Пятница, 18.01.2019, 21:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Окружающий мир

"Портрет воды" - НОД с детьми подготовительной группе по образовательной области "Познаниt@
[ · Скачать удаленно (383.96 kb) ] 22.01.2013, 13:43
«Портрет воды»
Подготовительная к школе группа
Цель:
Расширять представления детей о неживой природе в интересной для них деятельности.
Формировать у детей познавательную потребность, интерес к окружающему миру.
Задачи:
-В ходе проведения опытов, закрепить основные свойства воды, получить новые интересные сведения о ней
-Продолжать учить детей составлять модели объектов неживой природы (по «методу маленьких человечков»), используя ресурсы своего тела
-Развивать воображение, критичность мышления: умение видеть положительные и отрицательные стороны объектов неживой природы
-Не боясь высказывать собственные суждения, обосновывать их, устанавливать причинно-следственные связи.
-Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, развивать наблюдательность.
-Получать эмоциональное удовлетворение, испытывать радость от своих маленьких открытий.
Оборудование:
• Картонная коробочка для ледяного цветка.
• Изображение ручейка, сделанное из бумаги голубого цвета.
• Фишки «капельки»
• Карточки-кружочки на каждого ребёнка, одна сторона которых белая – «льдинки», другая, в цвет ручейка, голубая – «растаявшие льдинки». Магниты к ним.
• Материал для опытов с водой – прозрачные пластиковые стаканчики разного размера (по одному на каждого), различные ёмкости с водой
• «Коробочка предметов-помощников» - бумажные и тканевые салфетки, трубочки для коктейлей, ложечки, камешки, сухие краски и др.
• Листы белой бумаги
• Лист бумаги для составления «Портрета воды»
• Фломастеры

Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на «волшебный цветок», который он держит.
Игра «Волшебный цветок».
Авторский метод.
Цель:
Развитие интереса друг к другу, умения найти хорошее в любом человеке, формирование дружеского отношения в группе сверстников.
Способствовать интересу к совместной деятельности, созданию хорошего эмоционального настроя.
Игра заключается в следующем:
Воспитатель:
-Этот цветок не простой. Он поможет рассказать что-нибудь хорошее о своём товарище тому, у кого он окажется.
«Ты цветочек подержи и о друге расскажи» - с такими словами воспитатель передаёт цветок одному из детей. Дети по очереди передают цветок и говорят, чем им нравится их сверстник, друг, стоящий рядом с ним.
(«Мне нравится Оля тем, что она очень добрая» и т.д.)
Воспитатель:
Мне было приятно услышать много хорошего о вас. А пока вы передавали волшебный цветок, я вспомнила рассказ профессора Почемучкина о ледяных цветах (профессор Почемучкин - участник различных экспериментов, опытов, исследований).
Недавно он побывал в гостях у самой Снежной королевы!
Он с таким восторгом рассказывал о ледяных цветах в её замке, и даже взял один цветок на память, конечно же, с разрешения Снежной королевы. Чтобы не повредить цветок, он положил его вот в эту коробочку.
-Как вы представляете себе этот цветок, какой он?
Дети:
Он прозрачный, сверкающий, блестящий, холодный, хрупкий.
(Воспитатель открывает коробочку, но там ничего нет, только мокрое дно).
Воспитатель:
- Ой, а где же цветок? Куда он мог исчезнуть?
Дети:
Наверно он растаял. Он же был ледяной!
Воспитатель:
-А почему же у Снежной королевы цветы не тают, а у нас растаял?
Дети:
В замке Снежной королевы холодно, а у нас тепло. Вот он и растаял!
Игра «Что сначала, что потом».
Видоизменена для проведения занятия.
Пособие по развитию творческого воображения М.Н. Шустермана «Маленькие человечки».
Цель:
Моделирование ситуации, используя ресурсы своего тела: передать состояние перехода льда в воду. Расширять представления детей о процессах неживой природы.
Развивать мышление, воображение.
Вхождение в тему.
Воспитатель:
Ребята, а давайте профессору Почемучкину покажем при помощи ресурсов своего тела, что произошло с ледяным цветком. А я это сфотографирую и передам ему, чтоб он узнал, что же с ним случилось.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды.
Одна команда покажет, каким сначала был ледяной цветок, когда рос в замке Снежной королевы. А вторая – что с ним потом стало.
Дети договариваются, делятся на две команды.
Дети первой команды изображают «твёрдых человечков» (лёд). Они становятся рядом друг с другом, ставят ноги на ширине плеч, поднимают руки вверх, крепко взявшись за руки.
Вторая команда изображает «жидких человечков» (растаявший лёд, то есть воду). Они встали произвольно и медленно двигаются относительно друг друга.
(Воспитатель фотографирует модели «льда» и «воды», показанные детьми, используя ресурсы своего тела).
Воспитатель:
-Расскажите о том, как ведут себя маленькие человечки?
Дети дают воспитателю пояснение, самостоятельно делают вывод:
Лёд твёрдый. А в твёрдом живут маленькие человечки, которые стоят, не двигаясь, и крепко держатся друг за друга.
От тепла ледяной цветок растаял и превратился в воду. Вода – это жидкие человечки. Они свободно двигаются, потому что воду, как и всё жидкое, можно переливать куда захочешь.
Воспитатель:
Да, ледяной цветок растаял, и, как вы сказали, превратился в воду. А если бы растаял целый букет цветов, была бы большая лужа воды или даже маленький ручеёк.

Физминутка
Ручеёк в лесу бежит,
И куда-то он спешит.
Жур-жур-жур ручей журчит,
Будто с кем-то говорит.
(Дети двигаются змейкой друг за другом, имитируя движение ручейка)
После физминутки. воспитатель с детьми подходит к мольберту с изображением условного ручейка.
Сегодня мы ребята с вами поговорим о воде. И даже привычная для нас вода таит в себе много неизвестного и интересного.
Воспитатель:
Но прежде чем мы пройдём в лабораторию выполнять задания, мы не просто так остановились у ручейка.
Игра «Ручеёк»
Авторский метод.
Цель:
Выявление детей, которые не уверены в выполнении заданий по данной теме, детей с заниженной самооценкой
Ход игры:
Предлагаю взять карточки-кружочки (по одной каждому), одна сторона которых белая – «льдинки», а другая голубая, в цвет ручейка, – «растаявшие льдинки». Их надо прикрепить к ручейку. Тем, кто сомневается в выполнении заданий - «льдинками», а тем, кто уверен, что справится – «растаявшей льдинкой».
Дети располагают карточки на ручейке, воспитатель фиксирует опасение некоторых детей.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
-А мне хотелось бы спросить, как вы думаете, вода приносит только пользу?
Дети:
И пользу и вред.
Докажите мне это и я с вами соглашусь.
Игра противоречий «Цепочка хороших и плохих следствий»
Игра из серии «Хорошо-плохо» - видоизменена для занятия.
Цель:
Учить детей размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи. Упражнять в умении выявлять положительные и отрицательные стороны предметов, явлений, веществ.
Подготовительная работа по обучению детей разрешению противоречий окружающей действительности.
Ход:
Воспитатель предлагает провести игру соревнованием двух команд, одной из команд говорить о пользе воды, другой – о её вреде. За правильный ответ участник команды получает «капельку».
Итак, начинаем игру. Вода – это польза. Почему?
Дети первой команды:
Вода нужна всем и людям, животным, растениям. Без неё всё живое погибнет.
Воспитатель:
Согласна. Получаете «капельку» (обращается ко второй команде).
Дети второй команды:
Вода может принести вред: попьёшь холодной, ледяной воды – заболеешь. А от горячей воды можно обжечься.
Ответы детей:
Вода – это дом для рыб, водорослей, медуз и других водных жителей. - Плохо когда реки наполняются водой и бывают наводнения.
Вода нужна для того, чтоб стирать, готовить еду, мыться. –Когда много дождей или снег тает, на улице большие лужи, это плохо.
По воде можно плыть на корабле, на лодке, на надувном круге. - Сильные волны, цунами, приносят разрушения и гибель людям т.д.
В конце игры проверить, в какой команде было больше правильных ответов.
Воспитатель:
Ребята, вы мне много рассказали и о пользе воды и о том, что вода может наносить вред.
А сейчас я предлагаю всем пройти в нашу лабораторию профессора Почемучкина.
Дети сидят за большим круглым столом. На столе различные ёмкости с водой, в том числе пластиковые стаканчики с водой на каждого ребёнка (разного размера).Посередине стола – «коробочка нужных помощников», в ней предметы, которые могут пригодиться для проведения опытов.
Воспитатель:
Существуют планеты, на которых совсем нет воды. И возможно обитателям этих планет захочется узнать о воде. Предлагаю составить портрет воды.
-Что значит составить портрет воды? Как вы думаете?
Дети:
Вот художник рисует портрет человека, он должен рассмотреть какой он: какое лицо, волосы, глаза и т.д. Значит, чтоб составить портрет воды, мы тоже должны рассказать какая она.
Воспитатель:
Согласна с вами. Сейчас мы будем исследовать воду, а результаты своих наблюдений условными знаками записывать. Профессор Почемучкин эту собранную нами информацию передаст в космический центр.
Игра «Портрет воды».
Цель:
Самостоятельно овладевать знаниями об основных свойствах воды в процессе экспериментальной деятельности, используя ранее полученный опыт.
Задачи:
Учить фиксировать результаты наблюдений условными знаками (моделями)
Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
Переживать радость от своих маленьких открытий в познании окружающего мира.
Развивать наблюдательность.

Примечание:
После исследования каждого свойства воды, дети придумывают условный значок (модель) изображения этого свойства.
Варианты: Их может записывать воспитатель, один из детей на доске, или каждый ребёнок самостоятельно.
Воспитатель предлагает детям взять пластиковые стаканчики разного размера, наполненные водой.
Воспитатель:
Эту водичку я налила с чайничка.
-Что вы можете про неё рассказать? Какая вода?
Дети:
Её можно пить, значит, она питьевая.
Если она питьевая, значит, она чистая.
Воспитатель:
-А на вкус вода сладкая или кислая?
Дети:
У простой питьевой воды нет вкуса. (Убеждаются в правильности ответа, пробуя воду.)
Воспитатель:
А какой тогда запах у воды, чем же она пахнет? (у воды нет запаха).
Воспитатель:
-Ребята, а когда вы брали стаканчики с водой, какие они были на ощупь? Почему?
Дети проверяют воду на ощупь. Делают вывод, что вода бывает различной температуры.
(Предлагают обозначить цветом: холодную – синим, тёплую – розовым, горячую – красным).
Далее воспитатель ставит в один стаканчик чайную ложечку.
-Какая ещё вода? (прозрачная)
-Почему вы так решили? (видно, что в стакане ложечка)
-Как по-другому убедиться, что вода прозрачная?
Дети:
Посмотреть через стаканчик с водой на соседа или на свои пальцы.
Воспитатель:
Докажите, что вода прозрачная, используя предметы-помощники из шкатулочки.
Дети выбирают из коробочки ложечки, коктельные трубочки, камешки и др. и опускают в стаканчик. Убеждаются в правильности своих суждений.
Воспитатель:
-Как мне это свойство воды обозначить в листе наблюдений? Что можно выбрать для условной записи, что вода прозрачная, что ещё бывает прозрачным?
Воспитатель нечаянно проливает воду.
Воспитатель:
А какая у воды форма? Может быть круглая или овальная?
Дети:
Вода жидкая, она течёт. У её нет формы!
Воспитатель предлагает детям налить воду в разные ёмкости и убедиться в своём выводе.
Воспитатель:
Да, вы правы, вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Воспитатель:
-Интересно, а что же может вода?
Воспитатель предлагает взять бумажную и тряпичную салфетки и положить на
поверхность воды.
-Что происходит? Что делает вода?
Вода проникает в волокна бумаги и ткани и смачивает её.
Воспитатель предлагает найти предметы в коробочке, которые помогут ещё узнать о том, что может вода. Дети выбирают сухие краски, бросают в стаканчики. Вода окрашивается.
-Что может вода?
Дети:
Вода может быть помощником, чтоб растворить сухую краску. Может окрашиваться в цвет той краски, какую в неё бросили.
Воспитатель:
А ещё посмотрите, что может вода! Бросает цветные краски в стаканчики с водой. Они растворяются, и вода окрашивается в разные цвета.
-А где ещё вы наблюдали, как вещества растворяются в воде?
Дети:
Когда заваривают чай, варят компот из ягод, варят борщ.
Воспитатель:
А я знаю о воде ещё один секрет.
-Как вы думаете, можно ли водой что-нибудь склеить? Ну, например, эти два листа бумаги.
Сначала дети самостоятельно прикладывают два бумажных листа и сдвигают их один в одну, другой в другую сторону. Потом самостоятельно намачивают их в большой ёмкости. Воспитатель предлагает прижать их друг к другу и попробовать также сдвинуть.
-Что же умеет вода? (умеет склеивать бумагу)
Воспитатель:
Вы правы, вода обладает склеивающим свойством.
Вы, ребята, много рассказали сегодня о воде. Я думаю, что портрет воды хороший у нас получился.
Продолжение игры «Ручеёк» - «Довольный ручеёк»
Цель и задачи метода: проследить изменения самооценки детей
Со всеми заданиями вы справились. И те ребята, которые поставили «карточки-льдинки» на ручейке, тоже хорошо выполняли задания.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на «холодные льдинки», плывущие в ручейке и если дети согласны, что они справились с заданиями, поменять их на «растаявшие льдинки».
(Дети меняют карточки-символы).
Собранную информацию я передам профессору Почемучкину.
А наше сегодняшнее занятие предлагаю закончить игрой, а играть мы будем с водой.
Игра «Удержи воду в ладошках».
Цель:
Эмоциональное удовлетворение, разрядка в конце проведённой работы. Релаксация.
-Как вы думаете, можно ли удержать воду? Попробуйте!
Ход игры:
Дети набирают немного воды в ладошки и пытаются как можно дольше её удержать.
Варианты: можно предложить сосчитать, кто дольше удержит воду.
Воспитатель предлагает послушать песенку, а в свободное время разучить её.

«Твёрдое – жидкое»
Сл. и муз. А Туктарова
Коль зимою прыгнуть с вышки,
То набьёшь, конечно, шишку.
Знать, тверда была вода.
Ты ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень тёплую погоду,
Будешь мокрым ты до нитки –
Летом лёд бывает жидким.
Вот такая чехарда:
То здесь лёд, а то вода.
Зачерпнём воды из речки
И поставим греть на печке:
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдём.
Вот такая чехарда:
То здесь пар, а то вода.
И вода, и лёд, и пар,-
Скажет вам и млад и стар,-
Это всё-таки вода.
Ты запомни навсегда!

Домашнее задание:
Нарисовать предметы, которые могут быть одновременно и мокрыми, и сухими.
(стакан, резиновые сапоги, зонтик, куртка, кастрюля и т.д.)
Цель: развитие логического мышления, воображения.
Категория: Окружающий мир | Добавил: VOLSHEBNIK54
Просмотров: 1483 | Загрузок: 259 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 aktivnay  
Очень интересный конспект. Просто, доступно, вместе с тем - интересно и увлекательно. Возьму на вооружение. Спасибо за интересные идеи.
с уважением Шахова Ольга Вячеславовна
.

1 di  
Работа допущена к участию в Конкурсе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]