Главная » Файлы » Дошкольное образование » Развитие речи |
комплекснные занятия
[ · Скачать удаленно (5 занятий) ] | 21.01.2012, 17:27 |
Тема: «Путешествие в страну звуков». Программные содержания: Выявить у детей: • Умение четко произносить звуки. • Умение различать гласные и согласные звуки. • Называть слова с заданным звуком. • Умение давать характеристику звукам (по акустическим и артикуляционным признакам) • Называть символическое обозначение звуков. • Составлять схемы слогов с помощью символов. Воспитывать умение слушать и слышать учителя и друг друга. Оборудование: Карточки-символы; предметные картинки на изученные звуки; кукла; фишки, обозначающие звуки; звуковые карты – схемы; замок из картона. Ход занятия. 1. Оргмомент. Дети становятся в круг, где в обруче лежат карточки-символы. - Ребята, вы хотите попасть в Страну Звуков? Для этого нам нужны специальные пропуски. Вот и они. Разделитесь на две пары и возьмите каждая по карточке. - Посмотрите, здесь заколдованные песенки, давайте их расколдуем и споем эти песенки. (дети берут картинки с изображением предметов символизирующих произношение того или иного звука, произносят их индивидуально, хором). - Молодцы ребята, вы все справились с заданием. - Познакомьтесь, это фея Анна из Страны Звуков. (логопед показывает куклу). -Её заколдовал злой колдун, и она забыла, какие звуки живут в её стране. -Поможем фее Анне вспомнить и вернуть звуки в свои замки? -А чем мы с вами обозначаем звуки? -Какие звуки мы обозначаем красными фишками, и какие синими? -Ребята, а почему мы гласные звуки называем гласными? -Правильно, потому что они поются. -А теперь предлагаю вспомнить и назвать согласные звуки, с которыми мы уже знакомы. (дети перечисляют звуки ранее изученные). -Скажите, звук Н глухой или звонкий? Как мы это можем узнать? («положить ладошку на горлышко, если горлышко «поёт», звук звонкий, а если молчит, глухой»). -Почему звук М называется губной? -Верно, потому что он произносится губами. -А как называется звук Н, если он произносится через нос? - Вот мы с вами и помогли феи Анне вспомнить звуки, которые живут в её стране. - Все звуки в волшебной стране дружат, и поэтому умеют складываться в слоги. Предлагаю вам сесть за столы и выполнить задание феи Анны. -Фишками выложите слоги, которые я назову, а фея проверит, все ли справились с заданием (ом, ун). - Кто скажет, какой первый звук в слоге УН? - Какой второй? - Какой гласный звук в слоге ОМ? -Фея Анна очень вами довольна, никто не ошибся! Физкультминутка (стоя на ковре) - Ребята, фея Анна мне сказала, что её звуки любят играть. Давайте и мы с вами поиграем. Встаньте в круг, под звук бубна вы идёте друг за другом. Когда услышите гласный звук - присядьте, а когда согласный -остановитесь и поднимите руки вверх. Будьте внимательны. - В стране феи Анны звуки любят играть в прятки. Сегодня они снова спрятались от вас, давайте их найдём? - Перед вами разные картинки. Найдите слова в которых звуки А,У, И находятся в начале слова (в середине, в конце). - А теперь со звуками Н и М. -Где они спрятались в словах: в начале, середине или конце? -Молодцы, вы снова удивили фею своими знаниями, а нам настало время вернуться домой. -Но дверь в Страну Звуков закрыта на замок, отрыть который мы сможем, выполнив последнее задание феи Анна. -Я буду «бросать» звук вам на ладошки, а вы «возвращать» мне слова, которые начинаются на эти звуки. 3. Подведение итога занятия и работы детей (замок открывается, и дети прощаются с феей) Тема: «Знатоки». Программное содержание Выявить у детей • Умение делить слова на слоги, находить ударный слог и звук. • Умение определять места звука в слове, давать характеристику гласным и согласным звукам. • Называть слова с заданным звуком. • Называть символическое обозначение звуков. • Составлять схемы слов и предложений с помощью символов. • Умения детей работать самостоятельно и сообща. Воспитывать: • Доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: волчок, конверты с заданием, символы для обозначения звуков и предложения, предметные картинки. Ход занятия: Оргмомент. (Приглашены гости: воспитатели логогруппы, заведующий детского сада. Дети стоят вокруг стола, на котором разложены конверты с заданиями и волчок со стрелкой). - Ребята, я знаю, что вы все осень пойдете в первый класс. Хотите в школу? - Как вы думаете, зачем ребята ходят в школу? - Молодцы ребята, вы всё правильно сказали, чтобы получать новые знания. Давайте мы покажем нашим гостям, чему вы научились в детском саду и как вы готовы к школе. Я предлагаю вам сыграть в игру «Знатоки» вы согласны? - Посмотрите на столе конверты с заданиями от наших зрителей, которые мы с вами будем выполнять. (дети крутят волчок). Первый конверт и первое задание от заведующего, нашего детского сада. Она предлагает нам слова, которые нужно разделить на слоги, найти ударный слог и звук. (заведующая называет слова: школа, карандаш, книга) - Вспомним способы деления слов на слоги. - Кто знает основное правила деление слов на слоги? («сколько гласных в слове, столько и слогов») - А какие звуки могут быть ударными? - Теперь вместе с вами поставим ударение в словах. Какой по счету ударный слог? - А какой звук под ударением в этом слоге? - Вы отлично справились с первым заданием и теперь продолжаем игру. (крутится волчок) - Следующие задание от воспитателя логопедической группы. Чтобы его выполнить надо пройти за свои рабочие места. Перед вами картинки, посмотрите, что на них изображено и проговорите про себя название этих картинок. Выложите схемы этих слов, самостоятельно. Проверьте друг у друга схемы. (логопед обращается к детям в индивидуальном порядке) - Назови своё слово, какой первый звук в твоем слове? - Назови все звуки по порядку в твоём слове? - Сколько гласных в твоем слове? - Назови третий звук в твоём слове, почему ты отметил его синей фишкой? -Молодцы ребята, продолжаем крутить волчок. Этот вопрос от музыкального работника. Она предлагает нам выполнить гимнастику. Физминутка В школу скоро я пойду. (Дети шагают на месте.) Там друзей себе найду, Научусь читать, писать, (Загибают по одному пальчику на Быстро правильно считать. обеих руках.) Я таким ученным буду! Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком Следующее задания от меня. Правой руки.) Придумайте предложения о школе из 3 -4 –х слов и выложите схемы этих предложений. А я посмотрю, как вы умеете работать сообща и дружно (дети делятся на 2 команды и выполняют задание). Вы отлично показали свои знания, ответив на все вопросы зрителей Подведение итога детской деятельности (итог подводят гости и логопед). Тема занятия: «Письмо Снеговика». Программное содержание: 1. Развивать артикуляционный аппарат. 2. Развивать речевое дыхание. 3. Развивать фонематический слух. 4. Воспитывать положительное отношение к работе. Оборудование: письмо от Снеговика; картинки – символы (длявыполнения артикуляцинной гимнастики); бумажные фигурки снегирей; зеркало. Ход заняти: Оргмомент. Дети заходят в кабинет логопеда. - Ребятя хочу вам сообщить, что мне пришло письмо от Снеговика, которому нужна помощь. Он ехал к детям в гости, вез подарки, но по дороге его колесо лопнуло, а насос сломался. Снеговик просит помочь оремонтировать насос, он знает, что вы очень умелые и поможете ему. - Внимание первое задание. Артикуляционная гимнастика. (выполнить артикуляционную гимнастику: комплекс для постановки звука С) (дети садятся перед зеркалом) Артикуляционная гимнастика: • Язычок проснулся – открыть широко рот имитируя зевоту; • «Улыбка» - вытянуть губы в улыбке; • «Трубочка» - вытянуть губы вперед; • «Заборчик» - «Трубочка» - губы вытянуть в улыбке показать сомкнутые передние зубы, затем вытянуть в трубочку; • «Лопатка»- открыть рот язык лежит на нижней губе; • «Иголочка» - открыть рот язык вытянуть вперед и максимально напрячь; • «Лопатка» - «Иголочка» - выполнять поочередно; • «Почистим зубы» - рот широко открыть, языком чистить нижние зубы; • «Кошечка» - рот широко открыть, язык зацепить за нижние зубы и выгнуть вперед.- - Молодцы. Вы очень старались, но нам надо выполнить еще одно задание. Упражнение на дыхание «Снегири». (дети стоят полукругом, логопед раздаёт на ладошки бумажных снегирей) - Ребята кто из вас знает этих птиц? - Совершено верно, это снегири. - Положите их на ладошку и подуйте, чтобы они улетели. Щеки не надуваем дуем медленно. Струя воздуха холодная. - Как хорошо у вас получилось. Теперь я покажу как работает насос, а вы смотрите внимательно. Воздух выходит из насоса и свистит: С – С – С – С. -А теперь давайте сделаем вместе (положить кисть правой руки на левую и совершать движения имитирующие работу насоса; дети произносят звук С; логопед следит за правильной артикуляцией). - Покажи, как ты делаешь. ( ребёнок по прозьбе логопеда выполняет задание). - А как ты произносишь звук покажи нам пожалуйста. - Правильно молодцы, когда произносим звук С как у нас губы? (губы в «улыбке») - Совершенно верно, а как зубы и язычок? (зубы «Заборчиком», язычок за нижними зубами). - Молодцы. Давайте поиграем в игру « Поймай звук». Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук С, хлопните в ладоши. З – Ш – С – Ж. - Хорошо, а теперь я буду произносить слоги, когда услышите слог со звуком С топните ногой. За – жа – ша – СА. - Вы выполнили все правильно. Сейчас мы сядем за зеркало и вместе будем произносить слоги и слова со звуком С. СА-са-са са-са-са- сад Сы-сы-сы са-са-са-сани Су-су-су сы-сы-сы - сын Со-со-со сы-сы-сы-сыпать - Ребята, вы правильно выполнили все задания и помогли Снеговику отремонтировали насос. Теперь он сможет ехать дальше и раздавать подарки. Подведение итога занятия и детской деятельности (анализ проводит логопед). Тема: Дифференциация звуков С, Ш в слогах, словах, предложениях. Программное содержание: • Дифференцировать звуки С, Ш. • Совершенствовать фонематические процессы. • Уметь называть слова с заданным звуком. • Уметь находить образное сравнение звуков С,Ш. • Воспитывать у детей желание говорить правильно. Оборудование: замок гласных звуков, предметные картинки, зеркало, столы. Ход занятия. Оргмомент. - Представьте, дети, что мы в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. - Подул теплый ветерок: Ш – Ш – Ш зашелестели листья. Дети быстро – быстро шевелят пальчиками. - Подул холодный ветер: С – С- С, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. - Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. - Снова подул ветер. Дети опять напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. - Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш – Ш – Ш). как подул холодный ветер? (С- С-С). сегодня мы будем повторять звуки С, Ш. (Сравнение звуков по артикуляционным позициям и акустическим признакам). - Решили звуки С, Ш совершить путешествие мы отправляемся вместе с ними. - Подошли звуки к красному замку. Какие звуки здесь живут? - Праильно друзья, гласные звуки. Подружим звуки С и Ш с гласными звуками? Проговаривание слогов: Са – ша ас – аш Со – шо ос - ош Су – шу ус - уш Сы – ши ис - иш Сэ – ше эс – эш - Пошли звуки дальше и попали в Страну чудес. Посмотрите ребята сколько здесь картинок со звуками Ш, С. (на столе разложенны предметные картинки). - Назовите картинки со звуком Ш. (шар, шапка, шкаф). - Назовите картинки со звуком С. (собака, сова, самолет, стакан). Физминутка. Изобразите мимикой и позами предметы, которые вы увидели в Стране чудес. На – на – на, изображаем мы слона. Ву – ву – ву, изобразим мы сову. Аф – аф – аф, постоим как старый шкаф. Лет – лет – лет, полетим как самолет. - Ребята, я узнала, что звуки С, Ш, которые живут в Стране чудес перепутались и просят помощи. Давайте мы с вами поможем нашим друзьям? (логопед читает рифмовки - путаницы). Кошка ловит «миску» пожарный носит «кашку» Мама моет «мышку», Саша ела «каску» На виду у детворы танцует Миша в «Машке» «Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске». - Друзья, как мы здорово путешествовали с вами и наши звуками. Вы дружно справились со всеми заданиями. Давайте еще раз назовем эти звуки. (дети называют С и Ш). Подведение итога занятия и деятельности детей. Тема занятия: «В гостях у Хозяйки чума» Коррекционные задачи: Выявить у детей: 1. Умение понимать смысл загадок. 2. Умение согласовывать предмет с признаком и действием. 3. Навык составлять предложения по опорным словам. 4. Способность детей составлять последовательный описательный рассказ, пользуясь сюжетными картинками. 5. Умение детей четко и грамотно излагать свои мысли. 6. Умение объединять составленные предложения в рассказ. Художественно – эстетические задачи: 1. Умение детей отражать в работах эпизоды из жизни народов севера, изображать природу (северное сияние, сопки, деревья). 2. Умение детей самостоятельно определять содержание рисунка, его композицию, цветовую гамму, способы изображения. . Воспитательные задачи: 1. Воспитывать любовь к родному краю. 2. Воспитание эстетического вкуса, интереса к природе. Оборудование: сумка с заданиями, Ход занятия. Оргмомент. Логопед: Ребята, я сегодня утром у входа в детский сад встретила оленя, он привез сумку, которую выронила Хозяйка Чума. Олень знает, что добрые и отзывчивые ребята и наверняка сможете вернуть пропажу хозяйке. Ну что вы готовы? -чтобы найти дорогу к Хозяйке Чума нам предстоит преодолеть много трудностей в пути. А помогут нам в этом подсказки, которые лежат в этой сумке. (Логопед достаёт Хозяйки Чума, на котором написаны загадки). А вот и первое задание «Загадки». На конце холма чернеет уголёк ( Песец) На место укочевавших другие прикочуют ( Рога) Один скочует, другой встанет ( Рог оленя) Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись. (Копыта оленя) Старик в шубе дни и ночи защищает прорубь от ветра. (Олений хвост). Никакой богатырь бросить не может (Шерсть оленя) На перешейке тонкого мыса оставлен красивый воз. (Нос турпана) Ходит, а следов не видно. (Рыба) Двух остяков разделяет Логопед: Молодцы, с 1 заданием вы справились, умеете, загадки отгадывать мы можем идти дальше. (дети поднимаются в спортзал). (Логопед достает из сумки маленькую сумочку, на которой написано костёр) Логопед: Следующее задание «Костёр». Чтоб в пути нам согреться, надо развести огонь. Гори, гори, ясно, (Дети сжимают и рассжимают кулачки, Чтобы не погасло, делают движения руками вверх –вниз, Глянь на небо поднимают голову и руки вверх, тянуться, Птички летят машут руками, как птицы крыльями, Колокольчики звенят имитируют кистью рук колокольчик. Логопед: Замечательно идём с вами дальше. « Руковичка» игра (подбери признаки, подбери действия к предмету). Варианты: • Чум (какой) • Хозяйка (какая? Что делает?) • Охотник (какой? что делает?) • Собаки (какие? Что делают?) • Малица (какая?) • Олени (какие? Что делают?) и т. д. Логопед: Друзья, и с этим заданием вы справились замечательно, наш путь продолжается. (дети заходят в изо студию) Логопед: А впереди нелёгкий путь, настало время отдохнуть. Ребята, присаживайтесь на коврик. Из сумки появляется предмет, на котором написано «Путаница» (деформированные предложения). Логопед: Сейчас я вам буду перечислять слова, а из них вы составьте предложения. Варианты: • Олень бежать быстро по тундра; • Зима тепло чум в; • Хозяйка шить малица; • Охотник поймать зверя • Холод тундра в зима; • Рано вставать жители стойбища; • Рыбаки ловить рыба в река. Логопед: И снова вы показали свои хорошие знания. (логопед достаёт следующий предмет, на котором написано «Рисунок») Логопед: Это последние задание где то рядом Хозяйка Чума. Сейчас нам предстоит выполнить рисунок в подарок Хозяйке Чума. Логопед: Мы настоящие художники, умеем красиво рисовать, смешивать краски на политре, получать зимние оттенки. Я знаю, что Хозяйка Чума мечтает увидеть на ваших рисунках: себя в красивой одежде, свой дом чум, своих друзей собак и оленей, снежные сопки и северное сияние, а может на вашем рисунки будет лес вдалеке и припорошенные снегом деревья. Предлагаю занять свои места и приступить к работе. Варианты руководства детской деятельностью: • Что решил изобразить? • Вижу, что на рисунке появляются первые деревья. Они у тебя вдалеке – поэтому ты решил приглушить зелёный цвет? • Не забывайте про помощницу – палитру. • Где нарисуешь чум? • Х. Ч. Любит животных, очень будет рада увидеть оленей и собак. • Я, знаю, что у тебя удачно получается изображение ненцев и собак. Сегодня ты тоже нарисуешь их. • Ты работаешь кистью как настоящий художник – правильно держит, хорошо промывает, не забывает использовать салфеточку. ( По окончанию работ детей открывается панорама «стойбище», дети вывешивают свои работы для рассматривания и занимают места вокруг на скамейках). Варианты анализа готовых работ с привлечением детей. Логопед: -Расскажи, что случилось с твоими героями? -Выбери рисунок и опиши его. - Пофантазируй, что могло быть дальше? -Опиши свой рисунок? -Что лучше всего у тебя получилось? -Расскажи, что ты знаешь о Северном сиянии? -Придумай название своей картине? Логопед: Сегодня вы ещё раз доказали, что многое знаете и умеете, справившись со всеми заданиями и нарисовав чудесные рисунки, вы вернули сумочку Хозяйке Чума и она благодарит вас за это. А теперь нам с ней пора прощаться – к себе в группу возвращаться. Подведение итога занятия и детской деятельности. | |
Просмотров: 1334 | Загрузок: 503 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||