Воскресенье, 24.09.2017, 08:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Окружающий мир

Конспект по непосредственно образовательной деятельности Область Познание (ознакомление с целостной картиной мира) в старшей логопедическо
[ · Скачать удаленно (8.94 Мб) ] 30.01.2012, 23:17
Конспект по непосредственно образовательной деятельности
Область Познание (ознакомление с целостной картиной мира) в старшей логопедической группе.
Тема: « Куклы --- какие они?»
Предварительная работа:
1.Работа с родителями – посетить выставку кукол по адресу: м. Маяковская, улица Тверская –Ямская, д.1 Подбор дидактического и игрового материала. Беседы об игрушках, куклах, материале из которого они изготовлены. С/ролевые игры детей с куклами. Показ кукольного спектакля для малышей.
Цель: познакомить детей с историей кукол; какие куклы делали в прошлом, из какого материала их изготавливали. Развивать у детей память, воображение, способность действовать в своих образах и представлениях. Развивать умственные способности ребенка. Воспитывать уважение к истории своей Родины, расширить кругозор детей, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к игрушке.
Программное содержание: дать детям представление о происхождение кукол. Показать и рассказать историю появления первых кукол России. Для чего они были нужны, как их использовали и их назначение. Дать понять, как развивается и движется вперед прогресс. Какие современные куклы и насколько они практичны по сравнению со своими предшественниками, рассмотреть разные виды кукол. Основной ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является игра, через которую дети в специально-создаваемых игровых, воображаемых условиях моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. Кукла- одно из главных действующих персонажей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Методы: игровой, показ, объяснение, наглядность. Личный пример.
Демонстрационный и используемый материал: набор разных современных кукол (от куклы Барби до театральных, от маленькой тряпичной куклы до фарфоровой). Компьютер и большой экран для показа демонстрационного материала.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, на выставку кукол, где вы увидите много разных интересных кукол.

Хочу обратить ваше внимание на то, что только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое значение это - детская игрушка в виде фигурки человека.
Второе значение используется - в театральном представлении , это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), пальчиковые, механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

Так получалось, что старшие дочери в семьях играли самодельными соломенными, тряпичными куклами, а младшие уже фабричными фарфоровыми. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.
История куклы— это одна из интереснейших страниц нашей культуры.
А сейчас я покажу вам фотографии- слайды истории происхождения кукол. Каждая фотография- слайд сопровождается пояснениями и информацией . Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по-своему уникальна. Это удивительно, но лишь на рубеже 19-го и 20-го веков произошел однократный и резкий скачок, в ходе которого эти игрушки сделали шаг из средневековья в современную эпоху. Разумеется, профессия кукольника существовала и в средние века, и в эпоху возрождения. Их творения до сих пор можно видеть в музеях. Но все эти симпатичные куклы шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого веков, сделанные из гипса, дерева или фарфора, вопреки распространенному мнению, игрушками не являлись. Они служили для украшения дома, для обрядовых целей, для домашних спектаклей.

Но как бы там ни было, но так сложилось, что вплоть до второй половины девятнадцатого века «настоящими» куклами владели только взрослые, а детям доставались в удел домашние «самоделки» из соломы и тряпок.


Экспериментировали долго, в роли спасителя выступила промышленность, придумавшая папье-маше для изготовления форм для отливок. Этот материал оказался настолько хорош для изготовления кукол, что из фабричных ворот хлынул поток кукол из папье-маше. Они были всем хороши — стоили дешево, годились для массового производства и были очень хорошего качества. Но имели один недостаток — для детской игры они не годились, потому что боялись влаги и были очень непрочны. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Физкультурно-музыкальная пауза: На голове его колпак, но околпачен будет враг, злодеям он покажет нос, и рассмешит друзей до слез. Он очень скоро будет тут. Скажите, как его зовут? Бу-ра-ти-но!
Танцевальные движения под муз песни «Бу-ра-ти-но».
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы.

( Рассказ сопровождается показом фотографии- слайдов соломенных кукол. ) Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Пока дети были маленькими, тряпичных кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куколку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых и интересных. (показ фото)

Раньше к игре относились очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, летом на улице. И каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России). Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы. ( Сказка «Баба Яга» : «Куколка покушай, моего горя послушай.») Ведь традиционная тряпичная кукла безлика.

Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак).
Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда » Красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
Сейчас, в современном мире кукол изготавливают из разных материалов: пластика, пластмассы на фабриках детской игрушки. Рассматривание современных кукол и кукол в разных национальных костюмах (японских)на фотографиях- слайдах.

Воспитатель: ну вот наше путешествие закончилось, в следующий раз мы познакомимся с куклами из других стран более подробно. А сейчас мы с вами пойдем играть и всех кукол с выставки позовем к себе в гости.


Список использованных источников.
1. Мир кукол . История и легенды. Автор и иллюстратор Ирина Винник.
2. Энциклопедическая серия «Что есть Что?» Куклы. Автор Н.Юрина.2002г
3. http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ictoria_vozniknovenia_igru6ki.htm
4. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BB%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image&noreask=1&lr=213&ed=1
Категория: Окружающий мир | Добавил: Valentina1954
Просмотров: 759 | Загрузок: 209 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Очень жаль, но работа не прошла техническую экспертизу.Нет аннотации, описания, Нет психолого-педагогического обоснования

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]