Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Классное руководство |
Адаптационный период первоклассника
[ · Скачать удаленно () ] | 20.10.2013, 17:02 |
Адаптационный период первоклассника Необходимость адаптации первоклассника возникает в связи с кардинальной сменой деятельности ребёнка и его социального окружения. У подростка изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требовании учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. В данный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. В этот период для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Очень важен процесс адаптации для учителей, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Поэтому для учителя в этот тревожный адаптационный период ставятся следующие задачи: 1. Снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе; 2. Познакомить детей друг с другом и классным руководителем; 3. Познакомить детей со школой, с режимом дня в школе; 4. Познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми. Для решения этих задач я использую во внеурочной деятельности следующие игры: 1. «Что это за зверь?» Цель: Повышение самовыражения учащихся, развитие воображения, артистизма, умение вжиться в роль, повышение эмоционального фона, усиление своего «Я», проявление творческих способностей. Проведение: По очереди дети выходят перед классом, показывая какое-либо животное. Цель остальных детей угадать, что это за животное. «Зверёк» (ведущий) должен максимально близко показать особенности своего животного мимикой, движениями, повадками, но, ни в коем случае не называть его. 2. «Волшебная палочка» Цель: Усиление чувства ответственности, доверия, сплочение детей в общем деле, умение во¬время поддержать нуждающегося в помощи. Проведение: Дети становятся в круг, ведущий («палочка») становится в центре. Затем дети в кругу вытягивают вперёд руки с раскрытыми ладонями к ведущему, ведущий закрывает глаза и облокачивается на руки. Дети должны по кругу передавать «волшебную палочку» и стараться не уронить её. 3. «Качества» Цель: Повышение самооценки, умение оценивать других одноклассников, усиление своего «Я». Проведение: Дети садятся в круг, кидают друг другу мяч и называют одно положительное качество, которое они в нём видят. 4. «Автомобиль» Цель: Усиление чувства доверия, умение подчиняться и руководить процессом. Проведение: Дети делятся на пары (водитель и автомобиль), «автомобиль» закрывает глаза, а водитель должен при помощи слов указывать путь своему автомобилю. 5. «Меняются те, у кого...» (любит мороженое, зеленые глаза и т.д.) Цель: Развитие внимательности, быстроты реакции, повышение эмоционального фона. Проведение: Дети садятся в круг, стульев на 1 меньше, чем участников. Ведущий называет при¬знак, который есть минимум у 2 участников, те, кого назвали, быстро меняются местами, а цель ведущего занять место одного из названных. 6. «Насос» Цель: Релаксация, умение переходить из одного состояние в другое, артистизм. Проведение: Дети садятся в круг, ведущий - «мяч», остальные должны его накачивать, затем, накачав до предела сдуть. Цель «мячика» как можно ярче показать сдутый и накачанный мячик. 7. «Мир детей» Цель: Развитие взаимодействия между друг другом, умение брать интервью, выделение своих знаний, усиление своего «Я». Проведение: Дети по очереди берут интервью друг у друга. Вопросы: - Кто такие взрослые и что вы думаете о них? - Как вы чувствуете себя в школе и дома? - Что вам недостаёт в жизни? - Хотели бы вы взрослеть? - Как взрослые должны относится к детям? - Чем жизнь детей отличается от жизни взрослых? 8. «Ассоциации» Цель: Проявление творческих способностей, усиление своего «Я», артистизм, повышение эмоционального фона. Проведение: Дети выходят по очереди и им на ушко называют действие, которое они должны показать. 9. «Покажи букву» Цель: Проявление творческих способностей, усиление своего «Я», артистизм, повышение эмоционального фона, умение взаимодействовать в группе. Проведение: Дети (можно группе детей) выходят по очереди и им на ушко называют букву, которую они должны по¬казать. 10. «Мечта» Цель: Формирование установки ребёнка, умение слушать других, умение высказываться, усиление своего «Я». Проведение: Дети садятся в круг и им по очереди задаются вопросы: - Каким я представляю рай? - Чтобы я сделал, если бы всемогущим? - Каким бы я хотел видеть свой дом? После ответов подводятся итоги и их обсуждение. Проведенная работа с первоклассниками дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества, договориться о способах взаимодействия в коллективе класса, дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками. | |
Просмотров: 1608 | Загрузок: 481 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||