Понедельник, 23.10.2017, 16:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Музыкальные занятия

Интегрированное занятие "Когда звук становится музыкой"
[ · Скачать удаленно (11.29 Kb) ] 19.01.2012, 21:49
Описание авторского активного метода обучения.

Организационная информация
1. ФИО Ясютина Татьяна Александровна
2. Область Новгородская
3. Город Великий Новгород
4. Образовательное учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 «Солнышко» общеразвивающего вида.
5. Преподаваемый предмет Музыка
6. Класс, в котором использован метод Подготовительная группа
7. Предмет на котором использован метод Музыкальные занятия
8. Тема урока/образовательного мероприятия, на котором использован метод. Интегрированное занятие «Когда звук становится музыкой»
Авторская информация
9. Происхождение метода Видоизмененный заимствованный метод
10. Какой метод взят за основу Беседа, игра, экспериментирование.
11. Источник заимствования с указанием ссылки Клёнов А. С. «Там, где музыка живёт» - 3-е изд., испр. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 152 с.: ил.
Описание активного метода обучения
12. Название метода «Там, где музыка живет»
13. Этап образовательного мероприятия (урока) Погружение в тему.
Музыкальный эксперимент «На что похожи эти звуки»
Проработка содержания темы.
Слушание Г.В.Свиридова «Дождик», беседа с детьми.
Игра-эксперимент с красками
Детский оркестр – импровизация на детских музыкальных инструментах на музыкальное произведение Г.В. Свиридова «Дождик»
14. Количество участников 18 воспитанников
15. Цели и задачи использования метода Цель: Способствовать пробуждению интереса к музыке, развитию эмоциональной и творческой инициативы ребёнка.
Задачи:
1. Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, её способности отражать явления окружающей природы.
2. Развивать творческое воображение, умение выразить в слове, рисунке характер музыки.
3. Развивать сенсорные способности, память, внимание.
4. Учить чувствовать настроение музыки, различать выразительные средства, создающие образ.
5. Учить детей рассуждать в ходе беседы, высказывать своё мнение о музыке, делать свои собственные выводы.
6. Учить оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов соответствующие характеру музыки.
7. Закреплять представление об интонационной природе музыкального искусства.

16. Продолжительность проведения 30 минут
17. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода Магнитофон, аудиозаписи шумов (шелест, скрип, шорох, позвякивание, рокот, тихий посвист и т.д.), предметы для эксперимента: бумага, крышки, стакан, ложка, пуговицы на нитке, камешки, вода в стакане; фонограмма музыкального произведения Г.В.Свиридова «Дождик», широкие кисти, краски, ленточный стол, музыкальные инструменты для импровизации: треугольники, погремушки, металлофоны, барабаны, крышки, коробочки, маракасы, бубны, деревянные ложки.
18. Предварительная подготовка Смешивание красок для получения другого цвета на занятиях по изобразительной деятельности в группе , например: желтая и красная для получения оранжевой краски (методика Дороновой Т.Н.). Задание родителям, воспитателям группы : прислушиваться к звукам на улице, в квартире, группе и описывать их вместе с ребенком. Рассматривание репродукций картин в группе по выбору воспитателя.
19. Технология проведения Педагог: Дети, наш мир наполнен звуками,
Они везде встречаются,
Прислушайся и ты поймёшь,
Как музыка рождается.

Педагог: Какие звуки мы можем слышать вокруг себя? Давайте закроем глаза и послушаем.
Дети: Шелест, скрип, шорох, позвякивание, рокот, тихий посвист и т. д.
Педагог: А давайте проведём музыкальный эксперимент, на что похожи эти звуки? Попытайтесь, не открывая глаз, увидеть то, что слышите.
Экспериментирование:
1. Сомни бумагу.
2. Погреми крышками от кастрюль.
3. Позвени ложкой в стакане.
4. Погуди пуговицей на нитке.
5. Постучи камешками.
6. Перелей воду из стакана в стакан.
Предполагаемые ответы детей: Шум ветра, раскаты грома, дробь дождя, журчание воды, шелест листьев и т.д.
Педагог: Вот видите, ребята, как можно картину создать с помощью звуков. А можно ли, при помощи этих звуков, создать например музыку дождя? Давайте попробуем.

Дети берут предметы: шелестят, гремят, стучат, переливают воду и т.д.
Педагог: Получилась музыка?
Дети: Нет, это совсем не музыка, это шум, шумовые звуки.
Педагог: Да, ребята, музыка получается из поющих, а не шумовых звуков. Музыканты называют их музыкальными звуками. Они отличаются от других звуков своей певучестью. Музыкальные, поющие звуки человек создал сам, потому что звуков, из которых получается настоящая музыка, не было на свете. И сейчас я хочу предложить вам послушать музыкальное произведение, которое сочинил русский композитор Георгий Васильевич Свиридов «Дождик».

Слушание.

Педагог: Какой дождик изображает музыка?
Дети: Весёлый, озорной, игривый, радостный
Педагог: Какие настроения, чувства выражены в музыке?
Дети: Музыка весёлая, озорная, радостная.
Педагог: Да, в музыке слышно, как весело искрится, брызжет, переливается и сверкает дождик! Его капельки, переливаясь, быстро несутся вниз, стекая прозрачными струйками с листьев, травинок, цветов. Музыка озорная, игривая, задорная, переливчатая (звучит фрагмент). В середине пьесы слышно, как дождик пошёл сильнее. Он звонко и настойчиво
забарабанил по крышам (исполняется фрагмент), вскоре снова запрыгал лёгкими маленькими капельками, стал стихать и внезапно прекратился совсем (звучит запись). Какую волшебную картину нарисовала музыка! Дождик порезвился, поозорничал, посмеялся, обрызгал всё вокруг, умыл каждый листик прозрачной водичкой и умчался. Как вы думаете, почему человек, когда создаёт музыку, использует поющие звуки?
Дети: Поющие звуки очень красивые.
Педагог: А что такое красота? Вот посмотрите, яркая красная краска, красивая, правда?
А вот зелёная, словно весенняя трава, тоже очень красивая. А это - синяя, как морская вода, в которой отражается небо, замечательная краска! И жёлтая , солнечная, нам тоже очень нравится. (Педагог показывает яркие красочные пятна, размещенные в рамках как картины, при назывании каждой краски). А что получится, если мы смешаем их все вместе? Давайте попробуем.

Детям предлагается пройти к ленточному столу и попробовать смешать краски.

Педагог: Что получилось?
Дети: Получилась грязное пятно, даже очень не красивое.
Педагог: А почему так нескладно получается?
Предполагаемые ответы детей
Конечно, краски сами по себе красивые, но в компанию собрались бессмысленную.
Вот послушайте, о чём они говорят. Одна кричит: «Я – красная краска», другая: «А меня, зелёной краски, больше», третья заявляет: «Зато я среди вас самая синяя и в самом центре». Интересно? Не очень.
И разве нам будет интересно, если один звук будет говорить: «Я скрип телеги», а другой: «А я зато звук топора!» и каждый будет хвастать: вот я какой!
Педагог включает звуки фонограммы отдельных музыкальных инструментов и проговаривает:
Слышите, раздался звук трубы, а вот свистнула флейта, потом пропела виолончельная струна… Красиво или некрасиво?
Предполагаемые ответы детей
Педагог: Да, никак, хоть и поющие это звуки.
Звуки музыки или краски живописи, они ведь не о самих себе должны рассказывать: вот, мол, какие мы красивы, яркие, громкие, певучие. Они становятся музыкой или картиной только тогда, когда начинают рассказывать о жизни людей и красоте природы.
Речь звуков или красок должна быть умной и интересной. Без этого нет красоты.
Так вот, музыкальный певучий звук отличается от скрипа, шороха, грохота тем, что может рассказать не только о себе. В руках человека-музыканта он может быть нежным или суровым, протяжно - печальным или энергично шагающим. Его можно произносить на десятки ладов. Вот потому музыкальный разговор ведут поющие звуки.
Педагог: Ребята, а хотели бы вы сами исполнить музыку дождя на детских музыкальных инструментах? Тогда выбирайте инструменты, которые помогут своим звучанием передать картину дождя в музыке Георгия Васильевича Свиридова.

Импровизация на музыкальных инструментах на музыку Г.В. Свиридова «Дождик».

Педагог: Я даю вам запись музыки Г.В. Свиридова «Дождик», чтобы вы вместе с воспитателем могли еще раз прослушать эту чудесную музыку и нарисовать разные картины дождя, которые возникли в вашем воображении.
20. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) Эффективней всего организовать групповую работу.
При организации музыкального (шумового) оркестра предоставлять право выбора каждому ребёнку инструмента.
Присутствующий воспитатель привлечён к работе в команде.
По окончанию работы очень важно определить перспективу дальнейшей деятельности, например, рисование по теме «Музыка дождя», прослушивание музыкальных произведений П.И. Чайковского, Р. Шумана и др.; рассматривание репродукций картин.
21. Варианты проведения метода После погружения детей в мир музыке продолжить работу по темам: где она рождается; о тех кто её создаёт; о музыкальных инструментах разных эпох и народов; о значении музыки для жизни людей.
Организация выставки детских работ «Музыка дождя».
Создание в группе фонотеки любимых произведений с привлечением родителей.
Дополнительная информация
22. Название материала, представленного на конкурс Интегрированное занятие «Когда звук становится музыкой » из цикла мероприятий «Там, где музыка живёт» - открытое мероприятие для воспитателей и музыкальных руководителей города 2011 года. Направление - музыка.
Категория: Музыкальные занятия | Добавил: yasutina
Просмотров: 1239 | Загрузок: 270 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла тех экспертизу. Занятие построено не по технологии модерации. Нет психолого-педагогического обоснования. Колонтитулы оформлены с нарушениями. Работа отклонена.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]