Вторник, 22.01.2019, 14:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » ИЗО

Художественно - творческий проект "Развитие партнерских отношений средствами художественного творчества старших дошкольников"
[ · Скачать удаленно (2.26 Mb) ] 25.09.2012, 11:30
Художественно - творческий проект
"Развитие партнерских отношений средствами художественного творчества старших дошкольников"
Актуальность проблемы:
Человек живет в социуме, является его неотъемлемой частью. От его контактности во многом зависит как он сможет самореализоваться , найти свое место в обществе, проявить свою индивидуальность, оказаться успешным и полезным для общества.
Дети, с разными характерами, склонностями, способностями и привычками, нередко испытывают проблемы в общении со сверстниками. Неумение понять, встать на позицию другого, принять и уважать интересы партнера, эгоцентризм не позволяют налаживать позитивные контакты.
Изобразительное творчество с его широкими психолого-педагогическими возможностями может являться одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
Тип проекта:
По виду деятельности: художественно-творческий
По срокам реализации: долгосрочный (9 месяцев)
По составу участников: групповой
Цель:
Сплочение детского коллектива, развитие индивидуальности каждого ребенка, успешная социализация, расширение и укрепление сотрудничества между педагогами и родителями.
В рамках технологии сотрудничества
Задачи:
Творческие:
1. Развитие творческих способностей детей: креативности мышления, воображения, фантазии.
Образовательные:
1. Овладение разными техниками и приемами в разных видах изобразительной деятельности.
2. Развитие специальных (художественных) умений.
Психологические:
1. Развитие тесных дружеских взаимоотношений в коллективе, умения договариваться, позитивно разрешать спорные ситуации.
2. Укрепление взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

Реализация проекта:
Для реализации проекта, в работу по изобразительной деятельности мы включили такие формы творческой работы как:
- коллективное творчество (групповая или большой подгруппой от 6 до 14 детей)
- работа в паре (2 ребенка)
- работа в малой подгруппе (3-4 ребенка)
- совместное творчество детей с родителями.

Развитие партнерских отношений.
Творческая работа в паре со сверстником:
1. Рисование «Прилетели птицы в сад»
2. Лепка из пластилина «Посуда для кукол»(миниатюра)
3. Декоративное рисование «Перчатки»
4. Аппликация «Сапожки»
5. Конструирование из бумаги «Зимующие птицы»
6. Декоративное рисование «Варежки»
7. Тестопластика на свободно выбранную тему.
8. Обрывная аппликация «Лес весной»
9. Коллаж с элементами оригами: «Домашние животные и птицы»
Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве заключается в выборе партнера для совместной работы, умении договариваться об общем фоне, рисунке, цветовой гамме и композиционном построении, в общении и совместных действиях, направленных на достижение общего результата, не мешая друг другу, а также в поисках компромиссных решений в случаях творческих разногласий. Если ребенку не хватает пары, его партнером становится педагог.
В графическом рисовании "Перчатки "помимо этого детям нужно определиться, кто будет обводить правую, а кто левую руку. Приветствуется взаимопомощь в паре (когда, например правше нужно обвести контур правой руки и ему сложно осуществить это действие левой рукой).
При декоративном рисовании «Варежки» дети обводили контур варежки, вырезали и разрисовывали шаблон каждый на своем листе. Но выбирать дизайн для пары и средства изображения нужно было совместно.
В конструировании также успешно реализуется партнерское взаимодействие. Так при изготовлении зимующих птиц для подвесного модуля в группу дети, разделившись на пары, определялись с выбором птицы, а затем сначала создавали каждый половину (одну сторону) птички, после этого склеивали обе половины в одну поделку.
При лепке в паре "Посуда для кукол "партнеры выбирают какой сервиз они будут лепить: чайный или кофейный, определяют цвета деталей изделий, по окончании работы размещают сервиз на одной салфетке.
В процессе лепки из теста дети попарно замешивают тесто и вместе выбирают тему для работы.
В ходе обрывной аппликации из бумаги «Лес весной» партнерам предстоит определиться с вариантом распределения трудовых действий: 1)один обрывает бумагу – другой наклеивает; 2)оба заготавливают детали, потом их располагают на работе; 3)один готовит часть деталей для определенной части композиции и сам их наклеивает, другой делает то же, но для других элементов аппликации. Если педагог не является членом пары, то может подключиться к той паре, которая работает медленнее других.
Работа над коллажем также предполагает выбор по договоренности: кого из домашних животных будут складывать из бумаги, как построят композицию, какие материалы будут использованы, а также распределение и порядок трудовых действий.
Рисование в паре "Прилетели птицы в сад":
КОНСПЕКТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Прилетели птицы в сад»
Программное содержание:
1. Обучение приему рисования птиц из формы «капля».
2. Развитие коммуникативных навыков при работе в паре:
Умения договариваться при выборе фона совместной работы, композиционном расположении деталей рисунка, его обрамлении.
3. Формирование представлений о цветосочетании: подбор цветовой гаммы в гармонии фона и деталей изображения.
4. Развитие творческих способностей и воспитание аккуратности в работе с красками.
Материал к занятию:
Листы бумаги Формат А-3, гуашь, кисти двух размеров, ватные палочки, стаканчики с водой, тряпочки, графитные карандаши для наброска, чучела птиц или игрушки, диск «Звуки природы» или другая аудиозапись голосов птиц.
Техника изображения:
Традиционное рисование кистью в сочетании с нетрадиционным тычком ватной палочкой.
Ход деятельности:
Воспитатель загадывает загадку: Острый носок,
Красивый голосок,
Сама невеличка,
Кто же это?. (Птичка)
После обсуждения, какие словак в загадке помогли в отгадывании, дети с воспитателем вспоминают строение тела птиц, чем они питаются и как красиво поют.
Вос-ль достает большой поднос на котором находятся муляжи и народные свистульки в форме птиц. Дети рассматривают их, при этом воспитатель обращает внимание детей на разный внешний вид птиц: одни в точности повторяют птиц в природе, другие – декоративные, ярко раскрашены, в соответствии с задумкой автора. Детям предлагается нарисовать любых птиц, но на одном листе со сверстником, так, чтобы каждой птичке хватило места на работе.
Вос-ль: «Чтоб рисование птиц не показалось вам очень трудным, давайте вспомним о формах-помощницах (круги, овалы, капля). Самая удобная форма для изображения птичек – капля. Во что можно превратить каплю? (лепесток цветка, лучик солнца, рыбку, уши зайца и т. п.) Я покажу вам на мольберте как с помощью капли нарисовать тело и крыло птицы» /показ/.
«Пририсовываем не сложные детали: полукруг головы, хвостик, клюв и лапки и ваша птичка готова.
Прежде, чем приступить к работе вам необходимо выбрать себе партнера и договориться с ним о том, кто где на листе будет рисовать птицу. » (Если ребенку не хватило пары, воспитатель может рисовать вместе с ним.)
После того, как дети сделали набросок в карандаше, вос-ль предлагает отдохнуть и поиграть в птиц:
Физминутка «Птицы»
Птицы летят (дети бегут по кругу, взмахивая
Крыльями машут руками)
На веточку сели (присели на корточки)
Головой повертели (крутят головой влево и вправо)
По дорожке поскакали (прыжки на двух ногах)
Зерна в поле поклевали (присесть и руками по полу)
Дальше полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)
И на место сели (садятся на места)
Вос-ль предлагает детям обсудить и выбрать фон для своего рисунка и напоминает, что для покрытия большого пространства удобнее использовать толстые кисти.
Как только дети приступили к тонированию фона воспитатель включает аудиозапись с голосами птиц и дети продолжают работу под пение птиц.
Во время высыхания фона рисунка воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:
Пальцы – дружная семья (Сжимаем и разжимаем пальцы
Друг без друга им нельзя одновременно)
Мы рога козы покажем (указательными пальцами)
И рога оленя даже (руки скрестить над головой)
И про зайку не забудем (попеременно кистями рук
Ушками водить мы будем движение вперед, назад)
Чтобы четко говорить (поочередно соединяем
Надо с пальцами дружить все пальцы с большим)
Далее дети раскрашивают своих птиц. При этом воспитатель просит их обратить внимание на то, что цвет фона не должен совпадать с цветом изображения, иначе оно станет плохо различимым.
Затем дети рисуют ветви ягодных кустарников или деревьев на которых сидят птицы.
После этого воспитатель предлагает детям украсить своих птичек и напоминает, что это можно сделать не только кистью, но и с помощью ватной палочки. Также тычкованием палочкой можно нарисовать и ягоды.
По окончании работы дети раскладывают работы на «выставку», обсуждают и оценивают их. Педагог, подводя итог деятельности, хвалит детей не только за красивые рисунки, но также отмечает успешное партнерство.

Творческий труд в малой подгруппе:
1. Айрис-фолдинг «Осенние листья»
2. Мозаика из пластилина «Цыпленок»
3. Аппликация из полосок, сложенных формой «капля»(«петля») на свободную тему
4. Эпифильм (коллаж из журнальных вырезок) на свободно выбранную тему
Работая в малой подгруппе (3-4 ребенка) детям нужно не только договориться о цветовой гамме работы, выбрать материалы и инструменты, распределить трудовые действия, создать композицию, а также удобно распределиться за столом, не мешая друг другу, но имея возможность взаимодействовать с партнерами.
В процессе изготовления листьев Айрис-фолдингом дети сначала вырезали и складывали полоски в позиции «рядом», а наклеивали их (почти все подгруппы) одновременно каждый свой цвет в выбранном месте на работе.
Таким же образом проходила аппликативная творческая работа из полосок, сложенных «каплей»
В ходе мозаики часть детей сначала заготавливала детали мозаики (скатывали маленькие шарики) и лишь после этого заполняли контур изображения, другие дети скатывали небольшое количество шариков и сразу располагали их на работе, а одна подгруппа разделила поделку по цветовой гамме и каждый ребенок заполняя свой кусочек сам варьировал порядок действий. Педагог может подключиться к одной из подгрупп, а может помочь в изготовлении деталей тем, у кого низкий темп работы.
В процессе создания эпифильма все дети каждой группы коллективно решали какую тему выберут и подбирали картинки в журналах, а при отсутствии таковых выбирали расцветку из которой можно вырезать желаемого персонажа. Педагог тесно сотрудничает с детьми, помогая при необходимости сделать контур задуманного образа или найти подходящее цветосочетание.

Коллективное творчество:
1. Конструирование из природного материала «Лес полон сказок и чулес»
2. Рисование «Золотая хохлома»
3. Тестопластика «Герои любимых сказок»
4. Изготовление театра на палочках
5. Аппликация с элементами конструирования «Букет а вазе»
6. Рисование «Путешествие в Египет. Кошки – священное животное Древнего Египта»
7. Стенгазета (ОБЖ) «Чтоб елка новогодняя лишь радость принесла»
8. Лепка (барельеф) «Дикие животные и их детеныши»
9. Конструирование подвесного модуля «Прилетели ласточки»
10. Изготовление книги иллюстраций к сказке К.И. Чуковского «Телефон»
11. Аппликация «Поздравляем мамочек любимых»
12. Конструирование «Цветущая ветка»
13. Лепка на плоскости (барельеф) «Лукоморье»
В коллективном творчестве каждый ребенок чувствует себя равным участником общего дело, осознает значимость своего личного вклада в коллективную работу, а также учиться работать сообща, договариваться со сверстниками, помогать товарищам, испытывать радость за общий успех.
Совместное творчество детей и родителей:
1.Выставка совместного творчества детей с родителями «Дары осени»
2. Мастер-класс для детей и родителей «Лебеди»
3. Выставка новогодних поделок «Зеленая красавица»
4. Совместное творческая работы детей и родителей: мини-стенгазеты «Любимый город мой»
5. Создание коллективной книги к юбилею К.И.Чуковского «Любимые сказки Чуковского»
6. Мастер-класс для детей и родителей «Лето»
В рисовании в ладонной технике "Лебеди " и рисовании нетрадиционными способами (мятой бумагой в совокупности с монотипией и объемной аппликацией) «Лето» партнерами выступают взрослый с ребенком. Педагог сначала взаимодействует с одним из родителей при показе «Театра Теней», а потом, как получилось в нашем случае, может стать партнером одному из детей (в случае отсутствия родителя).

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:
РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ ВМЕСТЕ «ЛЕБЕДИ»
Программное содержание:
1. Укрепление сотрудничества между детским садом и семьей.
2. Обучение родителей совместной продуктивной деятельности с ребенком.
3Совершенствование коммуникативных навыков всех участников мероприятия.
4. Развитие интереса к разным видам художественной деятельности (музыкальной и изобразительной) .
5. Создание психологически комфортной эмоциональной атмосферы пребывания в ДОУ всех участников педпроцесса.
6. Развитие творческих способностей детей и родителей.
Материал для творчества:
В группе на столах разложены листы цветной бумаги, пальчиковые краски или гуашь, стаканчики с водой, влажные салфетки, бросовый материал (бусины, пуговицы, макаронные изделия и др., клей; натянутое на рейки полотно и настольная лампа (для теневого театра, CD или аудиозапись балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Ход деятельности:
После приветствия педагог с одной из мам показывают Театр теней руками под аудиозапись отрывка из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро», изображая танцующих лебедей. По окончании идет коллективное обсуждение увиденного, в котором принимают участие как дети, так и взрослые по вопросам типа: *кого увидели в мини-спектакле?
*где по вашему мнению происходило действие?
*что делали лебеди?
*какие чувства вызвали происходящее на экране в сочетании с музыкой?
*с помощью каких средств артисты изобразили танец лебедей?
«Действительно, человеческие руки способны на очень многое. Сколько прекрасных произведений искусства создано руками людей. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать прекрасных лебедей нашими ладошками. Но сначала давайте подготовим наши руки к работе – сделаем массаж пальцев рук» : поглаживающие движения от кончиков до основания пальцев, затем разминание подушечек пальцев поочередно, в заключении сжимание и разжимание пальцев. «Теперь наши ручки готовы трудиться».
«Давайте вместе рассмотрим этих величественных птиц /иллюстрации с изображением лебедей/. Помогите мне, ребята, описать их внешний вид». После коллективного описание лебедя детьми, воспитатель предлагает сравнить по размеру ладонь взрослого с ладошкой ребенка и обращает внимание участников на то, что на каждом рисунке получится лебедь с лебеденком. Затем родители с детьми выбирают себе понравившийся фон для работы. Воспитатель объясняет с показом, как получить изображение туловища лебедя: «Набираем на губку краску и покрываем ей всю ладошку, затем, отделив большой палец от остальных (это будет лебединая шея, плотно прикладываем ладонь к бумаге, делая оттиск. После этого указательным пальцем дорисовываем изгиб шеи и голову. Потом, окунув кончик мизинца в черную или синюю краску, печатаем глаз и, обмакнув кончик мизинца с боковой части в красную краску, делаем клювики». В процессе работы участники пользуются влажными салфетками.
Педагог предлагает вымыть руки и поиграть в игру «Лебеди» (речь с движением) :
Лебеди летят, /Бежим по кругу на носочках и машем
Крыльями машут /руками/
Наклонились над водой, /Наклон вперед и качание головой
Покачали головой. /вниз-вверх/
Вспорхнули, полетели /Бежим по кругу и машем руками/
И на воду присели. /Присесть на одно колено.
Воспитатель приглашает всех вернуться за столы и украсить свои рисунки с помощью дорисовывания каких-либо элементов красками, или путем наклеивания деталей из разных материалов (например: перышко на место крыла, пуговицами выложить рамку и т. п., проявив свое творчество.
По окончании деятельности работы составляются в «Лебединое озеро» и рассматриваются под сопровождение аудиозаписи (или СD) отрывка из произведения П. И. Чайковского.

Любимое время года- лето. Рисуем вместе с мамой.
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
«Рисуем вместе с мамой»
Тема: «Любимое время года – лето»
Программное содержание:
1. Обучение родителей изготовлению совместной работы с ребенком.
2. Укрепление контактов, расширение сотрудничества детского сада и семьи.
3. Раскрытие и развитие творческого потенциала детей и родителей.
4. Знакомство с нетрадиционными техниками изображения: монотипией, объемной аппликации из мятой бумаги, рисование мятой бумагой.
Организация мероприятия:
В группе расставлены столы на каждую пару мама – ребенок. На столах : листы бумаги (А-3, гуашь, листы тонкой бумаги, баночка с водой, кисти, цветная бумага, фломастеры, мольберт для педагога (вос-ль может выполнять работу с одним из детей) .
ПЛАН-КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Воспитатель предлагает послушать, как представлено лето в поэзии и читает отрывки из стихов С. Будковой, В. Рождественского и Г. Беляковой:
«Чуть калитка приоткрылась –
Лето в гости к нам явилось!
Неся радость за оконцем –
Улыбнулось ярким солнцем… »
«Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень. »
«… Все кузнечики, жучки,
Бабочки и паучки…
Отражается в росе
Лето в сказочной красе! »
2. Педагог приглашает участников изобразить такое лето на бумаге, начав с ветки сирени. Для рисования сирени предлагается использовать бумагу, которую дети сминают, окунают в приготовленную родителями краску на палитре и делают отпечатки на листе (под руководством взрослых.)
/Воспитатель с одним из детей работают у мольберта/
3. Далее родители рисуют контур листьев сирени, а дети их закрашивают.
4. Затем взрослые берут отдельный лист бумаги, сгибают его пополам. Вместе с детьми, на одну половину листа накладывают краску и, накрыв, второй половиной получают цветную бабочку (прием монотипии).
5. Пока родители вырезают бабочку, воспитатель проводит для детей физминутку «Бабочки»:
В ясный солнечный денек (руками рисуем большой круг)
Села бабочка на цветок. (приседаем на корточки)
Там пыльцы насобирала (имитируем сбор, как собираем ягоды)
Крылышками замахала, (машем руками)
Над полянкой полетела, (легкий бег на носочках)
На другой цветочек села. (приседаем на корточки)
6. Дети возвращаются к родителям и приклеивают на сирень бабочку.
7. Затем педагог предлагает дополнить работу жучком из цветной бумаги, путем сминания бумаги и формирования из нее шарообразной формы божьей коровки или другого жучка (мамы помогают детям). Жучок также приклеивается на ветку сирени.
8. Воспитатель проводит пальчиковую игру для детей и взрослых (по желанию) «Божья коровка»:
Божья коровка, (прижать друг к другу сжатые кулачки)
Черная головка! (соединить пальцы в «замочек»)
Улети на небо , (раскрыть ладони)
Принеси нам хлеба: («лепим пирожки»)
Черного и белого, (поочередно разводим руки в стороны)
Только не горелого. (повороты головой из стороны в сторону)
9. Дорисовка деталей изображения фломастерами.
10. Раскладывание и рассматривание работ.


11. Все участники приглашаются на веселый хоровод : «Вот оно какое наше лето» (Ю. Энтин, Е. Крылатский)

Результатом проектной деятельности стало создание доброжелательной,
дружеской атмосферы в группе, тесного сотрудничества между всеми участниками педпроцесса, включая родителей. взаимопонимания между детьми и взрослыми, где каждый испытывает радость от общения.
В ходе проекта было выявлено, что наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако, эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместной творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими видами деятельностями и образовательными областями.
Категория: ИЗО | Добавил: lena71
Просмотров: 2206 | Загрузок: 325 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]