Главная » Файлы » Дошкольное образование » Музыкальные занятия |
Проект русского народного праздника "Кузьминки"
[ · Скачать удаленно () ] | 21.03.2014, 12:44 |
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей № 20 «Зоренька». Проект русского народного праздника «Кузьминки» Музыкальный руководитель 1 категории Казакова Елена Юрьевна 2013г. Проект русского народного праздника «Кузьминки» (подготовительные группы) Предварительная работа: 1. Знакомство детей с народным праздником «Кузьминки» (святые Кузьма и Демьян – бессеребряники) «Осень с Зимой борются – «Кузьминки – по Осени поминки» 2. Разучивание частушек, закрепление игр (различного вида) 3. Закрепление потешек, небывальщин, пословиц. 4. Подбор атрибутов: платочки, хохломская посуда, лоскутное одеяло. Оформление зала: Вид деревенской избы: Стол хохломской, покрытый вышитой скатертью, на столе посуда расписная, самовар, ватрушки, баранки, блюдце с кружкой. Скамейки на которых вышивки, вязание, клубочки ниток, Стелажи с посудой, с игрушками… Русская печь, на ней лоскутное одеяло… Костюмы: Царь-накидка, корона. Хозяйка-сарафан, блузка. Дети – девочки в сарафанах, мальчики в фуражках. Кузнец – фартук, лошадка. Ход праздника Хозяйка приглашает детей в музыкальный зал. Дети входят под музыку русской народной песни и рассаживаются. Хозяйка – Мир вам, гости дорогие! Вы явились в добрый час! Встречу теплую такую Мы готовили для вас! Хлебосольством и радушьем Знаменит уральский край. Здесь для вас обряды русские И медовый каравай! И места гостям приметные Будет праздничный вам стол: Ведь сегодня радость светлая Вместе с вами входит в дом. Много мы обрядов знаем! А давайте – ка Кузьминки обыграем! Дети отвечают - Обыграем! Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, На стол накрывать, А то сейчас и гости придут! Ребенок - А кто к нам придет, матушка? Хозяйка – Девицы – красавицы со своей работой к нам на посиделки Пожалуют! Да только сегодня много не наработаешь! Ребенок – А почему, матушка? Хозяйка – Да потому, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – «Кузьминки» - начало осенних посиделок. Сегодня не только работают, но и отдыхают. Ребенок – А кто же такие Кузьма и Демьян? Почему в их честь праздник? Рассказ о празднике «Кузьминки»: С одной стороны – «Осень - жируха со злюкой Зимой борются» « Если на Кузьминки лист остается на дереве, то на другие дни жди мороза» «Кузьминки – по Осени поминки» «Кузьма закует реки льдом, а Михайло раскует» С другой стороны – Кузьма, Демьян - кузнецы, плотники, строители (бессеребрянники) брали плату за работу кашей. Заканчивались земляные работы и молодежь устраивала посиделки – откупала избу, собирались, приносили продукты, делали «Ссыпуху» - пекли пироги, ватрушки… и обязательно варили кашу с курицей. Входит сказочница – Сядьте рядышком, ребята, Вам сегодня расскажу Без утайки, по порядку Сказку. Все вам доложу: В одной сказочной стране Старорусской стороне Жил – был царь Долдон, Всегда за модой Гнался он. (выходит царь Долдон) Царь Долдон – Здравствуйте! Здравствуйте! Нынче мода повернулась к старине. Во дворце не нужно жить, Избу надобно срубить. И решил я дело смело В город свез я мастеров. Кто избу царскую мне срубит? Кто для царя построит дом? Сказочница – Коль дом построить тебе нужно? Сюда мы плотников зовем! Мальчики Плотники - Наши прадеды любовно Топором рубили бревна, Гвозди крепко забивали, Песню громко запевали! (дети из крупных модулей строят два дома): «Чья команда красивей построит дом?» под музыку песни «Русская изба». Царь в это время прогуливается вокруг домов и приговаривает: Царь – Ставенки резные Тонкая резьба – До чего ж просторная Русская изба! Сказочница – Столяры да плотники – Отличные работники: Избу ловко так срубили И про мебель не забыли, Стол есть? Царь – Есть! Сказочница – Лавки есть? Царь – Есть, Где царю можно присесть! Теперь дом буду украшать, мастериц нужно позвать! инсценирование песни – хоровода «Позолоченная прялица» (после хоровода девочки кладут платочки, а берут лоскутное одеяло) Швеи – Все умеют мастерицы: Шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой Все лоскуточки в цепочки Ловкие руки собирают, А потом сшивают – Одеяло получают! ( подают царю одеяло) Царь – Ну, спасибо, мастерицы, Вам за одеяло! С парусами, небесами, Яркой радуги цветами. Ребенок – Царь Долдон, посмотри как мы вышивать умеем различные узоры. Игра: «Ниточка и иголочка» Слова к игре: А я тычу – потычу В носик стальной, Хвостик льняной, Хвостик нитяной. Тяну – тяну за собой, Сквозь холст он пройдет, Конец себе найдет. Царь Долдон – Ай да, мастера, Залюбовался я! Самому захотелось поиграть. Научите меня, ребята! Ребенок – Конечно, царь Долдон! Ребята, научим царя играть! Ребенок – А сейчас мы пойдем Стенка на стенку, Но не с кулаками И дракой, А с удалью молодецкой Да притопами. Игра: «А мы просо сеяли» (выбирают царя в свою команду): «А нам надо Царя, Царя - Батюшку. Ой, дид – лада Царя, Царя - Батюшку…» После игры Царь с детьми пляшет под русскую народную мелодию. (все рассаживаются на места) Царь – А где же мои скоморохи? (под музыку выбегают два скомороха) Скоморохи (вместе) - Мы скоморохи, У нас штаны в горохи, Шапки с бубенцами. Вот мы перед вами! Фома – Слушайте наши шутки, Веселые прибаутки: -Здорово, брат Фома, -Здорово, брат Ерема, -Куда идешь? - На ярмарку! - А ты бывал на ярмарке? - Бывал! - А кого ты там видел? - Видел, как вели на цепи - Безрогую, бесхвостую корову - Глаза узенькие, - А лоб широкий. - Да это же медведь был! - Да какой там медведь, - Медведь не такой: - Медведь серый, лохматый, - Зубы острые. - Да это же волк был. -Да какой там волк. - Волк не такой: - Волк маленький, - Уши длинные, - Глаза косые, - С горки на горку перебегает -Да от собак удирает! - Да это же заяц был! - Да какой там заяц. - Заяц не такой: - Заяц серенький, - Хвостик черненький, - Светки на ветку перелетает - Да чирикает. - Ну, на байки, брат Фома, - Ты мастак! - Да что тут говорить! - Посмотри, сколько народу собралось! - Все садитесь вокруг нас: - Кто на пенек, а кто на лавку Да не делайте давку. Посиделки продолжаются! Скоморохи Фома и Ерема поют частушки: «Хороша моя деревня…» 1. Хороша моя деревня, Две избушки над рекой, Вы послушайте, ребята, Как там борются с тоской: Припев: Эх, ма, кутерьма Я – Ерема, я – Фома, Ходим мы всегда вдвоем Песни петь не устаем! 2. На горе стоит телега Слезы капают с дуги, Под горой стоит корова, Надевает сапоги. Припев. 3. По деревне я шла И Ванюшку видела: Под кустом сидел и плакал, Курица обидела. Припев. 4. На базаре я была, Видела комедию: Бабка лошадь целовала, Называла Федею. 5. Мы пропели вам частушки Хорошо ли, плохо ли, А сейчас мы вас попросим, Чтобы вы похлопали. ( скоморохи приплясывают на проигрыш) Под веселую музыку выбегают девочки и поют частушки: 1. Мы девчушки – хохотушки Пропоем для вас частушки Чтобы было веселей, Чтоб порадовать гостей. 2. Девочки – беляночки, Чем вы набелилися? Мы вчера коров доили, Молоком умылися! 3. Вы послушайте, девчата, Нескладуху буду петь: На дубу свинья пасется, В бане парится медведь. 4. Ехал Ваня на баране, Нова дудочка в кармане. Ваню бабушка любила, Кашей масляной кормила. 5. У меня на сарафане Петухи да петухи. Скоро выросту большая Приезжайте, женишки! 6. Сарафан мой сарафан Огненные маки. Первый раз из – за меня На деревне драки. 7. У меня на сарафане Голубые бантики, Меня в этом сарафане Любят наши мальчики. 8. Чтобы печка разгоралась, Надо жару поддавать. Чтоб частушка легче пелась, Надо пляской помогать. (все усаживаются, а Царь Долдон обращается к детям) Царь – Ковры есть, скатерти есть И одеяло тоже есть. Ну а где добыть посуду, Покрасивей бы не худо! Сказочница – Царь - Батюшка, погляди: Мастера к тебе пришли И посуду принесли! 1 Мастер - Посуда наша для щей и каши, Не бьется, не ломается, Порчи никакой не подвергается. 2 Мастер – А вот плошка Налей окрошку, Возьми ложку, Хлебай понемножку. 3 Мастер – Кому посуда для кашки, Окрошки? Чудо – блюдо, да чашки, Ложки? Мастера – К нам приехала сама Золотая хохлома! Игра – соревнование: «Кто скорее и красивее накроет стол?» (во время игры Царь - Долдон ходит между столами, смотрит, подхваливает) Царь - Вот молодцы! Угодили Царю! Всех за работу хвалю! За такой стол и сесть не стыдно! Нет лишь музыки, обидно! (выходят дети с деревянными ложками) 1 ребенок – Ложки резали мы сами Из березы и ольхи. Их с любовью расписали, А на ручках - петухи! 2 ребенок – Ложки, ложечки резные Зазвенят в один момент – Не простые, расписные, Древнерусский инструмент! дети берут шумовые инструменты и играют: «Во саду ли в огороде» Царь слушает, приплясывает. Царь – Ох, меня вы накормили И потешили меня. Сейчас поеду на охоту. Эй, подайте мне коня! Сказочница - Царь Долдон, вот незадача – Расковался жеребец. Царь (топает ногой) – Вмиг, вы, кузнеца найдите! Приведите, наконец! Исполняется песня: «Кузнец» муз. М. Раухвергера (поют три мальчика) Исполняется песня: «Кузнец» муз. И. Арсеева (с солистом) (после песни Царю подают коня и он скачет на нем под муз. песни «Богатырская наша сила») Царь – Хорошо я прокатился! Ух! Ух! Хорошо! Сейчас передохнуть бы, Сказочку послушать… Хозяйка - Отдохни, Царь Долдон, Сказочку послушай: Ни в каком далеком царстве В тридесятом государстве. Дело было на Руси. Стариков про то спроси: Жили – были дед и баба Вместе с курочкою Рябой… (выставляется скамейка, корзина с курицей и золотое яичко) Инсценирование сказки: «Курочка Ряба» (мальчик и девочка подготовительной группы) Хозяйка – Велика Россия наша И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. Хоровод «Во горнице во новой» уральская народная песня. Царь – Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радуют кого - то Наших прадедов работы: 1 ребенок - Парни здесь - мастера, Ловко правят все дела! 2ребенок – Да и девушки под стать Им не станут уступать! Русская народная песня: «Субботея» (исполняет девочка подготовительной группы) 3 ребенок – На Руси уж так идет, Что талантливый народ Сам себе и жнец , и швец, И на дуду игрец! 4 ребенок - И блоху он подкует, Дом добротный возведет, Утварь всю по дому справит, Чашей полной дом тот станет! Сказочница – Вот и кончился наш сказ. Про мастеров России нашей, Про Долдона и про нас! (под музыку песни «Русский чай» музыка Фроловой входит девочка с самоваром) Девочка – Я иду, иду, иду Самовар в руках несу! Эй, чай, чай, чай! Полны чашки наливай! Хозяйка - Тары – бары – растабары, Посидим у самовара! Чаю сладкого попьем И беседу заведем! (под вступление песни «Русский чай» дети встают полукругом) Песни: «Русский чай» музыка А. Фроловой. После песни хозяйка приглашает всех детей и гостей поплясать под веселую музыку: «Дули – дули..» Хозяйке – Вот и промчались наши посиделки. Именно так проводили их на Кузьминки парни и девчата. Дорогие гости, мы ведь не можем так расстаться, не отведав праздничного пирога с чаем. Хозяйка (к гостям) – Вот и настал момент прощания. Будет краткой наша речь, Говорим вам: «До свиданья! До новых встреч! (приглашаем гостей пить чай к столу с праздничным пирогом)! Список литературы 1. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценариев календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт.- сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, и др. – 3-е изд, перераб.и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 400 с, ил.ISBN 5 – 89814 – 107 -3 2. «Народная обряды и обрядовая поэзия» /Хрестоматия/ г. Екатеринбург 1994 г 3. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2006. – 320с. – (Вместе с детьми) ISBN 5 – 89144 – 658 – 8 4. Т 35 История культуры русского народа / А. В. Терещенко – М: Эксмо, 2007 – 736 с: ил. ISBN 5 – 699 – 17864 – 3 ISBN 5 – 699 - 20638 – 8 ISBN 5 – 699 – 17874 – 0 5. Народная Русь. – М.: Белый город. 2007. – 592с.: ил. ISBN 978 – 5 – 7793 – 1341 – 4 | |
Просмотров: 2086 | Загрузок: 493 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||