Главная » Файлы » Дошкольное образование » Кружковая работа |
Рабочая программа "Мастерилка" для детей 6-7 лет
[ · Скачать удаленно (15.44 Kb) ] | 21.01.2012, 23:16 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ГУБКИНСКИЙ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Рабочая программа по труду кружка «Мастерилка» для детей 6-7 лет Автор– составитель: Петренко Елена Васильевна – воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» Руководитель кружка: Петренко Владимир Владимирович Пояснительная записка. Дошкольный период жизни – важнейший период становления полоролевой социализации. К сожалению, в современной отечественной педагогике проблема дифференцированного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек разработана недостаточно многоаспектно. Педагоги – женщины, которые в большинстве своем воспитывают дошкольников, подсознательно конструируют среду, ориентируясь на женские представления о ее эстетичности и целесообразности. Это приводит к тому, что традиционная среда детского сада более ориентированна на девочек, чем на мальчиков. Осознание своего «Я» у мальчиков непременно включает и сознание собственной половой принадлежности, которая становится устойчивой к старшему дошкольному возрасту. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика, ребенок начинает выбирать и сферы деятельности. В ДОУ создано полоразвивающее и социокультурное пространство как среда, способствующая овладению детьми гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами гендерного поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределению в культуре и социуме. Широкие возможности для этого открывает кабинет «Мастерилка», который оборудован в нашем детском саду. Целевое назначение этого кабинета – создание материальной развивающей среды, позволяющей реализовывать кружковую работу с мальчиками подготовительных к школе групп по трудовому воспитанию. За основу конструирования развивающей среды в кабинете «Мастерилка» взят принцип В. Петровского учета половых и возрастных различий детей дошкольного возраста. Для того чтобы мальчику почувствовать себя мужчиной, необходимо ощущение приятной тяжести послушного инструмента, с помощью которого возможно если не перестроить мир полностью, то хотя бы слегка изменить и подправить. Топор, молоток, пила- все это знаки мужчины-преобразователя. И они должны оказаться в руке мальчика как можно раньше - в дошкольном возрасте. Работа по изготовлению игрушек, поделок из дерева и других материалов – это вид деятельности, основным содержанием которой является созидание. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом : дерево, кора, солома, шишки, скорлупа грецких орехов и т.д. дает возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Основные принципы программы: - единство обучающих, развивающих и воспитательных задач; - деятельный подход к реализации содержания программы; - интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная деятельность; - психологическая комфортность – создание условий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность дошкольника; - креативный подход – воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения. Цели и задачи программы Цель: «Помоги мне это сделать самому» Задачи: - Предоставить ребенку возможность развивать и уточнять моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта. - Развивать сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомера. Формировать мужественность. - Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. - Развивать математическое, наглядно-схематическое мышление, навыки счета. - Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам. - Предоставить детям возможность ощутить себя частичкой окружающего мира. Воспитывать чувство ритма жизни и времени. - Учить мальчиков элементарным умениям и навыкам работы с инструментами и материалами. - Воспитывать практичность, бережливость и умение ценить каждую вещь. - Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития. Сроки реализации программы один год. Занятия проводятся с детьми подготовительной к школе группе один раз в неделю, продолжительность занятий – 30 минут. Средства реализации программы: 1.Наглядные плакаты по правилам техники безопасности. Правила поведения в кабинете: - по кабинету не бегаем, а ходи; - не кричим, а говорим; - не мешаем друг другу; - взял материал или инструмент, поработал, положи его на место; - начал дело, закончи его (и т.д.) 2.Оборудованные рабочие места для детей (верстаки) 3.Слесарные и плотницкие инструменты 4.Рабочий материал (доска, ДСП, ДВП, фанера, деревянные бруски, рейки, наборы деревянных и металлических детских конструкторов, природный и бросовый материал и т.д.) 5.Образцы используемого материала 6.Образцы готовых поделок. 7.Специальная одежда для занятий (фартучки, перчатки, защитные очки) Ожидаемый результат К концу года дети могут: - соблюдать правила безопасности при работе с инструментами; - различать и называть столярные и слесарные инструменты; - бережно относиться к инструментам и материалам, после занятия убирать их на свои места; - составлять план-чертеж изготовляемой конструкции; - соединять отдельные детали конструкции; - правильно пользоваться молотком, ровно забивать гвозди; - изготавливать простейшую игрушку; - анализировать, оценивать результат своей работы; - передавать отношение к продукту своей деятельности; - сформированность личностных качеств (дисциплинированность; ответственность; самоорганизованность; взаимовыручка). Список литературы: 1. «Трудовое обучение. Подготовительная группа» Т.В.Иванова 2. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова 3. «Творю. Строю. Мастерю (развитие конструктивного праксиса)» М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина 4. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика». 5. Программа работы по системе М. Мантессори кружка «Умелые ручки» для детей 2-6 лет Т.В. Кирюшина 6. Тематическое планирование Месяц Неделя Тема занятия, цели, содержание. Сентябрь 1-я 1. Экскурсия в кабинет «Мастерилка». Познакомить детей с кабинетом «Мастерилка». Дать общее представление об оборудовании и инструментах. Познакомить детей с правилами безопасности при работе с инструментами. Вызвать общий интерес к конструированию из дерева. Изготовление поделки «Лесовичок» из природного материала. ( материал: шишки, клей, веточки) 2-я 2. «Кладовая материалов». Развивать познавательную активность через занимательные опыты и простейшие эксперименты. Уточнить представления детей о многообразии пород и свойств дерева. Изготовление поделки из природного материала «Кораблик» (материал: скорлупа грецкого ореха, бумага, клей, деревянные палочки). 3-я 3. «Дом из пакета из - под сока (молока)». Учить оклеивать пакеты из - под сока (молока); вырезать ножницами окна из бумаги. Сложенной гармошкой; приклеивать окна на одинаковом уровне. 4-я 4. «Грузовая машина». Учить собирать из спичечных коробков различные поделки, склеивать их, доводить начатое дело до конца. Октябрь 1-я 5. « Изготовление игрушек – забав» (дергунчиков) «Муха –Цокотуха». Закреплять умения , вырезать детали из картона, соединять их с катушкой из – под ниток при помощи проволоки. (материал: пустая катушка, цветной картон, проволока) 2-я 6 .Изготовление поделки «Веселая карандашница». Продолжать развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и простейшие эксперименты. Познакомить детей с качествами и свойствами пластмассы, используемой для изготовления пластмассовых бутылок. 3-я 7. «Кольцо для салфеток». Упражнять в разрезании бутылок по сделанному надрезу. Украшать кольца самоклеющейся бумагой . Продолжать учить соблюдать технику безопасности. 4-я 8. «Склад инструментов». Уточнить представления детей об инструментах, хранящихся в кабинете. Ввести правило: каждый инструмент храниться на своем месте, требует соблюдения правил безопасности. Работа с деревянным конструктором «Детская мебель». Ноябрь 1-я 9. «Гаечные ключи». Познакомить детей с различными видами гаечных ключей при закручивании гаек и болтов различной формы и размеров. Соблюдать правила безопасности при работе с инструментами. Игра «Закручиваем и откручиваем гайки и болты». 2-я 10. «Техническое моделирование ». Познакомить с набором «Конструктор – механик», назначением отдельных деталей, с приемами сборки и разборки деталей, подвижными и жесткими соединениями. Собрать схематическую модель «Весы». 3-я 11. «Техническая игрушка «Тележка». Учить собирать игрушку из деталей конструктора, определять и подбирать необходимые для работы детали. Учить завинчивать и отвинчивать гайки винты. 4-я 12. «Техническая игрушка «Качели». Учить детей правильно называть и располагать на рабочем месте детали набора конструктора. Самостоятельно собрать качели в порядке, показанном педагогом. Декабрь 1-я 13. «Замысел и чертеж». Познакомить детей с условными обозначениями на технологических картах, изображающих алгоритм конструирования. Развивать находчивость, сообразительность, учить читать готовый чертеж. Игра «Найди готовую постройку по чертежу». 2-я 14. «Новые встречи с пилой». Знакомить детей с различными видами пил, правильно пользоваться пилой. Учить распиливать доску. Строго соблюдать технику безопасности. 3-я 15. «Изготовление деталей для полочки». Продолжать учить детей приемам распиливания доски. Обработать края деталей наждачной бумагой. 4-я 16. «Полочка». Учить детей располагать детали, скреплять детали полочки саморезами. Соблюдать технику безопасности при работе с инструментами. Январь 2-я 17. Работа с деревянным конструктором «Вертолет». Формировать умения планировать последовательность действий при выполнении игрушки. Закрепить навыки соединять детали поделки между собой. 3-я 18. Работа с деревянным конструктором «Машина - каток». Учить собирать, склеивать детали конструктора в целую игрушку. Доводить начатое дело до конца. 4-я 19. Работа с деревянным конструктором «Мельница». Совершенствовать умения определять последовательность действий при изготовлении игрушки. Развивать инициативу и творчество в оформлении поделки. Февраль 1-я 20. «Ракета». Учить детей делать простейшую игрушку, правильно располагать детали; развивать глазомер. Воспитывать интерес и любовь к труду. 2-я 21. «Самолет». Развивать умение анализировать образец игрушки, подбирать необходимый материал. Обращать внимание на аккуратность изготовления игрушки. 3-я 22. «Танк». Закрепить умения правильно пользоваться молотком и забивать гвозди. Соблюдать правила техники безопасности. 4-я 23. «Парусник». Закрепить прием скрепления деталей при помощи гвоздей без шляпки. Формировать элементы творчества. Март 1-я 24. «Обработка изделия наждачной бумагой». Учить детей тщательно обрабатывать наждачной бумагой края изделия. Соблюдать правила безопасности при работе. 2-я 25.«Подставка под горячее». Познакомить детей с деревом как с отличным материалом для изготовления предметов быта. Учить детей делать подставку под горячую посуду. 3-я 26.«Знакомство с отвертками». Познакомить детей с отвертками, их видами и назначением. Вкручивание саморезов разными видами отверток. Соблюдать правила безопасности при работе с инструментами. 4-я 27.«Ремонт стульчиков». Формировать навыки работы с отверткой и саморезами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Апрель 1-я 28. «Катер». Формировать элементы творчества. Воспитывать добрые чувства и интерес к изготовлению игрушки. Закрепить прием скрепления деталей при помощи гвоздей. Соблюдать технику безопасности. 2 -я 29. «Машина - фургон». Развивать умение анализировать образец игрушки, подбирать необходимый материал. Закрепить навыки работы с молотком и клещами. Обращать внимание на аккуратность выполнения отдельных деталей. 3-я 30 .«Тележка для кукол». Закрепить понятия «широкая сторона основания», «длинная сторона основания», приемы работы с пилой, напильником, наждачной бумагой. 4-я 31.«Воздушный змей». Учить детей скреплять детали разной длинны, располагать детали, соблюдая пропорции игрушки. Закрепить навыки скрепления деталей при помощи гвоздей, правильного пользования молотком, знания правил поведения во время работы с инструментами. Май 2-я 32. Самостоятельная работа с бросовым материалом. Учить, самостоятельно подбирать тему работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога. Совершенствовать умение определять последовательность действий при изготовлении задуманной игрушки. 3-я 33. Выставка детских работ. | |
Просмотров: 4321 | Загрузок: 621 | Комментарии: 2 | |