гостиную на занятие семинара.
Примерные роли: на занятие семинара приглашают дикторы телевидения, сообщение передают космонавты с космической орбиты, почтальон Печкин, диспетчер железнодорожного вокзала, оперные и эстрадные певцы, персонажи волшебных сказок.
(Каркуша, Степашка, Дед Мороз и др.)

Примечание: Участники семинара должны быть знакомы друг с другом, должны быть в дружеских взаимоотношениях, владеть некоторыми навыками игрового поведения, иметь опыт перевоплощения в образ героя, персонажа.
Происхождение метода: авторский.

Метод « Поединок» (или «Борьба противоположных точек мнения»)
Цель: подвести к осознанию необходимости стимулирования развития самостоятельной игровой деятельности детей.
Задачи: учить педагогов находить аргументы в ходе диспута, отстаивать свою или предложенную для обсуждения точку зрения на предмет.
Предварительная подготовка: распределить педагогов на две подгруппы, выбрать двух лидеров, которые будут участвовать в «поединке».
Технология проведения:
Старший воспитатель:
К. Д. Ушинский и другие педагоги особо подчёркивали такое важное качество, как самостоятельность детский игры: игра потому и игра, что она самостоятельна для ребёнка.
Прошу высказать своё мнение, почему взрослые (родители, педагоги) считают нужным оказывать педагогическое влияние на игру детей , а педагоги разрабатывают технологии педагогического сопровождения игр детей?
Обсуждение этого вопроса предлагаю провести в форме игры «Поединок»
Давайте распределимся на 2 подгруппы и выберем двух людей-лидеров, которые будут участвовать непосредственно в «поединке», а воспитатели в подгруппах будут оказывать поддержку своему лидеру.
Одна группа отстаивает мнение: взрослые не должны вмешиваться в самостоятельную игру детей. Игры детей развиваются, усложняются от возраста к возрасту.
Взрослый только помешает, нарушая ход игры.
Вторая группа воспитателей отстаивает следующее мнение: сюжетные игры детей развиваются при определённых условиях: при создании условий для игр, обогащении знаний и впечатлений детей об окружающем мире и при педагогическом сопровождении взрослым игр детей.
Старший воспитатель руководит диспутом, предоставляет возможность высказывать своё мнение педагогам –лидерам и педагогам из группы поддержки.
Далее старший воспитатель обобщает результата обсуждения:
Полноценная игра как специфически детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и направленного формирования игровой деятельности взрослым.
Каждая фаза дошкольного периода детского развития характеризуется определённой совокупностью сосуществующих видов игровой деятельности, среди которых только один становится новым, впервые формирующимся видом игры. «Только это вид игры на данном этапе развития с полным правом может быть назван ведущей деятельностью,- утверждает Г.Г. Кравцов.- В следующей фазе развития статусом ведущей деятельности обладает уже другой вид игры».1
Если же не будет благоприятных условий, способствующих своевременному овладению ребёнком постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом этапе могут остаться не реализованными и высокий уровень игры им просто не будет достигнут.

1 Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников: Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч.тр.,Под ред.Г.Г. Кравцова (отв.ред.) и др. М.,1990.с.16.

Примечание: Модератор должен владеть приёмами руководства диспутом, уметь работать с отдельными людьми и с группой людей.
Происхождение метода : идея использования метода заимствована из программы
В. Соловьёва «Поединок»

Метод «Взгляд снизу»
Цель: выявление ожиданий , опасений и сомнений воспитателей .
Задача: помочь осознать воспитателями с позиции ребёнка то, как дети воспринимают педагога – партнёра по игре, педагога -помощника и педагога, равнодушного к играм детей ,или педагога, не владеющего умением «играть» с детьми.
Технология проведения:
Старший воспитатель: Коллеги, я предлагаю вам на некоторое время перевоплотиться в детей. Я буду брать у вас интервью, а вы попробуйте дать ответ с позиции ребёнка.
Вопросы для интервью:
- Оленька, Вы любите играть в куклы ? Вам нравится, когда взрослая тётя-воспитатель вмешивается в игру и учит , как правильно играть? Как Вы на это реагируете?
- Наташенька, Вам нравится, когда Вы в игре парикмахер ,а тётя воспитатель – ваш любимый клиент? Расскажите, пожалуйста, как должна вести себя воспитатель в игре, чтобы игра понравилась Вам?
-Антоша, Вы играли когда-нибудь в космонавтов? Нет? Вы не умеете играть в космонавтов? Скажи, что должна сделать тётя-воспитатель, чтобы игра получилась?
-Саша, как часто Вы дерётесь и ссоритесь в игре? Часто! Из-за чего бывают у Вас конфликты? Вы обращаетесь за помощью ко взрослым?
Всегда ли Вы находите неотложную помощь?
- Ниночка, какой воспитатель Вам нужен в группе, чтобы Вам всегда было интересно играть в разные игры? Расскажите, что должен уметь воспитатель, чтобы в группе разворачивались увлекательные игры?
Старший воспитатель: Коллеги, Вы убедились, услышав мнение наших «воспитанников» о необходимости корректного, педагогически обоснованного воздействия на развитие детской игры.
Какие знания вы ожидаете уточнить и обогатить по данной теме «Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей?
Я вместе с вами надеюсь, что в ходе нашего занятия вы получите важные знания о педагогической технологии сопровождения сюжетных игр детей.
Примечание: Воспитатели должны иметь опыт игрового взаимодействия с детьми.
Происхождение метода: идея метода заимствована из телевизионной программы 1 канала «Вечерний Ургант»

. Деловая игра «Умницы и умники»
Три педагога, которые основательно подготовились по теме занятия, соревнуются на красной, жёлтой и зелёной дорожке. Другие педагоги отвечают на вопросы при затруднениях соревнующихся и получают заслуженные «медали».

Вопросы для педагогической игры для воспитателей по типу телевизионной интеллектуальной игры «Умники и умницы»
Педагогическое сопровождение игр детей 2-3 лет
1Какая ведущая идея педагогического сопровождения детей 3-го г. жизни ?
(Помочь ребёнку овладеть условностью игровых действий)
2 Назовите задачи работы, направленной на освоение детьми игры.
(1Включение в игру действий с игрушками и предметами и действий без предметов («изобразительных»-съесть несуществующую конфетку). Разворачивание смысловых цепочек из 2-3 действий;
2 Замена в игре хорошо известных предметных действий действиями с предметами- заместителями, а затем словами;
3 Передача действий ,характерных для персонажа (мама, Доктор) и взаимоотношений персонажей:
Что такое одушевление игрушки ?
(Приписывание ей желаний, эмоциональных состояний, действий)
4 Словесное пояснения своих действий, предметов-заместителей. воображаемых действий. (Я кормлю, это у меня ложка)
5 Во 1 полугодии -принятие от педагога словесно обозначенного замысла игры (Мы сейчас поедем на автобусе в гости),а во 2 полугод. - обозначение простейшего замысла самостоятельно;
6 В 1 полуг. с помощью воспитателя, а во 2 полуг. самостоятельно разыгрывание короткого диалога с игрушкой);
7 Вхождение во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.)

3 Какой речевой оборот удобно использовать для установления связи между игровыми действиями ?
(«Сначала -потом»)
4 Предложите несколько предметов-заместителей в игре. (кольцо - сумочка, шляпа, карманчик на боку, машина ; пушистый платок - котёнок; палочка - градусник, расчёска, шприц, пипетка)

Педагогическое сопровождение игр детей 3-4 лет
Во 2 мл гр дети осваивают ролевое поведение.
1 Что включает в себя понятие «ролевое поведение» в игре?
(1 Характерное для роли действие с предметом.
2 Ролевая речь, обращённая к партнёру.
3 Пояснение смысла ролевых действий для партнёра.)
Цель проектирования развития игры у младших дошкольников состоит в том, чтобы создать условия для освоения ребёнком средств выполнения игровой роли. Задачи работы во 2 младшей группе направлены на освоение детьми роли как способа построения сюжетной игры.
2 Назовите задачи работы в данной группе.
(1 Принятие игровой роли в совместной игре с воспитателем и передача цепочки из нескольких связанных действий ;
2 Называние себя в игровой роли:» Я -шофёр…»
3 Называние своих игровых действий: я завожу мотор…»Планирование в речи 1-2 действий.
4 Вхождение в игровое общение со сверстниками - парное и в малой группе.)
3 Назовите, какие позиции занимает педагог в ситуации игрового взаимодействия в ходе развития сюжетной игры детей в течение года?
(Как партнёр по игре, помощник, который находится рядом с детьми и приходит на помощь в случае затруднений и конфликтов. наблюдателя с
целью наблюдения за самостоятельными играми для определения достижений детей.)

4 С какой целью в педагогической технологии организации сюжетно-ролевых игр используется приём «телефонные разговоры с поручениями»
Приведите пример использования данного приёма.
Данный приём можно использовать для организации начала игры или её развития.(Воспитатель от имени мамы просит ребёнка -папу позвонить домой и попросить дочку подмести пол.)

Педагогическое сопровождение игр детей 5-го года жизни.
1 Назовите задачи работы воспитателя, направленные на проектирование игровой деятельности детей средней группы.
1 Обогащение самостоятельного игрового опыта детей;
2 Накопление содержания для сюжетно-ролевых игр, отражающих представления детей об окружающей действительности;
3 Обогащение арсенала игровых действий. Использование предметов-заместителей, воображаемых предметов. Сокращение предметных игровых действий за счёт обозначения части сюжета в речевом плане («Как будто мы уже покормили кукол»)
4 Обмен ролями в совместной игре с воспитателем;
5Перенос игрового опыта в совместные игры со сверстниками;
6 Создание игровой обстановки;
7 Воспитание доброжелательных отношений между детьми, формирование интереса к общему замыслу и согласованию действий.
2 Одна из задач педагогической технологии организации сюжетно-ролевых игр - включение детей в проблемно-игровые (или коллизийные)ситуации за счёт взаимодействия с детьми в позиции «партнёра».
Объясните использование данного приёма
3 Назовите цель его использования.
( Коллизийные ситуации вызывают у детей эмоциональную реакцию, развивают фантазию, не позволяют сложиться стереотипным сюжетам игр, которые обычно возникают в среднем дошкольном возрасте. Проблемно-игровые ситуации переключают внимание детей с предметных действий на роль, на взаимоотношения с партнёрами.)
Приведите пример проблемно-игровой ситуации.
(Например, парикмахер нечаянно покрасил волосы клиента в голубой цвет; Или клиент попадает к парикмахеру-неумейке и ему приходится ему подсказывать ,как действовать; Или в медкабинете вдруг закончились все лекарства; Или пассажир автобуса забыл деньги на билет, или сел не на тот автобус… В кафе пришёл сладкоежка, который желает съесть все сладости; В кафе официант неправильно обслуживает посетителей.)
4 Как Вы понимаете такой подход к организации предметной среды для развития сюжетных игры, как минимизация атрибутики для сюжетно-ролевых игр детей
(Большое количество атрибутов приводит к тому, что дети не столько играют, сколько манипулируют с предметами: раскладывают, рассматривают. Игровое общение часто происходит в рамках предметных действий, мало вступают в игровое общение. Это обусловлено тем, что действовать с предметами и при этом общаться и фантазировать, придумывая сюжет, дети не могут в силу психологических особенностей.
Следовательно, для игры необходимо подобрать ключевые игрушки и атрибуты. Всё остальное набирается из предметов-заместителей, из предметной среды группы.
Педагогическое сопровождение игр детей 5-7 лет
1 Для того, чтобы согласовывать свои творческие замыслы с партнёрами, детям требуется овладеть новым способом построения сюжетно-ролевой игры . Назовите его и дайте ему объяснение.
(Сюжетосложение основано на развёртывании последовательности целостных игровых ситуаций, включающем их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование. Сначала сюжетосложению учат на основе знакомых сказок и историй, потом через внесение изменений в сюжет, введение новых героев в сказки, затем через сложение новых творческих сюжетов).
2 Каким образом можно фиксировать придуманные события и ситуации во время беседы с детьми. (рисунки, схемы, записи воспитателя под диктовку, пиктограммы)
3 Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности. Поясните данное утверждение. (Игровая деятельность включает в себя творческую, речевую, познавательную, коммуникативную, художественно-продуктивную, конструктивную деятельности.)
Этапы педагогической технологии в группе детей старшего дошкольного возраста включают в себя:
1 Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре.
11 Организация сюжетно-ролевой игры.
111 Самостоятельная игровая деятельность детей.
4 Второй этап Солнцева Ольга Викторовна называет «игра в подготовку к игре». Расскажите, что входит в содержание работы с детьми на 2-ом этапе.
( - придумывание и сочинение событий, хода её развития в соответствии с темой игры, определение ситуаций взаимодействия людей;
- создание предметно - игровой среды на основе продуктивной и художественной деятельности, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
- совместная игровая деятельность воспитателя и детей;)

Метод «Путеводитель» или «Автобусная остановка»
Цель: закрепить и систематизировать знания педагогов с помощью их визуализации.
Задачи: Составить тезисное изложение темы на плакатах, творчески представляя материал (табличка, модули и др.)
Материалы: четыре мольберта с плакатами, расположенные в разных частях помещения, фломастеры.
Технология проведения:
Старший воспитатель:
- Коллеги, в процессе деловой игры вы с успехом показали великолепные знания педагогической технологии сопровождения сюжетной игры детей. Я предлагаю вам для молодых воспитателей и студентов педагогического колледжа составить «путеводитель» по педагогическому сопровождению сюжетной игры детей разного дошкольного возраста»
Возьмите цветные карточки и в соответствии с цветом карточки распределитесь на подгруппы. (по периметру помещения расставлены мольберты)
. Каждая остановка в пути – определённый возраст ребёнка. Задание для воспитателей: цветными фломастерами отметить основные особенности развития игры в данном возрасте , цели и методы развития сюжетной игры детей. Каждые три минуты группы меняются местами и вносят уточнения в записи предыдущей подгруппы. По окончании работы каждая подгруппа представляет свой блок работы. Старший воспитатель обобщает и систематизирует знания педагогов.
Происхождение метода: метод заимствован из источника: материалы образовательного портала «Активные методы обучения в образовании»

метод «Яблоко мудрости»
Цель: подвести итоги занятия, рефлексия.
Задачи: стимулировать к осознанию, насколько освоены знания по данной теме, выявить, какие вопросы нуждаются в доработке у конкретных людей или у части воспитателей.
Старший воспитатель предлагает поместить на большой силуэт яблока, размещённый на магнитной доске, свои маленькие силуэты красных, желтых и зелёных яблок и высказать своё мнение о том, насколько полно была проработана тема занятия семинара, есть ли вопросы, нуждающиеся в уточнении, или были выявлены неразрешённые проблемы, пробелы в знаниях и т.п.
Подготовка: приготовить заранее большой силуэт яблока и цветные силуэты маленьких яблок, ручки или карандаши.
Происхождение метода: адаптированный вариант метода «Фруктовый сад» из материалов образовательного портала «Активные методы обучения в образовании»
релаксация.
Цель: снять эмоциональное и интеллектуальное напряжение, организовать свободное общение воспитателей в непринуждённой обстановке.
Старший воспитатель предлагает всем угощение – фрукты и организует награждение победителей деловой игры «Умницы и умники», чаепитие.
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: smetneva
Просмотров: 2594 | Загрузок: 225 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Svetlana! Благодарю Вас за корректный и компетентный анализ моей работы. Приятно, что к участникам фестиваля относятся с уважением и с добротой. Возникает стремление познавать АМО, делится знаниями с коллегами. Юлия.

1  
Работа допущена к участию в фестивале

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]