Среда, 12.12.2018, 15:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Кружковая работа

"Волшебный мир тряпичной куклы"
[ · Скачать удаленно (1,57 МБ (1 646) ] 11.01.2013, 15:06
Тема: « Волшебный мир тряпичной куклы»

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи:
Воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы; воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества; прививать уважение к традициям семьи; воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, прививать чувство эмпатии, отклика на эмоции воспитателя.
Развивающие:
• Развивать память, глазомер, мышление, навыки работы с материалами;
• Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
• Развивать стремление к самостоятельному творчеству; развивать интерес к истории русской культуры, к миру предметов и вещей, умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых, творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.
Образовательные:
• Познакомить с их историей и значением;
• Научить детей и взрослых изготавливать традиционные народные куклы;: формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).
• Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

Работа над словарем: расширять и активизировать словарный запас: «фартук», «кайма», «рукодельница», «безликая», «оберег», «лоскут», «тряпичная».

Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: изготовление кукол «Куклы бабушкиного сундука», комментирование.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, сюрпризный момент, художественное слово, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, предметов истории, комментирование, использование схем, моделирование, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность (изготовление куклы –колокольчик).
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми определение качества, продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД: волшебный сундучок, мини-музей «Куклы бабушкиного сундука» ( коллекция тряпичных кукол), лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, синтепон, нитки мулине, ножницы, нитки х/б, тесьма и колокольчик, для изготовления куколы –колокольчик, проектор, мультимедиа, подставки для коллекции кукол, буклеты для родителей.

Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы

Планируемые результаты: развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей, умение детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи; формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности; расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1. Ребёнок задаёт вопросы.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.
5. Сопереживание.
6. Эмоционально реагирует.
7.Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Рассматривание коллекции.
Знакомство с историей куклы Например,
Развивать интерес к истории русской культуры, к миру предметов и вещей.
Принимать активное участие в образовательном процессе.
Социализация Практические действия с куклами Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им сами.
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Коммуникация Беседа о куклах. Коммуникативная игра. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,
владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Музыка Музыкальный танец Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное произведение, правильно и чётко выполнять танцевальные движения, согласно музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Труд Изготовление куклы - колокольчик Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
Художественное творчество Рассматривание коллекции, описание их одежды, аксессуаров. Формировать у детей эстетический вкус.
Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.
Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.
Физическая культура Физминутка
Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Совершенствовать развитие внимания, наблюдательности.
Чтение художественной литературы Чтение стихотворений Формировать умения, делать выводы, умозаключения.
Безопасность Работа с ножницами Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Здоровье Переход от одного вида деятельности к другой Следить за утомляемостью детей, правильной осанкой и посадкой во время выполнения заданий.

План НОД

1.Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
Демонстрация выставки кукол.

2. Основная часть:
Показ старинных кукол, слайдов, комментирование, дискуссия.
Определение способа изготовления куклы – колокольчик
Обыгрывание (демонстрация и показ различных кукол).
Физкультурная пауза

3.Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Танец «Шкатулочка»
Подведение итогов НОД.
Раздача буклетов со схемами изготовления тряпичных кукол.

Длительность НОД - 30 мин. 3 мин

20 мин

7 мин.

Ход
непосредственно образовательной деятельности

Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели.
Анализ обследование, выводы. Демонстрация выставки кукол. В светлу горницу войду,
Взглядом все тут обведу.
Сразу видно – эта хата
Мастерицами богата!
Здравствуйте, красавицы!
Мне здесь очень нравится!
Мне очень приятно, всех вас видеть сегодня у меня в гостях, в моей мастерской.
Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.
Сегодня мы поговорим о « Русской тряпичной кукле.»
Кукла — это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное. Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол. Они служили оберегами жилища, сна, хозяйства.
Каждая кукла имела свою символику.
Дородная «Баба Берегиня» с узелками в руках была хранительницей достатка и благополучия в доме. В нее вкладывали шерсть, зерно, копеечку - чтобы было тепло в доме.
Кукла «Мама», предназначалась для защиты материнства. Кукла Оберег славит материнство и приносит радость вечного обновления и благодати, пока спят и растут младенцы!
«Куклы - куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой младенца.
Расплачется ребенок, закапризничает - на помощь приходила кукла «Утешница», обвешанная сладостями.
Куклы были безликими, им не рисовали лицо. Считается, что если это сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без лица, она просто передает через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его души, добрых пожеланий, тепла.

Коммуникация
Художественная литература
Познание
Социализация
2.Основная часть.
Показ, комментирование, дискуссия.
Определение способа изготовления.
Планирование.
Изготовление.
Обыгрывание Физкультурная пауза
Демонстрация.
Открыв волшебный сундучок
Начнем творить подарки.
Берем мы ткань и синтепон,
Моточек пряжи мягкой.
Шить игрушки для детей
Для мастерицы в радость!
Забавнее и веселей,
Не чувствуем усталость.
Здесь глазки будут, ротик тут,
Улыбкою объятый,
Творить игрушки - это труд,
Но он такой приятный!
Вложить в них душу не забудь!
Пусть деток согревает.
И вот еще совсем чуть-чуть!
Игрушка оживает!
Когда кукла мастерилась, то всегда загадывали – для чего или для кого она предназначалась. Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей.
Но наша куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделаем подружек ей.
Кукле будет веселей!
Вы умеете делать куклу-Колокольчик? Хотите я вас научу

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтобы сделать куколку, надо друг другу помогать.
Для изготовления куколки нам понадобятся:
1. Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, 25, 20, и 15 см.
2. Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.
3. Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка.
4. Нитки для обвязывания.
5. Вата, ветошь или синтепон для головы.
6. И, конечно же, Колокольчик!
Физминутка:
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из- под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Ход работы.
1. Берём синтепон (вату или ветошь) и скатываем в шарик.
2. К этому шарику прикладываем колокольчик.
3. Этот шарик из синтепона кладём в центр большого круга и обвязываем его.
4. Получилась первая (самая нижняя) юбочка. А внутри юбочки – звонкий колокольчик! (Из личного опыта – желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет «стоять» куколка.
5. Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбчонка получилась.
6. В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.
7. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
8. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.
9. Для того, чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.
10. Теперь надеваем косыночку и завязываем.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Вот наши куклы готовы.
Все они неповторимы и оригинальны. И пусть эта кукла будет вашим оберегом и служит единению ваших семей и наших сердец.
Познание
Коммуникация
Художественное творчество
Художественная литература
Труд
Безопасность
Музыка

3.Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Танец. Бывало куклы – девицы все встанут в хоровод,
И каждая так весело танцует и поёт!

Собрались все куклы тут.
В хоровод они зовут!
Перед всем честным народом
Мы станцуем хороводом!
И мы для вас заведем хоровод «Шкатулочка».
Уважаемые, родители! Вы вместе с детьми создали замечательные игрушки. Пусть этот опыт не пропадет даром. Дома смастерите с детьми еще несколько таких куколок и понаблюдайте за играми Вашего ребенка, Поистине вы получите огромное удовольствие и станете со своим ребенком еще чуточку ближе!
С любимым делом жизнь стократ милее,
Лишь надо приложить к нему терпенье,
И мастерство становиться сильнее,
Когда приходит к сердцу вдохновенье.
Любовь к искусству вечное горенье
Художнику, как сладостное бремя
Творенье рук - источник наслажденья
Излечит душу и заполнит время
Сей оберег - умелых рук творенье
Источник вдохновенья, наслажденья.
Вам дарим не скрывая умиленья
С желанием поднять вам настроение.
Коммуникация
Социализация
Длительность НОД: 30 минут.
Список литературы:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- 30 ноября
5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября
6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - 20 ноября
Категория: Кружковая работа | Добавил: N-A-T-A-S-H-A-13
Просмотров: 3857 | Загрузок: 325 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
3 silva4874  
Загружена на другой файлообменник, работа не скачивается. Попробуйте еще раз по инструкции "Размещение работ"

4 N-A-T-A-S-H-A-13  
Здравствуйте! Мы исправили файлообменник. Как нам поступить, зарегистрировать работу ещё раз или подскажите, как исправить ссылку.
Это правильная информация - Имяфайла:  DO_KR_ChuprinaNN_KonkursAMO3.rar Размер файла:  11.84 Mbhttp//amo.letitbit.net/download/42385f99f996fa196ae9d85f2388908a4/DO_KR_ChuprinaNN_KonkursAMO3.rar.htmlЗаранее благодарны!!!

1 di  
Работа не прошла тех. экспертизу, не допущена к участию в Конкурсе.

2 Elena-13  
Будьте добры, объясните, пожалуйста, в чем заключается тех.экспертиза?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]