Главная » Файлы » Дошкольное образование » Окружающий мир |
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимние гости»
[ · Скачать удаленно (19.86 Kb) ] | 29.01.2012, 16:08 |
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимние гости» Программные задачи. Дать детям представление о птицах, их разнообразии; учить делить на перелётные и зимующие на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь детей новыми словами. Расширить представления детей о непростой жизни птиц зимой. Формировать элементарные представления об изменениях в природе и жизни птиц; знакомить детей с повадками и особенностями жизни диких птиц зимой. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и животным, оказывать посильную помощь в выживании птиц зимой. Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; графическая модель с клювами птиц, значки для игры «Справочное бюро». Музыкальное сопровождение: записи «Голоса птиц». Предварительная работа: Чтение Е. Чарушин «Гуси», «Гусь и журавль», «Голуби»; заучивание стихотворения А. Григорьев «Птицы зимой»; изготовление панно «Птицы наши друзья», дидактическая игра «Чье это гнездо?». План работы: 1. Сюрпризный момент. 2. Рассказ воспитателя о птицах зимой. 3. Дидактическая игра «Кто чем питается?» 4. Отгадывание загадок. 5. Игра «Справочное бюро» 6. Итог. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в зимний лес. А отправимся мы туда на волшебном ковре – самолете. (Дети, взявшись за руки, встают на ковре, закрывают глаза. Под музыку мы отправляемся в зимний лес). Воспитатель: Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелётные птицы уже улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют они нас весёлым щебетанием, всё равно это прекрасно. Но потом наступают холода. Она приносит птицам много лишений и невзгод: холод, бураны, метели, но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное – голод. Снега много, а еды нет! - А теперь вспомним с вами зимующих птиц? Ответы детей: Вороны, синицы, дятлы, сороки, галки. (Воспитатель рассказывает про этих птиц и показывает детям фото или картинку с изображением ). Воспитатель: А давайте еще вспомним птиц – гостей? Ответы детей: Снегири, клесты, свиристели. (Воспитатель показывает так же фото или картинку с изображением птиц ) Воспитатель: У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках …» А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? Следовательно, снегирь – птица … (зерноядная). Итак, чем питается снегирь? (Ответы детей) Воспитатель (показывая фото или картинку с изображением свиристели). Это тоже наш зимний гость. И по красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию): птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. Вспомните, где вы видели этих птиц? Можно ли свиристелей назвать зерноядными? (Ответы детей) Воспитатель: Зимой в наших краях можно увидеть и клеста (фото). Клёст – большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держаться стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? (воспитатель вместе с детьми рассматривают фото, обращая их внимание на клюв, и предлагает подумать, как клесты решают эту задачу). Вы правы, дети, клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки после того, как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными. Клёст сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клёст отрывает её вместе с веткой. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им «трепать» шишки? Что особенного в поведении птиц зимой? (Ответы детей) Дидактическая игра. « Кто чем питается?» Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, какая – семенами, и обосновать своё мнение. Отгадывание загадок о зимующих птицах. 1. Летом прячется в лесу, А зимою на виду. Это птица - невеличка. А зовут ее? (синичка) 2. Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит. А только лечит. (дятел) 3. Кто отправился в полет, В клюве веточку несет?(голубь) 4. Черная птица меня не боится. Моргнет удивленно И каркнет… (ворона) 5. Длиннохвостая она, Со спины черным – черна, Брюхо белое да плечи, Тарахтенье вместо речи.(сорока) 6. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь) 7. Маленький мальчишка В сером армячишке. По дворам шныряет, Крохи собирает. В полях ночует, Коноплю ворует. (воробей) Игра «Справочное бюро». Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц» Примерные вопросы для игры: • Назовите мне зимующих птиц? • Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд) • Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья) • Почему мы говорим, что птицы - наши друзья? • Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой? • Как надо охранять птиц? Итог: Дети вместе с воспитателем формулируют правила отношения к птицам. • Нельзя разорять гнёзда. • Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе. • Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм. (В конце занятия дети вместе с воспитателем возвращаются обратно в детский сад на ковре- самолете) | |
Просмотров: 1428 | Загрузок: 529 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |