Воскресенье, 25.08.2019, 08:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Кружковая работа

Методическая разработка заседания родительского клуба. Тема: «Мы уже большие».
[ · Скачать удаленно (486Кб) ] 06.12.2011, 19:30
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №45»

Методическая разработка
заседания родительского клуба.
Тема: «Мы уже большие».

Разработали:
Педагог – психолог Толмачева Ю.В.,
Воспитатель Трубачева Н.В.,
Воспитатель Мерзлякова И.Г.

Северск 2011

Возраст четырех лет не является кризисным (согласно периодизациям психического развития Л.С.Выготского и Эльконина). Однако родители задают педагогам (воспитателям и специалистам ДОУ) множество вопросов, касающихся физического и психического развития своих детей.
С целью оказания помощи родителям понять своих детей, наладить с ними контакт, было проведено анкетирование, направленное на выявление трудностей, с которыми сталкиваются дети (Приложение 1).
Виды трудных ситуаций (по мнению родителей):
- общение со сверстниками (вхождение в новый коллектив, умение делиться игрушками и т.п.);
- проявление отрицательных эмоций и переживаний (разлука с мамой по утрам, капризы, упрямство, обида);
- недостаточно развиты навыки самообслуживания (застегнуть сандалии и т.п.);
- не подчиняются требованиям взрослого (убрать игрушки, ложиться спать и т.п.).
Результаты проведенного анкетирования показали, что родители нуждаются в специально организованных занятиях по вопросам воспитания физически и психически здорового ребенка.
Педагогами ДОУ была разработана тематика занятий, направленная на формирование социальной грамотности семьи. Одной из эффективных форм поддержки семье стала организация родительского клуба.

Цель родительского клуба - способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком.

Задачи:
• Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
• Формировать навыки сотрудничества родителей с детьми.
• Обучить родителей приемам совладания с трудными ситуациями.

1.«Связующая нить». Родители сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передавая клубок, каждый взрослый называет свое имя и имя предыдущего человека. Таким образом, когда нить дойдет до последнего участника, он назовет всех участников по кругу и свое имя.
«Вот мы с вами и познакомились. Посмотрите, что у нас получилось? Правильно, круг, который всех нас объединяет. Мы надеемся, что здесь будет царить атмосфера доверия и взаимопонимания. Здесь можно говорить все, что думаешь и чувствуешь. Все останется в этом кругу».

2. Кукольный театр «Два упрямых козлика» (по сказке Ушинского). Ведущие показывают инсценировку сказки.
Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Одновременно перейти ручей невозможно; приходилось кому - нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать.
- Уступи мне дорогу, - сказал один.
- Вот еще! Поди - ка ты, какой важный барин, - отвечает другой, - пяться назад, я первый вошел на мост.
- Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!...
Ведущий: Давайте отойдем от привычного окончания сказки. Какие варианты можете предложить вы?
Участники предлагают и проигрывают свои варианты.
Например: - кто умнее, тот пропустит;
- посчитаться;
- пропускает тот, кто младше (согласно этикету);
- кто вежливей, тот уступит дорогу.
Ведущий: Вам не кажется знакомой ситуация, которая произошла с козликами? Бывает у нас подобное на работе с начальником или коллегами, дома с супругом, с ребенком?
Как вы думаете, почему мы со своим ребенком ведем себя, как упрямые козлики, почему никто не хочет и не может друг другу уступить? Может быть, потому что мы разные? Может быть, потому что не всегда наши ожидания совпадают с реальным поведением ребенка?

3. Игра «Что мне нравится – не нравится в моем ребенке» (участники называют, а ведущие записывают на доске в две колонки).

Нравится Не нравится
Послушание
Доброта

Активность
Щедрость
Честность
Гибкость
Легкость в общении с другими
Умение сочувствовать другим
Компромисс
Ласковость
Трудолюбие
Уважение
Лидерство Истерики, капризы
Агрессия по отношению к другим людям
Пассивность
Жадность
Лживость
Упрямство
Трудности в общении с другими
Эгоизм
Обидчивость
Холодность
Лень – хитрость
Неуважение
Лидерство

4. Существует два разных мира: мир взрослых и мир детей. Особенности детского мира, в сравнении с миром взрослых (участники называют, а ведущий записывает на доске):
- эмоциональность;
- открытость;
- импульсивность;
- наивность;
- оптимизм;
- откровенность;
- незлопамятность;
- обостренное чувство справедливости;
- ранимость;
- жизнь настоящими (происходящими сейчас) событиями;
- отсутствие сложившихся взглядов;
- необремененность бытовыми заботами.
Графически взаимодействие двух миров можно представить так:

1) 2 мира – взрослых и детей. Взрослый «прокладывает» путь к ребенку. Эта «дорожка» может быть узкой и широкой, устойчивой и зыбкой. Ребенок, в свою очередь, тоже помогает взрослому «строить» этот путь.

2) Часто встречаемый вариант. Ребенок – центр Вселенной, вокруг которого вращаются планеты (родственники), все подчинено интересам ребенка.

3) У родителей свои интересы, они живут своей жизнью, ребенок – сам по себе. Главное – сыт, одет, не мешает.

4) Этот вариант чаще всего встречается в диаде мать – ребенок. Мать полностью поглотила жизнь ребенка, подчинила своим интересам. У ребенка нет личного пространства, своей жизни.

5) А этот вариант – противоположный предыдущему.

6) Это – самый благополучный вариант взаимодействия. У каждого (родитель, ребенок) есть свое пространство, и есть зона взаимодействия. Каждый может при желании быть в своем мире и, одновременно, активно принимать участие в жизни семьи.

5. Часто родителям кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает не всегда.
4 причины негативного поведения ребенка:
• Требование внимания или комфорта;
• Желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
• Месть, возмездие;
• Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

6. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
- Расширяется кругозор ребенка, его представления о мире.
Поэтому важно заботиться о том, чтобы опыт ребенка был как можно разнообразнее. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии и т.п.
- Развивается связная речь.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте им читать не только художественную, но и познавательную литературу.
- Становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего, причинно - следственные отношения (развиваются процессы мышления).
Дети часто задают вопрос «почему?». Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим.
- Появляются попытки самостоятельно делать выводы.
Вы должны внимательно выслушать ребенка и не торопиться вносить свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.
- При организации и планировании своей деятельности ребенок проговаривает свои действия вслух.
Это помогает ребенку организовать и планировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
- Активно начинает развиваться воображение.
Игры должны быть на бытовой и волшебный сюжеты. Это требует от ребенка активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не пытайтесь показывать иллюстрации к ним, пусть ребенок все это представляет.
- Эмоциональные реакции становятся более стабильными, уравновешенными.
Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив. В целом четырехлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
- Возрастает физическая выносливость.
- Сверстник становится интересен как партнер по игре.
Ребенок страдает, если с ним никто не хочет играть. Начинают появляться устойчивые игровые объединения.
- Недостатки воспитания оформляются в устойчивые неприятные черты характера.
Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступки ребенка, а не его личность в целом.
7) В конце нашей встречи мы хотели вам предложить «Памятку родителю от ребенка». Мы надеемся, что она поможет вам по - новому взглянуть на привычные вещи и, может быть, изменить свое отношение и поведение (Приложение 2).

Приложение 1.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Что такое «трудная ситуация»?

2. Укажите встречающиеся в жизни Вашего ребенка ситуации, трудные для него.

Приложение 2.
Памятка родителю от ребенка.
Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют то, насколько гармоничной будет жизнь вашего ребенка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями.
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас. Не бойтесь быть твердыми со мной. Это позволит мне определить свои границы в окружающем мире.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной, это приучит меня к тому, что считать нужно только с силой.
• Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я вас больше не люблю и прочее». Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что обидели меня.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле, ведь из-за этого я могу стать «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не отчитывайте и не ругайте меня в присутствии посторонних людей. Ваше замечание, если вы мне скажете все спокойно «с глазу на глаз», у меня вызовет больше внимания.
• Не сравнивайте меня с другими детьми, это сделает меня неуверенным в себе.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь мне читать наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, ведь только так приобретается жизненный опыт.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите не меня. Если вы будете это делать, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори, ведь болезни – это тоже язык, с помощью которого дети общаются со взрослыми. Постарайтесь правильно понять меня и уделить мне больше внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, если я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию другим способом, не всегда приемлемым.
• Никогда даже не намекайте мне, что вы совершенны и непогрешимы, ведь это стимулирует комплекс неполноценности.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас лишнего беспокойства. В противном случае я буду бояться еще больше.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения.
• Относитесь ко мне как к своему другу, и я отвечу вам взаимностью.
• И, кроме того, я вас так сильно люблю. Пожалуйста, не забывайте проявлять свою любовь почаще.

Список литературы:

1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. – 150 с., ил.
2. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/ Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.:ВАКО, 2011.- 256 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Ушинский К. Два упрямых козлика // Читаем детям. Книга для чтения в национальных детских садах РСФСР: Пособие для воспитателя/ Авт. – сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; Под ред. З.Г.Сахиповой. – Ил. худож. А.М. Гусарова. – Л.: Просвещение. Ленингр. Отд – ние, 1987. – 239 с.: ил.
Категория: Кружковая работа | Добавил: innochka38
Просмотров: 1169 | Загрузок: 413 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 zotova  
Работа не прошла тех экспертизу(загружена на сторонний сайт). К дальнейшему участию в конкурсе работа не допускается.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]