Главная » Файлы » Дошкольное образование » ИЗО |
Семейные обычаи на Руси
[ · Скачать удаленно (363 Кб) ] | 21.01.2013, 19:06 |
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Семейные обычаи на Руси". Цель: развитие художественно-творческих способностей и духовно-нравственных качеств личности ребенка в изобразительной деятельности. Задачи: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Совершенствовать умение использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: прямые и волнистые линии, листик, точки, елочка и т.д. Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору. Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр. Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, гуашь – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; салфетки. Содержание занятия: Дети входят в изостудию. Воспитатель: - Здравствуйте! Дети, а вы любите путешествовать? Дети: - Да. Воспитатель: - Я вас приглашаю совершить путешествие в прошлое. Воспитатель: - Проходите, гости дорогие. Дети куда вы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы? Дети: - В русской избе. Воспитатель: - А почему вы решили, что это изба? Дети: - Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда. Воспитатель: Вы совершенно правы, это русская изба. Раньше люди жили в деревянных домах, которые называли – избы. У них была посуда из дерева и глины. И одевались они вот в такие сарафаны (обратить внимание на наряд воспитателя), которые расшивали сами разными узорами. Воспитатель: показывает сундук. - Дети, а вы знаете что это? Дети: - Сундук. Воспитатель: - Для чего нужен сундук? Дети: - В нем хранили разные вещи. Воспитатель: показывает лапти. - Дети, а это что? Дети: - Лапти. Воспитатель: - А для чего нужны лапти? Дети: - Их одевали на ноги. Достает из колыбельки куклу. Воспитатель: - Дети, посмотрите, какой здесь малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Воспитатель: - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена? Дети предлагают имена, выбирают одно - Егорушка. Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Дети высказывают предположения. Воспитатель: - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Воспитатель: - Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки. Дети: - Уголек, зернышки, монетки. Воспитатель: - А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи? Дети: - Их клали, когда купали ребенка (если дети не знают ответа, помогает воспитатель). Воспитатель: - Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке. Воспитатель кладет уголек: Воспитатель: - Клали и приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу». Первый ребенок кладет зернышки. Воспитатель: - Будь всегда сыт. Второй ребенок кладет денежку. Воспитатель: - Будь всегда богат. Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу. Тили-тили-тили-тили Мы по воду ходили. Воды для Егорки - Полное ведерко. Мыли-мыли-мыли-мыли бело-набело отмыли Лишь головка одна Всё черным-черна! Дети вытирают куклу. Воспитатель: - Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? Дети: - Одевали. Воспитатель: - А одевали его в отцову рубашку. Чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Посмотрите, какая рубашка, какая она? Дети: - Красная, красивая, праздничная. Воспитатель: - Давайте и мы оденем Егорушку. Дети одевают куклу. Воспитатель: - Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. Воспитатель: - А теперь пора уложить Егорушку спать. Воспитатель: - А куда укладывали спать ребеночка? Дети: - В колыбельку. Воспитатель: - А что же такое колыбелька? Дети: - Это кроватка, куда клали малыша и качали. Воспитатель: - Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям колыбельку и укладывает куклу). Дети: - Деревянная, расписная. Воспитатель: - Вот и уснул наш Егорушка. Воспитатель: - Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Воспитатель: - Пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок? Дети высказывают предположения. Воспитатель: - Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег? Дети: - Это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Воспитатель: - Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы. Воспитатель: - Основа для нашего оберега готова. Нам нужно только правильно его украсить. Мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси? Дети: - Угольками. Перышками. Воспитатель: - Да, гусиными перышками. А узоры специальные, каждый что-то обозначает (показывает 1-2 образца и объясняет их значение, предлагает детям выбрать понравившийся). Дети, возьмите гусиные перышки и приступаем к работе. Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п. Воспитатель: - Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон». Ой, ребята, та-ра-ра На горе стоит гора А на той горе дубок А на дубе воронок Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед) В позолоченных серьгах (показывают серьги) Черный ворон на дубу (показывают крылья) Он играет во трубу (показывают игру на трубе) Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши) Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши) Да (поднимают и опускают руки) Воспитатель: - Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь. Дети: - Никогда не болей, будь здоров. - Расти сильным, крепким да удалым. - Слушай отца-батюшку да родную матушку. - Будь добр и пусть встречаются добрые люди. - Пусть живет-поживает, да добра наживает. Воспитатель: - Дети, а вам понравился день рождения Егорушки? А что вам больше всего запомнилось, понравилось? Ответы детей. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание. | |
Просмотров: 1765 | Загрузок: 525 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 4 | ||||
| ||||