Воскресенье, 24.09.2017, 22:30
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

Мастер-класс «Учитель в современном сетевом образовательном пространстве»
[ · Скачать удаленно (57.58 Кб) ] 09.01.2012, 21:52
Второй открытый профессиональный Конкурс педагогов
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Методическая разработка

МАСТЕР – КЛАСС
«Учитель в современном сетевом образовательном пространстве»

Орлова Л. С.,
заместитель директора по УВР, учитель английского языка,
В. А. Федорова
Учитель русского языка и литературы
председатель ШМО
ГБОУ СОШ «Тутти»
с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Центрального района Санкт - Петербурга

2011 г.

Орлова Л. С.,
заместитель директора по УВР, учитель английского языка,
В. А. Федорова
Учитель русского языка и литературы
председатель ШМО
ГБОУ СОШ «Тутти»
с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Центрального района Санкт - Петербурга

МАСТЕР – КЛАСС
«Учитель в современном сетевом образовательном пространстве»
В российском образовании сегодня происходит качественное изменение системы, и именно с новыми социальными сервисами связывается внедрение в работу учителя новейших педагогических технологий. Конкурентоспособность современного педагога тесно связана с ИКТ – компетентностью. Информационно – коммуникативная компетентность – это освоение современных средств информации и овладение информационными технологиями для успешной презентации образовательного продукта.
Методика: Сase study (метод кейсов) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций, при которой обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Цель : повышение профессиональной компетенции педагогов школы через навык свободного ориентирования в сетевом пространстве, приобщение к информационно – коммуникативным возможностям современных технологий.
Задачи:
1. Знакомство с различными возможностями использования интернет – ресурсов в работе преподавателя.
2. Формирование представления об эффективной профессиональной веб – среде.
3. Развитие навыков неречевого профессионального общения в современной сетевой образовательной среде.
4. Развитие навыков решения креативных задач по средствам интернет – ресурсов.

Объем работы мастер – класс составляет четыре модуля, включающих
• Анализ материалов кейса
• Презентацию
• Практикум
• Самостоятельную работу.

По окончании мастер – класса слушатели должны овладеть следующими знаниями и умениями:
• Познакомиться с технологиями, ориентированными на формирование эффективной профессиональной роли преподавателя в современном сетевом образовательном пространстве
• Владение методами эффективной самопрезентации в сетевом образовательном пространстве
• Познакомиться с современными технологиями развития обучающего процесса, овладеть технологией работы со скайпом
• Познакомиться с основами профессиональной сетевой этики и этикета
• Уметь выстраивать стратегию и тактику педагогического общения в сетевом педагогическом пространстве.

Тематика модулей

№ Тематика модулей Содержание
I. ИКТ – культура как основа формирования эффективной профессиональной роли преподавателя Анализ Кейса:
1. Сетевое образовательное пространство сегодня
2. Социально – психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности учителя. Концепция креативного мышления.
3. Виды, средства, возможности сетевого общения.
4. Организация пространства сетевого общения
II. Технологии развития навыков презентации работы преподавателя в сетевом образовательном пространстве.
Правила самопрезентации в современном сетевом педагогическом пространстве. (тренинг)
III. Современные технологии развития обучающего процесса. 1. Методы активизации обучения. Дистанционное обучение.
2. Технология работы со скайпом (практикум)
IV. Формирование стратегии эффективного педагогического общения Самостоятельная работа слушателей:
1) Выбор, регистрация и представление собственного педагогического опыта на одном из образовательных порталов. Презентация работы.
2) Разработка и проведение урока (индивидуального занятия) с применением методов работы со скайпом в работе.
V. Анализ работы мастер - класса Выводы
Рефлексия (анкетирование)

Федорова В. А.
I. ИКТ – культура как основа формирования эффективной профессиональной роли преподавателя
Сетевое образовательное пространство сегодня (кейс)

Любой информационный образовательный сайт сегодня – это наиболее удобный инструмент представления т.н. гуманитарного продукта. Сетевое образовательное пространство – презентационная площадка современного педагога, аккумулирующая его опыт. Прежде всего, это сообщество самостоятельных мнений. Сайты могут поддерживаться как усилием и энергией одного человека («авторские педагогические блоги»), так и могут являться сетевым сообществом.
Анализируя возможность широкого приобщения учителей к сетевым педагогическим сообществам, я столкнулась со следующими трудностями:
1. Степень интернетизации педагогического сообщества в целом ниже по сравнению с рядом других профессий ( объясняется спецификой работы: учитель вступает во взаимодействие с учениками, родителями, коллегами по средствам живого общения , слово – является средством воздействия; возможности интернет – на втором плане).
2. Особенности менталитета (негласное порицание нововведений, а также расценивание выставление напоказ работы как проявление нескромности).
3. Подсознательный страх и проявление неуверенности в своей компетентности, зависимость от чужого мнения(по материалам одного из сайта наиболее распространенными ответами на вопрос «Почему вы не используете в работе возможности интернет – ресурсов?» названы: «Отсутствие времени» (30%), «Отсутствие материала, достойного представления» (28%), «Страх осуждения со стороны коллег»(25%))

Задача педагога в условиях конкурентоспособности заключается в том, чтобы определить для себя актуальные и уникальные возможности того или иного учительского сайта как образовательной реалии.
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификации педагога соответствует шести компетентностям:
1. Компетентность в области личных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании обучающихся на осуществлении учебной деятельности.
4. Компетентность в разработке программ деятельности и принятии педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Поэтому педагогический сайт как образовательный и информационный инструмент может быть успешным и востребованным нами в работе.
Какой цели отвечает современный педагогический сайт?
Это визитная карточка (информация портфолио)
Это трибуна (предоставление возможности обращения к потенциальной аудитории)
Это презентация работы (популяризация собственного опыта).
Принципы сетевого образовательного пространства:
Публичность
Демократизм
Легкость обмена информации
В настоящее время существует множество образовательных и профессиональных педагогических сайтов, порталов, сетевых сообществ, образовательных журналов, учительских блогов и т.п. . ИКТ – ресурсы открывают новые возможности, расширяют информационное пространство и в значительной мере изменяют саму сферу обучения.
Проведем обзор сетевых сообществ, представленных на современном образовательном рынке (лично апробированных в работе учителями Федоровой В. А. и Орловой Л. С.)
№ Описание Название Ссылки
Сайты, содержащие нормативные документы Минобрнауки текущего года и архивы прошлых лет (приказы, распоряжения, инструктивные письма, рекомендации, документы по аттестации работников образования)
1. Сайт Министерства образования и науки РФ www. Edu.gov.ru
2. Портал информационной поддержки ЕГЭ www.ege.edu.ru
3. Вестник образования России: журнал нормативных документов Министерства образования и науки РФ www.vestnik.edu.ru
4. Федеральная программа развития образования
www.fped.ru
Официальные образовательные порталы, созданные по проектам Министерства образования РФ, а также сайты организаций системы образования 1. Российское образование www.edu.ru
2. Российский образовательный правовой портал www.law.edu.ru
3. Портал «Социально – гуманитарное и политологическое образование» www.humanities.edu.ru
4. Естественно – научный образовательный портал www.en.edu.ru
5. Российский образовательный портал www.school.edu.ru
6. Институт новых технологий образования www.int.-edu.ru
7. ФИПИ www. Fipi.ru
Издательства (публикации, конкурсные программы) 1. Издательский дом «Первое сентября» www. 1september.ru
2. Издательство «Просвещение»
3. Педагогический журнал «Учитель» www.prosv.ru

www. Ychitel.com
Интернет – сообщества учителей, форумы и образовательные порталы (новости, публикации, общение, доступ к методическим копилкам, повышение квалификации, конкурсные программы, конференции, мастер – классы, портфолио) 1. «Завуч. инфо» www.zavuch.info
2. «Педсовет. Org» www.pedsovet.org
3. «Сеть творческих
учителей» www.it-n.ru
4. «ПроШколу.ru» www.proshkolu.ru
5. Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru/

Виртуальные коллекции, библиотеки 1. Электронная педагогическая библиотека www.pedlib.ru
2. Электронная библиотека www.lib.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www. school-collection.edu.ru

Организация пространства сетевого общения (выходы на образовательные сайты)

Возможности
современного сетевого образовательного пространства:


Современный учитель может и должен использовать возможности новых коммуникативно – информационных технологий в своей деятельности, т.к использование ИКТ - ресурсов значительно повышает профессиональную компетентность современного педагога, повышает его конкурентоспособность в условиях новой образовательной системы.
II. Технологии развития навыков презентации работы преподавателя в сетевом образовательном пространстве.
Тренинг: знакомство с одним из действующих педагогических сайтов, оценка работы учителей Федоровой В. А. и Орловой Л. С. на сайте.
III. Современные технологии развития обучающего процесса. Технология работы со скайпом (практикум) (выступление Орловой Л. С.)
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес учащихся к учебным предметам, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Следовательно, дистанционное обучение, как технология интерактивной модели обучения, — это, прежде всего, диалоговое обучение, строящееся на линии на линии «учитель – компьютер – ученик». Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие обучающегося и преподавателя в процессе обучения, совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема учебного материала.
Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательных курсов. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:
• Электронная почта
• Использование скайп – системы
• видеоконференции
• пересылка данных (FTR- серверы)
• www – серверы
• Сочетание технологий CD, DVD и ресурсов сети интернет.
Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Преимущества дистанционного образования:
• Высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
• Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
• Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса.
• Доступность информации, возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
• Возможность пройти обучение и аттестацию быстро, в сжатые сроки, возможность самостоятельного планирования рабочего времени;
• Повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
• Ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует их самих).
Практикум: Урок по скайпу. Технология работы со скайпом
IV. Формирование стратегии эффективного педагогического общения
Самостоятельная работа слушателей:
1) Выбор, регистрация и представление собственного педагогического опыта на одном из образовательных порталов.
2) Разработка и проведение урока (индивидуального занятия) с применением методов работы со скайпом в работе.
V. Заключение (выступление Федоровой В. А.)
Сетевое образовательное пространство - это не только совокупность образовательных ресурсов Интернета. Это сложная инфраструктуру, включающая в себя:
• технические средства Интернета;
• человеческие ресурсы, вовлеченные в образование и процессы информатизации образования;
• систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства новых информационных технологий и Интернет.
Основные условия формирования образовательного Интернет-пространства – свободный доступ для всех вовлеченных в инфраструктуру , беспрепятственная коммуникация в Интернет – обществе. Таким образом, создаваемые средства информационной поддержки развития образовательного Интернет – пространства должны быть направлены на:
• расширение Интернет – пространства, в том числе создание мотивационных механизмов обучения;
• изучение информационных и коммуникативных потребностей системы образования и создание ресурсов, направленных на удовлетворение этих потребностей;
• создание условий для реализации творческого потенциала школьного сообщества;
• повышение квалификации учителей школ в области новых информационных и педагогических технологий;
• поддержку мероприятий, укрепляющих взаимосвязи образовательного Интернета с многочисленными контекстами общества, общественными структурами.
Рефлексия
Уважаемые участники мастер – класса!
Просим вас оценить мастер - класс с точки зрения реализации поставленных задач по следующее системе:
0 баллов – программа мастер класса не соответствует заданному требованию
1 балл – программа частично соответствует заданному требованию
2 балла – программа в основном соответствует заданному требованию
3 балла – программа полностью соответствует заданному требованию
№ критерий оценка
2. Соответствие положению концепции современного обучения
3. Новизна содержания программы мастер - класса
4. Научность содержания мастер - класса
5. Практическая направленность
6. Реалистичность программы мастер – класса по имеющимся ресурсам
СПАСИБО!

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Орлова Любовь Сергеевна, замдиректора по УВР, учитель английского языка,
Федорова Вера Александровна, председатель МО учителей гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы,
Мастер – класс ««Учитель в современном сетевом образовательном пространстве»
Дата проведения:

№ Критерии, показатели Баллы
1 Цели мероприятия, его план были открыты участникам, конкретны и побудительны для них
2 Замысел мероприятия реализован
3 Содержание мероприятия оптимально (научно, доступно)
4 Проблемный характер изложения предлагаемого материала
5 Участники имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов
6 Были созданы условия для актуализации опыта участников, их личностного общения, рефлексии
7 В мероприятии использовались современные образовательные технологии:
проектная деятельность
информационно-коммуникативные технологии
здоровьесберегающие технологии
портфолио
Методика case study
8 Мероприятие способствовало развитию качеств личности:
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов
критическое мышление
креативность, установка на творчество
самостоятельность и ответственность
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям
9 Мероприятие способствовало расширению общекультурного кругозора
10 Мероприятие соответствовало заявленному регламенту
11 Участники получили помощь в решении значимых для них проблем
12 Педагог сумел заинтересовать участников, владел аудиторией
13 Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест
14 Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.)
15 Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к участникам)
16 Партнерский стиль отношений педагога и участников

Всего баллов:

Вывод: _________________________________________________________________________

Эксперт_________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы) (подпись)

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
1. Достигнуто в высокой степени 4 балла
2. Достигнуто почти в полной мере 3 балла
3. Достигнуто частично 2 балл
4. Достигнуто в малой степени 1 балл
5. Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл
Вывод:
• отзыв положительный от 60 до 80 баллов
• отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта свыше 80 баллов
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: Fedorova167
Просмотров: 1174 | Загрузок: 269 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не допущена к участию в конкурсе: оформление на сайте (приложение 1 и приложение 2) не соответствуют требованиям оформления к конкурсным материалам, подробный конспект образовательного мероприятия заполнен не по форме (приложение 3). Нет формы описания авторского активного метода обучения (Приложение 4).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]