Главная » Файлы » Дошкольное образование » Развитие речи |
Конспект НОД уч.-логопеда с детьми подг. гр. по развитию речи и ознакомлению с окр. миром и природой на тему: "Домашние животные и птицы"
[ · Скачать удаленно (1.37 Mb) ] | 23.12.2011, 21:49 |
Непосредственно образовательная деятельность с закреплением ранее приобретенных знаний и умений (комбинированная). Обобщающая непосредственно образовательная деятельность в тематической неделе. Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по теме: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ Программное содержание: Коррекционно - образовательные задачи: - Учить детей понимать и объяснять значение выражений. - Закреплять знания и представления детей о внешнем виде домашних животных и птиц, о том, где они живут, их повадках, детёнышах, пище, пользе, приносимой людям; - Уточнять и расширять предикативный словарь по теме: «Домашние животные и птицы» (ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться, перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках), давать (молоко и мясо), кукарекать, клевать, бегать, летать, драться, крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить, охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять, бегать, бросаться); - Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в форме категории творительного падежа прошедшего времени, употребление предлога «в», деление слов на слоги); - Закреплять у детей умение работать с предложениями; отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ; - Закреплять правила и навыки плавной речи в элементарных её формах. Коррекционно - развивающие задачи: - Продолжать развивать логическое мышление, внимание, фонематические представления, творческое воображение; - Развивать чувство ритма, мелкую моторику, координацию слова и ритмизованного движения. Коррекционно - оздоровительные задачи: - Совершенствовать длительный нижне-диафрагмальный и речевой выдох, прослеживающие функции глаз. Воспитательные задачи: - Воспитывать бережное отношение к природе; навыки взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; интерес ребенка к использованию различных форм речевой активности в совместной деятельности со взрослыми и детьми. Методы и приемы: Практический – упражнения Игровой – игры Наглядный – предметные картинки, муляжи Словесный – рассказ, беседа Оборудование: аудиозапись «Узнай по голосу», звоночек, перышко, картина «Сельский двор», муляжи по теме «Домашние животные и птицы», предметные картинки по теме, мяч, волшебный мешочек, мольберт, музыкальный центр, ПК, сюжетные картины с изображением домашних животных и птиц. Предварительная работа: Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями домашних животных и птиц; разучивание логоритмических упражнений «Барбос», «Цыплята», «Барашки и овечки»; беседы и занятия по теме; чтение рассказов. Индивидуальная работа: Клим М., Артур Т. – совершенствовать навык владения плавной речью с помощью отраженного проговаривания с элементами «дирижирования» на слог. Ход занятия 1. Рефлексия. Ритуал начала: «Кружочек». Встанем вместе, встанем в круг Ты мой друг и я твой друг Крепко ладошку к ладошке прижмем И с пожеланий день свой начнем: Я желаю вам удачи, и здоровья, и добра. Мы хотим, чтоб на планете 1 ребенок Никто не плакал никогда. Пусть нам солнце ярче светит, 2 ребенок Мы хотим большими стать, Будем счастливы на свете, 3 ребенок Много, много будем знать А гостям мы пожелаем 4 ребенок С пользой время провести. Интересное увидеть 5 ребенок И с собою унести. 1a) Психотерапевтическая беседа: Логопед: Перед тем как я приглашу вас вместе со мной отправиться попутешествовать, мы с вами вспомним наш девиз: «Говорим меньше — думаем больше» (дети произносят хором); и основное правило: Сказать тебе нужно немало, Спокойно подумай сначала, Но с этим не надо спешить Потом начинай говорить. (Дети хором произносят стихотворный текст, сопровождая его пантомимой) Логопед: ОЙ-ой-ой Прозвенел звоночек веселый Мы путешествие начать готовы Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. (Дети садятся на стульчики) 2. Основная часть. Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в деревню Сосновку, к бабушке и дедушке. У них большой двор и много животных и птиц. За ними они хорошо ухаживают, и животные и птицы благодарны своим хозяевам. А как же, как же…. я забыла…, называются те животные и птицы, которые приносят человеку пользу, а человек за ними ухаживает? Дети: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ! (Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись «Узнай по голосу», В это время логопед готовит картину «Сельский двор»). Логопед: Вот мы и приехали! Ребята, давайте поспешим посмотреть и назвать, животных и птиц, которые живут у бабушки с дедушкой? Дети: Корова, лошадь, свинья, кролик, коза, … . Логопед: Почему их всех можно назвать одним словом - животные? (Ответы детей: тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т.д.) (Дети рассказывают, опираясь на сюжетную картинку «Сельский двор») Дети: Гусь, курица, петух, утята, цыплята, ... . Логопед: А как вы думаете, как эти животные благодарят своего хозяина? Дети: Корова даёт молоко и мясо; лошадь перевозит грузы и катает людей; овца даёт шерсть; коза даёт шерсть и молоко; свинья даёт мясо, сало и кожу; собака охраняет человека и его дом; кошка ловит мышей. Логопед: Правильно ребята! А это что??? Посмотрите, какое чудо у меня в руке! (Логопед показывает детям маленькое пёрышко). Это пёрышко. Откуда оно??? Кто дают нам перья? Дети: Домашние птицы. Логопед: Да, домашние птицы, ребята, ценятся за мягкий пух и прочное перо. • Упражнение на развитие дыхания. Логопед: А ещё мы знаем, что перышко легко может «улететь», если на него дунуть. Давайте представим, что наше легкое пёрышко упало к нам на левую ладошку, подуйте на него и оно улетит, … (на правое плечо, на правую ладошку и т.д.). Дети стоя выполняют упражнение на развитие дыхания (Вдох носом; выдох ртом (губы трубочкой)). Логопед: Молодцы! Вы порадовали меня! • Логопед: У всех домашних животных есть свой дом. Назовите его? Дети: 1 ребенок: Корова живёт в коровнике. 2 ребенок: Лошадь живёт в конюшне. 3 ребенок: Овца живёт в хлеве. 4 ребенок:Свинья живёт в свинарнике. 5 ребенок: Собака живёт в конуре. 1 ребенок: Кошка живёт вместе с хозяином в доме. 2 ребёнок: Курица живёт в курятнике. 3 ребенок: Гуси и утки живут в птичнике. (Клим М. и Артур Т. отвечают с помощью отраженного проговаривания с элементами «дирижирования» на слог). Логопед: Вы справились с этим заданием. А чтобы отправиться дальше, путешествовать, мы с вами немного отдохнём. • Логоритмическое упражнение, направленное на согласование речи с движением: (Дети выходят на ковер и сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершают движения руками, ногами, ладонями. Дети выполняют знакомое упражнение). - скандируют, согласовывая речь с движением кулачка: У-чил о-вец ба-ран Ша-гать под ба-ра-бан. Пер-вым он ша-га-ет сам, Ба-ра-ба-нит — трам-там-там! - руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко: Под кры-лом хох-лат-ки Пря-чут-ся цып-лят-ки. Ну-ка, дет-ки, вы-ле-зай-те! Бы-стро лап-ки раз-ми-най-те. - руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре: Жил на у-ли-це Бар-бос, Был Бар-бос бро-дя-чий пес, Он по у-ли-цам хо-дил И из лу-жи во-ду пил. Как хорошо мы отдохнули, и с новыми силами продолжаем путь. А сейчас я хочу вам предложить другую игру. • Д/и «Подбери слово» (игра с мячом) Логопед: Цыплятки прячутся, Барбос ходит, воду пьёт. Ребята, а что ещё могут делать животные? Логопед: Что может делать кошка? Дети: Ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться. Логопед: Что может делать лошадь? Дети: Перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках). Логопед: Что могут делать корова и коза? Дети: Давать молоко, пастись. Логопед: Что может делать утка? Дети: Крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить. Логопед: Что может делать собака? Дети: Охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять, бегать, бросаться. Логопед: Великолепно! Вы порадовали меня! (Логопед показывает сюжетную картину, с изображением собаки). Логопед: Недовольна мама – Жучка: дождик капает из тучки, И, наверно, весь промок где-то бегающий щенок. Логопед: А вы, я знаю, очень любите играть. Я предлагаю вам помочь маме Жучке остановить дождик и поиграть в игру «Весёлые капельки». • Ф/и «Весёлые капельки» Логопед предлагает детям встать около стульчиков вблизи ПК и закрыть глаза. (Дети повторяют заданный ритм синхронно совершая движения руками, ногами: хлопки в ладоши, шаги на месте). Логопед: Подошло время знакомиться с новой игрой. • Д/и «Подели слова на слоги» На мониторе появляются предметные картинки домашних животных. Дети делят слова на слоги. Логопед: Какие вы молодцы! Всё у вас получилось! Очень хорошо выполнили задание. - Мы уже дошли!!! Самое время вернуться в наш двор и посмотреть, что же там изменилось! • Гимнастика для глаз «Конь » Гоп-гоп-гоп – конь живой (вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на кончике. Прослеживать взглядом движение пальца влево-вправо. Голова неподвижна). Гоп-гоп-гоп – он качает головой (прослеживать движение пальца вверх-вниз). Гоп-гоп-гоп – вот какой красивый он! (Описать в воздухе круг, проследить взглядом). (Дети сидя выполняют гимнастику для глаз) Логопед: Во дворе бабушки с дедушкой вас ожидает ещё один сюрприз. • Д/и «Кто кем был? » Логопед: У меня в руках волшебный мешочек. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто кем был?». Лошадь была жеребенком. Овца была ягненком. Коза была козлёнком. Корова была теленком. Свинья была поросенком, … . Логопед: Вы отлично отвечали. Я горжусь вами. А что же ещё интересное вы можете рассказать о животных? • Р/и «Это интересно» Логопед: Я, например, знаю, что у лошадей на каждой ноге по одному пальцу, или копыту. Ответы детей: А мне читали, что раньше на лошадях воевали; …, что гусиные семьи очень дружные, и маленькие гусята не уходят от своих родителей целый год; а я знаю, что домашние утки ценятся за мягкий пух и прочное перо; …, что коровы прежде чем начать есть траву тщательно обнюхивают землю, и если на этом участке были раскиданы удобрения, корова отказывается там пастись; …, что кошки очень хорошо видят в темноте. Логопед: Очень было интересно узнать что-то новое от друзей. Пора нам продолжить путешествие. • Д/и «Объясни значение выражений» Логопед: Выберите из коробочки картинку–загадку. Сейчас мы с вами попробуем объяснить то, про что здесь написано. Логопед: Что значит выражение «как корова языком слизала» (значит очень быстро исчез, будто совсем и не было), «как кошка с собакой» (это означает жить в постоянной ссоре, вражде), «покупать кота в мешке» (это означает приобретать что-то, не видя, не зная заранее), «носиться как курица с яйцом» (то есть уделять много внимания тому, кто не заслуживает такого внимания), «пишет, как курица лапой» (значит пишет так неразборчиво, что нельзя понять). 3. Заключительная часть. Логопед: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Пора возвращаться. Скажем дружно: «Ах! Как нам понравилось путешествовать!». Дети: Вдох носом; на выдох – «Ах! Как нам понравилось путешествовать!» (весело). 4. Итог занятия: (оценка педагогом и детьми) 1. Как называются те животные, которые приносят человеку пользу, а человек за ними ухаживает? 2. Что нового вы узнали во время нашего путешествия? 3. Что, придя, домой расскажите маме и папе? 4. Кто сегодня в путешествии тебе понравился? Почему? 5. В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз? (Анализ учителем - логопедом). Спасибо вам ребята, желаю вам хорошей и интересной прогулки. - На занятии дети учатся понимать и объяснять значения выражений таких как (например, «жить как кошка с собакой», «покупать кота в мешке»). Закрепляют знания и представления о внешнем виде домашних животных и птиц, о том, где они живут, их повадках, детёнышах, пище, пользе, приносимой людям. Совершенствуют грамматический строй речи, умение работать с предложениями, отвечать на вопросы. Закрепляют правила и навыки плавной речи в элементарных её формах. Развивают логическое мышление, внимание, фонематические представления, творческое воображение, чувство ритма, мелкую моторику, координацию слова и ритмизованного движения. Совершенствуют длительный нижне-диафрагмальный и речевой выдох, прослеживающие функции глаз. - Усвоение фразеологизмов через их понимание и объяснение детьми. Актуализация словаря по теме. Закрепление основных общих и речевых правил поведения. В ходе данного занятия дети приобретают навыки естественной бессудорожной речи, навыки координации слова и ритмизированного движения. | |
Просмотров: 3320 | Загрузок: 594 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||