Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения |
Обучение формулированию проблемной темы урока на основе теории и практики метода коучинг
[ · Скачать удаленно (8.13Mb) ] | 22.01.2012, 15:12 |
1. Тип занятия: Мастер-класс 2. Цель занятия: Обучить молодых специалистов формулированию проблемной темы урока, опираясь на теорию и практику метода коучинг. 3. Задачи занятия: – Предложить молодым специалистам сформулировать варианты проблемных тем урока (на основе увиденного урока). – Определить положительные и отрицательные стороны проблемных тем уроков для учащихся. – Провести деловую игру по решению проблемы через метод коучинг. – Предложить молодым специалистам рекомендации по внедрению коучинга в процесс совместной деятельности с учащимися. 4. Краткое описание хода занятия: Занятие проходит с молодыми специалистами в рамках тьюторского центра. Руководитель проводит занятие в стиле коучинга, процедура которого происходит в режиме диалога, где руководитель (коуч) задает большое количество вопросов, не давая советов или рекомендаций. На занятии в рамках коучинга использовались некоторые активные методы обучения, основными принципами которых являются принципы взаимодействия партнеров, самостоятельного развития и достижения цели. На этапе вхождения или погружения в тему при использовании метода мозгового штурма представлены два этапа, а именно этап генерации идей и этап поиска возможностей реализации. На этапе проработки содержания темы одним из активных методов был предложен метод деловой игры «SWOT», где: S (Strength) – сильные стороны; W (Weakness) – слабые стороны; O (Opportunities) – возможности, внешние благоприятные факторы; T (Threats) – угрозы, внешние неблагоприятные факторы. Игра проходит в парах, каждая из которых выполняет определенное задание, а именно первая пара обсуждает и выделяет сильные стороны проблемных тем урока; вторая пара обсуждает слабые стороны; третья пара представляет возможности применения проблемных тем урока; и четвертая пара предлагает угрозы, которые могут нести формулирование проблемных тем урока. В качестве продукта своей деятельности каждая пара оформляет список на отдельных больших листах. Найти решение выделенных в деловой проблеме «SWOT» проблем применения проблемных тем урока предлагается молодым специалистам через имитационную игру (в качестве разминки), в которой четко распределены роли, а именно директор школы и учитель. Основной метод руководства у директора – метод коучинга. Использование метода обмена опытом «За трибуной педагога» требует большой внимательности, т.к. предлагаются выдержки из двух календарно-тематических планирований по изучению определенной темы, в одном из которых все темы сформулированы традиционно, в другом - каждая тема носит проблемный характер. Задача молодых специалистов заключается в том, чтобы сравнить и предложить рекомендации, по какому календарно-тематическому планированию целесообразнее работать. При подведении итогов наибольший интерес вызывает использование авторского метода «Знаковые понятия», при котором участника образовательного процесса предлагается в виде знаков отобразить научное понятие или явление. Таким образом, все вышепредставленные методы, на наш взгляд, являются активными методами обучения, т.к. они строятся на практической направленности, творчестве, интерактивности, диалоге и полилоге, что, в свою очередь, помогает участникам образовательного процесса стать думающими, креативными и высокообразованными членами общества. 5. Для достижения поставленных целей в коучинге идет процесс самостоятельного развития, который дает молодым специалистам ясное представление о том, что они делают и к чему стремятся. Такие занятия позволяют им учиться мыслить, анализировать, сравнивать, сопоставлять реальные факты и способы действий. Кроме того, такое занятие учит молодых специалистов самих троить диалог в стиле коучинга, т.е. постоянного диалога, вопросно-ответного взаимодействия, которое позволяет учащимся на уроках вести действительно научно-исследовательскую работу. 6. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: – Регулятивные универсальные учебные действия (обучение целеполаганию; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса). – Коммуникативные универсальные учебные действия (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером). – Познавательные универсальные учебные действия (давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций). 7. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного занятия: информационные (умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы), коммуникативные (умение работать в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения, осуществлять диалог через вопросно-ответное взаимодействие), учебно-познавательные (знание правильного формулирования темы урока) и социальные (получение навыка строить диалог через разные социальные роли, а именно учителя и директора школы). | |
Просмотров: 1465 | Загрузок: 503 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||