Главная » Файлы » Дошкольное образование » Окружающий мир |
NS_OM_PintusovaOS_RonkursAMOFGOS
[ · Скачать удаленно (14.4Мб) ] | 18.02.2014, 07:28 |
Тема: “Тайны леса”. Цель: Активизация мыслительной деятельности, речи детей, обогащение знаний детей об окружающем мире. Проблема: Выяснить, как наступает весна в лесу. Программные задачи: Обучающие задачи: • Обобщать представления детей о типичных весенних явлениях. • Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. • Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями погоды, выявлять причины происходящих изменений. • Продолжать учить составлять связные интересные рассказы об увиденных изменениях в природе. Развивающие задачи: • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. • Продолжать учить использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач. • Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности. Воспитательные задачи: • Формировать отрицательное отношение к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, желание охранять ее. • Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать друг друга. Интеграция: познание, социализация, коммуникация. Предварительная работа с детьми: Игровая деятельность Дидактические игры: “Что, где растет?”, “Отгадай-ка”, “Что за птица?”, “Какой, какая, какое”, “Весна-красна”, “Какое время года?”, “Зоологическое домино”, “Птицы весной”, “Найди, что опишу”, “Узнай растение”. Речевая деятельность Словесные игры: “Что за птица?”, “Природа и человек”, “Как вести себя в лесу”, “Звуки весны”. Составление рассказов: “Сосулька”, “По дороге в детский сад”, “По дороге домой”, “Весна-красна”, “Птицы”, “Картина весны”. Называние слов на определенные звуки: названия птиц, деревьев. Физическое воспитание Подвижные игры: “Перелет птиц”, “Живая картина”, “Вот такая птица”, “Дети спят”, “К названному дереву беги”, “Третий лишний”. Ознакомление с природой Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны. Наблюдение за снегом, солнцем (увеличение продолжительности светового дня), капелью, деревьями, изменениями погоды, птицами. Классификация деревьев, птиц. Птицы: Отметить прилет первых птиц. Весеннее оживление у зимующих: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары. Небо, солнце: Понаблюдать за длиной тени от дерева. Она с каждым днем становится все короче. Сделать вывод: солнце с каждым днем поднимается все выше. Деревья: Объяснить, что деревья “просыпаются”, у них набухают почки, откуда берется сок. Ознакомление с художественной литературой Заучивание и чтение стихов: С. Маршака "О весне", “Снег теперь уже не тот…”. Чтение пословиц, примет. Отгадывание загадок. Пересказ: Э.Шим “Солнечная капля”. ИЗО Рисование: Плакат о защите природы, деревья, ветки вербы. Нетрадиционное рисование (на мокром листе бумаги): Деревья. Лепка: Деревья, птица в гнезде, птички на кормушке. Аппликация: Деревья. Музыка Слушали произведение П.И.Чайковского “Март”. Предварительная работа воспитателя: • Сбор материалов для создания фильма “Первые признаки весны”. • Подбор слайдов с изображением птиц. • Подготовка демонстрационного и раздаточного материала. • Подготовка декораций. Демонстрационный материал: Фильм “Первые признаки весны”, слайды с изображением птиц. Раздаточный материал: Ветки тополя. Предварительная работа родителей: Наблюдать и называть характерные признаки весны по дороге в детский сад и домой. Замечать изменения. Обсуждать с ребенком, почему так происходит. Словарная работа: • Обогащение словаря: щебечут, кочующие, набухли почки, сокодвижение. • Активация словаря: чирикают, перелетные, зимующие, запоздалая, пасмурная, ненастная, солнечная, весна-красна, журчащая, капель, проталины, лесной доктор, глаголы из д/и “Птицы умеют”, почка, ветка. Методические приемы: • Создание положительного эмоционального настроя в начале занятия. • Игровой (Д/и “Когда это бывает”, “Птицы умеют”). • Наглядный (ветки тополя, фильм “Первые признаки весны”, слайды с изображением птиц, декорации леса, сугроба, следы птиц). • Словесный (напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя). • Исследовательская деятельность (опыт с ветками). Оборудование: Мультимедийное оборудование, фильм “Первые признаки весны”, аудиозапись пения птиц, декорации, игрушка птичка. Ожидаемый результат: • Высокая речевая активность детей на занятии. • Активизация и обогащение словаря. • Закрепление и усвоение знаний детей о сезонных изменениях в природе. Участники: Дети старшей группы, воспитатель, родители. ХОД НОД: Организационный момент. Воспитатель: Дорогие ребята, давайте поприветствуем друг друга (дети встают вкруг, берутся за руки): Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Я улыбнусь вам и вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие. Но сначала вспомните и скажите, какое сейчас время года наступило? Дети: Наступила весна. Воспитатель: А какая весна в нашем крае? Дети: Запоздалая, холодная, затяжная, пасмурная, ненастная, … Воспитатель: А какая весна может быть? Дети: Теплая, весна-красна, дождливая, солнечная, журчащая, зеленая,… Воспитатель: А хотите узнать, как весна приходит в лес? Мы отправимся в лес и откроем некоторые его тайны. А перенесет нас туда весенний ветерок Вправо, влево покружились И в лесу все очутились… (Дети кружатся) Воспитатель: Дети, давайте присядем на стулья. Звучит музыка Макаревича А. “Мы будем вместе”. На экране появляются по одной картинки с изображением одного из признака весны. Воспитатель: Ребята, скажите, в каком лесу мы с вами оказались? Дети: Мы оказались в весеннем лесу. Воспитатель: Почему вы так решили? Дети: Доказывают, называя первые признаки весны, которые увидели на экране: появились первые проталины; небо голубое, весеннее; появились сосульки; звенит капель; снег еще не сошел, но он уже грязный; деревья голые, но они уже проснулись… Воспитатель: Почему все это происходит? Дети: Потому что солнце стало ярче светить, сильнее греть. Воспитатель: Правильно. Весна – это праздник пробуждения природы. Весна еще только начинается: просыпаются от зимней спячки деревья и кустарники, происходят изменения в жизни животных, растений и птиц. А теперь давайте поиграем. Дидактическая игра “Когда это бывает?” Цель: Углубление знаний о временах года, воспитание сообразительности, быстроты мышления. Ход игры: Воспитатель перечисляет различные признаки каждого времени года. Если дети слышат признаки весны, то они прыгают и хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами и крутят головой. • тает снег; • трещат морозы, воет вьюга; • звенит капель; • дети загорают на солнце, купаются в реке; • появились первые проталины; • расцвели ромашки, поспела клубника; • на деревьях желтые листья, начался листопад; • солнце стало теплым, ярким; • побежали ручьи, дети пускают кораблики; • птицы улетают в теплые края; • птицы начинают вить гнезда. Воспитатель: Молодцы! Знаете ли вы, какие деревья растут в лесу? Перечислите. Дети: Береза, дуб, тополь, сосна, ель,… Воспитатель: Предлагаю вам открыть первую тайну леса. Сделаем это опытным путем. Давайте мы с вами устроимся на лесой полянке. Посмотрите, сколько веток оборвало ветром. Этот сугроб будет нашей лабораторией, а мы будем исследователями. Проведем опыт с ветками. Каждый из вас возьмет ветку и скажет мне, от какого она дерева? Дети: Это ветка от тополя. Воспитатель: Почему вы так решили? Что вы видите на ветках? Дети: Почки. Воспитатель: Давайте рассмотрим их внимательно. Какого они цвета? Дети: Почки темно-коричневого цвета. Воспитатель: Потрогайте их. Что вы чувствуете? Дети: Почки липкие, колючие, твердые,… Воспитатель: Какая у них форма? Дети: Почки овальные, вытянутые,… Воспитатель: Попробуйте раскрыть почку и посмотреть, что там. Как вы думаете, что это такое? Чем пахнет? Чем измазаны пальчики? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Почему на деревьях начали набухать почки? Дети: Потому что солнце стало нагревать ствол дерева своими лучами, сок внутри деревьев растаял и начал бежать по веточкам к почкам, поэтому почки стали набухать. Воспитатель: Правильно. Говорят еще – началось сокодвижение. Повторите хором это новое для вас слово. Воспитатель: А теперь расскажите по порядку, что вы делали с веткой, что увидели на ней и что почувствовали. Дети: Рассказы детей. Звучит аудиозапись пения птиц. Воспитатель: Скажите, чьи голоса мы слышим? Дети: Мы слышим пение птиц. Воспитатель: Посмотрите, чьи это следы? (птиц) Давайте посмотрим, куда они нас приведут? Дети и воспитатель идут по следам птиц. Дети садятся на стулья перед экраном. Воспитатель: Как вы думаете. Умеют ли птицы разговаривать? О чем они говорят на своем птичьем языке? Дети: Птицы предупреждают друг друга об опасности, радуются теплу, солнцу, весне, поют песни,… Воспитатель: Правильно. Послушайте их пение, как они щебечут, поют-заливаются. Как вы думаете, что они делают весной? Дети: Птицы весной вьют гнезда. Воспитатель: Сейчас я буду загадывать загадки про лесных птиц. Как только вы отгадаете, то изображение этой птиц появится на экране. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика (Синица) Носит черненький жилет, Но у крыльев черный цвет. Видишь, кружат 20 пар, Кричаи: Карр! Карр! Карр! (Ворона) Непоседа пестрая Птица длиннохвостая Птица горделивая Самая болтливая (Сорока) Воспитатель: Ребята, скажите, кто из вас видел этих птиц и где? Дети: Перечисляют. Воспитатель: Правильно. Этих птиц мы видели не далеко от человеческого жилья. С наступлением зимы они перелетают ближе к человеку, а весной улетают снова в лес. Таких птиц называют кочующими (повторить это слово хором). Зачем они это делают? Дети: Птицы прилетают ближе к человеку, чтобы найти себе корм. А весной летят назад в лес, чтобы вить гнезда. С приходом весны в лесу появляются насекомые, их пища. Воспитатель: Сейчас я открою вам небольшую тайну про каждую из этих птиц. Синица выполняет полезную работу в лесу. Она съедает множество гусениц, куколок, личинок. Тем самым спасает дерево от гибели. Ворона необыкновенно умная птица. Она самая первая вьет гнездо. В это время могут быть еще и метели, и холода. Сорока – единственная птица, которая узнает себя в зеркале. А теперь немного поиграем. Давайте встанем в круг. Дидактическая игра “Птицы умеют”. Цель: Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Развитие связной речи. Воспитание выдержки, находчивости. Ход игры: Дети становятся в круг. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают игрушку птичку рядом стоящему – своеобразная эстафета. Слова должны обозначать действия, что умеют делать птицы. Ответы детей: клевать, летать, откладывать яица, высиживать птенцов, щебетать, петь, прыгать, вить гнезда, чирикать,… Воспитатель: Молодцы! Послушайте следующую загадку. Я без молотка, без рук По стволу стучу: тук, тук. Вылечу деревья-ели, Чтоб росли и не болели (Дятел) Воспитатель: Где живет дятел? Дети: Дятел живет в лесу. Воспитатель: Опешите дятла. Какой он? Что делает? Дети: Дети описывают внешний вид дятла. Обращают внимание на клюв, он большой, сильный, длинный,… Воспитатель: Зачем ему нужен такой клюв? Дети: Такой клюв нужен дятлу, чтобы извлекать вредителей из под коры, тем самым спасая деревья. Воспитатель: Какое прозвище получил дятел за то, что он спасает деревья, лечит их? Дети: Лесной доктор. Воспитатель: Теперь я вам открою небольшую тайну про дятла. Клюв еще нужен дятлу, чтобы делать себе дупло, где он выводит птенцов. Дупло делает в сухом дереве, которое уже нельзя спасти. У дятла, кроме клюва, есть еще и длинный язык. Клювом он долбит отверстие, где спряталось насекомое, а языком достает его. Что за весенняя черная птица Трактору чуть ли не на нос садится? (Грач) Воспитатель: Где живет грач? Дети: Грач живет в лесу. Воспитатель: Где провел зиму грач? Дети: На зиму грач улетал в теплые страны. Воспитатель: Значит это птица какая? Дети: Грач – перелетная птица. Воспитатель: Каких вы еще знаете перелетных птиц? Дети: Соловей, кукушка, ласточка, скворец,… Воспитатель: Об этих птицах мы поговорим на других занятиях. А сейчас тайна о граче. Грач – это перелетная птица, которая открывает весну. Это самая первая птица, которая возвращается к нам из теплых стран. Сейчас только начало весны. Это наше первое путешествие в лес. А что будет дальше происходить в лесу, мы узнаем из других путешествий. Ребята, предлагаю вернуться в группу и написать книгу о нашем необыкновенном путешествии. Но сначала скажите, какие тайны леса вы узнали? Что было интересного? О ком и о чем вы хотели бы узнать еще? | |
Просмотров: 973 | Загрузок: 455 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||