Понедельник, 20.11.2017, 16:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Окружающий мир

Камни, рожденные природой
[ · Скачать удаленно (4,7Mb) ] 22.01.2012, 17:33
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Камни, рождённые природой»


Авторы:Новикова О.Н.,зам. зав. структурного подразделения по ВМР;Трифонова Е. А.воспитатель ГБОУ СОШ №17 структурного подразделения (детский сад) Самарская область, г. Сызрань

Виды детской деятельности: экспериментально-исследовательская, познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Цель непосредственно образовательной деятельности:
способствовать развитию у детей познавательной активности и самостоятельности в ходе выполнения заданий, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:
Образовательные:
-закреплять и обогащать знания детей о природе;
- дать представление о камнях, рождённых живой и неживой природой;
- познакомить с особенностями внешнего вида (цветом, формой, поверхностью), свойствами каменного угля, мела, каменной соли (плотность, растворимость, хрупкость и т.д.);
- упражнять в сравнении камней по различным признакам;
- продолжать учить работать с лупой;
- сформировать представление о том, как человек использует полезные ископаемые;
- активизировать и обогащать словарь дошкольников.

Развивающие:
- развивать любознательность, интерес к объектам окружающей природы;
- развивать диалогическую форму речи воспитанников, как средство коммуникации;
- развивать мыслительную деятельность.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к объектам природы, аккуратность в процессе сенсорного обследования камней и проведения опытов;
- воспитывать умение работать индивидуально и в группе;
- способствовать развитию взаимопонимания со сверстниками в игре.

Здоровьесберегающие:
-использовать здоровьесберегающие элементы (физкультминутку, смену двигательной активности);
-следить за выполнением санитарно-гигиенических требований;
- способствовать снятию мышечного и эмоционального напряжения.

Знания, умения, навыки, которые актуализируют, приобретут дети в ходе образовательной деятельности:
- в ходе образовательной деятельности дети получат представления о том, что в образовании камней участвует живая и неживая природа;
- познакомятся с понятием «полезные ископаемые», узнают, какую пользу они приносят людям;
- у детей будут формироваться умение вести экспериментально-исследовательскую деятельность, совершенствоваться умение обследовать предметы, выделять их характерные свойства и качества и выражать их в речи.

Планируемые результаты
Дети:
- проявят интерес к познанию окружающего мира;
- примут активное участие в приобретении знаний и умений;
- проявят активность при выполнении заданий;
- овладеют способами познания путём сенсорного анализа;
У детей:
- разовьётся мыслительная деятельность (анализ, сравнение, обобщение);
- разовьётся коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементы самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Предварительная работа:
Чтение сказок П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», английской сказки (обр. С.В. Михалкова) «Три поросёнка», наблюдения на прогулке за объектами живой и неживой природы, проведение игры «Гора и камешки»; рассматривание коллекций камней в групповой комнате.

Материалы и оборудование:
Коллекции минералов и полудрагоценных камней; костюмы Хозяйки Медной горы, гномов; бейджики, белые халаты, оборудование мини-лаборатории (пробирки, колбочки, микроскоп, мерные стаканы и др.); камни: морские и речные, каменный уголь, мел, каменная соль, пищевая и морская соль, известняк-ракушечник, пемза, сланец; два подноса, лупы, ёмкости для воды, молоток, доска влажные салфетки; лотки, дощечки для лепки, стеки, шарики разноцветного пластилина; ракушки, цветные мелки, иллюстрации с изображением вулкана, падающих метеоритов и т.д.; сода, вода, лимонная кислота, красный пищевой краситель; макеты: «Болото», «Море», «Вулкан», «Космос»; пьеса Э. Грига «В пещере горного короля», аудиозапись музыки из альбома «Атлантида» группы «Наутилиус-Помпилиус».

Ход и содержание непосредственно образовательной деятельности детей

«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)

I. Организационный этап. Постановка цели
Воспитатель:
Господа учёные, мы находимся в лаборатории, где будем заниматься исследованиями и проводить эксперименты, а что именно будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в с тройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий –
в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой –
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(Камень.)

II. Основной этап образовательной деятельности

1. Экспериментально-исследовательская деятельность детей

1.1 Обследование камней и исследование их свойств
Воспитатель:
- А теперь пройдите на свои рабочие места.
Посмотрите, у вас у каждого на лоточках лежат по четыре камня. Найдите среди них морской камень.
Вопросы к детям:
- Как вы догадались, что это морской камень? Так ли это? Как можно проверить?
- А почему он гладкий?
- Какой он по температуре?
- Какого он цвета?
- Сожмите камень в руке. Что вы можете сказать о нём, какой он?
- Давайте проверим морской камень на прочность. Как это можно сделать? Как вы думаете, если я ударю молоточком по этому камню, он расколется или нет? Почему?
- А какой он по весу? Как это можно узнать?
Перед вами ёмкость с водой. Аккуратно опустите камни в воду.
- Что с ними произошло? Изменился ли цвет воды? О чём это говорит?

- Господа учёные, а это что за камень? (Воспитатель показывает каменный уголь.) Как вы узнали?
Возьмите каменный уголь в руки. Как ещё вы можете его охарактеризовать?
- Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
- А что вы можете сказать о его поверхности? Возьмите лупу и рассмотрите.
- А как вы думаете, прочный этот камень или нет?
Давайте проверим. Я ударю по нему молоточком, а вы смотрите, что произойдёт. (Ударяет по куску каменного угля молотком.) Что с ним произошло?
Да, каменный уголь хрупкий, от удара рассыпается на мелкие кусочки.
- Как вы думаете, какой он по весу? Как это можно узнать?
Опустите свои камешки в воду. Что произошло? Почему?
- Как вы думаете, он растворяется в воде или нет? Как можно проверить? Меняет ли цвет вода? Так растворяется или нет каменный уголь?
Запомните: каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? Возьмите салфетки и вытрите руки.

А теперь возьмите с лоточков мел.
- Что вы можете о нём сказать?
- Рассмотрите через лупу его поверхность. Что вы увидели?
- Как нам определить его прочность?
- Что произошло с мелом? Значит, мел хрупкий.
- Напишите мелом на дощечках, лежащих перед вами. Что вы заметили?
- Как узнать его вес? Опустите ваши камешки в третью ёмкость с водой. Что произошло? О чём это говорит?
А теперь я помешаю воду палочкой. Что с ней произошло? Почему?
Посмотрите на свои руки. Что вы можете сказать? Вытрите руки салфеткой.

- Как вы думаете, господа учёные, соль это камень или нет?
Возьмите последний камень с ваших лоточков. Это каменная соль.
- Какую характеристику вы можете дать этому камню?
Рассмотрите его через лупу. Что вы можете сказать о его поверхности?
- Как вы думаете, что с ним произойдёт, если мы ударим по нему молоточком?
Давайте проверим. (Педагог ударяет молоточком по кусочку каменной соли.) Посмотрите, при ударе камень рассыпался на отдельные кристаллики.
- А что с ним произойдёт, если мы опустим его в воду?
Давайте проверим. Господа учёные, как вы думаете, что произойдёт с каменной солью, если мы оставим этот камешек в воде подольше? Растворимость – это главное свойство соли.

1.2 Сравнительный анализ свойств камней, выделение общих качеств и свойств, установка различий между ними
Воспитатель:
- Итак, господа учёные, какие камни мы с вами исследовали? Что вы можете о них рассказать: что у них общего?
- А чем отличаются друг от друга?
Воспитатель:
Господа учёные, вы заметили, что некоторые камни одноцветные: белые, или чёрные, или серые, а другие полосатые.
Посмотрите, какой необычный камень я привезла из Карелии.
- Чем он отличается от других камней? Как вы думаете, почему он такой?
В природе всё время происходят изменения. Миллионы лет каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один. Вот и на этом камне мы можем увидеть слои разного цвета, т.е. слипшиеся каменные пласты.

1.3 Экспериментирование (создание камней)
Воспитатель:
- Хотите поэкспериментировать и сами создать такие камни?
У вас на дощечках для лепки лежат шарики пластилина, поставьте их один на другой, затем надавите ладошкой на верхний шарик, но не очень сильно. А теперь разрежьте пластилин стекой сверху вниз и полюбуйтесь на удивительные узоры, которые получились у вас на срезах. (Дети выполняют задание.)
Господа учёные, вы хорошо поработали, а теперь пора и отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Гора и камешки».

2. Подвижная игра «Гора и камешки»

Воспитатель говорит, что на Земле есть свои великаны – это горы, предлагает детям стать камешками и сделать большую гору Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках. Затем дети-камешки по очереди опускают руки, отделяются от горы и садятся на стульчики.
Стоит гора-Старушка -
До небес макушка.
Её ветер обдувает,
Её дождик поливает.
Стоит гора страдает
И камешки теряет.
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь.
Раскатились камешки,
И с той самой поры
Ничего не осталось
От нашей горы!

3. Экскурсия по лаборатории, знакомство с материалами, изображающими природные зоны

3.1 Сюрпризный момент. Появление Хозяйки Медной горы и гномов с подарками коллекций, минералов и полудрагоценных камней
Звучит музыка. Под музыку входит в лабораторию Хозяйка медной горы.
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте, господа учёные! Это лаборатория? Это здесь исследуют камни?
Воспитатель: Да, верно. Это лаборатория, где мы исследуем камни. А вы кто?
Хозяйка Медной горы:
Я – Хозяйка Медной горы. Я живу в пещере в Уральских горах, где много разных камней-самоцветов. Я их бережно охраняю. Но вам я решила подарить коллекцию минералов и полудрагоценных камней, чтобы вы узнали много нового и интересного о них. Эй, помощники мои, гномы, где вы? Несите мой подарок сюда.
Под музыку пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» в лабораторию входят «гномы» и передают шкатулки Хозяйке Медной горы и воспитателю. Те открывают шкатулки и показывают детям камни.
Хозяйка Медной горы:
Посмотрите, какие они красивые!
Воспитатель:
Спасибо вам, большое, мы обязательно в дальнейшем будем изучать их. А сейчас мы уберём их на полку в нашу лабораторию. Мы приглашаем вас вместе с гномами на экскурсию по лаборатории. Во время этой экскурсии мы рассмотрим макеты и узнаем, как рождаются камни.
3.2 Рассказ воспитателя о рождении камней в природе
Подойдите к первому макету. Посмотрите, здесь воссоздана картина природы.
- Похожа ли она на ту, которую мы видим сегодня?
Правильно. Такой была природа в давние времена, задолго до того, как появились первые динозавры. На Земле тогда было очень тепло и влажно, деревья старели и часто падали в болота. Со временем таких упавших деревьев накапливалось очень много, и они постепенно превращались в каменный уголь. Как видите, каменный уголь растительного происхождения.
Перейдём ко второму макету. Здесь воссоздана картина моря, в котором плавают рачки, морские улитки и другие мелкие жители моря.
- А что мы видим на дне моря?
Когда мелкие обитатели моря отживали свой срок, то ракушки, панцири рачков и скелеты разных морских существ перемешивались, опускались на дно. Они слёживались под водой в самый настоящий камень. Проходили сотни миллионов лет и там, где когда-то было морское дно, теперь суша и мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня.
Посмотрите на эти камни. Это уже известный вам мел, а также известняк плотный и известняк-ракушечник. Как видите, все эти камни животного происхождения.
А теперь переёдём к третьему макету.
- Что вы здесь видите?
Гора не совсем обычная. Но чем она отличается от других, знает Хозяйка Медной горы, и мы попросим её об этом рассказать.

3.3 Проведение опыта «Действующий вулкан»
Хозяйка Медной горы:
Господа учёные, эта гора называется вулканом.
Когда она спит, то почти ничем не отличается от других гор. Но когда проснётся, то из неё вырываются пламя и раскалённые камни. Посмотрите, я покажу вам, как это происходит. Дети наблюдают за действиями Хозяйки Медной горы и слушают её пояснения.
Воспитатель:
Посмотрите на этот камень. Он рождён извержением вулкана. Как вы думаете, что произойдёт, если я опущу его в воду? (Предположения детей. Воспитатель опускает камень в воду, он не тонет.) Видите, он не утонул, потому что лёгкий как пена. И название у камня похоже. Он называется пемза. Про него говорят, что он и в огне не горит и в воде не тонет.
- А теперь пройдём к последнему макету.
- Что вы здесь видите?
Посмотрите, по ночному небу летит камень-метеорит. Он летит с огромной скоростью и так разогревается при трении о воздух, что начинает гореть.
Некоторые метеориты не успевают сгореть, поэтому на земле можно иногда увидеть вот такие прилетевшие к нам из космоса камни-метеориты.

3.4 Рассказ воспитателя об использовании человеком полезных ископаемых
Воспитатель:
Все камни, которые мы с вами рассмотрели, рождены природой, и большинство из них называются полезными ископаемыми. Каменный уголь хорошо горит и даёт много тепла, поэтому используется в качестве топлива. Также из каменного угля получают краски и лаки. Мелом белят стены, добавляют в зубной порошок и пасту, из мела изготавливают удобрения, лекарства. Камень-известняк используют в строительстве. А соль человек употребляет в пищу, с морской солью полощет горло, принимает ванны.

4. Проведение дидактической игры «Полезные ископаемые»
Хозяйка Медной горы:
Я хочу узнать, насколько вы были внимательны и хорошо ли запомнили, как человек использует полезные ископаемые. Здесь на мольберте три камня. Сейчас тот, кого я вызову, подойдёт к столу, возьмёт одну из картинок и поставит её на мольберт за тот камень, который имеет отношение к ней.
Проводится дидактическая игра «Полезные ископаемые».

III. Заключительный этап

1. Прощание Хозяйки Медной горы и гномов с детьми
Хозяйка Медной горы:
Ну а теперь мне с гномами пора вернуться в своё подземное царство. До свидания!
Под музыку Хозяйка Медной горы с гномами уходят.

2. Подведение педагогом итога образовательной деятельности и рефлексия
Воспитатель:
Наши исследования на сегодня закончены.
- Какие камни вы сегодня исследовали?
- Какие опыты проводили?
- О каких полезных ископаемых, рождённых живой (и неживой) природой, вы сегодня узнали?
- Вам интересно было сегодня в лаборатории? Если понравилось то, чем вы занимались, поднимите жёлтую карточку, если нет – то коричневую.
- Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель даёт оценку работе детей. Под музыку воспитатель и дети уходят из лаборатории.
Категория: Окружающий мир | Добавил: lenok
Просмотров: 1292 | Загрузок: 260 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
3  
Большое спасибо за положительный отзыв о занятии и за совет. Я думала о схемах и начинала их составлять, когда готовилась к занятию, но заполнение детьми схем на данном занятии привело бы к увеличению его продолжительности, что недопустимо.

2  
Это занятие, несомненно,для детей старшего дошкольного возраста. Я предлагаю для исследователей ввести рабочие листы, в которых они записывали бы схематически результаты своих наблюдений и обследований. Занятие очень содержательное и интересное. Спасибо!

1  
Большое Вам спасибо!!! Я очень рада!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]