Суббота, 10.12.2016, 09:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Развитие речи

«До свидания, перелётные птицы»
[ · Скачать удаленно () ] 19.03.2015, 18:07
Конспект НОД в рамках образовательной области «Коммуникация» для дошкольников с ОНР. Тема «До свидания, перелётные птицы».
1.Тип урока. Логопедическое занятие.
2.Цели урока.
Предметные (образовательные):
• Выявить типы перелётных птиц (аист, журавль, утка, гусь, лебедь, скворец и др.)
• Обогатить словарный запас по теме «Перелётные птицы» (существительные: место обитания, курлыканье, кольцевание, клин, караван; глаголы: парить, взмывать, взмахивать, обитать, курлыкать, вылупиться; прилагательные:
быстрокрылые, прожорливый, беспомощный, птичий, журавлиный, ласточкин, неугомонные).
• Активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях.
• Активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний речи.
• Закреплять умение пользоваться простыми распространёнными предложениями.
• Закреплять умение пользоваться навыками словообразования.
• Закреплять умение делать звуко-буквенный анализ и синтез слов.
• Закреплять умение отгадывать загадки.
Метапредметные (развивающие):
• Систематизировать представления детей о перелётных птицах.
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность (наблюдать, анализировать, определять отличительные особенности внешнего вида, питания, образа жизни перелётных птиц).
• Формировать элементарные математические представления (количество и счёт, величина, форма исследуемых объектов).
• Развивать у детей мелкую моторику и чувство ритма.
• Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и выразительных движений.
• Развивать навыки диалогической и монологической речи.
Личностные (воспитательные):
• Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактировать агрессию по отношению к птицам.
• Воспитывать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных птиц.
• Воспитывать умение передавать своё состояние с помощью мимики и выразительных жестов.

3.Задачи урока.
• Развитие речи как средства общения.
• Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности.
• Практическое овладение детьми умением делиться разнообразными эмоциональными впечатлениями с помощью мимики и выразительных жестов.
• Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
• Формирование чёткой и правильной артикуляции звуков.
• Соблюдение принципов здоровьесбережения.
4.Краткое описание хода урока.
Педагог предлагает совершить путешествие в осенний лес и для этого надо рассказать, что дети ждут от этого путешествия. Ожидания детей педагог записывает на осенних листочках, на которых написаны буквы У, А, И, О, Э и дети прикрепляют их к осеннему дереву. Педагог предлагает послушать аудиозапись «Голоса птиц». Дети своими движениями и эмоциями показывают, что чувствуют птицы. Затем дети отгадывают загадки о перелётных птицах и делят название птицы на слоги. Далее дети играют в несколько игр. В конце занятия дети должны вспомнить, на листочке с какой гласной буквой что написано. Совпало ли, что они хотели увидеть на занятии и чего опасались.
5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия:
• Активизируют лексический словарь по теме «Перелётные птицы»

• Закрепят навыки правильного грамматического оформления высказываний речи.

• Закрепят навыки диалогической и монологической речи.

• Закрепят правильное произношение звуков.
• Закреплять умение пользоваться простыми распространёнными предложениями.
• Закреплять умение пользоваться навыками словообразования.
• Закреплять умение делать звуко-буквенный анализ и синтез слов.
• Закреплять умение отгадывать загадки.
• Актуализируют умение выражать свои эмоции словами, движениями.

Конспект занятия
Тема: «До свидания, перелётные птицы»
Старшая логопедическая группа
Цели занятия:

Предметные (образовательные):
• Выявить типы перелётных птиц (аист, журавль, утка, гусь, лебедь, скворец и др.)
• Обогатить словарный запас по теме «Перелётные птицы» (существительные: курлыканье, кольцевание, клин, караван, орнитолог; глаголы: парить, взмывать, взмахивать, обитать, курлыкать, вылупиться; прилагательные:
перелётные, насекомоядные, зерноядные, крылатый, беспомощный, птичий, журавлиный, ласточкин, неугомонный).
• Активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях.
• Активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний речи.
• Закреплять умение пользоваться простыми распространёнными предложениями.
• Закреплять умение пользоваться навыками словообразования.
• Закреплять умение делать звуко-буквенный анализ и синтез слов.
• Закреплять умение отгадывать загадки.
Метапредметные (развивающие):
• Систематизировать представления детей о перелётных птицах.
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность (наблюдать, анализировать, определять отличительные особенности внешнего вида, питания, образа жизни перелётных птиц).
• Формировать элементарные математические представления (количество и счёт, величина, форма исследуемых объектов).
• Развивать у детей мелкую моторику и чувство ритма.
• Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и выразительных движений.
• Развивать навыки диалогической и монологической речи.
Личностные (воспитательные):
• Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактировать агрессию по отношению к птицам.
• Воспитывать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных птиц.
• Воспитывать умение передавать своё состояние с помощью мимики и выразительных жестов.

Ход занятия:
1. Организационный момент. Метод выяснения целей и ожиданий. Дидактическая игра «Найди осенний лист с буквой». Учитель говорит, что они сейчас отправятся в осенний лес, чтобы посмотреть, что делают перелётные птицы. Расскажите, что вы ждёте от этого путешествия. Посмотрите на осеннее дерево, на нём цветные листики с гласными буквами. Вы будете говорить ваши ожидания от путешествия. Я их запишу на листиках и мы повесим их на наше дерево. Запомните на листике с какой буквой какое ожидание. В конце занятия это пригодится. Давайте закроем глаза и отправимся в путешествие. Педагог включает аудиозапись «Голоса птиц». После прослушивания в течение 2-3-х минут, детям даётся задание: ребята изобразите радость аистов и других перелётных птиц, увидевших родные края после возвращения из дальних странствий. Изобразите птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!» Выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передайте своё эмоциональное состояние: сочувствие птицам, нам очень жаль их.

Педагог говорит детям о том, перелётные птицы не могут найти себе корм зимой. Они погибли бы от голода и холода. Зимующие птицы могут найти себе пищу в любое время года, поэтому им незачем улетать в другие края. Первыми улетают насекомоядные птицы, так как исчезает их пища – насекомые. За насекомоядными птицами улетают зерноядные, а последними – гуси и утки.
Вместе с детьми вспоминают песни некоторых перелётных птиц:
лебедь-кликун – звонкий, трубный звук « гонг-го, гонг-го»…
ласточка – звонкое «тви-вит»…
трясогузка – звонкое «цит-цит»…
стриж – «спи-ирь»…
кукушка – «ку-ку»
певчий дрозд – резкое «циии»…
2.Погружение в тему занятия. Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Давайте узнаем кто же улетит в тёплые края.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица (грач).
Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сверху синее суконце,
Снизу белое полотенце .(ласточка)
Кто на ели, на суку
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (кукушка)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его (скворец).
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист).
По поднебесью
Верёвка протянулась. (Журавли летят)

3.Дидактическая игра «Скажи ласково».
кукушка – кукушечка
журавль – журавлик
птица – птичка
лебедь – лебёдушка
гнездо – гнёздышко
крыло – крылышко
быстрый – быстренький
шустрый – шустренький
4.Дидактическая игра «Один – много».
одна ласточка – ласточки – много ласточек
один стриж – стрижи – много стрижей
один грач – грачи – много грачей
один аист – аисты – много аистов
один скворец – скворцы – много скворцов
5.Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжает».
клюв (какой?) – острый, длинный, крепкий, мощный…
хвост (какой?) – прямой, клиновидный, короткий, удлинённый…
крылья (какие?) – длинные, короткие, округлые…
голос (какой?) – звонкий, хриплый, глуховатый, протяжный, приятный, громкий, жалобный…
окраска (какая?) – серая, иссиня-чёрная, чёрно-белая, пёстрая, зеленоватая, желтоватая, великолепная…
яйцо (какое?) – маленькое, крохотное, пятнистое, голубое, белое…
гнездо (какое?) – глубокое, уютное, аккуратное, прочное…
птицы (какие?) – перелётные, быстрокрылые, неугомонные, весёлые, суетливые, певчие…
6.Работа над темой. Интерактивная игра. Дидактическая игра «Помоги птицам расселиться». Давайте узнаем сколько слогов в словах-названиях перелётных птиц. Посмотрите, у нас есть 4 гнезда: с одним окошком, с двумя, тремя и четырьмя. Сколько слогов в названии птицы, туда её и селим. Дети берут картинку, делят название на слоги, прохлопывая или толкая подбородком руку, несут картинку в нужное гнездо, берут следующую картинку.
7.Проработка содержания темы. Этюд на отображение положительных черт характера «Поможем птенчику, выпавшему из гнезда».
Под музыку дети изображают с помощью мимики и движений состояние выпавшего из гнезда птенца (страх, ужас), радость и успокоение после того, как он опять очутился в гнезде. Движениями и мимикой передают как они спасали птенца.

8.Дидактическая игра «Голоса птиц». Придумай диалоги.
О чём говорят между собой ласточки и журавли, улетающие на юг?
Чему учат птицы своих птенцов?
Что могли бы сказать птицы кукушке, узнав, что они кормят её птенца?
Что могли бы сказать скворцы детям, построившим им скворечники?
9.Завершение занятия. Релаксация. Просмотр видео улетающих на юг с курлыканьем журавлей (журавлиный клин), стаи других птиц.
10.Подведение итогов. Метод выяснения ожиданий и опасений.

Какую пользу приносят птицы? Птицы опыляют растения, уничтожают гусениц и других вредных насекомых. Скворец совершает за день около 2000 вылетов. Ласточка за лето успевает поймать около миллиона разных насекомых. Зерноядные птицы разносят семена растений и деревьев. Из которых потом вырастают новые. Вот почему можно сказать: «птицы – наши помощники». Кроме того, птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением.
Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Почему говорят: «Птицы – наши друзья»? Как называется профессия людей, изучающих птиц? (Орнитолог). Зачем орнитологи надевают кольца на лапки некоторым птицам? (Орнитологи другой страны смогут узнать, откуда прилетела птица). Эта процедура называется кольцевание.
В конце занятия дети должны вспомнить, на листочке с какой гласной буквой что написано. Каждый из детей снимает осенний листик и говорит что сбылось на нашем занятии, а что не сбылось. Совпало ли, что они хотели увидеть на занятии и чего опасались.
Категория: Развитие речи | Добавил: REZNIKOVA
Просмотров: 524 | Загрузок: 113 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]