Четверг, 21.09.2017, 04:15
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Окружающий мир

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимние гости»
[ · Скачать удаленно (19.86 Kb) ] 29.01.2012, 16:08
Конспект занятия для детей
старшего дошкольного возраста
«Зимние гости»
Программные задачи. Дать детям представление о птицах, их разнообразии; учить делить на перелётные и зимующие на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Активизировать словарь детей новыми словами.
Расширить представления детей о непростой жизни птиц зимой.
Формировать элементарные представления об изменениях в природе и жизни птиц;
знакомить детей с повадками и особенностями жизни диких птиц зимой.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и животным, оказывать посильную помощь в выживании птиц зимой.

Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; графическая модель с клювами птиц, значки для игры «Справочное бюро».
Музыкальное сопровождение: записи «Голоса птиц».
Предварительная работа: Чтение Е. Чарушин «Гуси», «Гусь и журавль», «Голуби»; заучивание стихотворения А. Григорьев «Птицы зимой»; изготовление панно «Птицы наши друзья», дидактическая игра «Чье это гнездо?».
План работы:
1. Сюрпризный момент.
2. Рассказ воспитателя о птицах зимой.
3. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
4. Отгадывание загадок.
5. Игра «Справочное бюро»
6. Итог.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в зимний лес. А отправимся мы туда на волшебном ковре – самолете.
(Дети, взявшись за руки, встают на ковре, закрывают глаза. Под музыку мы отправляемся в зимний лес).
Воспитатель: Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелётные птицы уже улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют они нас весёлым щебетанием, всё равно это прекрасно. Но потом наступают холода. Она приносит птицам много лишений и невзгод: холод, бураны, метели, но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное – голод. Снега много, а еды нет!
- А теперь вспомним с вами зимующих птиц?
Ответы детей: Вороны, синицы, дятлы, сороки, галки.
(Воспитатель рассказывает про этих птиц и показывает детям фото или картинку с изображением ).
Воспитатель: А давайте еще вспомним птиц – гостей?
Ответы детей: Снегири, клесты, свиристели.
(Воспитатель показывает так же фото или картинку с изображением птиц )
Воспитатель: У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках …»
А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? Следовательно, снегирь – птица … (зерноядная). Итак, чем питается снегирь?
(Ответы детей)
Воспитатель (показывая фото или картинку с изображением свиристели). Это тоже наш зимний гость. И по красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию): птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. Вспомните, где вы видели этих птиц? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
(Ответы детей)
Воспитатель: Зимой в наших краях можно увидеть и клеста (фото). Клёст – большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держаться стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? (воспитатель вместе с детьми рассматривают фото, обращая их внимание на клюв, и предлагает подумать, как клесты решают эту задачу). Вы правы, дети, клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки после того, как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными. Клёст сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клёст отрывает её вместе с веткой. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им «трепать» шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
(Ответы детей)
Дидактическая игра. « Кто чем питается?»
Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, какая – семенами, и обосновать своё мнение.
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
1. Летом прячется в лесу,
А зимою на виду.
Это птица - невеличка.
А зовут ее? (синичка)
2. Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит.
А только лечит. (дятел)
3. Кто отправился в полет,
В клюве веточку несет?(голубь)
4. Черная птица меня не боится.
Моргнет удивленно
И каркнет… (ворона)
5. Длиннохвостая она,
Со спины черным – черна,
Брюхо белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи.(сорока)

6. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
7. Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Коноплю ворует. (воробей)
Игра «Справочное бюро». Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»
Примерные вопросы для игры:
• Назовите мне зимующих птиц?
• Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд)
• Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
• Почему мы говорим, что птицы - наши друзья?
• Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
• Как надо охранять птиц?
Итог: Дети вместе с воспитателем формулируют правила отношения к птицам.
• Нельзя разорять гнёзда.
• Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.
• Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.
(В конце занятия дети вместе с воспитателем возвращаются обратно в детский сад на ковре- самолете)
Категория: Окружающий мир | Добавил: lbfyf
Просмотров: 848 | Загрузок: 247 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Очень жаль, но работа не прошла техническую экспертизу. В работе нет колонтитулов, аннотации, описания, подробный конспект оформлен не в таблице, не указано имя архивного файла.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]