Четверг, 08.12.2016, 21:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Окружающий мир

Наши добрые соседи
[ · Скачать удаленно (3.7Мб) ] 16.02.2014, 22:49
Название Конкурса «Открытый профессиональный конкурс педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС»
2. Наши добрые соседи
3. Окружающий мир.
4. дошкольное образование.
5. Тахтаганова Ильмира Асхадовна воспитатель, Селянкина Надежда Андреевна воспитатель.
6. МБДОУ детский сад №96 комбинированного вида.
7. РФ
8. РТ
9. Казань.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности
«Наши добрые соседи»

Цель: расширение представлений детей о народах, проживающих в Поволжье.
Задачи:
- воспитывать любовь к своей Родине,
- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
- формировать представления о народах, населяющих Поволжье,
• ознакомление детей с особенностями национальных костюмов народов Поволжья (русские, татары, марийцы, башкиры, удмурты, чуваши);
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
• развитие познавательных универсальных учебных действий детей, таких как: умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (национальные костюмы); умение устанавливать аналогии на предметном материале (аппликация);
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми, а именно: эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.
• развитие продуктивной деятельности детей (аппликация);
• развитие детского творчества;
• воспитание уважения к народам разных национальностей, доброжелательного отношения друг к другу.
• развивать монологическую речь, умение делать выводы и доказывать;
• воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов Поволжья;
• показывать элементарные умения пользоваться картой.
Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений народов Поволжья, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, знакомство с подвижными играми, традициями, национальными блюдами народов Поволжья
Работа над словарем:
обогащать словарь детей существительными: карта,россияне, мордва тюбетейка, кюльмек, хэситэ, тухья, сурпан, кокошник.; прилагательными: национальный, русский, мордовский, марийский, чувашский, татарский, башкирский,
Планируемый результат – это воспитанник:
• любознательный, активный. Участвует в разговоре во время рассматривания национальных костюмов. Активен в познавательно-исследовательской деятельности;
• эмоционально отзывчивый;
• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет слушать взрослого, товарища. Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым и друг с другом;
• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Готов соблюдать элементарные правила в рамках продуктивной деятельности (нанесение клея, расклад бисера, пайеток).

Здравствуйте, я очень рада нашей встрече!
-Ребята, как вы думаете, что перед вами? (карта)
-Да, это изображение карты Поволжья, нашей с вами малой Родины.
-Рассмотрите карту более внимательно, что вы видите? Что изображено?
-Кто из вас уже догадался, чем мы будем сегодня заниматься?
- Мы сегодня отправимся в тур по нашей малой Родине, и я как гид-экскурсовод предлагаю вам следующую программу экскурсии:
просмотр фильма в видеозале;
посещение выставки праздничного национального костюма;
работа в качестве модельера в творческой мастерской «Костюм своими руками»;
участие в показе высокой моды.
-А кто из вас ездил на экскурсию с родителями, братьями, сестрами?
Я предлагаю вам пройти со мной в видеозал, посмотреть видеоролик и узнать, о каких народах мы с вами сегодня узнаем много нового и интересного.
(Включается части видеороликов с отрывком из мультфильмов «Гора самоцветов»)
-Какие народы живут в нашей стране?
-Чем они отличаются?
-А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине – Поволжье? (русские, татары, марийцы и др.)
-Мы с вами сегодня продолжим знакомство с традициями разных народов, познакомимся с основными элементами русских, татарских и марийских башкирских народных костюмов.
-Ребята, что вы знаете об этих народах?
- Каждый народ имеет свои национальные костюмы, свой родной язык, Любимые праздники и кушанье каждого народа по-своему интересны и очень многообразны.
- А теперь, ребята, я приглашаю вас посетить выставку праздничного национального костюма и более подробно познакомиться с особенностями этих костюмов.
- Что общего в этих костюмах?
- А чем же они отличаются?

Рассказ воспитателя о костюмах и показ кукол.

Русский народный костюм - это рубаха с мягкими складками по вороту, сарафан, подхваченный у груди поясом с золотым шитьём. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. Кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка (утка, сорока) Нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали струи дождя, капли росы, падающие на землю-матушку.

Марийский костюм. Женское платье и фартук богато украшено вышивкой. Женщины также как и мужчины носили штаны, кафтан, лыковую обувь. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Они были различны по своей форме.
На костюм женщины надевали набор разных украшений, которые они делали из монет, бисера, бусинок, ракушек.
Эти украшения позволяли отпугивать злых духов, нечистую силу.
Татарский костюм. Сейчас перед вами татарский национальный костюм – рубаха, камзол, шаровары. У женщин – камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей. Всё расшито орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья,веточки). Татарский головной убор - мужчины и женщины носили тюбетейки.

Башкирский костюм. головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы. Чаще других в литературе упоминаются кашмау («кашбов», «кашпау») и кэлэпyш («калябаш»). В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный цвет - это белые полотняные рубахи и платья. Их украшением служил вытканный геометрический или вышитый растительный узор. Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот.
Самое яркое украшение костюма нагрудник. Он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок: монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д.
- Обратите внимание, как красиво они все украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками.
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?
- В таких костюмах можно встретить людей на улицах города?
Динамическая пауза
- В такой одежде не очень удобно играть и бегать. Это праздничная одежда для особых случаев.
Дефиле, показ моделей одежды
- Ребята, я приготовила сюрприз для вас. Я предлагаю вам померить понравившиеся костюмы.
Творческая продуктивная деятельность
-В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду.
- Интересно, сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцами?
- А кто знает, как называют людей, которые придумывают и создают новые модели одежды? (модельеры)
- Ребята, я предлагаю вам побывать в роли модельеров и поработать в творческой мастерской «Костюм своими руками».
- Я принесла вам шаблоны костюмов, их необходимо разукрасить и украсить. Работать будем в группах. Выбирайте понравившийся костюм и карандаши, материалы, с которым будете работать.
Воспитатель предлагает выбрать способ работы: работать стоя или взять стульчики.
Объяснение: (нанести клей, разложить бисер, пайетки, промокнуть салфеткой, стряхнуть лишнее)
Воспитатель наблюдает за ходом работы детей, предлагает, стимулирует творческий поиск.
Ребята как вы думаете, получились у нас национальные костюмы?
- Ребята, у вас остались хорошие впечатления от нашей экскурсии? Я предлагаю вам взять монетки и положить на ту картинку, которая показывает, чем вам больше всего понравилось сегодня заниматься: смотреть видеофильм, рассматривать одежду в музее, моделировать или примерять костюмы.
- Молодцы! Наша экскурсия завершена. Расскажите родителям, друзьям о нашей экскурсии, чем она вам запомнилась, что нового узнали.
Категория: Окружающий мир | Добавил: tigra4
Просмотров: 471 | Загрузок: 118 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла тех. экспертизу, отклонена.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]