Суббота, 16.12.2017, 00:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Окружающий мир

занятие "Путешествие по стране воды."
[ · Скачать удаленно (11) ] 20.01.2012, 13:08
Ковтуненко Надежда Анатольевна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №421»
«Гармония» г. Перми
Возраст детей: 5-6лет
Тема занятия: Путешествие по стране воды.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о воде как источнике жизни.
Задачи:
1. закрепить знания детей о различных видах водоёмов и агрегатных состояниях воды в природе; расширить представление о использовании человеком воды; уточнить знания о свойствах воды: прозрачность, отсутствие цвета, формы, выявить вещества, которые растворяются в воде;
2. формировать способы поисковой деятельности;
3. развивать такие формы речи как рассуждение, доказательство;
4. способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;
5. воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.
Тип занятия: интегрированное занятие;
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: В первой части занятия используется демонстрация фрагмента мультфильма и создание проблемной ситуации с целью мотивации на предстоящую деятельность. В основной части занятия используются наглядные методы (рассматривание иллюстраций, моделей, природоохранных плакатов, прослушивание музыкального произведения), словесные ( беседа, вопросы проблемного характера на выявление взаимосвязей, указание, уточнение, педагогическая оценка), практические ( моделирование, экспериментирование, обследование, выполнение по указаниям), игровые (игровая ситуация, пальчиковая игра, загадки). В заключительной части – рефлексия, позитивная оценка деятельности детей педагогом. Поощрительный бонус – просмотр окончания мультфильма.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: Занятие проходит с подгруппой детей, для экспериментов дети разбиваются на пары. В ходе занятия осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
Оборудование:
видеозапись мультфильма «Заяц Коська и родничок»; макет облака с прорезями для капелек; схематические модели заданий в форме капелек; иллюстрации из пособия «Учимся беречь природу»; иллюстрации с разными формами воды в природе; графические модели трёх агрегатных состояний воды; прозрачные ёмкости различной формы, соль, сахарный песок, мука, растительное масло, шампунь; графические модели, демонстрирующие растворимость разных веществ в воде; аудиозапись произведения Н. А. Римского-Корсакова «Море» из оперы «Садко», ткань для моделирования моря.
Прогнозируемый результат: в ходе занятия содействуем реализации следующих линий развития:
Физическое развитие (образовательная область «Здоровье») – у детей сформируется понимание необходимости сохранения природной среды. Как необходимом условии для здоровья человека;
Познавательно-речевое развитие (о.о. «Познание», «Кругозор», «Коммуникация») – систематизирование знаний и расширение кругозора, умение решать проблемные ситуации путем разностороннего исследования предмета, обогащение словаря, формирование доказательной речи.
Художественно-эстетическое (о.о. «Музыка») развитие эстетического восприятия музыки и ее творческого отображегния.
Социально-личностное развитие (о.о. «Социализация») – воспитание ответственности, формирование основ гражданского поведения.

Ход занятия
Воспитатель: Сегодня наше занятие начнётся необычно: мы посмотрим мультфильм, который называется «Заяц Коська и родничок». Коська – это любопытный зайчонок, который хотел всё знать. А что такое родничок? Выслушать ответы детей и подытожить: это источник воды, выходящий из земли.
Просмотр фрагмента от встречи с родничком до превращения его в облако.
Воспитатель: - вы поняли, как родничок превратился в облако? Но мы не можем продолжить просмотр мультфильма, потому что не все капельки поднялись вверх. Некоторые остались , чтобы дать нам задания. Если справимся, соберём все капельки в облаке, то сказка продолжиться дальше.
Рассмотреть макет облака с отверстиями для капелек и капельки с зашифрованными заданиями.
- На первой капельке изображён земной шар. Какое же это задание? Наверно мы должны вспомнить, какие водоёмы есть на нашей планете. Эти иллюстрации помогут нам.
Работа у мольберта. Дети рассматривают иллюстрации, называют разные виды водоёмов: океаны, моря, реки, озёра, болота, ручьях, родниках.
- Какие состояния воды вы знаете? Ответы детей сопровождаются показом графических моделей агрегатных состояний воды. Где мы встречаемся с жидкой водой? А может вода быть твёрдой? Назовите примеры твёрдой воды. А когда вода бывает в виде пара? Может быть, вы знаете загадки о воде? Дети загадывают загадки о снеге, граде, сосульке, облаке, инее, росе, дожде. Уточняется состояние воды в отгадке.
- Вот мы и выполнили задание первой капельки, и она отправляется на облако. Вставить капельку в отверстие в облаке.
Пальчиковая гимнастика «Дождь»
Капли первые упали,
Паучков перепугали
Дождь полил еще сильней,
Птицы скрылись средь ветвей
Дождь полил, как из ведра –
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает,
Громом землю разрывает.
А потом из тучи солнце
Заглянуло к нам в оконце.

А вот на этой капельке нарисованы разные сосуды с водой. Какие виды заданий можно придумать по этой схеме? Действительно, мы сейчас подойдём к столам, где мы проведём опыты, чтобы установить некоторые свойства воды.
Дети подходят к столам, где установлены подносы с оборудованием для опытов по два человека к одному подносу.
- В стаканы налита обычная питьевая вода. Возьмите стаканы и посмотрите сквозь них вокруг: на игрушки, друг на друга. Что вы можете сказать? Да, чистая вода прозрачна.
Я налила вам кипячёной воды, поэтому вы можете попробовать, какая вода на вкус. Что вы можете сказать? Она без вкуса, пресная. Постараемся уловить запах воды. Показать, как правильно нюхать вещества, направляя запах от стаканчика ладошкой. Что мы можем сказать? Чистая вода без запаха. А форма у воды есть? Чтобы это уточнить, воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на вашем столе.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.
Давайте перельём воду в другой сосуд. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой. Какой вывод мы можем сделать? Действительно, вода не имеет собственной формы. Она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А выплеснувшаяся у вас на поднос вода растеклась плоской лужицей.
- У вас на подносах в пластмассовых баночках находятся вещества – на каждом подносе разные. Постарайтесь определить, что это за вещества. Напоминаю, что незнакомые вещества нельзя пробовать на вкус. Нюхать тоже надо осторожно, направляя запах ладошкой. Помешайте ложкой. Помочь детям установить, что у них на столах находятся соль, сахар, масло растительное, мука, шампунь.
- Как вы думаете, что произойдёт, если мы эти вещества попадут в воду? Давайте проверим. Ложечкой осторожно поместите своё вещество в воду, размешайте и посмотрите, что получиться. Работать в парах надо дружно. Иначе результата не будет. Обсудите результат, а потом расскажете нам, что у вас получилось.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
• Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной.
• Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.
• Шампунь растворился в воде, появилась пена.
• Масло не растворяется в воде. Оно растекается по поверхности плёнкой, или плавают в виде жёлтых капелек.
Обсуждение результатов опытов сопровождается демонстрацией моделей, которые отражают степень растворимости веществ в воде.
-Мы установили ещё одно свойство воды: она растворяет многие вещества.
Вот мы и выполнили с вами задание второй капельки, и она занимает своё место на облаке.
А нам спешит дать задание следующая капелька. На ней нарисованы ноты. Какое задание можно сделать по этой модели?
Следующая часть занятия проводится совместно с музыкальным руководителем. Дети слушают фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Садко», который называется «Море». При этом они отражают динамику звучания при помощи большого куска голубой ткани, который дети держат все вместе, сидя в кругу. Спокойное звучание музыки дети сопровождают легким колыханием ткани, при нарастании силы звучания «волны» усиливаются.
Вот какое красивое задание предложила нам эта капелька. Мы её тоже отправим на облачко и обратимся к последней капле. На ней изображено, как человеческие ладони бережно держат чистую капельку воды. О чём просит нас эта капелька? Почему надо беречь воду? Кому нужна вода? Как мы можем беречь воду? Рассмотреть ситуации на мольберте из наглядного пособия « Берегите природу». Объясните, какие ошибки совершают люди? Почему нельзя так поступать?
Вода является величайшей драгоценностью и самым полезным из полезных ископаемых на нашей планете. Люди должны охранять чистоту вод. Без чистой воды невозможна жизнь на нашей планете
Что такое вода? Это жидкость без цвета,
формы, запаха нет, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
. Последняя капелька размещается на нашем облаке. Но перед тем, как мы продолжим смотреть мультфильм, скажите что новое вы сегодня узнали на нашем занятии? Что особенно запомнилось? О чём бы еще хотели узнать?

Литература:
Методические советы к программе "Детство" (под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А.) Библиотека программы "Детство» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Добро пожаловать в экологию! Часть II.\ сост. О.А. Воронкевич. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007.

«Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» DVD

. Мой мир@Mail.Ru: Сообщество: Вода - основа жизни!
http: my.mail.ru
-
Категория: Окружающий мир | Добавил: pedagog
Просмотров: 861 | Загрузок: 248 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Очень жаль, но работа не прошла техническую экспертизу. Работа расположена на другом сайте

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]