Вторник, 19.09.2017, 14:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Развитие речи

Конспект НОД уч.-логопеда с детьми подг. гр. по развитию речи и ознакомлению с окр. миром и природой на тему: "Домашние животные и птицы"
[ · Скачать удаленно (1.37 Mb) ] 23.12.2011, 21:49
Непосредственно образовательная деятельность с закреплением ранее приобретенных знаний и умений (комбинированная). Обобщающая непосредственно образовательная деятельность в тематической неделе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
по теме: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Программное содержание:
Коррекционно - образовательные задачи:
- Учить детей понимать и объяснять значение выражений.
- Закреплять знания и представления детей о внешнем виде домашних животных и птиц, о том, где они живут, их повадках, детёнышах, пище, пользе, приносимой людям;
- Уточнять и расширять предикативный словарь по теме: «Домашние животные и птицы» (ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться, перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках), давать (молоко и мясо), кукарекать, клевать, бегать, летать, драться, крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить, охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять, бегать, бросаться);
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в форме категории творительного падежа прошедшего времени, употребление предлога «в», деление слов на слоги);
- Закреплять у детей умение работать с предложениями; отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;
- Закреплять правила и навыки плавной речи в элементарных её формах.
Коррекционно - развивающие задачи:
- Продолжать развивать логическое мышление, внимание, фонематические представления, творческое воображение;
- Развивать чувство ритма, мелкую моторику, координацию слова и ритмизованного движения.
Коррекционно - оздоровительные задачи:
- Совершенствовать длительный нижне-диафрагмальный и речевой выдох, прослеживающие функции глаз.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе; навыки взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; интерес ребенка к использованию различных форм речевой активности в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Методы и приемы:
Практический – упражнения
Игровой – игры
Наглядный – предметные картинки, муляжи
Словесный – рассказ, беседа
Оборудование: аудиозапись «Узнай по голосу», звоночек, перышко, картина «Сельский двор», муляжи по теме «Домашние животные и птицы», предметные картинки по теме, мяч, волшебный мешочек, мольберт, музыкальный центр, ПК, сюжетные картины с изображением домашних животных и птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями домашних животных и птиц; разучивание логоритмических упражнений «Барбос», «Цыплята», «Барашки и овечки»; беседы и занятия по теме; чтение рассказов.
Индивидуальная работа:
Клим М., Артур Т. – совершенствовать навык владения плавной речью с помощью отраженного проговаривания с элементами «дирижирования» на слог.

Ход занятия
1. Рефлексия.
Ритуал начала: «Кружочек».
Встанем вместе, встанем в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко ладошку к ладошке прижмем
И с пожеланий день свой начнем:
Я желаю вам удачи, и здоровья, и добра.
Мы хотим, чтоб на планете 1 ребенок
Никто не плакал никогда.
Пусть нам солнце ярче светит, 2 ребенок
Мы хотим большими стать,
Будем счастливы на свете, 3 ребенок
Много, много будем знать
А гостям мы пожелаем 4 ребенок
С пользой время провести.
Интересное увидеть 5 ребенок
И с собою унести.

1a) Психотерапевтическая беседа:
Логопед: Перед тем как я приглашу вас вместе со мной отправиться попутешествовать, мы с вами вспомним наш девиз: «Говорим меньше — думаем больше» (дети произносят хором); и основное правило:
Сказать тебе нужно немало,
Спокойно подумай сначала,
Но с этим не надо спешить
Потом начинай говорить.
(Дети хором произносят стихотворный текст, сопровождая его пантомимой)
Логопед:
ОЙ-ой-ой
Прозвенел звоночек веселый
Мы путешествие начать готовы
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
(Дети садятся на стульчики)

2. Основная часть.
Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в деревню Сосновку, к бабушке и дедушке. У них большой двор и много животных и птиц. За ними они хорошо ухаживают, и животные и птицы благодарны своим хозяевам. А как же, как же…. я забыла…, называются те животные и птицы, которые приносят человеку пользу, а человек за ними ухаживает?
Дети: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ!
(Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись «Узнай по голосу», В это время логопед готовит картину «Сельский двор»).
Логопед: Вот мы и приехали! Ребята, давайте поспешим посмотреть и назвать, животных и птиц, которые живут у бабушки с дедушкой?
Дети: Корова, лошадь, свинья, кролик, коза, … .
Логопед: Почему их всех можно назвать одним словом - животные? (Ответы детей: тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т.д.)
(Дети рассказывают, опираясь на сюжетную картинку «Сельский двор»)
Дети: Гусь, курица, петух, утята, цыплята, ... .
Логопед: А как вы думаете, как эти животные благодарят своего хозяина?
Дети: Корова даёт молоко и мясо; лошадь перевозит грузы и катает людей; овца даёт шерсть; коза даёт шерсть и молоко; свинья даёт мясо, сало и кожу; собака охраняет человека и его дом; кошка ловит мышей.
Логопед: Правильно ребята! А это что??? Посмотрите, какое чудо у меня в руке! (Логопед показывает детям маленькое пёрышко). Это пёрышко. Откуда оно??? Кто дают нам перья?
Дети: Домашние птицы.
Логопед: Да, домашние птицы, ребята, ценятся за мягкий пух и прочное перо.
• Упражнение на развитие дыхания.
Логопед: А ещё мы знаем, что перышко легко может «улететь», если на него дунуть. Давайте представим, что наше легкое пёрышко упало к нам на левую ладошку, подуйте на него и оно улетит, … (на правое плечо, на правую ладошку и т.д.).
Дети стоя выполняют упражнение на развитие дыхания (Вдох носом; выдох ртом (губы трубочкой)).
Логопед: Молодцы! Вы порадовали меня!
• Логопед: У всех домашних животных есть свой дом. Назовите его?
Дети:
1 ребенок: Корова живёт в коровнике.
2 ребенок: Лошадь живёт в конюшне.
3 ребенок: Овца живёт в хлеве.
4 ребенок:Свинья живёт в свинарнике.
5 ребенок: Собака живёт в конуре.
1 ребенок: Кошка живёт вместе с хозяином в доме.
2 ребёнок: Курица живёт в курятнике.
3 ребенок: Гуси и утки живут в птичнике.
(Клим М. и Артур Т. отвечают с помощью отраженного проговаривания с элементами «дирижирования» на слог).
Логопед: Вы справились с этим заданием. А чтобы отправиться дальше, путешествовать, мы с вами немного отдохнём.
• Логоритмическое упражнение, направленное на согласование речи с движением:
(Дети выходят на ковер и сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершают движения руками, ногами, ладонями. Дети выполняют знакомое упражнение).
- скандируют, согласовывая речь с движением кулачка:
У-чил о-вец ба-ран
Ша-гать под ба-ра-бан.
Пер-вым он ша-га-ет сам,
Ба-ра-ба-нит — трам-там-там!
- руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко:
Под кры-лом хох-лат-ки
Пря-чут-ся цып-лят-ки.
Ну-ка, дет-ки, вы-ле-зай-те!
Бы-стро лап-ки раз-ми-най-те.
- руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре:
Жил на у-ли-це Бар-бос,
Был Бар-бос бро-дя-чий пес,
Он по у-ли-цам хо-дил
И из лу-жи во-ду пил.
Как хорошо мы отдохнули, и с новыми силами продолжаем путь. А сейчас я хочу вам предложить другую игру.
• Д/и «Подбери слово» (игра с мячом)
Логопед: Цыплятки прячутся, Барбос ходит, воду пьёт. Ребята, а что ещё могут делать животные?
Логопед: Что может делать кошка?
Дети: Ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться.
Логопед: Что может делать лошадь?
Дети: Перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках).
Логопед: Что могут делать корова и коза?
Дети: Давать молоко, пастись.
Логопед: Что может делать утка?
Дети: Крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Логопед: Что может делать собака?
Дети: Охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять, бегать, бросаться.
Логопед: Великолепно! Вы порадовали меня!
(Логопед показывает сюжетную картину, с изображением собаки).
Логопед: Недовольна мама – Жучка: дождик капает из тучки,
И, наверно, весь промок где-то бегающий щенок.
Логопед: А вы, я знаю, очень любите играть. Я предлагаю вам помочь маме Жучке остановить дождик и поиграть в игру «Весёлые капельки».
• Ф/и «Весёлые капельки»
Логопед предлагает детям встать около стульчиков вблизи ПК и закрыть глаза.
(Дети повторяют заданный ритм синхронно совершая движения руками, ногами: хлопки в ладоши, шаги на месте).
Логопед: Подошло время знакомиться с новой игрой.
• Д/и «Подели слова на слоги»
На мониторе появляются предметные картинки домашних животных. Дети делят слова на слоги.
Логопед: Какие вы молодцы! Всё у вас получилось! Очень хорошо выполнили задание.
- Мы уже дошли!!! Самое время вернуться в наш двор и посмотреть, что же там изменилось!
• Гимнастика для глаз «Конь »
Гоп-гоп-гоп – конь живой (вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на кончике. Прослеживать взглядом движение пальца влево-вправо. Голова неподвижна). Гоп-гоп-гоп – он качает головой (прослеживать движение пальца вверх-вниз). Гоп-гоп-гоп – вот какой красивый он! (Описать в воздухе круг, проследить взглядом).
(Дети сидя выполняют гимнастику для глаз)
Логопед: Во дворе бабушки с дедушкой вас ожидает ещё один сюрприз.
• Д/и «Кто кем был? »
Логопед: У меня в руках волшебный мешочек. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто кем был?».
Лошадь была жеребенком.
Овца была ягненком.
Коза была козлёнком.
Корова была теленком.
Свинья была поросенком, … .
Логопед: Вы отлично отвечали. Я горжусь вами. А что же ещё интересное вы можете рассказать о животных?
• Р/и «Это интересно»
Логопед: Я, например, знаю, что у лошадей на каждой ноге по одному пальцу, или копыту.
Ответы детей: А мне читали, что раньше на лошадях воевали; …, что гусиные семьи очень дружные, и маленькие гусята не уходят от своих родителей целый год; а я знаю, что домашние утки ценятся за мягкий пух и прочное перо; …, что коровы прежде чем начать есть траву тщательно обнюхивают землю, и если на этом участке были раскиданы удобрения, корова отказывается там пастись; …, что кошки очень хорошо видят в темноте.
Логопед: Очень было интересно узнать что-то новое от друзей. Пора нам продолжить путешествие.
• Д/и «Объясни значение выражений»
Логопед: Выберите из коробочки картинку–загадку. Сейчас мы с вами попробуем объяснить то, про что здесь написано.
Логопед: Что значит выражение «как корова языком слизала» (значит очень быстро исчез, будто совсем и не было), «как кошка с собакой» (это означает жить в постоянной ссоре, вражде), «покупать кота в мешке» (это означает приобретать что-то, не видя, не зная заранее), «носиться как курица с яйцом» (то есть уделять много внимания тому, кто не заслуживает такого внимания), «пишет, как курица лапой» (значит пишет так неразборчиво, что нельзя понять).
3. Заключительная часть.
Логопед: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Пора возвращаться.
Скажем дружно: «Ах! Как нам понравилось путешествовать!».
Дети: Вдох носом; на выдох – «Ах! Как нам понравилось путешествовать!» (весело).
4. Итог занятия: (оценка педагогом и детьми)
1. Как называются те животные, которые приносят человеку пользу, а человек за ними ухаживает?
2. Что нового вы узнали во время нашего путешествия?
3. Что, придя, домой расскажите маме и папе?
4. Кто сегодня в путешествии тебе понравился? Почему?
5. В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?
(Анализ учителем - логопедом).
Спасибо вам ребята, желаю вам хорошей и интересной прогулки.

- На занятии дети учатся понимать и объяснять значения выражений таких как (например, «жить как кошка с собакой», «покупать кота в мешке»).
Закрепляют знания и представления о внешнем виде домашних животных и птиц, о том, где они живут, их повадках, детёнышах, пище, пользе, приносимой людям.
Совершенствуют грамматический строй речи, умение работать с предложениями, отвечать на вопросы.
Закрепляют правила и навыки плавной речи в элементарных её формах.
Развивают логическое мышление, внимание, фонематические представления, творческое воображение, чувство ритма, мелкую моторику, координацию слова и ритмизованного движения. Совершенствуют длительный нижне-диафрагмальный и речевой выдох, прослеживающие функции глаз.

- Усвоение фразеологизмов через их понимание и объяснение детьми. Актуализация словаря по теме. Закрепление основных общих и речевых правил поведения.

В ходе данного занятия дети приобретают навыки естественной бессудорожной речи, навыки координации слова и ритмизированного движения.
Категория: Развитие речи | Добавил: Настюша86
Просмотров: 2300 | Загрузок: 299 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]