Суббота, 16.12.2017, 00:41
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » ИЗО

Семейные обычаи на Руси
[ · Скачать удаленно (363 Кб) ] 21.01.2013, 19:06
Конспект занятия по изобразительной деятельности
для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Семейные обычаи на Руси".

Цель: развитие художественно-творческих способностей и духовно-нравственных качеств личности ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Совершенствовать умение использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: прямые и волнистые линии, листик, точки, елочка и т.д. Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, гуашь – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; салфетки.

Содержание занятия:
Дети входят в изостудию.
Воспитатель:
- Здравствуйте! Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Я вас приглашаю совершить путешествие в прошлое.
Воспитатель:
- Проходите, гости дорогие. Дети куда вы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети:
- В русской избе.
Воспитатель:
- А почему вы решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель: Вы совершенно правы, это русская изба. Раньше люди жили в деревянных домах, которые называли – избы. У них была посуда из дерева и глины. И одевались они вот в такие сарафаны (обратить внимание на наряд воспитателя), которые расшивали сами разными узорами.
Воспитатель: показывает сундук.
- Дети, а вы знаете что это?
Дети:
- Сундук.
Воспитатель:
- Для чего нужен сундук?
Дети:
- В нем хранили разные вещи.
Воспитатель: показывает лапти.
- Дети, а это что?
Дети:
- Лапти.
Воспитатель:
- А для чего нужны лапти?
Дети:
- Их одевали на ноги.
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, какой здесь малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно - Егорушка.
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет.
А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети:
- Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети:
- Их клали, когда купали ребенка (если дети не знают ответа, помогает воспитатель).
Воспитатель:
- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:
- Клали и приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель:
- Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель:
- Будь всегда богат.
Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Дети вытирают куклу.
Воспитатель:
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель:
- А одевали его в отцову рубашку. Чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
- Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
- Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель:
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
- А теперь пора уложить Егорушку спать.
Воспитатель:
- А куда укладывали спать ребеночка?
Дети:
- В колыбельку.
Воспитатель:
- А что же такое колыбелька?

Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:
- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям колыбельку и укладывает куклу).
Дети:
- Деревянная, расписная.
Воспитатель:
- Вот и уснул наш Егорушка.
Воспитатель:
- Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.
Воспитатель:
- Пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:
- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.
Воспитатель:
- Основа для нашего оберега готова. Нам нужно только правильно его украсить. Мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?
Дети:
- Угольками. Перышками.
Воспитатель:
- Да, гусиными перышками. А узоры специальные, каждый что-то обозначает (показывает 1-2 образца и объясняет их значение, предлагает детям выбрать понравившийся). Дети, возьмите гусиные перышки и приступаем к работе.
Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.
Воспитатель:
- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки)
Воспитатель:
- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель:
- Дети, а вам понравился день рождения Егорушки? А что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Ответы детей.
Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
Категория: ИЗО | Добавил: samololga
Просмотров: 1170 | Загрузок: 269 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4  
Ольга Петровна!

2  
Сообщите, пожалуйста, причину того, что работа не прошла тех. экспертизу

3  
Здравствуйте! Ваша работа отклонена, т.к.  загружена не на наш файлообменник, конспект не по форме. Ознакомьтесь с Положением Конкурса.

1  
Здравствуйте! Можно узнать причину того, что работа не прошла тех. экспертизу

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]