Суббота, 18.11.2017, 16:58
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Кружковая работа

Образовательная программа дополнительного образования детей "Цвета радуги"
[ · Скачать удаленно (2.41 Mb) ] 06.12.2011, 12:36
Пояснительная записка
Гёте называл цвет «продуктом света,
Продуктом, вызывающим эмоции»,
считая, что «свет- цвет - эмоции»
являются звеньями одной цепи.
Программа «Цвета радуги» вводит ребёнка в удивительный и разнообразный мир восприятия цвета.
Наша «Средняя группа» работает по программе "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.
Она направлена на развитие творческих и художественных способностей детей. Центральное место в этой программе уделено сенсорному развитию дошкольников, сенсорное развитие неразрывно связано и развитием цветового восприятия.
Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.
Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.


Программа позволит детям без напряжения в процессе игровой деятельности
познакомиться с системой цветов
и последовательностью их расположения в спектре,
научиться различать тёплые, холодные и промежуточные цвета,
приобрести знания об основных и составных цветах,
получить краткие сведения о психологической характеристике цветов.
Основные принципы программы:
 Принцип занимательности: Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

 Принцип новизны: Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу дошкольника.

 Принцип динамичности: Заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

 Принцип гуманизации: Индивидуально-дифференцированный подход в системе развивающего обучения.

 Принцип демократизации: Организация кружковой деятельности на основе перспективных планов, режима детского сада, учета интересов детей, сезонных явлений.

 Принцип сотрудничества: Позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

 Принцип индивидуальности: Позволяет строить продуктивную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Возраст детей 4-5 лет участвующих в реализации программы 4-5 лет. Это наиболее благоприятный возраст для развития восприятия, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Продолжительность реализации программы- 1 год


ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При наполняемости группы 10 детей занятия кружка проводятся
2 раза в неделю по 15-20 минут


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫ:
Индивидуальные и коллективные.

ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА на эстетическом воспитании дошкольников


Цель:
Развитие сенсорных и изобразительных представлений о цвете.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить детей с системой цветов и последовательностью расположения их в спектре.
2. Закреплять понятия «Цвет», «Оттенок».
3.Обогащать речь словосочетаниями «тёмный (светлый) оттенок цвета», «предметы …. по цвету одинаковы»
4.Развитие мелкой моторики, координации движений рук, развитие сенсорных и изобразительных способностей.
5. Воспитывать интерес к занятиям в кружке.

Основные методические подходы:
-Кружок проходит в непринужденной обстановке
-Во время проведения кружка организуется показ, беседа, иллюстраций


-Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование;


метод наблюдения, как основной – на прогулках, на участке… У детей развивается наблюдательность и ребенок увиденное отражает в своих работах;

игровые мотивы, использую художественное слово (стихи, загадки, песенки…) Содействую индивидуальным интересам, даю дополнительные советы, отношусь положительно к проявлению инициативы ребенка его выдумке.
Индивидуально работаю с детьми, которым трудно из-за редкого посещения детского сада добиваться нужных результатов.
Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой программы:
• Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
• Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами деятельности (игрой, драматизацией и т.д.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
• терпимое отношение к возможному беспорядку, поощрение максимальной увлеченности в совместную деятельность.
• индивидуальное применение учебной программы в зависимости от способностей учащихся.
Ожидаемые результаты обучения:
• Умение различать цвета и их оттенки
• Умение работать с красками
• Познавательная активность детей

Итогом детской деятельности могут служить:
 Выставки детского творчества в детском саду
 Презентаций детских работ родителям
 Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
 Гуашь, краски, баночки для окрашивания воды, кисточки, салфетки.







Список литературы:
1. Давыдова Г. С.Пальчиковая гимнастика. ООО Издательство «Скрипторий 2003г.»
2. Л.В. Котенко «Что мы знаем о цвете?» Курс развивающих занятий для дошкольников Л.А.
3. Л.А. Ремезова Играем с цветом. Москва «Школьная пресса»2004г.

4. . Л.А. Ремезова Играем с цветом. (Демонстрационный материал) Москва «Школьная пресса»2004г
5. .Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1988.
6. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.





Учебно-тематический план

недели № занятия Тема, задачи.
1



№1

№2 ОВЛАДЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЦВЕТОВЫХ ЭТАЛОНОВ

№1.ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА
Тема: « Раскрась овощи и фрукты»
Цели:
1.Закреплять знания о цветах спектра
2.Учить соединять представления о цвете с представлениями, о реальных предметах

Тема: «Узнай и назови»
Цели:
1.Развивать восприятие цвета у детей
2.Формировать знания о цветах спектра
2 №3

№4
Тема: «Узнай и выбери»
Цели:
1. Учить узнавать и называть фиолетовый цвет, выделять его из нескольких спектральных цветов, отбирать объекты только фиолетового цвета из множества разноцветных.
2.Формировать умение контролировать свои действия, используя способ приложения.

Тема: «Раскрась голубым цветом»
Цели:
1.Учить узнавать и называть голубой цвет.
2.Формировать умение выделять голубой цвет среди нескольких разноцветных объектов
3 №5

№6 Тема: «Отбери картинки»
Цели:
1.Развивать восприятие цвета у детей
2.Закреплять знания о цветах спектра.
Тема: «Рыбки в аквариуме»
Цели:
1.Закреплять знания о цветах спектра
2.Учить узнавать, называть, выделять, из нескольких соответствующий цвет спектра




недели № занятия Тема, задачи.
4


№7

№8 Тема: « Найди ошибку»
Цели:
1Учить различать и называть цвета спектра, соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов
2.Определять ошибки, допущенные в цвете изображённых предметов.
3.Расширять знания детей о растениях, имеющих постоянный признак того или иного цвета

№2.АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Тема: «Узнай и назови»
Цели:
1.Формировать представления о сером цвете
2Учить различать и правильно называть серый цвет, объединять

5 №9

№10
Тема: «Кто быстрее?»
Цели:
1. Совершенствовать знания детей о белом, чёрном и сером цвете.
2.Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие « цвет»

Тема: «Будь внимательным»
Цели:

1.Формировать интерес к игре
2.Учить узнавать и правильно называть черный, белый и серый цвет.
6 №11

№12
Тема: «Раскрась правильно»
Цели:
1. Совершенствовать знания детей о белом, чёрном и сером цвете.
2.Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие « цвет»

Тема: «Найди ошибку»
Цели:
1.Закреплять знания детей о чёрном, белом и сером цвете.
2.Развивать внимание детей с опорой на представление о цвете.

7 №13

№14
Тема: «Узнай и назови»
Цели:
1. Учить выделять белый из голубого цвета разных оттенков голубого и синего цвета
2.Формировать умение объединять представление о цвете со словом-наименованием, производить выбор цвета по слову .

№3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ В СПЕКТРЕ
Тема: «Цвета радуги»
Цели:
1. Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре
2.Учить подбирать цвета радуги в определённой последовательности по образцу и по слову, используя стихотворение «Цвета радуги»

8 №15

№16
Тема: «Радуга»
Цели:
1. Совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении.
2.Упражнять в выкладывании цветов радуги по памяти

Тема: «Цветик - семицветик»
Цели:
1. Совершенствовать знания детей о цветах спектра
2. Учить применять полученные знания на практике, сопровождать свои действия объяснением
3.Развивать внимательность детей.

9 №17

№18
Тема: «Узнай и назови»
Цели:
1. Продолжать совершенствовать знания детей о цветах спектра.
2. Учить поочерёдно, выделять предметы спектральных цветов из множества разноцветных в соответствии с последовательностью их расположения в спектре

Тема: «Найди ошибку»
Цели:
1. Углублять знания детей о цветах спектра
2. Способствовать развитию внимания к цвету, упражнять в нахождении ошибок, допущенных при построении ряда из цветов спектра.


недели № занятия Тема, задачи.
10

№19

№20
Тема: «Какой цвет пропущен? » 1 вариант
Цели:
1.Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении
2.Учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающий цвет в спектре по представлению

Тема: «Какой цвет пропущен? »2 вариант
1. Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении
2.Учить определять основной цвет предмета, его фон, отвлекаясь от цвета деталей.

11 №21

№22
Тема: «Найди своё место»
Цели:
1. Продолжать закреплять знания детей о последовательности цветов спектра.
2.Учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.
№4 ПОЛУЧЕНИЕ ЦВЕТА

Тема: «Окраска воды» (получение оранжевого цвета)
Цели:
1.Закреплять знания детей об оранжевом цвете
2.Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды.
12 №23

№24 Тема: «Волшебные краски» »(получение оранжевого цвета)
Цели:
1. Закреплять знания детей об оранжевом цвете
2. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды.
Тема: «Волшебные краски» »(получение зелёного цвета)
Цели:
1. Закреплять знания детей о зелёном цвете.
2. Учить получать зелёный цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и жёлтый.



недели № занятия Тема, задачи.
13

№25

№26
Тема: «Колокольчики »
Цели:
1.Дифференцировать понятия «синий цвет», «голубой цвет».
2.Учить узнавать и правильно называть голубой цвет, различать 3 оттенка голубого цвета.

№5 ИЗМЕНЯЕМОСТЬ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ ПО СВЕТЛОТЕ»

Тема: «Помоги Незнайке собрать букет»»
1. Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении
2.Учить определять основной цвет предмета, его фон, отвлекаясь от цвета деталей.

14 №27

№28

Тема: «Рыбки в аквариуме»
Цели:
1. Закреплять знания о фиолетовом цвете.
2.Учить узнавать и выделять три оттенка фиолетового.

Тема: «Назови цвет предмета»
Цели:
1.Закреплять знания детей о голубом цвете.
2.Учить узнавать и выделять три оттенка голубого цвета.
15 №29

№30 Тема: « Сложи картинку»
Цели:
1. Закреплять знания детей об оранжевом цвете
2. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды.
Тема: « Окраска воды»
Цели:
1. Закреплять умение узнавать и правильно называть коричневый цвет, различать три оттенка коричневого цвета.
2. Закреплять понятия «цвет», «оттенок».




недели № занятия Тема, задачи.
16

№31

№32
Тема: «Цветное лото»
Цели:
1.Продолжать формировать у детей умение различать оттенки в пределах одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
2.Формировать понятия, что разные оттенки красного, оранжевого и жёлтого цвета – это тёплые цвета, а разные оттенки голубого ,синего и фиолетового цвета – это холодные цвета.

Тема: «Составь узор»
1. Учить создавать орнаментальные узоры, используя холодные и тёплые цвета.
2.Учить сопоставлять свою работу с образцом.

17 №33

№34

Тема: «Наведи порядок»
Цели:
1. Продолжать учить дифференцировать холодные и тёплые цвета.
2.Развивать способность устанавливать сходство и различия между предметными изображениями, сравнивать их по цвету и исключать не относящиеся к группе предметов и понятий.
№6 ДЕЙСТВИЯ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПО ЦВЕТУ

Тема: «Кто быстрее?»
Цели:
1.Формировать умение идентифицировать объекты по цвету.
2.Учить находить парные объекты, способом соотнесения, совмещая силуэтные и контурные объекты.

18 №35

№36 Тема: « Разноцветное лото»
Цели:
1. Учить объединять представления о цвете со словом-наименованием.
2. Учить производить выбор цвета среди множества разноцветных по слову.
Тема: «Сравни петрушек »
Цели:
1. Развивать наблюдательность детей.
2. Учить выделять световые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другим.





недели № занятия Тема, задачи.
19

№37-38

№39
Тема: «Найди пары» 1 вариант
Цели:
1.Упражнять в выделении одинаковых т различных элементов по цвету среди трёх похожих изображений.

Тема: «Найди пары» 2 вариант
Цели:
1. Упражнять в выделении одинаковых и различных элементов по цвету среди четырёх похожих изображений.

Тема: «Найди пары» 3 вариант
Цели:
1. Упражнять в выделении одинаковых и различных элементов по цвету среди пяти похожих изображений.

20
№40

№41
№7 ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМ С ЦВЕТОМ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Тема: «Расскажи о цвете предметов»
Цели:
1.Учить описывать предмет, выделяя его цветовые свойства.
2.Развивать связную речь детей, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ

Тема: «Аквариум»
Цели:
1.Учить дифференцировать синий и голубой цвет.
2.Закреплять понятия « правее», «левее» с опорой на представления о цвете.

21 №42

№43
Тема: « Куда идёт гномик?»
Цели:
1. Упражнять в различении, назывании синего и голубого цвета.
2. Дифференцировать понятия вверху - внизу, слева - справа.

Тема: «Лабиринт »
Цели:
1. Учить детей узнаванию, выделению и называнию коричневого цвета.
2. Упражнять в соотнесении объектов коричневого цвета.


недели № занятия Тема, задачи.
22

№44

№45

Тема: «Найди пару»

Цели:
1.Вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение цветных фигур в пространстве.
2.Учить находить карточку с таким же расположением цветных фигур.

Тема: « Расположи по порядку»
Цели:
1. Учить запоминать и воспроизводить пространственное расположение разных по форме и цвету геометрических фигур
2. Учить давать правильное словесное обозначение.

23
№46

№47

Тема: «Дополни узор»
Цели:
1.Учить детей выделять правильное пространственное расположение геометрических фигур.
2.Закреплять знания о цветах спектра, оттенков цветов спектра.

Тема: «Сложи картинку»
Цели:
1.Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей.
2.Учить определять цвет предмета и его частей.

24 №48


№49

Тема: « Слуховой диктант»
Цели:
1. Развивать концентрацию внимания детей ,кратковременную слуховую память, активность.
2. Закреплять знания о цветах спектра и их оттенках.
№8 РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

Тема: «Цыплята на лужайке »
Цели:
1. Учить анализировать образец, подбирать нужные цветовые тона при составлении картинки .
2. Упражнять в соотнесении объектов коричневого цвета.


недели № занятия Тема, задачи.
25

№50

№51

Тема: « Внеси изменения »
Цели:
1.Закреплять знания о голубом цвете.
2.Учить различать три оттенка голубого цвета.

Тема: « Украсим платок»
Цели:
1.Учить понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов используя их в декоративной аппликации.
2.Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов цвета

26
№52

№53
№9 СОСТАВЛЕНИЕ РЯДОВ ИЗ АНАЛОГИЧНЫХ ПО ЦВЕТУ ПРЕДМЕТОВ

Тема: «Кто найдёт пусть возьмёт»
Цели:
1.Учить детей объединять разнородные объекты по признаку цвета.
2.Развивать зрительную реакцию.

Тема: «Разложи в группы»
Цели:
1.Учить группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков
2. Учить словесно, обозначать образованную группу.

27 №54



Тема: « Бусы»
Цели:
1. Учить определять закономерность ,в которой расположены цветные элементы в ряду , выбирать один из цветных элементов предложенного набора, чтобы продолжить его .


недели № занятия Тема, задачи.
28

№55

№56

Тема: « Разноцветные матрёшки »
Цели:
1.Учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивать его, используя все предложенные элементы.

Тема «Наведём порядок»
Цели:
1.Учить определять закономерность расположения цветных элементов в ряду, достраивать его, используя предложенный набор, в котором присутствуют лишние элементы.

29
№57

№58

Тема: «Что пропущено?»
Цели:
1.Продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду.
2. Учить анализировать.

Тема: «Исправь ошибку!»
Цели:
1.Совершенствовать умение детей в определении закономерности следования элементов, которые расположены в ряду
2. Учить анализировать ряд..

Приложение к программе №1

Физминутки

1 «Листики осенние» Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
2 «Листопад»
Дружно по лесу гуляем
И листочки собираем.
Собирать их каждый рад -
Просто чудный листопад!
3 «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок:
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
4 «Бабочка» Бабочка летала, над цветком порхала
Села, посидела и нектар поела.
Два своих больших крыла опустила, подняла
Полетела дальше, чтобы мир был краше.
5 «Неваляшки» Мы веселые милашки
Чудо – куклы, неваляшки.
Мы танцуем и поем:
Очень весело живем!
6 «Зарядка»
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!
И водою обливаться, раз – два – раз – два!
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два!
7 «Зарядка»
Мы хлопаем руками: Хлоп…
Мы топаем ногами: Топ…
Машем мы руками,
Киваем головой.
Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
8 «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
9 «Снежинки» Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.
10 «Маленькие птички»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там уютно и тепло.
11 «В лесной лужайке» Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
12 «Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
13 «Игрушки» Вот большая пирамидка
И веселый мячик звонкий,
Мягкий мишка косолапый -
Все живут в большой коробке,
Но когда ложусь я спать
Начинают все играть!
14 «Гриша шел-шел-шел»
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
15 «С добрым утром!» С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Я - проснулся!
16 «Цветок» Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
17 «Медведь и пчёлы» Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
Облизывает лапу сластёна косолапый,
А пчёлы налетают, медведя прогоняют.
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

Приложение №2

Пальчиковые игры

1 «Листья»
Мы дорожки подметаем,
Листья в кучи собираем,
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!
Ох, устали - Отдохнем
И домой скорей пойдем

2 «Помощники»
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.

3 «Капустка»
Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмём – жмём

4 «Цветы»
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков.
5 «Мы играли, рисовали»
Мы играли, рисовали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг - скок, прыг - скок,
Прискакали на лужок. .
Ветер травушку качает,
Влево - вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
6 «Мы рисовали»
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
7 «Пальчики-солдатики»
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – «УРА!»
На парад идти пора.
8 «Лодочка»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
9 «Кузнечик»
Я гуляю по дорожке
А кузнечик скачет рядом
Наклонюсь, возьму в ладошки
Здесь скакать ему не надо,
Пусть сидит он лучше в травке:
Там с ним будет все в порядке

10 «Волна»
Светит полная луна –
За луной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море…
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум…
Но так долго вредно спать –
Нам давно пора вставать.

11 «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

12 «Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

13 «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.

14 «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

Приложение №3

Учимся различать цвета (Игры с цветом)


Цвет

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Дети как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

Радуга

Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные "лодочкой". Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга ( Как в игре "Колечко")
Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов. После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:
"Радуга, появись! Радуга, покажись!"

Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.

Первый из детей показывает свой предмет - красный и спрашивает: "У кого есть такой же?" Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться. Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре. Если играют дети, которые умеют считать, то каждый ребенок, чей цвет разыгрывают, должен посчитать, сколько предметов его цвета было названо, или это может сделать педагог. Потом интересно обсудить с детьми, почему того или иного цвета больше или меньше на земле. После игры дети могут нарисовать рисунки о том, как радуга-дуга раскрасила землю.

Светофор

Вариант той же игры, но с кружками зеленого и красного цвета.
Игра проводится по тому же принципу, Но только на правильный ответ дети показывают кружок зеленого цвета, на неправильный -красного.

Воздушные шары

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Давай придумывать(с 3лет)

Развиваем абстрактное мышление, речь.
Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.
ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.
Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает:"У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Цветные коробочки

Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10.
Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза.

Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называем признаки заветной коробки.
Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”.
Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”. Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: “слева от большой”, или “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной, но ниже синей” и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей в группе. Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу, что очень непросто маленьким партнерам. Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: “в красной коробке с цифрой три”, например. При обучении порядковому счету: “четвертая коробочка слева”, “вторая от окна”…

Ярмарка (3-6 лет)

Дети стоят в кругу. Это - "продавцы". Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он - покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

"Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!"

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала "стрелка", спрашивает "покупателя":
- Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий "делает заказ":
- Хочу фрукт! (или овощ. ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, "принявший заказ", должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
- На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Цель игры понятна - закрепляем знания овощей, фруктов. ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции.
Ход игры может быть разным - смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Рыбалка

Еще одна игра для тех, кто только начинает знакомиться с цветом, сравнивать количества предметов, играть по определенным правилам, чему тоже надо учиться. В большой коробке (очень удобны опустевшие конфетные коробки), обклеенной красивой синей бумагой (можно нарисовать водоросли, раковины), “плавают” рыбки двух цветов – красные и желтые, (их надо вырезать из двустороннего картона). Рыбки должны быть одинаковыми по величине, по 15-20 штук каждого цвета. Чтобы внести в нашу игру “элемент неожиданности” добавляем в наш водоем забавные старые башмаки, вырезанные из бумаги нейтрального, например, коричневого, цвета, 10-12 штук. Нам понадобится игральный кубик собственного изготовления (лучше взять готовый деревянный). На одной его стороне – одна красная точка, на второй – две красных, на третьей – одна желтая, на четвертой – две желтых, на пятой – желтая и красная, а на шестой изображен старый башмак. Учимся бросать кубик и определять, что “ловится”, если на кубике выпадает та или иная сторона: количество и цвет точек должны совпадать с количеством и цветом “пойманных” рыбок или (если повезет, конечно) вынимаем старый башмак.

После трех-четырех ходов можно остановиться и подсчитать “улов” у каждого игрока: сколько желтых и красных рыбок, каких больше. В игре не должно быть проигравших, ее цель – развить внимание малыша, научиться считать в пределах десятка, сравнивать количества предметов

Найди, кого загадали!

Игра на развитие ориентирования в пространстве.
В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится.

Ищем клад.

Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана
Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. "Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?" Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь - самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете "клад" где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко - усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче - план участка.

Найди домик

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша.

Архитекторы и строители

Наверное у всех в доме есть какой-нибудь строительный конструктор. Как правило, дети быстро теряют интерес к кубикам. Можно вновь заинтересовать ребёнка конструированием, если предложить игру "Архитекторы". Сначала объясните малышу, кто такие архитекторы.
Затем сделайте вместе с ребёнком несколько чертежей построек. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, что есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих построек будут готовы, предложите ребёнку сделать постройку по чертежу.

Варианты:
1. Вы строите - ребёнок затем делает чертёж готовой постройки.
2. Ребёнок делает чертёж - вы строите.
3. Один делает несколько построек и делает чертёж одной из построек. Задача - найти постройку по чертежу.
4. Сделать чертёж и постройку по нему с ошибками. Предложить ребёнку найти ошибки.

Детям 3-4 лет на чертежах делаем "вид спереди" или "вид сверху".
Детям постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.

Чем пахнет?

Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)

"Я луна, а ты звезда

Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.
Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:
"Я - осень". И так далее...

“Графика на гвоздиках”

Изготовление следующей игры потребует определенных “хозяйственных” навыков. Нам нужны:

• квадратная дощечка из фанеры толщиной 10-15 мм и длиной стороны 15 см. Края дощечки нужно обработать наждачной бумагой, чтобы они стали гладкими;

• гвоздики 16-18 мм, на каждую дощечку необходимо 33 гвоздика;

• цветная (лучше бархатная) бумага насыщенных тонов по размеру дощечки, т.е. квадратной формы 15х15 см;

• клей ПВА;

• “банковские” цветные резинки или разрезанные колечками новые резиновые шарики разных цветов. Цветную бумагу надо наклеить на дощечку, положить под пресс, дать высохнуть несколько часов, а затем, положив сверху листок 15х15см из тетрадки в клеточку, вбить гвоздики наполовину (высота торчащего гвоздика будет 5-8 мм). Листок в клетку нужен, чтобы не размечать нашу красивую цветную поверхность на дощечке, а листок уже прекрасно разлинован сам.

Когда все гвоздики вбиты, срываем листок в клеточку – он уже сделал свою работу и нам больше не нужен.
ВНИМАНИЕ! Играть с нашими гвоздиками, как и работать с ножницами, иголками и т.п. можно только под присмотром взрослых. Дощечку с гвоздиками после занятий убираем в недоступное для детей место.

Сначала, как всегда, знакомимся с предметом игры. Рассматриваем дощечки, трогаем гвоздики пальчиками и ладошкой – “колючие!”. Показываю, как положить дощечку перед собой… И начинается самое интересное!

Если на гвоздики натягивать разноцветные резиновые колечки, можно “рисовать” картинки и узоры. Первые шаги: дети просто учатся “технике” рисования столь необычным способом. Колечки растягиваются нелегко (что очень полезно для пальчиков), гвоздики вбиты еще “просто так”, дети не сразу видят, что они расположены в определенном порядке. И картинки получаются пока очень простые, обычно это “заборчик”, “лучики”, “каляки-маляки”. Но скоро малыши научаться изображать целые картины, фантазировать, строить геометрические фигуры, “писать” резинками буквы и цифры, знакомиться с симметрией.

Мультикарты

Для изготовления этой игры необходимо подобрать 60-80 небольших картинок, которые наклеиваются и “ламинируются” скотчем на картонные карточки примерно 3 х 4 см. “Рубашки” карточек – красного, синего, желтого, зеленого и черного цветов. Картинки можно подобрать “тематические” - транспорт, игрушки, фрукты, посуда и т.д. Количество карточек каждого цвета одинаково.

Для игры потребуется кубик, оклеенный с 5-ти сторон кружочками или “кляксами” таких же цветов, что и карточки. Шестая же сторона – с веселым солнышком (или другим символом “везения”).

Количество игроков – от 2-х до 6-ти.

Перед началом игры рассказываем, как она называется, рассматриваем картинки и кубик, называем цвета “клякс” на каждой стороне. Учимся бросать кубик в коробочку, чтобы он не прыгал на пол.

Раскладываем на столе все карточки картинками вниз. По очереди каждый игрок бросает кубик, определяет цвет выпавшей “кляксы”. Ребенок сам выбирает карточку такого же цвета. Называет нарисованную на ней картинку. Каждый играющий выкладывает выбранные карточки перед собой. Если на кубике выпадает “солнышко”, игрок выбирает карточку любого цвета. Правда, иногда малыши бывают против такой неопределенности и просто перебрасывают кубик еще раз. Только со временем, с опытом приходит понимание, что свобода выбора – это замечательно!

Карточки выкладываются перед каждым играющим по заранее оговоренному принципу: для самых маленьких – карточки одного цвета располагаются “этажами” или “вагончиками”, детям постарше можно предложить классифицировать по группам “посуда”, “транспорт” и т.д. В любом случае в этой игре нет проигравших. Победитель – цвет (или картинки “по интересам”). Каждый участник сравнивает (пересчитывает) карточки в каждой группе: “Красных – три, синих – две, желтых – пять. Желтые победили!”. “Опытные” игроки могут ответить на вопросы “на сколько желтых больше, чем красных”.

Цель этой на первый взгляд простой, но очень интересной и полезной игры для самых маленьких – узнавать и называть цвета, выбирать нужные карточки среди множества других, правильно сказать, что нарисовано на выбранных карточках, классифицировать их по цвету (или по другим признакам), сравнивать количество карточек, чтобы найти победителя. Для ребят постарше – учиться считать и сравнивать, выполняя эти действия на практике, отрабатывая навыки сложения и вычитания.

Приложение №4

Стихи о цветах

Синий -
В синем море — островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.

Фиолетовый -
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Желтый -
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый -
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой -
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.
Краски
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная — вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный -
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый -
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится —
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже!
Радуга
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
-Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем
Оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЁЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЁНЫЙ зажёгся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца
ГОЛУБЫЕ ...глаза

Приложение №5
Разноцветные загадки

Есть в малине. Без сомненья,
Есть в малиновом варенье,
А в банты и провода
Попадает иногда.
(Малиновый цвет)
Как основа камуфляжа,
Он в военном деле важен,
И его на свой манер
Носят танк и БТР.
(Цвет хаки)
Хоть безмерный и безвесный,
Говорят, что он телесный,
Но порою тело то –
Сумка, шарф или пальто.
(Бежевый цвет)
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.
(Фиолетовый цвет)
Скажет каждый мальчик зрячий
Про него, что он девчачий,
Если ж аиста макнем,
Станет, как фламинго, в нем.
(Розовый цвет)
Признак рыбы говорящей,
Он пиратом спрятан в ящик,
Есть в короне и в кольце,
И на сказочном крыльце.
(Золотой цвет)

Он в асфальте и бетоне,
В теплом пухе на вороне,
В волке и его хвосте
И у кошек в темноте.
(Серый цвет)
Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть –
Без него его не съесть.
(Коричневый цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.
(Синий цвет)

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.
(Рыжий цвет)
Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке
И в сметане, и в муке.
(Белый цвет)
Хоть таится в дымоходе,
У пантер он вечно в моде,
Да и негр его любой
Носит каждый день с собой.
(Черный цвет)
Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.
(Голубой цвет)
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
(Желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
(Зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
(Красный цвет)
Категория: Кружковая работа | Добавил: Petrova
Просмотров: 1919 | Загрузок: 331 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Огромное спасибо!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]